Методические рекомендации
Ч то з н а ч ит Быть взрослым?
8 - 9 к л а с с ы
Высокие нравственные идеалы
14 октября 2024 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме
«ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ?»
Цели занятия. Формирование у обучающихся представлений о взрослости, о характеристиках взрослого человека, о взаимосвязи между понятиями «взросление» и «ответственность», о различиях между «внешней взрослостью» и «психологической зрелостью».
Формирование у обучающихся понимания, что качества и навыки взрослого человека не появляются мгновенно, а формируются постепенно на протяжении всего процесса взросления.
Ценности: высокие нравственные идеалы.
Основные смыслы. Взрослость не определяется только возрастными рамками. Быть взрослым – это нести ответственность за свои решения, действия и их последствия, нести ответственность за свою семью и свою страну.
Отличительные черты взрослого человека – самостоятельность как возможность определять направления своих действий, эмоциональная зрелость как способность контролировать свои эмоции и состояния, не бояться ошибаться и признавать свои ошибки.
Ключевые характеристики взрослости – активная жизненная позиция, финансовая самостоятельность, созидательный труд, умение жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества, умение
противостоять жизненным трудностям.
Взрослыми становятся постепенно, качества и навыки, необходимые для взрослой жизни, можно и нужно развивать ещё будучи детьми.
Партнер занятия: ФГБОУ ВО «Московский государственный
психолого-педагогический университет» - https://mgppu.r u/
Продолжительность занятия: 30 минут
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение; занятие включает
просмотр видеоматериалов.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- видеоролики,
- презентация.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Полины Айнутдиновой.
В мотивационной части занятия учителю важно заинтересовать
обучающихся темой, повысить их вовлеченность и готовность активно участвовать в ее обсуждении. Для этого можно задать обучающимся вопросы о том, каким им видится взрослый мир и почему дети часто хотят стать
взрослыми. Это поможет ученикам задуматься о причинах своего желания
стать взрослыми и критически оценить свои представления о взрослом мире.
Д а л е е ш к ол ь ни к а м п р е д л а г ае т с я и г р о в о е з а д а ни е « К о г д а я с т а н у взрослым», в котором показаны типичные представления детей о взрослой жизни. Обсудив эти представления с ребятами, учитель противопоставляет ожидания и фантазии реальным примерам из взрослой жизни. Это помогает понять, что многие из детских мечтаний не соответствуют действительности.
Важно обратить внимание обучающихся на возможности взрослого человека:
- принимать собственные решения и контролировать свою жизнь;
- в ы б и р а т ь п р о ф есс и ю и с т р о и т ь к а р ь е р у в с оо т в е т с т в и и с собственными интересами и целями;
- создавать крепкую и счастливую семью;
- путешествовать и исследовать мир;
- помогать исполнять мечты других людей;
- участвовать в развитии своего села, города, своей страны.
При обсуждении преимуществ взрослой жизни необходимо подчеркнуть положительные аспекты взросления и акцентировать внимание учеников на том, что в жизни взрослого человека важны как свобода, так и ответственность.
Часть 2. Основная.
В начале основной части занятия обучающимся предлагается обсудить вопросы ответственности и взаимоотношений между людьми на примере
цитаты из книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в
ответе за тех, кого приручили». Учитель спрашивает у учеников, как они понимают эту фразу, и предлагает заменить слово «в ответе» на другое слово или словосочетание, которое могло бы отразить суть ответственности, например, «отвечаем», « ответственны», «должны заботиться», «обязаны защищать» и пр.
Далее учитель организует обсуждение связи между понятиями
«взрослость» и «ответственность». Подводя итоги обсуждения о том, что значит быть ответственным и как это качество проявляется во взрослой жизни, важно подчеркнуть, что ответственность связана с выполнением обязательств, пониманием последствий своих действий и готовностью отвечать за них.
Следует также обсудить с ребятами вопросы о том, можно ли точно назвать тот возраст, когда человек становится взрослым; какие качества необходимы человеку для того, чтобы считаться взрослым.
Говоря об ответственности, следует обратить внимание обучающихся на
то, что они уже сейчас должны нести ответственность за свои поступки, а также на то, как проявляется их самостоятельность в различных сферах жизни. Эта беседа поможет ребятам понять, что взросление – это постепенный процесс, что для успешной адаптации ко взрослой жизни необходимо развивать в себе определенные личностные качества.
Для обсуждения перехода от детства к взрослости учитель может привести аналогию с путешествием на поезде, где станции символизируют разные этапы жизни. Акцент необходимо сделать на возможных трудностях на пути взросления и подчеркнуть важность поддержки близких людей.
Учителю важно помочь обучающимся понять свои ценности и
приоритеты, а также подчеркнуть необходимость управления эмоциями и достижения внутренней гармонии. Обучающиеся должны прийти к выводу, что процесс взросления индивидуален и может занять разное время.
Далее учитель демонстрирует видеообращение известного российского
шеф-повара, ресторатора и телеведущего Константина Ивлева.
На примере «Притчи о гибкости», которую учитель демонстрирует ученикам в видеоформате, важно помочь ребятам понять, что взросление — это сложный и многогранный процесс, в котором человек сталкивается с
различными внутренними конфликтами и эмоциями. В детстве у человека есть
только желание («Хочу!»), но по мере взросления добавляются: долг («Надо!»), сомнение («А надо ли?»), страх («Не делай, не надо!»), уверенность («Ты можешь! Давай!»), вредность («Не так! Наоборот!»), лень («Завтра, потом!»). Все эти качества и эмоции борются внутри человека, создавая хаос. По мере взросления к человеку приходит понимание, что все эти качества и эмоции являются частью личности, а мудрость и гибкость – это ключ к умению управлять ими и находить между ними баланс. Смысл этой притчи необходимо обязательно обсудить с обучающимися, помогая им прийти к нужным выводам. Учитель помогает обобщить прозвучавшие высказывания и озвучить вывод.
Часть 3. Заключительная.
В заключительной части занятия следует обсудить с ребятами различные аспекты взросления и навыки, необходимые для успешного перехода во взрослую жизнь. Учитель предлагает представить, что существуют специальные вузы, где готовят ко взрослой жизни, и просит учеников придумать возможные факультеты и курсы, на которых можно было бы получить «зачет» по взрослению.
Также следует обсудить связь между детством и взрослостью и выявить те качества детей, которые могут помочь во взрослой жизни. На примере цитаты из детской песни о неразлучных друзьях – детях и взрослых, учитель предлагает ребятам обсудить, как эти две стадии жизни (детство и взрослость) связаны между собой и какие детские качества могут быть полезны во взрослой жизни. Результатом обсуждения может стать вывод о том, что такие свойственные детям качества, как любопытство, воображение, открытость, быстрое обучение, могут стать мощными ресурсами во взрослой жизни, помогая преодолевать трудности и достигать успеха.
ПОСТРАЗГОВОР
Участие в мероприятиях, в которых обучающиеся могут взять на себя роль организаторов; участие в реальных проектах (благотворительные акции, волонтерские программы, экологические инициативы).
Проведение встреч с приглашенными спикерами — предпринимателями, финансовыми консультантами, в том числе из числа родителей, которые помогут школьникам узнать об основах финансовой самостоятельности.
Виртуальные и реальные экскурсии в организации, где можно
с профессиями, требующими высокой степени например, пожарные станции, больницы, социальные наглядно увидеть, как ответственность проявляется в
познакомиться о т в е т с т в е нн о с т и , службы, чтобы профессии.
Изучение биографий известных людей, которые своим примером
демонстрируют важность ответственности и активной жизненной позиции.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Обществознание. Темы «Социальная роль личности. Ответственность и
свобода. Финансовая грамотность».
Литература. Л.Н. Толстой «Отрочество», Д.И. Фонвизин «Недоросль», И.С. Шмелёв «Лето господне», В. Тендряков «Ночь после выпуска», А. де
Сент Экзюпериа «Маленький принц», В. Астафьев «Васюткино озеро» и др.,
Б. Екимов. «Живая душа».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Материалы Института воспитания «Что значит быть взрослым?», книги, мультфильмы и фильмы (методические рекомендации по совместному прочтению и просмотру). https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn-- p1ai/upload/iblock/863/h4wm882a70lvg0idzodcrtamaynz12c7.pdf
Художественные фильмы «Доживём до понедельника», «Чучело»,
«Республика ШКИД», «Ключ без права передачи» и др.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность и уважение к родителям и старшим за их опыт и
поддержку на пути к взрослости.