СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

14 октября 2024 г. Разговоры о важном. Что значит быть взрослым. Методические рекомендации . 8-9 классы.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/109/

Просмотр содержимого документа
«14 октября 2024 г. Разговоры о важном. Что значит быть взрослым. Методические рекомендации . 8-9 классы.»

Методические  рекомендации Ч то  з н а ч ит  Быть  взрослым? 8 - 9  к л а с с ы Высокие  нравственные идеалы 14  октября 2024  г.

Методические рекомендации

Ч то з н а ч ит Быть взрослым?

8 - 9 к л а с с ы

Высокие нравственные идеалы

14 октября 2024 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8-9 классов по теме

«ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ?»

Цели занятия. Формирование у обучающихся представлений о взрослости, о характеристиках взрослого человека, о взаимосвязи между понятиями «взросление» и «ответственность», о различиях между «внешней взрослостью» и «психологической зрелостью».

Формирование у обучающихся понимания, что качества и навыки взрослого человека не появляются мгновенно, а формируются постепенно на протяжении всего процесса взросления.

Ценности: высокие нравственные идеалы.

Основные смыслы. Взрослость не определяется только возрастными рамками. Быть взрослым – это нести ответственность за свои решения, действия и их последствия, нести ответственность за свою семью и свою страну.

Отличительные черты взрослого человека – самостоятельность как возможность определять направления своих действий, эмоциональная зрелость как способность контролировать свои эмоции и состояния, не бояться ошибаться и признавать свои ошибки.

Ключевые характеристики взрослости – активная жизненная позиция, финансовая самостоятельность, созидательный труд, умение жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества, умение

противостоять жизненным трудностям.

Взрослыми становятся постепенно, качества и навыки, необходимые для взрослой жизни, можно и нужно развивать ещё будучи детьми.

Партнер занятия: ФГБОУ ВО «Московский государственный

психолого-педагогический университет» - https://mgppu.r u/

Продолжительность занятия: 30 минут

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение; занятие включает

просмотр видеоматериалов.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоролики,
  • презентация.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Полины Айнутдиновой.

В мотивационной части занятия учителю важно заинтересовать

обучающихся темой, повысить их вовлеченность и готовность активно участвовать в ее обсуждении. Для этого можно задать обучающимся вопросы о том, каким им видится взрослый мир и почему дети часто хотят стать

взрослыми. Это поможет ученикам задуматься о причинах своего желания

стать взрослыми и критически оценить свои представления о взрослом мире.

Д а л е е ш к ол ь ни к а м п р е д л а г ае т с я и г р о в о е з а д а ни е « К о г д а я с т а н у взрослым», в котором показаны типичные представления детей о взрослой жизни. Обсудив эти представления с ребятами, учитель противопоставляет ожидания и фантазии реальным примерам из взрослой жизни. Это помогает понять, что многие из детских мечтаний не соответствуют действительности.

Важно обратить внимание обучающихся на возможности взрослого человека:

  • принимать собственные решения и контролировать свою жизнь;
  • в ы б и р а т ь п р о ф есс и ю и с т р о и т ь к а р ь е р у в с оо т в е т с т в и и с собственными интересами и целями;
  • создавать крепкую и счастливую семью;
  • путешествовать и исследовать мир;
  • помогать исполнять мечты других людей;
  • участвовать в развитии своего села, города, своей страны.

При обсуждении преимуществ взрослой жизни необходимо подчеркнуть положительные аспекты взросления и акцентировать внимание учеников на том, что в жизни взрослого человека важны как свобода, так и ответственность.

Часть 2. Основная.

В начале основной части занятия обучающимся предлагается обсудить вопросы ответственности и взаимоотношений между людьми на примере

цитаты из книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в

ответе за тех, кого приручили». Учитель спрашивает у учеников, как они понимают эту фразу, и предлагает заменить слово «в ответе» на другое слово или словосочетание, которое могло бы отразить суть ответственности, например, «отвечаем», « ответственны», «должны заботиться», «обязаны защищать» и пр.

Далее учитель организует обсуждение связи между понятиями

«взрослость» и «ответственность». Подводя итоги обсуждения о том, что значит быть ответственным и как это качество проявляется во взрослой жизни, важно подчеркнуть, что ответственность связана с выполнением обязательств, пониманием последствий своих действий и готовностью отвечать за них.

Следует также обсудить с ребятами вопросы о том, можно ли точно назвать тот возраст, когда человек становится взрослым; какие качества необходимы человеку для того, чтобы считаться взрослым.

Говоря об ответственности, следует обратить внимание обучающихся на

то, что они уже сейчас должны нести ответственность за свои поступки, а также на то, как проявляется их самостоятельность в различных сферах жизни. Эта беседа поможет ребятам понять, что взросление – это постепенный процесс, что для успешной адаптации ко взрослой жизни необходимо развивать в себе определенные личностные качества.

Для обсуждения перехода от детства к взрослости учитель может привести аналогию с путешествием на поезде, где станции символизируют разные этапы жизни. Акцент необходимо сделать на возможных трудностях на пути взросления и подчеркнуть важность поддержки близких людей.

Учителю важно помочь обучающимся понять свои ценности и

приоритеты, а также подчеркнуть необходимость управления эмоциями и достижения внутренней гармонии. Обучающиеся должны прийти к выводу, что процесс взросления индивидуален и может занять разное время.

Далее учитель демонстрирует видеообращение известного российского

шеф-повара, ресторатора и телеведущего Константина Ивлева.

На примере «Притчи о гибкости», которую учитель демонстрирует ученикам в видеоформате, важно помочь ребятам понять, что взросление — это сложный и многогранный процесс, в котором человек сталкивается с

различными внутренними конфликтами и эмоциями. В детстве у человека есть

только желание («Хочу!»), но по мере взросления добавляются: долг («Надо!»), сомнение («А надо ли?»), страх («Не делай, не надо!»), уверенность («Ты можешь! Давай!»), вредность («Не так! Наоборот!»), лень («Завтра, потом!»). Все эти качества и эмоции борются внутри человека, создавая хаос. По мере взросления к человеку приходит понимание, что все эти качества и эмоции являются частью личности, а мудрость и гибкость – это ключ к умению управлять ими и находить между ними баланс. Смысл этой притчи необходимо обязательно обсудить с обучающимися, помогая им прийти к нужным выводам. Учитель помогает обобщить прозвучавшие высказывания и озвучить вывод.

Часть 3. Заключительная.

В заключительной части занятия следует обсудить с ребятами различные аспекты взросления и навыки, необходимые для успешного перехода во взрослую жизнь. Учитель предлагает представить, что существуют специальные вузы, где готовят ко взрослой жизни, и просит учеников придумать возможные факультеты и курсы, на которых можно было бы получить «зачет» по взрослению.

Также следует обсудить связь между детством и взрослостью и выявить те качества детей, которые могут помочь во взрослой жизни. На примере цитаты из детской песни о неразлучных друзьях – детях и взрослых, учитель предлагает ребятам обсудить, как эти две стадии жизни (детство и взрослость) связаны между собой и какие детские качества могут быть полезны во взрослой жизни. Результатом обсуждения может стать вывод о том, что такие свойственные детям качества, как любопытство, воображение, открытость, быстрое обучение, могут стать мощными ресурсами во взрослой жизни, помогая преодолевать трудности и достигать успеха.

ПОСТРАЗГОВОР

Участие в мероприятиях, в которых обучающиеся могут взять на себя роль организаторов; участие в реальных проектах (благотворительные акции, волонтерские программы, экологические инициативы).

Проведение встреч с приглашенными спикерами — предпринимателями, финансовыми консультантами, в том числе из числа родителей, которые помогут школьникам узнать об основах финансовой самостоятельности.

Виртуальные и реальные экскурсии в организации, где можно

с профессиями, требующими высокой степени например, пожарные станции, больницы, социальные наглядно увидеть, как ответственность проявляется в

познакомиться о т в е т с т в е нн о с т и , службы, чтобы профессии.

Изучение биографий известных людей, которые своим примером

демонстрируют важность ответственности и активной жизненной позиции.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Обществознание. Темы «Социальная роль личности. Ответственность и

свобода. Финансовая грамотность».

Литература. Л.Н. Толстой «Отрочество», Д.И. Фонвизин «Недоросль», И.С. Шмелёв «Лето господне», В. Тендряков «Ночь после выпуска», А. де

Сент Экзюпериа «Маленький принц», В. Астафьев «Васюткино озеро» и др.,

Б. Екимов. «Живая душа».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ Материалы  Института воспитания  «Что  значит  быть  взрослым?»,  книги,  мультфильмы  и фильмы  (методические  рекомендации  по  совместному  прочтению  и  просмотру).  https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--  p1ai/upload/iblock/863/h4wm882a70lvg0idzodcrtamaynz12c7.pdf Художественные  фильмы  «Доживём  до  понедельника»,  «Чучело», «Республика  ШКИД», «Ключ  без  права  передачи»  и др. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ  ЛИНИИ Благодарность  и  уважение  к  родителям  и  старшим за  их  опыт  и поддержку  на  пути  к  взрослости.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Материалы Института воспитания «Что значит быть взрослым?», книги, мультфильмы и фильмы (методические рекомендации по совместному прочтению и просмотру). https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn-- p1ai/upload/iblock/863/h4wm882a70lvg0idzodcrtamaynz12c7.pdf

Художественные фильмы «Доживём до понедельника», «Чучело»,

«Республика ШКИД», «Ключ без права передачи» и др.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность и уважение к родителям и старшим за их опыт и

поддержку на пути к взрослости.