Тип 1 № 20784
В изображённом на рисунке опыте экспериментатор ударяет пациента неврологическим молоточком чуть ниже коленной чашечки.
Какое свойство живых систем он иллюстрирует?
2. Тип 2 № 35137
Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОРГАНИЗМЫ
А) волнушка розовая
Б) венерин башмачок
В) полёвка водяная
Г) клостридия
ЦАРСТВА
1) Бактерии
2) Растения
3) Животные
4) Грибы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
3. Тип 3 № 35161
Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) класс Насекомые
2) вид Капустная белянка
3) отряд Чешуекрылые
4) род Огородные белянки
5) семейство Белянки
4. Тип 4 № 19386
Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси x отложена концентрация углекислого газа (%), а по оси y — относительная скорость фотосинтеза (усл. ед.)).
Какие два из приведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?
Скорость фотосинтеза
1) растёт постоянно во всём диапазоне измерений концентрации углекислого газа
2) растёт в диапазоне концентрации углекислого газа от 0,06% до 0,1%
3) постоянна при концентрации углекислого газа от 0,1% до 0,2%
4) снижается после достижения концентрации углекислого газа 0,08%
5) увеличивается при росте концентрации углекислого газа от 0 до 0,07%
5. Тип 5 № 2093
Установите последовательность уровней организации жизни в порядке их усложнения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) клеточный
2) тканевый
3) организменный
4) органный
5) молекулярный
6. Тип 6 № 705
Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом
1) измерения
2) описания
3) сравнения
4) эксперимента
7. Тип 7 № 2015
Известно, что песчанка обыкновенная – мелкий грызун, питающийся растительной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Песчанка является объектом добычи хищников.
2) Жилой дом животного – глубокая, сложно устроенная нора со множеством ходов.
3) Песчанки очень любопытны, ласковы, дружелюбны и общительны.
4) Пищу песчанки отгрызают резцами и тщательно перетирают её коренными зубами.
5) Длина тела песчанки около 15 см, а масса 15−25 г.
6) Питается песчанка пшеницей, овсом, кукурузой, зелёной травой и сеном.
8. Тип 8 № 311
Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных:
Группа 1 | Группа 2 |
Корова | Крокодил |
Собака | Слон |
Овца | Лев |
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих животных в группы?
1) характер передвижения
2) покров тела
3) одомашнивание
4) источник питания
9. Тип 9 № 16326
Какие эволюционные приобретения появились впервые у птиц? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) два круга кровообращения
2) теплокровность
3) смешанная кровь в сердце
4) костный череп
5) перьевой покров
6) насиживание яиц
10. Тип 10 № 1472
Вставьте в текст «Аскарида» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого числовые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Аскарида
Аскариды — крупные __________(А) черви, их длина может достигать 40 сантиметров. Наиболее часто поражают органы желудочно-кишечного тракта, вызывают ___________(Б). Излюбленным местом обитания взрослых особей является тонкая кишка. Аскариды — двуполые. Аскариды свободно продвигаются по ходу________(В) тракта, поэтому могут заползти в органы __________(Г) системы, вызвав тем самым удушье. Заразиться можно, съев немытые овощи или фрукты. Постоянное нахождение паразитов в кишечнике приводит к ___________(Д) стенки кишечника.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) аскаридоз
2) дисбактериоз
3) желудочно-кишечный
4) дыхательный
5) воспаление
6) двуполый
7) гермафродит
8) круглый
9) кольчатый
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 1210
Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
A) тело нечленистое, округлое в поперечном сечении
Б) мускулатура состоит из одного слоя продольных мышечных волокон
В) по бокам каждого членика тела расположено по две пары щетинок
Г) на нескольких сегментах передней трети тела имеется поясок
Д) самцы мельче самок, задний конец их тела загнут крючком
ОРГАНИЗМ
1) человеческая аскарида
2) дождевой червь
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
12. Тип 12 № 1676
Верны ли следующие суждения о наследственности и естественном отборе?
А. Наследственность и естественный отбор — это движущие силы эволюции.
Б. Потомству передаются признаки, приобретенные организмом в течение жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
13. Тип 13 № 14780
Рассмотрите фотографию листа герани. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа, тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части, форма края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.
А. Тип листа
1) черешковый
2) сидячий
Б. Жилкование листа
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое
В. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части
Д. Край листа
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
14. Тип 14 № 35188
Под каким номером изображено внутреннее ухо человека?
15. Тип 15 № 1198
Кислород поступает из альвеол лёгких в кровь потому, что его давление в лёгочных пузырьках
1) равно его давлению в крови
2) постоянно меняется
3) больше его давления в крови
4) меньше его давления в крови
16. Тип 16 № 35319
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение рефлекторной дуги». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. рецептор
2. тело чувствительного нейрона в переднем корешке спинного мозга
3. серое вещество спинного мозга
4. двигательный нейрон в заднем корешке спинного мозга
5. тело двигательного нейрона
6. тело вставочного нейрона
17. Тип 17 № 2372
Какие превращения веществ могут происходить в организме человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гликогена в глюкозу
2) жиров в белки
3) гормонов в ферменты
4) жиров в углеводы
5) гормонов в витамины
6) углеводов в жиры
18. Тип 18 № 20806
Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК
А) тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга
Б) осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами
В) передаёт нервные импульсы к скелетной мышце
Г) воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трёхнейронной рефлекторной дуге
Д) передаёт нервные импульсы к железам
ТИП
1) двигательный
2) вставочный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
19. Тип 19 № 35220
Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания чайки.
Список характеристик:
1) консумент
2) паразит
3) плотоядное животное
4) детритофаг
5) синантропный организм
6) редуцент
Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.
20. Тип 20 № 35200
Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит выдра. В ответе запишите последовательность букв.
21. Тип 21 № 35240
Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность дафний и микроскопических водорослей, если в течение нескольких лет шло увеличение численности простейших? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Численность дафний | Численность микроскопических водорослей |
| |
22. Тип 22 № 12252
Рассмотрите рентгенограмму с изображением плечевого сустава человека. Как называют повреждение, которое на ней изображено? Зачем при оказании первой помощи к месту повреждения приложили холод? Назовите одну из причин.
23. Тип 23 № 20967
Учёные когда-то заметили, что вирус коровьей оспы, которым часто заражались доярки при контакте с выменем коров, переносится человеком легче, чем вирус натуральной оспы. Кроме того, выяснилось, что после того, как человек переболел коровьей оспой, он не заражается натуральной оспой.
Какой вывод можно сделать на основе этих наблюдений? Какая профилактическая процедура появилась вследствие этих наблюдений?
24. Тип 24 № 1538
Используя содержание текста «Молекулярно-генетические методы при расследовании преступлений», ответьте на следующие вопросы.
1) Какую реакцию используют для получения копий аллелей исследуемого человека?
2) Какие гены лучше использовать: консервативные (одинаковые почти у всех людей, живущих в данной местности) или полиморфные (сильно различающиеся у разных людей)?
3) Можно ли считать совпадение ДНК 100% доказательством вины? Ответ поясните.
Молекулярно-генетические методы при расследовании преступлений
В современной криминалистике для доказательства вины подозреваемых часто используются молекулярно-генетические методы. Как известно, человек — диплоидный организм, имеющий по два аллеля каждого гена, один из которых пришёл от отца, второй — от матери. С помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) можно получить ДНК-копию аллелей конкретного человека. При этом используются такие гены, по которым полиморфизм (различия аллелей между организмами) достаточно высок. Если аллели, обнаруженные в ДНК подозреваемого, совпадают с аллелями, полученными из ДНК, обнаруженной на месте преступления, можно сделать вывод о том, что подозреваемый бывал на месте преступления.
К примеру, после кражи в доме жертвы обнаружили волосы, жертве не принадлежащие (из волос можно выделить ДНК, если они выпали вместе с корнем). Волосы светлые, а жертва имеет тёмные волосы. Среди знакомых жертвы есть светловолосый подозреваемый, который отрицает своё знакомство с жертвой. В случае совпадения набора аллелей, полученных из его ДНК и из ДНК корней волос, обнаруженных на месте преступления, можно уличить его во лжи. Такие доказательства являются косвенными и никогда не используются сами по себе, без дополнительных фактов, но могут существенно помочь следствию.
25. Тип 25 № 2919
Пользуясь таблицей «Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке», ответьте на следующие вопросы.
Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке
Число яиц в кладке | Доля выживших птенцов (в %) |
1 | 100 |
2 | 95 |
3 | 90 |
4 | 83 |
5 | 80 |
6 | 53 |
7 | 40 |
8 | 35 |
9 | 32 |
1) Какая существует зависимость между числом яиц в кладке и долей выживших птенцов?
2) Каков процент вылетевших из гнезда птенцов при величине кладки, равной 5?
3) Чем можно объяснить, что в кладке скворца небольшое число яиц?
26. Тип 26 № 14754
В понедельник девятиклассник Василий в школьной столовой выбрал на обед следующие блюда: борщ из свежей капусты с картофелем, два мясных биточка с гарниром из отварных макарон, чай с сахаром и кусок ржаного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, а также знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Какова энергетическая ценность этого школьного обеда?
2) Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе Василия в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 14 лет?
3) Каковы функции углеводов в организме подростка? Укажите одну из таких функций.
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Возраст, лет | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г | Энергетическая потребность, ккал |
7–10 | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11–15 | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16 | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
Суточные нормы питания и энергетическая потребность
детей и подростков
Блюда | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Энергетическая ценность, ккал |
Борщ из свежей капусты с картофелем (1 порция) | 1,8 | 4,0 | 11,6 | 92,3 |
Суп молочный с макаронными изделиями (1 порция) | 8,3 | 11.3 | 25,8 | 233,8 |
Мясные биточки (1 штука) | 8,0 | 21,0 | 9,3 | 266,6 |
Котлета мясная рубленная (1 штука) | 9,2 | 9,9 | 6.5 | 155,6 |
Гарнир из отварного риса (1 порция) | 4,8 | 1,2 | 53,0 | 245,2 |
Гарнир из отварных макарон (1 порция) | 5,4 | 4,3 | 38,7 | 218,9 |
Кисель (1 стакан) | 0 | 0 | 19,6 | 80 |
Чай с сахаром – 2 чайные ложки (1 стакан) | 0 | 0 | 14,0 | 68,0 |
Хлеб пшеничный (1 кусок) | 2,0 | 0,6 | 7,2 | 64,2 |
Хлеб ржаной (1 кусок) | 3,9 | 0,4 | 28,2 | 135,7 |