СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 11

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тип 1 № 12112 

Как называется свойство живых организмов, заключающееся во внешнем сходстве родителей и их потомков?

2. Тип 2 № 35141 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  златоглазка обыкновенная

Б)  трюфель чёрный

В)  медуница неясная

Г)  чумная палочка

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 35154 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)   род Сосна

2)   отдел Голосеменные

3)   порядок Сосновые

4)   класс Хвойные

5)   вид Сосна обыкновенная

4. Тип 4 № 12233 

Изучите график зависимости действия лекарственного средства от температуры воды, в которой его растворяют (по оси х отложена температура в °С, а по оси у  — активность действия лекарственного средства (в условных единицах)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Для приготовления лекарственного средства наиболее подходит вода с температурой 60 °C.

2)  Для приготовления лекарственного средства следует брать холодную воду.

3)  Зона благоприятных температур для приготовления лекарственного средства находится в пределах от 55 °C до 65 °C.

4)  Лекарственное средство начинает активно работать начиная с 40 °C.

5)  Минимальная эффективность действия лекарственного средства наблюдается в пределах от 45 °C до 55 °C и от 65 °C до 75 °C.

5. Тип 5 № 315 

Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  зёрна пшеницы

2)  рыжая лисица

3)  клоп вредная черепашка

4)  степной орёл

5)  обыкновенный перепел

6. Тип 6 № 35107 

Изучая, как шмель опыляет цветы клевера, исследователь занимается:

 

1)  измерением

2)  моделированием

3)  наблюдением

4)  экспериментом

7. Тип 7 № 2979 

Какие из приведённых признаков характерны для большинства представителей класса Костные рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

    1) 

скелет хрящевой

    2) 

плавательного пузыря нет

    3) 

есть жаберные крышки

    4) 

встречаются преимущественно в морях и океанах

    5) 

хорда имеется только у зародышей

    6) 

очень плодовиты, икра мелкая

8. Тип 8 № 759 

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

 

Объект Процесс
Гортань ...
Чувствительный нейрон Проведение нервного импульса в ЦНС

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  образование АТФ

2)  звукообразование

3)  определение качества вдыхаемого воздуха

4)  газообмен между атмосферой и кровью

9. Тип 9 № 2374 

Какие из перечисленных экологических факторов являются биотическими? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  влажность и температура

2)  количество хищников

3)  количество видов конкурентов

4)  количество паразитов

5)  распашка земель

6)  посадка кустарников и деревьев

10. Тип 10 № 1889 

Вставьте в текст «Кровообращение человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

Кровообращение человека

Кровеносная система человека состоит из двух кругов кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом _____(А), откуда кровь по лёгочным артериям попадает в _____(Б) лёгких, где насыщается кислородом. Затем кровь поступает по лёгочным венам в левое _____(В), оттуда в левый желудочек, из которого поступает в аорту. Аорта распределяет кровь по всем крупным артериям организма, в результате чего богатая _____(Г) и питательными

веществами кровь омывает все органы. Из капилляров органов кровь собирается в верхнюю и нижнюю полые _____(Д), впадающие в правое предсердие сердца.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  кислород

2)  углекислый газ

3)  питательное вещество

4)  предсердие

5)  желудочек

6)  артерия

7)  вена

8)  капилляр

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

11. Тип 11 № 1082 

Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

A)  образуют органические вещества из неорганических

Б)  потребляют готовые органические вещества

В)  используют солнечную энергию для синтеза органических веществ

Г)  принадлежит к растительноядным животным

Д)  являются первым звеном цепи питания

 

 

 

ГРУППА

 

1)  производители

2)  потребители

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

12. Тип 12 № 1583 

Верны ли следующие суждения об обмене веществ в организме?

 

А.  К обмену веществ способны все организмы, кроме прокариотических.

Б.  В ходе энергетического обмена в клетках накапливается энергия в виде АТФ.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 2095 

Рассмотрите фотографии собаки породы бигль. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35178 

Под каким номером изображена почка человека?

15. Тип 15 № 459 

Какие вещества придают костям эластичность?

 

1)  соли кальция

2)  углеводы

3)  жиры

4)  белки

16. Тип 16 № 35320 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение головного мозга человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1.  промежуточный мозг

2.  продолговатый мозг

3.  средний мозг

4.  мост

5.  большое полушарие

6.  мозжечок

17. Тип 17 № 1403 

Какие из перечисленных симптомов характерны для заражения гельминтами? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  худоба

2)  воспаленные глаза

3)  кашель

4)  выпадение волос

5)  повышенный аппетит

6)  диарея

18. Тип 18 № 2966 

Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной системы, который её обеспечивает: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ

 

А)  произвольные движения

Б)  непроизвольные движения кишечника

В)  интенсивность обмена веществ

Г)  работа внутренних органов

Д)  сокращение скелетной мускулатуры

 

 

 

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

1)  соматический

2)  вегетативный

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

19. Тип 19 № 35223 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания червя.

Список характеристик:

 

1)  доминирующий вид

2)  консумент

3)  почвообразователь

4)  продуцент

5)  детритофаг

6)  паразит

 

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35203 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит дятел. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35243 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов тетеревятников и ели, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности дятлов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность ястребов тетеревятников Численность ели

 

22. Тип 22 № 12491 

Рассмотрите рисунок с изображением схемы опыта. Что исследовалось в данном опыте? Что случится, если убрать звуковой сигнал?

23. Тип 23 № 20983 

Учёный изучал условия прорастания семян гороха. Он взял два одинаковых стакана, налил в оба немного воды. В каждый из стаканов учёный положил одинаковое количество гороха. В один из стаканов насыпал землю. Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней в обоих стаканах пророс горох.

Какой вывод можно сделать на основании этого опыта? Какой из изученных факторов необходим для прорастания семян?

24. Тип 24 № 575 

Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Что позволило врачам успешно переливать кровь от донора к реципиенту?

2)  В каком случае прибегают к аутогемотрансфузионному переливанию крови?

3)  Дефицит каких элементов крови будет восполняться в первую очередь у пострадавшего при анемии, вызванной большой потерей крови?

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ

 

Переливанием крови лечат многие болезни. В случае ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения.

 

В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора реципиенту. В результате практически удалось свести к нулю смертность при данной процедуре.

 

В настоящее время в медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.

 

Наиболее распространённый метод  — непрямое переливание цельной крови и её компонентов. Кровь и её компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.

 

Аутогемотрансфузия  — переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента; исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек.

 

Переливание цельной крови представляет определённую опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови  — эритроцитов  — реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.

 

Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания отдельных клеточных или белковых фракций крови в зависимости от дефицита.

25. Тип 25 № 2320 

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.

 

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека

 

 

Название вещества Содержание, %
Плазма крови Первичная моча Вторичная моча
Мочевина 0,03 0,03 1,8–2,0
Мочевая кислота 0,004 0,004 0,05
Глюкоза 0,1 0,1 Отсутствуют
Белки 7 Отсутствуют Отсутствуют
Жиры 0,8 Отсутствуют Отсутствуют

 

1)  Во сколько раз возрастает концентрация мочевой кислоты во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?

2)  Какие вещества из плазмы крови полностью отсутствуют в составе первичной мочи?

3)  Какова причина этого явления?

26. Тип 26 № 12952 

По утрам Эвелина занимается ритмической гимнастикой в течение одного часа. После этого она завтракает тем, что ей положила в сумку мама: сложный горячий бутерброд с курицей и чай с сахаром. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на вопрос.

1)  Каковы энергозатраты на тренировки?

2)  Превышает ли калорийность завтрака Эвелины затраты на тренировку?

3)  Какое вещество, вырабатываемое печенью, участвует в расщеплении жиров?

 

Таблица 1

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г)

 

Углеводы (г)

 

Сложный горячий бутерброд со свининой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) 425 39 33 41
Сложный горячий бутерброд с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) 380 19 18 35
Сложный горячий бутерброд с курицей (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) 355 13 15 42
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки) 250 14 12 15
Картофель по-деревенски 315 5 16 38
Маленькая порция картофеля фри 225 3 12 29
Мороженое с шоколадным наполнителем 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Сладкий газированный напиток 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин

Просмотр содержимого документа
«2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 11»

 Тип 1 № 12112 

Как называется свойство живых организмов, заключающееся во внешнем сходстве родителей и их потомков?

2. Тип 2 № 35141 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  златоглазка обыкновенная

Б)  трюфель чёрный

В)  медуница неясная

Г)  чумная палочка

ЦАРСТВА

1)  Грибы

2)  Бактерии

3)  Растения

4)  Животные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 35154 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)   род Сосна

2)   отдел Голосеменные

3)   порядок Сосновые

4)   класс Хвойные

5)   вид Сосна обыкновенная

4. Тип 4 № 12233 

Изучите график зависимости действия лекарственного средства от температуры воды, в которой его растворяют (по оси х отложена температура в °С, а по оси у  — активность действия лекарственного средства (в условных единицах)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Для приготовления лекарственного средства наиболее подходит вода с температурой 60 °C.

2)  Для приготовления лекарственного средства следует брать холодную воду.

3)  Зона благоприятных температур для приготовления лекарственного средства находится в пределах от 55 °C до 65 °C.

4)  Лекарственное средство начинает активно работать начиная с 40 °C.

5)  Минимальная эффективность действия лекарственного средства наблюдается в пределах от 45 °C до 55 °C и от 65 °C до 75 °C.

5. Тип 5 № 315 

Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  зёрна пшеницы

2)  рыжая лисица

3)  клоп вредная черепашка

4)  степной орёл

5)  обыкновенный перепел

6. Тип 6 № 35107 

Изучая, как шмель опыляет цветы клевера, исследователь занимается:

 

1)  измерением

2)  моделированием

3)  наблюдением

4)  экспериментом

7. Тип 7 № 2979 

Какие из приведённых признаков характерны для большинства представителей класса Костные рыбы? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  

 1) 

скелет хрящевой

  

 2) 

плавательного пузыря нет

  

 3) 

есть жаберные крышки

  

 4) 

встречаются преимущественно в морях и океанах

  

 5) 

хорда имеется только у зародышей

  

 6) 

очень плодовиты, икра мелкая

8. Тип 8 № 759 

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объект

Процесс

Гортань

...

Чувствительный нейрон

Проведение нервного импульса в ЦНС

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  образование АТФ

2)  звукообразование

3)  определение качества вдыхаемого воздуха

4)  газообмен между атмосферой и кровью

9. Тип 9 № 2374 

Какие из перечисленных экологических факторов являются биотическими? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  влажность и температура

2)  количество хищников

3)  количество видов конкурентов

4)  количество паразитов

5)  распашка земель

6)  посадка кустарников и деревьев

10. Тип 10 № 1889 

Вставьте в текст «Кровообращение человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Кровообращение человека

Кровеносная система человека состоит из двух кругов кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом _____(А), откуда кровь по лёгочным артериям попадает в _____(Б) лёгких, где насыщается кислородом. Затем кровь поступает по лёгочным венам в левое _____(В), оттуда в левый желудочек, из которого поступает в аорту. Аорта распределяет кровь по всем крупным артериям организма, в результате чего богатая _____(Г) и питательными

веществами кровь омывает все органы. Из капилляров органов кровь собирается в верхнюю и нижнюю полые _____(Д), впадающие в правое предсердие сердца.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1)  кислород

2)  углекислый газ

3)  питательное вещество

4)  предсердие

5)  желудочек

6)  артерия

7)  вена

8)  капилляр

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

11. Тип 11 № 1082 

Установите соответствие между характеристикой организма и функциональной группой, к которой его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА

A)  образуют органические вещества из неорганических

Б)  потребляют готовые органические вещества

В)  используют солнечную энергию для синтеза органических веществ

Г)  принадлежит к растительноядным животным

Д)  являются первым звеном цепи питания

ГРУППА

1)  производители

2)  потребители

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12. Тип 12 № 1583 

Верны ли следующие суждения об обмене веществ в организме?

 

А.  К обмену веществ способны все организмы, кроме прокариотических.

Б.  В ходе энергетического обмена в клетках накапливается энергия в виде АТФ.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 2095 

Рассмотрите фотографии собаки породы бигль. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35178 

Под каким номером изображена почка человека?

15. Тип 15 № 459 

Какие вещества придают костям эластичность?

 

1)  соли кальция

2)  углеводы

3)  жиры

4)  белки

16. Тип 16 № 35320 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение головного мозга человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1.  промежуточный мозг

2.  продолговатый мозг

3.  средний мозг

4.  мост

5.  большое полушарие

6.  мозжечок

17. Тип 17 № 1403 

Какие из перечисленных симптомов характерны для заражения гельминтами? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  худоба

2)  воспаленные глаза

3)  кашель

4)  выпадение волос

5)  повышенный аппетит

6)  диарея

18. Тип 18 № 2966 

Установите соответствие между регуляцией функции и отделом нервной системы, который её обеспечивает: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИИ

А)  произвольные движения

Б)  непроизвольные движения кишечника

В)  интенсивность обмена веществ

Г)  работа внутренних органов

Д)  сокращение скелетной мускулатуры

ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1)  соматический

2)  вегетативный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19. Тип 19 № 35223 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания червя.

Список характеристик:

 

1)  доминирующий вид

2)  консумент

3)  почвообразователь

4)  продуцент

5)  детритофаг

6)  паразит



Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35203 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит дятел. В ответе запишите последовательность букв.

 



21. Тип 21 № 35243 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность ястребов тетеревятников и ели, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности дятлов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность ястребов тетеревятников

Численность ели



22. Тип 22 № 12491 

Рассмотрите рисунок с изображением схемы опыта. Что исследовалось в данном опыте? Что случится, если убрать звуковой сигнал?

23. Тип 23 № 20983 

Учёный изучал условия прорастания семян гороха. Он взял два одинаковых стакана, налил в оба немного воды. В каждый из стаканов учёный положил одинаковое количество гороха. В один из стаканов насыпал землю. Оба стакана он поставил на столе в комнате. Через несколько дней в обоих стаканах пророс горох.

Какой вывод можно сделать на основании этого опыта? Какой из изученных факторов необходим для прорастания семян?

24. Тип 24 № 575 

Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1)  Что позволило врачам успешно переливать кровь от донора к реципиенту?

2)  В каком случае прибегают к аутогемотрансфузионному переливанию крови?

3)  Дефицит каких элементов крови будет восполняться в первую очередь у пострадавшего при анемии, вызванной большой потерей крови?



СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ

 

Переливанием крови лечат многие болезни. В случае ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения.

 

В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора реципиенту. В результате практически удалось свести к нулю смертность при данной процедуре.

 

В настоящее время в медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.

 

Наиболее распространённый метод  — непрямое переливание цельной крови и её компонентов. Кровь и её компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.

 

Аутогемотрансфузия  — переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента; исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек.

 

Переливание цельной крови представляет определённую опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови  — эритроцитов  — реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.

 

Кроме того, к концу срока хранения в консервированной крови остаются жизнеспособными 70–80% эритроцитов, а тромбоциты и лейкоциты теряют свои свойства в первый день после заготовки крови. В настоящее время переливание цельной крови ограничено внедрением компонентной гемотерапии, то есть переливания отдельных клеточных или белковых фракций крови в зависимости от дефицита.

25. Тип 25 № 2320 

Пользуясь таблицей «Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека», а также используя знания из курса биологии, ответьте на вопросы.

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи человека

 

Название вещества

Содержание, %

Плазма крови

Первичная моча

Вторичная моча

Мочевина

0,03

0,03

1,8–2,0

Мочевая кислота

0,004

0,004

0,05

Глюкоза

0,1

0,1

Отсутствуют

Белки

7

Отсутствуют

Отсутствуют

Жиры

0,8

Отсутствуют

Отсутствуют

 

1)  Во сколько раз возрастает концентрация мочевой кислоты во вторичной моче по сравнению с ее концентрацией в первичной моче?

2)  Какие вещества из плазмы крови полностью отсутствуют в составе первичной мочи?

3)  Какова причина этого явления?

26. Тип 26 № 12952 

По утрам Эвелина занимается ритмической гимнастикой в течение одного часа. После этого она завтракает тем, что ей положила в сумку мама: сложный горячий бутерброд с курицей и чай с сахаром. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на вопрос.

1)  Каковы энергозатраты на тренировки?

2)  Превышает ли калорийность завтрака Эвелины затраты на тренировку?

3)  Какое вещество, вырабатываемое печенью, участвует в расщеплении жиров?

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Сложный горячий бутерброд со свининой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Сложный горячий бутерброд с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Сложный горячий бутерброд с курицей (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Сладкий газированный напиток

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!