Тема 3.5.1. Понятие о фонематическом слухе и его формировании
В педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.
Термин «речевой слух» обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, чтобы понимать слова и их значение. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании; представляет собой составной элемент языкового чутья. В связи с обучением чтению и письму речевой слух изменяется, добавляется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка.
Онтогенетические особенности развития фонематического слуха
Фонематический слух у ребенка начинает формироваться очень рано. На 2 неделе жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу 1 месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней. К концу 3 месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования. С 6 месяцев по подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.
Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка-миска). Это и есть фонематический слух - способность воспринимать звуки человеческой речи.
От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.
К З-4 годам благодаря фонематическому восприятию начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.
К 4 годам в норме ребенок дифференцирует все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других; происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия обеспечивает овладение навыками чтения и письма, т. к. готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка, т. е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Это осуществляется на материале неречевых звуков. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение в процессе игр и упражнений. У детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Дети в играх учатся различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.
Тема 3.5.2. Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической дислалией.
При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Без достаточной сформированное фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Особенности речи детей с ФФНР:
Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л'], [j], вместо звонких — глухие; свистящие и шипящие заменяются звуками [т], [т'], [д], [д']. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем, что приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа — до 16-20.
Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч], что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическими.
Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.
Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях — развитию фонематического слуха. При большом количестве дефектных звуков у детей нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть — они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед — «сипед».
Состояние фонематического восприятия у детей с ФФНР
Низкий уровень развития фонематического восприятия приводит к трудностям, когда предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога, повторить за логопедом слогова с парными звуками, самостоятельно подобрать слова, начинающиеся на определенный звук, выделить начальный звук в слове, подобрать картинки на заданный звук. Несформированность ФВ выражается в:
нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
затруднениях при анализе звукового состава речи.
Кроме того у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Методика проведения речевого обследования детей с ФФНР
Воспитатель должен уметь анализировать состояние речевой функции детей с ФФНР и владеть некоторыми приемами речевого обследования. Приемы проверки состояния звукопроизношения и фонематического слуха. Ребенка просят:
услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);
воспроизвести за взрослым слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т. д. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);
выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.д. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подаст знак, если это заранее условлено);
выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т.п. (ребенок, услышав заданный слог, поднимает руку (символ) или подает знак иначе);
определить наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука и т. и. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);
повторить в заданной последовательности 2 слога (та-да), если ребенку нет 5 лет; если ребенку 6 лет, предложить последовательность из 3 слогов (та-да-та; ка-га-ха);
разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки (покажи, где кит, где кот);
усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3-4 простых слога, включающих разные согласные и гласные звуки, но акустически близкие (па-бо-ду-су). Это ыявляет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательности звуков и слогов, их количества).
Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни четко повторить эти звуки, ни правильно показать картинки с определенным звуком. Возможны частичные нарушения, связанные с недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков. Даже небольшие отклонения могут стать причиной затруднении при совершении звукового анализа. Обнаружить такие отклонения можно при тщательном обследовании состоянии фонематического слуха.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия:
I - узнавание неречевых звуков;
II - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III - различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV - дифференциация слогов;
V - дифференциация фонем;
VI - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Работа начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является причиной неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение:
а) осуществляется на материале неречевых звуков в процессе игр и упражнений. Дети должны научиться различать высоту, силу и тембр голоса, вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.
б) различать слова, близкие по звуковому составу.
в) различать слоги и фонемы родного языка.
Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.
Задачи обучения дошкольников для профилактики ФФНР:
Формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
Формирование звукопроизношения. Формирование навыков дифференциации звуков. Формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога.
Формирование звукослогового анализа и синтеза слова. Развитие лексики, грамматического строя и связной речи в соответствии с программой обучения и воспитания в детском саду. Подготовка к обучению грамоте (в старшей группе).
Подготовка к обучению чтению и письму и обучение письму печатными буквами.
Пропедевтическое формирование орфографических знаний и умений.
Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем специальной группы
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению ОНР, это:
1) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
2) совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;
3) закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;
4) закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;
5) закрепление сформированных логопедом грамматических категории;
6) формирование диалогической и монологической форм связной речи;
7) закрепление навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
8 ) закрепление навыка чтения;
9) подготовка детей к письму, формирование графических навыков;
10) развитие памяти, внимания, мышления.
Решение поставленных задач осуществляется не только на специально организованных занятиях логопеда и воспитателя, но и в течение всего дня, когда ребенок находится в дошкольном учреждении. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух нс различать большое число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.