СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс "Невидимые нити" : технологическая карта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«2 класс "Невидимые нити" : технологическая карта»

Технологическая карта фрагмента урока по окружающему миру 2 класс

Тема урока: «Невидимые нити»

Класс: 2

Тип урока: Открытие нового знания

УМК: Школа России, Плешаков, 2 класс 1ч.

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о взаимосвязях в природе посредством составления их моделей.

Задачи:


Дидактические:

- актуализировать имеющиеся знания о живой и неживой природе;

- формировать знания об взаимосвязях в природе;

- учить составлять модели взаимосвязи в природе.

Развивающая:

- развивать умение работать с интерактивной доской;

- развивать умение выполнять инструкции учителя;

- развивать умение организовывать продуктивные взаимодействия.

Воспитывающие:

- воспитывать коммуникативную культуру обучающихся, самостоятельность, дисциплинированность;

- прививать познавательный интерес к урокам окружающего мира через интерактивную игру;

- воспитывать уважительное отношение к учителю и сверстникам.

Коррекционные:

- развивать мышление

- развивать зрительное восприятие

- развивать связную речь


Этапы урока

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приемы

Деятельность

Учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации

Дидактические средства, интерактивные средства обучения

Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля

Результат обучения

предметный

метапредметный

личностный

Организационно - мотивационный этап

Организовать актуализацию к требованиям обучающихся со стороны учебной деятельности и создать благоприятную и эмоциональную обстановку.

Словесные (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок. Стимулирование познавательной активности.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть.

Я с вами поздоровалась, теперь пусть поздороваются наши пальчики. Повторяйте за мной:

Желаю (большой пальчик)

Большого (указательный палец)

Успеха (средний палец)

На уроке (безымянный палец)

Во всём (мизинцы)

Теперь пусть ваши пальчики поздороваются с пальчиками вашего соседа.

- Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должен лежать учебник, ручка, карандаш, клей.

- Сегодня на уроке я желаю вам оставаться позитивными, активными и умными.

Слушают учителя, приветствуют его, выполняют требования учителя, проверяют готовность к уроку.

Ф




 

-

Контроль учителя за подготовкой обучающихся к уроку.

-

Р: Организует рабочее место, принимает условия учебной деятельности.

К: Умеет сотрудничать с учителем и сверстниками

Принимает статус ученика.

Актуализация имеющихся знаний и способов действий

Актуализировать имеющиеся знания и способы действий, достаточных для построения новых знаний.

Словесные (беседа), наглядные (демонстрация)

Практический (задание на интерактивной доске, кластер)

Организует актуализацию знаний по теме «Живая и неживая природа».


- Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите? Назовите эти объекты. Отвечаем только по поднятой руке и полными ответами, не выкрикиваем.

- К какой природе они относятся?

- Назовите признаки объектов, которые относятся к неживой природе.

- Посмотрите на следующий слайд.

- Что на нем изображено? (лиса, человек, волк, растения)

- К какой природе они относятся?

- Верно, к живой. Назовите признаки объектов живой природы. (дышат, двигаются, размножаются)

- Какая существует между объектами живой и неживой природы связь? Для того, чтобы это вспомнить составим схему. У вас на партах лежат части схемы, составьте схему в парах. Но перед началом вспомним правила работы в парах, они представлены на слайде. (Приложение 1)

- Лизу я порошу выйти к доске и выполнить это задание на интерактивной доске. Правила работы с интерактивной доской ты можешь повторить на слайде презентаций.


Задание для детей с ОВЗ (приложение 1)


- Если закончили покажите домик. У всех получилось так как у Лизы?

Какой мы можем сделать вывод?

- Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо усвоили материал предыдущего урока.

Отвечают на вопросы, слушают учителя. Выполняют задания. Демонстрируют свои знания. Делают выводы.

- солнце, ветер, дождь, радуга, камень

- Они относятся к неживой природе.

- не дышат, не размножаются, не двигаются.

- К живой

Ф

П

Презентация. Интерактивная доска.

Контроль учителя за правильностью ответов.

За выполнением задания на интерактивной доске.

Знает признаки объектов живой и неживой природы. Умеет составлять схему взаимосвязи живой и неживой природы.


Регулятивные: Самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное. Умеет ориентироваться в системе знаний.

Познавательные: Умеет работать с информацией, представленной в разных формах.

Коммуникативные: Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умеет организовывать продуктивное взаимодействие.

Активизирует познавательный интерес. Интересуется в приобретении обогащении знаний.

Проявляет уважительное отношение к одноклассникам.

Осознаёт значимость своих знаний.

Постановка проблемы.

Создать проблемную ситуацию с целью выявления необходимости нового знания.

Словесные ( беседа, рассказ), наглядные (иллюстрация).

Создаёт проблемную ситуацию. Задает вопросы, делает выводы.


- Подумайте,

как связаны

между собой

осина, заяц и

лиса?

2. Как связаны

дуб, кабан,

волк?

3. Что

произошло с

лесом, если бы

исчезли осины,

волки?

Подумайте,

как связаны

между собой

осина, заяц и

лиса?

- Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса?

- Как связаны дуб, кабан, волк?

- Что произошло с лесом, если бы исчезли осины, волки?

- Существует ли между ними какая-нибудь связь?

- Почему возникли затруднения? Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, демонстрируют свои знания.

Ф

Презентация

Контроль со стороны учителя за ответами.

-

Регулятивные: Формулирует проблемы. Устанавливает связь с уже пройденным материалом.

Коммуникативные: Умеет оформлять свои мысли, вступать в диалог.

Познавательные: Умеет сравнивать рассматриваемые объекты.

Формирует адекватную позитивную самооценку. Проявляет интерес к изучаемой проблеме.

Целеполагание и планирование.

Организовать деятельность обучающихся по формулировке темы, цели и построению плана достижения цели.

Словесные (беседа), наглядные (иллюстрация).

Организует деятельность по формулированию новой темы.

Подводит к постановке цели и задач.


- Проверим, правы ли вы. Откройте учебник на странице 64.

- Тема сегодняшнего урока «Невидимые нити»

- А почему, тема называется именно так?

Используя слова помощники, постарайтесь сказать, о чём мы сегодня будем говорить. (Слайд:

Узнаем…

Научимся…

Вспомним…

Познакомимся…

- Узнаем, какие существуют взаимосвязи в природе

- Научимся составлять модели взаимосвязей в природе.

- Хорошо. Молодцы.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока, цели и задачи.

Ф

Презентация. Учебник

Контроль со стороны учителя за правильной постановкой темы и задач урока.

-

Регулятивные: Умеет формулировать тему на основе выхода из затруднения.

Познавательные: Умеет анализировать поставленную задачу.

Коммуникативные: Умеет оформлять свои мысли, вступать в диалог. Самостоятельно или с помощью учителя выражают свои мысли.

Проявляет интерес к новой теме.

Открытие нового знания

Организовать деятельность по открытию нового знания и получения опыта применения нового знания.

Словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрация)

Организует деятельность обучающихся по открытию нового знания.


- Ребята, перед началом изучения новой темы я порошу вас разделиться на 3 группы: 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд. Все помнят правила работы в группах, если кто-нибудь забыл, может повторить со слайда.

- Ребята, скажите какие животные живут в лесу?

- Как связаны между собой животные и растения леса?

- Какую пользу приносят растения животным?

- Какую пользу приносят животные растениям?

- Что будет, если что-нибудь уничтожить?

- Сегодня к нам на урок пожаловала в гости Мудрая Сова. Мудрой её назвали люди за большую голову и внимательный взгляд.

- Сейчас я прочитаю текст учебника на страницах 64-65, а вы внимательно слушайте и подумайте о каких невидимых нитях говорится в тексте.

- Какие нити – связи вы можете назвать? Молодцы.

- Ребята, так что такое эти невидимые нити? От чего они зависят? Что произойдет, если одно из звеньев нити убрать?

- Невидимые нити- это связи в окружающем мире. Между собой связаны неживая и живая природа, растения и животные, различные животные. Человек тоже связан с природой.

- Теперь составим модели этих взаимосвязей.

- 1 взаимосвязь между человеком и природой. Что возьмем за основу? (человека)

Человек  вырубка леса  исчезновение птиц  увеличение популяций насекомых

- Это схема показывает пагубное влияние человека

- Но человек может и помогать природе

Человек  посадка саженцев  увеличение популяций лесных животных

- 2 Схема взаимосвязи животных и растений.

дуб  кабан  волк

кора  короед  дятел

- 3. Схема взаимосвязи между различными животными

Муха  лягушка  змея

- Какой вывод можно сделать?

- Молодцы!

Слушают учителя, отвечают на вопросы, делают выводы.













- взаимосвязь межу человеком и природой

- взаимосвязь между животными и растениями

- взаимосвязь между различными животными.

Ф, Г


Учебник, презентация.


Контроль за ответами обучающихся.


Знает взаимосвязь человека и природы. Умеет составлять модели взаимосвязи человека и природы.


Познавательные:

Умеет работать с информацией, представленной в разных формах.

Умеет анализировать и синтезировать.

Коммуникативные: Умеет сотрудничать;

Умеет участвовать в беседе;

Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли.

Регулятивные: Умеет удерживать учебную задачу на протяжении урока;

Умеет выстраивать монологические высказывания;

Умеет обосновывать выводы.

Осознаёт ценность знаний;

Умеет выстраивать доброжелательные отношения среди класса; Умеет принимать точку зрения другого человека.

Первичное закрепление

Организовать применение нового знания при решении заданий.

Словесные (объяснение, беседа), практические (задание), наглядные (иллюстрация)

Формулирует задание. Организует работу в парах. Контролирует выполнение задания, организует проверку результатов. Оценивает результат.


- Сейчас, ребята, я предлагаю выполнить задание в парах.

- На партах у вас лежат конверты с изображениями и стрелками. (Приложение 2)

Составьте из этих изображений как можно больше моделей взаимосвязей. Эти модели наклейте на лист. Не забываем о правилах работы с клеем. Они представлены на слайде.

- Если закончили сделайте с соседом по парте домик.

- Теперь я прошу выйти пару к доске и рассказать, какие модели они составили.

Для детей с ЗПР

Установи правильную последовательность между компонентами взаимосвязи в природе.

- Молодцы! Все верно.

Слушают учителя, выполняют задание.

П


Конверты с изображениями. Учебник

Контроль учителя за организацией работы обучающихся; Самоконтроль при выполнении работы в парах.

Контроль за работой с клеем.

Умеет употреблять полученные знания при выполнении задания.

Знает взаимосвязь человека и природы. Умеет составлять модели взаимосвязи человека и природы.


Познавательные: Умеет воспроизводить полученные знания. Умеет анализировать полученную информацию

Регулятивные: Умеет принимать и сохранять учётную задачу. Умеет переносить учебную задачу в новые условия. Умеет определять уровень владения учебными знаниями.

Коммуникативные: Умеет организовывать продуктивные взаимодействия.

Осознаёт значимость результатов своей работы. Формирует адекватную позитивную самооценку.

Самостоятельная работа

Организовать определение уровня усвоения новых знаний (самостоятельно) через пробное учебное действие

Словесный (объяснение), Практические (карточки)

Организует самостоятельную работу. Объясняет задания. Организует самопроверку по эталону. Делает вывод по результатам самостоятельной работы.


- Теперь, чтобы закрепить пройденный материал, предлагаю выполнить самостоятельную работу. На партах у вас лежат карточки. (Приложение 3)

Возьмите их и рассмотрите. Всё ли вам понятно? Приступайте к выполнению. Если возникнут трудности поднимите руку, и я к вам подойду.

Задания

  1. Вспомни материал урока. С помощью учебника закончи запись.

Существуют связи между:

А) неживой и живой природой;

Б) ______________________

В)______________________

Г) _______________________

2. Приведите свои примеры связей каждой группы. Изобразите их с помощью схем.

Связи между:

А) неживой и живой природы

Б) растениями и животными

В) различными животными

Г ) природой и человеком


Для детей с ЗПР

Соедини связь с рисунком.

А) неживой и живой природы

Б) растениями и животными

В) различными животными

Г ) природой и человеком

- Проверим работу по эталону на слайде. Проверим задние № 2, какие примеры вы написали? Если у вас нет ошибок, поднимите зелёный квадратик. Если у вас были ошибки, поднимите красный квадратик. В чем допустили ошибки?

- Поставите себе на карточках отметку 5 если у вас нет ошибок, задание вам было выполнять легко и интересно, отметку 4 если вы допустили 2-3 ошибки, задание вам понравилось. Кто допустил больше 3 ошибок, поднимите руку, в каких задания вы ошибись, что было не понятно?

Слушают учителя, выполняют работу, выполняют самопроверку по эталону.

И

Презентация

Сигнализаторы

Задание на карточках

Контроль учителя за организацией самостоятельной работы обучающихся; Самоконтроль во время проверки по эталону.

Знает взаимосвязь человека и природы. Умеет составлять модели взаимосвязей в природе.


Познавательные: умеет анализировать и синтезировать.

Регулятивные: умеет сохранять учебную задачу. Умеет самостоятельно организовать действия (планирование, организация плана, контроль результатов). Умеет формулировать вопросы на основе собственных затруднений. Умеет формулировать вывод на основе полученных результатов.

Осознаёт значимость знания. Умеет адекватно оценивать свою работу. Заинтересован в учебной деятельности.

Рефлексия

Организовать самооценку обучающимися результатов своей деятельности.

Словесные (беседа), практические (приём «смайлики")

Организует самооценку результатов деятельности обучающихся на уроке, делает выводы.


- Итак, наш урок подходит к концу, и чтобы оценить успешность урока, я предлагаю ответить на вопросы:

Что нового вы узнали на уроке?

Какие затруднения у вас возникли?

Какую цель мы ставили в начале урока?

Мы её достигли?

- Ребята, у вас на партах лежат кружки, нарисуйте на них настроение, которые присутствовало у вас на уроке. Поднимите их вверх. Я вижу, что у вас на уроке было прекрасное настроение.

- Сегодня я на уроке хочу похвалит Антона, Вику, Марину, вы активно работали, правильно отвечали.

- Зина, Иван, Лика получают оценку 4, вы тоже активно работали, но в зданиях практического характера допускали ошибки. Остальные ребята, не расстраивайтесь, в следующий раз у вас всё обязательно получиться.

Слушают учителя, оценивают результаты своей деятельности.

Ф

Раздаточный материал (смайлики)

Контроль учителя за процессом самооценки.

Самоконтроль в ходе самооценки.

-

Регулятивные: умеет сохранять учебную задачу;

умеет сопоставлять результаты учебной деятельности с задачами;

умеет осуществлять оценочную деятельность;

умеет выстраивать монологичное высказывание;

умеет обосновывать выводы;

умеет прогнозировать дальнейшую деятельность.

Коммуникативные:

Умеет самостоятельно выражать свои мысли;

Умеет вступать в диалог.

Познавательные: умеет воспроизводить полученные знания, анализирует полученную информацию.

Осознаёт уровень усвоения знаний;

Сохраняет устойчивую мотивацию к обучению;

Заинтересован в результате личной деятельности.







2