СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

14 октября 2024 г. Разговоры о важном. Что значит быть взрослым. Методические рекомендации. 5-7 классы.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://razgovor.edsoo.ru/topic/109/

Просмотр содержимого документа
«14 октября 2024 г. Разговоры о важном. Что значит быть взрослым. Методические рекомендации. 5-7 классы.»

Методические  рекомендации Ч то  з н а ч ит  Быть  взрослым? 5 - 7  к л а с с ы Высокие  нравственные идеалы 14  октября  2024  г.

Методические рекомендации

Ч то з н а ч ит Быть взрослым?

5 - 7 к л а с с ы

Высокие нравственные идеалы

14 октября 2024 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ?»

Цели занятия. Формирование у обучающихся представлений о взрослости, о характеристиках взрослого человека, о взаимосвязи между понятиями «взросление» и «ответственность».

Формирование у обучающихся понимания, что качества и навыки

взрослого человека не появляются внезапно, а формируются постепенно на

протяжении всего процесса взросления.

Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы

Основные смыслы. Взрослость не определяется только возрастными рамками. Быть взрослым – это нести ответственность за свои решения, действия и их последствия, нести ответственность за свою семью и свою страну.

Отличительные черты взрослого человека – самостоятельность как возможность определять направления своих действий, эмоциональная зрелость как способность контролировать свои эмоции и состояния, не бояться ошибаться и признавать свои ошибки.

Активная жизненная позиция, финансовая самостоятельность, созидательный труд, умение жить в соответствии с духовно-нравственными ценностями общества, умение противостоять жизненным трудностям – ключевые характеристики взрослости.

Взрослыми становятся постепенно, качества и навыки, необходимые для

взрослой жизни, можно и нужно развивать еще будучи детьми.

Продолжительность занятия: 30 минут

Партнер занятия: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» - https://mgppu.r u/

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах.

занятие включает просмотр видеоматериалов.

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоролики,
  • презентация.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель организует просмотр видео анонса занятия от Полины

Айнутдиновой.

С целью подготовки обучающихся к последующему обсуждению темы занятия учитель организует беседу, направленную на раскрытие характеристик взрослости, способствует активному вовлечению школьников

в обсуждение, организует обмен мнениями.

Далее учитель предлагает ребятам выполнить интерактивное задание, ориентированное на оценку поступков ребенка 6 лет и подростка 14 лет. Данное задание не только способствует раскрытию основных смыслов занятия, но и направлено на развитие аналитических навыков, сопоставление фактов и формирование умения делать выводы.

Подводя итоги обсуждения, учитель акцентирует внимание обучающихся на таких качествах взрослого человека, как ответственность, самостоятельность, проявление заботы о своей семье.

Часть 2. Основная.

Продолжая тему ответственности, как важнейшего признака взрослости, учитель демонстрирует школьникам выпуск юмористического киножурнала для детей «Ералаш» «Путевка в жизнь». В ходе обсуждения сюжета учитель ориентирует учеников на анализ собственных поступков, связанных с проявлением ответственности и принятием взвешенных решений.

После организованной беседы учитель переходит к характеристике конкретных примеров с целью отработки у обучающихся навыков анализа своих действий. Учитель задает обучающимся вопросы на оценку личностной

ответственности, а также вопросы о проявлении самостоятельности дома, в

учебе и в принятии решений.

Для иллюстрации процесса взросления человека и изменения его отношения к реакции родителей на его поступки. Обучающимся предлагается выполнить задание на сравнительный анализ двух ситуаций, происходящих с человеком в разном возрасте, общим для этих ситуаций является значимость реакции родителей на его поведение:

Р е б ен о к по л у ч и л д в ой к у , ег о м ы с л и « Г л а в н о е , ч т о б ы б ы м а м а н е узн а л а д о дня рождения…»

Молодой человек держит путевку на море с надписью «Лучшей маме на свете!», его мысли «Главное, чтобы бы мама не узнала до дня рождения……»

В результате сопоставления ребята самостоятельно или с помощью учителя должны сделать вывод, что взросление не происходит мгновенно, это постепенный процесс, который включает в себя множество этапов. Шаг за шагом человек учится быть ответственным, учится заботиться о семье, о близких людях, о своей стране. Взрослея, человек приобретает навыки принятия решений, учится делать выбор и брать на себя ответственность за последствия своих действий.

Для иллюстрации понятий, связанных со взрослением, таких как терпение, поддержка, понимание, забота, ответственность, желание познавать что-то новое, приобретать новые навыки, готовность признавать свои ошибки и учиться на них, учитель демонстрирует фрагмент из мультипликационного фильма «Просто о важном. Про Миру и Гошу. Ошибаться не страшно». В ходе просмотра обучающиеся должны выявить качества взрослого человека, проявленные в поведении папы и мамы, в их реакции на неудачный опыт приготовления блинов детьми и сделать выводы:

  • не надо бояться совершать ошибки;
  • поддержка и понимание со стороны близких людей помогают

справиться с неудачами и двигаться дальше;

  • процесс взросления каждый проходит по-своему и это требует

терпения и понимания;

  • готовность нести ответственность за свои поступки и желание их исправить делает человека сильнее и увереннее в себе;
  • важно извлекать уроки из своих ошибок.

Далее учитель демонстрирует видеообращение известного российского шеф-повара, ресторатора и телеведущего Константина Ивлева.

Для повторения и закрепления материала учитель предлагает

обучающимся перечислить те качества взрослого человека, которые были уже упомянуты в ходе занятия, а также дополнить список этих качеств.

Могут быть перечислены следующие качества взрослого человека:

ответственность, самостоятельность, забота о близких, финансовая независимость, не бояться совершать ошибки, уметь принимать важные решения и т.д.

Дополнительно учитель может предложить обучающимся выполнить

игровое задание «Скажи иначе».

Часть 3. Заключительная.

В заключительной части занятия учитель обсуждает с ребятами ценности каждого возраста и необходимость сохранения некоторых детских качеств во

взрослой жизни, таких как любопытство и открытость. Учитель призывает учеников задуматься о преимуществах различных этапов жизни и определить, какие детские черты могут быть полезны в будущем.

ПОСТРАЗГОВОР

Участие в мероприятиях, в которых обучающиеся могут взять на себя роль организаторов; участие в реальных проектах (благотворительные акции, волонтерские программы, экологические инициативы).

Виртуальные и реальные экскурсии в организации, где можно

познакомиться с профессиями, требующими высокой степени ответственности: пожарные станции, больницы, социальные службы, чтобы наглядно увидеть, как ответственность проявляется в профессии.

Изучение биографий известных людей, которые своим примером

демонстрируют важность ответственности и активной жизненной позиции.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Литература. А.С. Пушкин «Дубровский», В. Г. Распутин «Уроки

французского», Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Материалы Института воспитания «Что значит быть взрослым?», книги, мультфильмы и фильмы (методические рекомендации по совместному прочтению и просмотру). https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn-- p1ai/upload/iblock/863/h4wm882a70lvg0idzodcrtamaynz12c7.pdf

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность и уважение к родителям и старшим за их опыт и

поддержку на пути к взрослости.