Открытие нового знания | Организовать деятельность по открытию нового знания и получения опыта применения нового знания. | Словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные (демонстрация) | Организует деятельность обучающихся по работе с учебником и дополнительной информацией. - Ребята, обратимся к учебнику на странице 112-113. Посмотрите на картинки. Как вы думаете, какой дом строят в городе, а какой в селе? Рассмотрите на рисунках, как строят дома в городе и селе. Что общего в работе строителей и в чём различия? (Дом в городе строят с использованием самой разной техники. Для его возведения используют уже готовые железобетонные панели, которые просто поднимают подъёмным краном и стыкуют между собой. В деревне дом строят из отдельных брёвен. Общее в работе строителей: работают бригады, стройка начинается с фундамента, потом возводятся стены и перекрытия, и в конце крыша. Различия: в городе используется много строительной техники, в деревне построить дом можно вручную). - Скажите, ребята, вы знаете, какие машины используются на стройке? Вы знаете названия этих машин? Сейчас я вам расскажу, для чего они используются.(Большая стройка – царство машин. Есть машины-землекопы, землеройные машины. Они первыми на стройку приходят. Мощный трактор несёт впереди стальной щит. Острым краем щита подрезает землю, срезает бугры. Всем щитом, словно стальной грудью, землю толкает, разравнивает, засыпает ямы и впадины. Такой трактор называется бульдозер. Он готовит для строителей широкие дороги, гладкие просторные площадки, чтобы всем другим машинам было удобно работать. Другая машина-землекоп загребает землю клыкастым, зубастым ковшом. Вгрызаются в землю зубья-клыки. Ковш зачерпывает землю, поднимается, поворачивается, высыпает землю в грузовик-самосвал. Это экскаватор роет огромную яму-котлован. Есть и машины-грузчики. У них строгий порядок. Каждой машине – груз по её силам. Приземистые автопогрузчики – силачи-подручные. Всем помогают. Но очень тяжёлый груз им не поднять. Автокраны – силачи настоящие. Любую бетонную плиту, стальную трубу подхватят и отправят на место. Автокраны и автопогрузчики высоко не забираются, на земле трудятся. Они помогают строить фундамент. А как начинается дом из-под земли показываться, приходят башенные краны – силачи-великаны. Они обязательно выше всех. Чтобы даже на крышу самого высокого дома подать своей рукой-стрелой всё, что понадобится.) - Как вы думаете, все ли дома одинаковые? Какие строительные материалы вы знаете? Для чего они служат? (На рисунке показаны: Кирпич для возведения перекрытий и стен. Мешок с цементом для приготовления бетона, который идёт на фундамент, стяжки, стены. Доска, которая идёт для внутренних и отделочных работ, строительства крыш. Шифер, который используется, как кровельное покрытие. Бетонные плиты, которые используются для возведения стен, перекрытий. Бревно, брус, который идёт на устройство стен в деревенском доме). - А вы знаете, с чего начинается строительство городского дома? - Ребята, вы правы, строительство городского дома начинается в первую очередь с того, что рабочие роют экскаватором большую яму для фундамента. Затем закладывают бетонное основание. После кладут стены из бетонных блоков. После этого кроют крышу черепицей, вставляют окна и двери. - А знаете как начинается строительство сельского дома? - Сельский дом обычно строят из брёвен или сруба. Сначала закладывают кирпичное основание – фундамент. Затем на основании с помощью пазов закрепляют брёвна. После обивают брёвна досками. Далее кроют крышу черепицей, вставляют окна и двери. Для сельских домов также характерны на окнах ставни. - Ребята, какой вывод можно сделать по пройденному материалу? (В городах и сёлах люди строят много новых домов. При этом используют разнообразные строительные материалы и строительные машины). | Слушают учителя, отвечают на вопросы, делают выводы. | Ф | Учебник, презентация. | Контроль за ответами обучающихся. | Знает особенности строительства городских и сельских домов, строительных материалов и машин. | Познавательные: Умеет сравнивать городские и сельские дома; Умеет работать с информацией, представленной в разных формах. Умеет анализировать и синтезировать. Коммуникативные: Умеет сотрудничать; Умеет участвовать в беседе; Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли. Регулятивные: Умеет удерживать учебную задачу на протяжении урока; Умеет выстраивать монологические высказывания; Умеет обосновывать выводы. | Осознаёт ценность знаний; Умеет выстраивать доброжелательные отношения среди класса; Умеет принимать точку зрения другого человека. |