СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 7

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Тип 1 № 12130 

Как называется оболочка Земли, изображенная на рисунке?

2. Тип 2 № 35134 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  гинкго двулопастный

Б)  чесночница обыкновенная

В)  стрептококк мытный

Г)  сморчок конический

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 35165 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  семейство Беличьи

2)  отряд Грызуны

3)  класс Млекопитающие

4)  род Белка

5)  вид Обыкновенная белка

4. Тип 4 № 12239 

Изучите график зависимости интенсивности размножения популяции микроорганизмов в питательной среде от времени её существования (по оси х отложено время (в днях), а по оси у  — число образовавшихся особей на 1 см3).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Зона оптимума численности популяции расположена между 10-м и 30-м днём её существования.

2)  Максимум численности популяции наблюдается на 20-й день эксперимента.

3)  Минимальное количество особей во время эксперимента равно 10 особей на 1 см3.

4)  После 40-го дня численность популяции стабилизируется.

5)  Снижение численности особей связано с нехваткой питательных веществ.

5. Тип 5 № 411 

Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  всасывание аминокислот в кровь

2)  переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи

3)  измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны

4)  поступление питательных веществ в органы и ткани тела

5)  переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком

6. Тип 6 № 35109 

Какой пример относят к биологическому эксперименту?

 

1)  рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2)  слежение за миграцией косяка трески

3)  лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

4)  описание внешних признаков бобовых растений

7. Тип 7 № 8388 

Известно, что серая жаба − позвоночное земноводное, питающееся различными беспозвоночными животными.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

    1) 

Серая жаба − самая крупная жаба Европы.

    2) 

Питается серая жаба мелкими насекомыми, пауками, дождевыми червями, слизнями, многоножками.

    3) 

Серая жаба постоянно живёт на суше, а в воду входит только для размножения.

    4) 

Зимует серая жаба под опавшими листьями, брёвнами, в норах, иногда закапывается в прибрежный ил.

    5) 

Серая жаба − долгожитель, обычно живёт 10−18 лет.

    6) 

Шейный отдел позвоночника серой жабы состоит из одного позвонка, который обеспечивает подвижность головы в вертикальной плоскости.

8. Тип 8 № 631 

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

 

Объект Процесс
Рецептор Преобразование внешнего

раздражителя в нервный импульс

... Непосредственное выполнение команды

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  рабочий орган

2)  чувствительный нейрон

3)  нервный центр

4)  двигательный нейрон

9. Тип 9 № 1049 

Чем животные отличаются от растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  активно передвигаются

2)  растут в течение всей жизни

3)  создают на свету органические вещества из неорганических

4)  не имеют плотных клеточных стенок из клетчатки

5)  потребляют готовые органические вещества

6)  являются производителями органических веществ

10. Тип 10 № 1116 

Вставьте в текст «Сходство грибов с растениями и животными» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ

Грибы совмещают в себе признаки и растений, и животных. Как растения грибы неподвижны и постоянно растут. Снаружи их клетки, как и растительные, покрыты ___________(А). Внутри клетки у них отсутствуют зелёные ___________(Б). С животными грибы сходны тем, что у них в клетках не запасается ___________(В) и они питаются готовыми органическими веществами. В состав клеточной стенки у грибов входит ___________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) плазматическая мембрана 2) клеточная стенка 3) пластиды 4) комплекс Гольджи
5) митохондрия 6) крахмал 7) гликоген 8) хитин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

11. Тип 11 № 250 

Установите соответствие между признаком и одноклеточным организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

A)  форма тела постоянная

Б)  передвигается при помощи образования ложноножек

В)  поедает бактерии

Г)  в цитоплазме имеются хлоропласты

Д)  образует на свету органические вещества из неорганических

 

 

 

ОРГАНИЗМ

 

1)  эвглена

2)  амёба

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

12. Тип 12 № 2089 

Верны ли суждения о приспособленности птиц к полёту?

 

А.  У птиц в наибольшей степени развиты большие грудные мышцы, опускающие крылья.

Б.  Кисть птиц имеет три недоразвитых пальца, сокращением числа пальцев достигается компактность верхней конечности.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 1621 

Классифицируйте приведённое на рисунке соцветие болиголова пятнистого по всем пяти вариантам классификации, руководствуясь схематическими рисунками соцветий.

 

 

Рис. с сайта http://freeforce.info/rasteniya

 

А. По сложности околоцветника:

1)  с простым околоцветником (имеются только лепестки),

2)  со сложным околоцветником (имеют чётко выраженные чашечку и венчик).

 

Б. По степени разветвления соцветий:

1)  простые (на главной оси располагаются одиночные цветки),

2)  сложные (на главной оси располагаются частные соцветия).

 

В. По наличию цветоножки у каждого цветка:

1)  с сидячими цветками (цветки непосредственно на стебле),

2)  с цветками, имеющими цветонос.

 

Г. По наличию цветка на верхушке:

1)  открытые (нет цветка на верхушке),

2)  закрытые (есть цветок на верхушке).

 

Д. Название соцветия:

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35177 

Под каким номером изображена трахея человека?

15. Тип 15 № 465 

Центры условных рефлексов, в отличие от центров безусловных рефлексов, расположены у человека в

 

1)  продолговатом мозге

2)  коре больших полушарий

3)  мосте

4)  промежуточном мозге

16. Тип 16 № 35317 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  лобная кость

2)  затылочная кость

3)  височная кость

4)  теменная кость

5)  нижнечелюстная кость

6)  скуловая кость

17. Тип 17 № 2378 

Что из перечисленного характерно для скелета человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  сводчатая стопа

2)  прямой позвоночник без изгибов

3)  позвоночник с S-образным изгибом

4)  широкий чашевидный пояс нижних конечностей

5)  сжатая с боков грудная клетка

6)  массивные челюсти

18. Тип 18 № 1983 

Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ПРИЗНАК

 

А)  тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга

Б)  осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами

В)  передаёт нервные импульсы к скелетной мышце

Г)  воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трёхнейронной рефлекторной дуге

Д)  передаёт нервные импульсы к железам

 

 

 

ТИП НЕЙРОНА

 

1)  двигательный

2)  вставочный

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

19. Тип 19 № 35259 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания пеночки .

 

1)  продуцент

2)  насекомоядный

3)  сезонная миграция

4)  травоядный

5)  редуцент

6)  консумент второго порядка

 

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35209 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит зелёная дубовая листовёртка. В ответе запишите последовательность букв, которыми на схеме обозначены выбранные организмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35269 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность пядениц и дубовых заболонников, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности зябликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность пядениц Численность дубовых заболонников

 

22. Тип 22 № 12482 

Рассмотрите схему строения нервной системы речного рака. Какие элементы нервной системы рака соответсвуют головному мозгу. Приведите подтверждающий аргумент.

23. Тип 23 № 20988 

Учёный изучал процесс образования крахмала в листьях герани. Для этого он закрыл часть листа герани с двух сторон чёрным картоном. Растение оставил на свету. Через сутки учёный срезал частично закрытый картоном лист. Чтобы увидеть произошедшие изменения, он обесцветил лист, поместив его в кипящий этанол. Далее, для удаления этанола, промыл лист в горячей воде. На обесцвеченный лист учёный нанёс слабый раствор йода. Часть листа, которая была закрыта картоном, практически не изменила цвет, а та, что не была закрыта, приобрела тёмно-синий цвет.

Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? В связи с чем закрытая картоном часть листа не окрасилась в тёмно-синий цвет при действии на лист раствором йода?

24. Тип 24 № 2921 

 

РАЗМНОЖЕНИЕ

 

Размножение − это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Бесполое размножение осуществляется следующими способами: непрямым делением ядер материнской и каждой из последующих клеток надвое; вегетативно − отдельными органами или частями тела (растения, кишечнополостные); почкованием (например, дрожжи и гидра); спорообразованием.

В результате бесполого размножения возникает генетически однородное потомство. Только в тех случаях, когда споры образуются в результате мейоза, потомство, выросшее из этих спор, будет генетически разным.

При половом размножении объединяется генетическая информация от двух особей. Особи растений или животных разного пола образуют гаметы − яйцеклетки и сперматозоиды (или спермии), содержащие по одинарному (гаплоидному) набору хромосом. При слиянии гамет происходит оплодотворение и образование диплоидной зиготы. Зигота развивается в новую особь, все соматические клетки которой содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. Всё вышеперечисленное справедливо только для эукариотических клеток. Таким образом, при половом размножении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Существуют организмы-гермафродиты, у которых развитие женских и мужских половых клеток происходит в теле одной особи.

 

Используя содержание текста «Размножение», ответьте на следующие вопросы.

1)  О каких двух способах размножения организмов идёт речь в тексте?

2)  Что происходит в процессе полового размножения?

3)  Какой недостаток характерен для полового размножения? Свой ответ аргументируйте.

25. Тип 25 № 2311 

Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни разных видов позвоночных», ответьте на вопросы и выполните задание.

 

Максимальная продолжительность жизни у разных видов позвоночных

 

 

 

 

Класс животных Вид Максимальная продолжительность жизни (годы)
Млекопитающие Африканский слон Белка Домовая мышь Собака Человек Шимпанзе 86 16 4 34 122 75
Птицы Голубь Колибри Ласточка Лебедь 23 4 9 70
Рыбы Гуппи Карась Осетр Сом 3 15 160 60
Пресмыкающиеся Галапагосская черепаха Нильский крокодил Прыткая ящерица 177 68 8–10

 

1.  Какое из представленных в таблице млекопитающих имеет наибольшую продолжительность жизни?

2.  Какая птица дольше всего проживет в зоопарке?

3.  Зависит ли продолжительность жизни животного от его размеров?

26. Тип 26 № 12954 

Павел решил поужинать в Макдональдсе. Он взял Фреш МакМаффин, картофель по-деревенски и чай без сахара.

1)  Каково количество белков в ужине Павла?

2)  Достаточно ли ккал потребил Павел во время ужина от суточной нормы, если за день с едой он получил ровно то количество калорий, которое необходимо для подростка 14 лет?

3)  Назовите фермент, расщепляющий углеводы в ротовой полости.

 

Таблица 1

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) 425 39 33 41
Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380 19 18 35
Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355 13 15 42
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250 14 12 15
Картофель по-деревенски 315 5 16 38
Маленькая порция картофеля фри 225 3 12 29
Мороженое с шоколадным наполнителем 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
«Кока-Кола» 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

 

 

Возраст, лет Белки, г/кг Жиры г/кг Углеводы, г Энергетическая потребность, ккал
7−10 2,3 1,7 330 2550
11−15 2,0 1,7 375 2900
Старше 16 1,9 1,0 475 3100

 

Таблица 3

 

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

 

 

Первый завтрак Второй завтрак Обед Ужин
14% 18% 50% 18%

 

Таблица 4

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 7»

 Тип 1 № 12130 

Как называется оболочка Земли, изображенная на рисунке?

2. Тип 2 № 35134 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  гинкго двулопастный

Б)  чесночница обыкновенная

В)  стрептококк мытный

Г)  сморчок конический

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Грибы

3)  Бактерии

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 35165 

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  семейство Беличьи

2)  отряд Грызуны

3)  класс Млекопитающие

4)  род Белка

5)  вид Обыкновенная белка

4. Тип 4 № 12239 

Изучите график зависимости интенсивности размножения популяции микроорганизмов в питательной среде от времени её существования (по оси х отложено время (в днях), а по оси у  — число образовавшихся особей на 1 см3).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Зона оптимума численности популяции расположена между 10-м и 30-м днём её существования.

2)  Максимум численности популяции наблюдается на 20-й день эксперимента.

3)  Минимальное количество особей во время эксперимента равно 10 особей на 1 см3.

4)  После 40-го дня численность популяции стабилизируется.

5)  Снижение численности особей связано с нехваткой питательных веществ.

5. Тип 5 № 411 

Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  всасывание аминокислот в кровь

2)  переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи

3)  измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны

4)  поступление питательных веществ в органы и ткани тела

5)  переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком

6. Тип 6 № 35109 

Какой пример относят к биологическому эксперименту?

 

1)  рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2)  слежение за миграцией косяка трески

3)  лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

4)  описание внешних признаков бобовых растений

7. Тип 7 № 8388 

Известно, что серая жаба − позвоночное земноводное, питающееся различными беспозвоночными животными.

Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  

 1) 

Серая жаба − самая крупная жаба Европы.

  

 2) 

Питается серая жаба мелкими насекомыми, пауками, дождевыми червями, слизнями, многоножками.

  

 3) 

Серая жаба постоянно живёт на суше, а в воду входит только для размножения.

  

 4) 

Зимует серая жаба под опавшими листьями, брёвнами, в норах, иногда закапывается в прибрежный ил.

  

 5) 

Серая жаба − долгожитель, обычно живёт 10−18 лет.

  

 6) 

Шейный отдел позвоночника серой жабы состоит из одного позвонка, который обеспечивает подвижность головы в вертикальной плоскости.

8. Тип 8 № 631 

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:

 

Объект

Процесс

Рецептор

Преобразование внешнего

раздражителя в нервный импульс

...

Непосредственное выполнение команды

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  рабочий орган

2)  чувствительный нейрон

3)  нервный центр

4)  двигательный нейрон

9. Тип 9 № 1049 

Чем животные отличаются от растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  активно передвигаются

2)  растут в течение всей жизни

3)  создают на свету органические вещества из неорганических

4)  не имеют плотных клеточных стенок из клетчатки

5)  потребляют готовые органические вещества

6)  являются производителями органических веществ

10. Тип 10 № 1116 

Вставьте в текст «Сходство грибов с растениями и животными» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ

Грибы совмещают в себе признаки и растений, и животных. Как растения грибы неподвижны и постоянно растут. Снаружи их клетки, как и растительные, покрыты ___________(А). Внутри клетки у них отсутствуют зелёные ___________(Б). С животными грибы сходны тем, что у них в клетках не запасается ___________(В) и они питаются готовыми органическими веществами. В состав клеточной стенки у грибов входит ___________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) плазматическая мембрана

2) клеточная стенка

3) пластиды

4) комплекс Гольджи

5) митохондрия

6) крахмал

7) гликоген

8) хитин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11. Тип 11 № 250 

Установите соответствие между признаком и одноклеточным организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

A)  форма тела постоянная

Б)  передвигается при помощи образования ложноножек

В)  поедает бактерии

Г)  в цитоплазме имеются хлоропласты

Д)  образует на свету органические вещества из неорганических

ОРГАНИЗМ

1)  эвглена

2)  амёба

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12. Тип 12 № 2089 

Верны ли суждения о приспособленности птиц к полёту?

 

А.  У птиц в наибольшей степени развиты большие грудные мышцы, опускающие крылья.

Б.  Кисть птиц имеет три недоразвитых пальца, сокращением числа пальцев достигается компактность верхней конечности.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 1621 

Классифицируйте приведённое на рисунке соцветие болиголова пятнистого по всем пяти вариантам классификации, руководствуясь схематическими рисунками соцветий.

 

Рис. с сайта http://freeforce.info/rasteniya

 

А. По сложности околоцветника:

1)  с простым околоцветником (имеются только лепестки),

2)  со сложным околоцветником (имеют чётко выраженные чашечку и венчик).

 

Б. По степени разветвления соцветий:

1)  простые (на главной оси располагаются одиночные цветки),

2)  сложные (на главной оси располагаются частные соцветия).

 

В. По наличию цветоножки у каждого цветка:

1)  с сидячими цветками (цветки непосредственно на стебле),

2)  с цветками, имеющими цветонос.

 

Г. По наличию цветка на верхушке:

1)  открытые (нет цветка на верхушке),

2)  закрытые (есть цветок на верхушке).

 

Д. Название соцветия:

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35177 

Под каким номером изображена трахея человека?

15. Тип 15 № 465 

Центры условных рефлексов, в отличие от центров безусловных рефлексов, расположены у человека в

 

1)  продолговатом мозге

2)  коре больших полушарий

3)  мосте

4)  промежуточном мозге

16. Тип 16 № 35317 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  лобная кость

2)  затылочная кость

3)  височная кость

4)  теменная кость

5)  нижнечелюстная кость

6)  скуловая кость

17. Тип 17 № 2378 

Что из перечисленного характерно для скелета человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  сводчатая стопа

2)  прямой позвоночник без изгибов

3)  позвоночник с S-образным изгибом

4)  широкий чашевидный пояс нижних конечностей

5)  сжатая с боков грудная клетка

6)  массивные челюсти

18. Тип 18 № 1983 

Установите соответствие между признаком и типом нейрона, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК

А)  тела и отростки расположены в сером веществе спинного мозга

Б)  осуществляет связь между чувствительным и исполнительным нейронами

В)  передаёт нервные импульсы к скелетной мышце

Г)  воспринимает нервные импульсы от чувствительного нейрона в трёхнейронной рефлекторной дуге

Д)  передаёт нервные импульсы к железам

ТИП НЕЙРОНА

1)  двигательный

2)  вставочный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

19. Тип 19 № 35259 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания пеночки .

 

1)  продуцент

2)  насекомоядный

3)  сезонная миграция

4)  травоядный

5)  редуцент

6)  консумент второго порядка



Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35209 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входит зелёная дубовая листовёртка. В ответе запишите последовательность букв, которыми на схеме обозначены выбранные организмы.

 



21. Тип 21 № 35269 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность пядениц и дубовых заболонников, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности зябликов? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  увеличится

2)  уменьшится

3)  не изменится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность пядениц

Численность дубовых заболонников



22. Тип 22 № 12482 

Рассмотрите схему строения нервной системы речного рака. Какие элементы нервной системы рака соответсвуют головному мозгу. Приведите подтверждающий аргумент.

23. Тип 23 № 20988 

Учёный изучал процесс образования крахмала в листьях герани. Для этого он закрыл часть листа герани с двух сторон чёрным картоном. Растение оставил на свету. Через сутки учёный срезал частично закрытый картоном лист. Чтобы увидеть произошедшие изменения, он обесцветил лист, поместив его в кипящий этанол. Далее, для удаления этанола, промыл лист в горячей воде. На обесцвеченный лист учёный нанёс слабый раствор йода. Часть листа, которая была закрыта картоном, практически не изменила цвет, а та, что не была закрыта, приобрела тёмно-синий цвет.

Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? В связи с чем закрытая картоном часть листа не окрасилась в тёмно-синий цвет при действии на лист раствором йода?

24. Тип 24 № 2921 

РАЗМНОЖЕНИЕ

Размножение − это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Бесполое размножение осуществляется следующими способами: непрямым делением ядер материнской и каждой из последующих клеток надвое; вегетативно − отдельными органами или частями тела (растения, кишечнополостные); почкованием (например, дрожжи и гидра); спорообразованием.

В результате бесполого размножения возникает генетически однородное потомство. Только в тех случаях, когда споры образуются в результате мейоза, потомство, выросшее из этих спор, будет генетически разным.

При половом размножении объединяется генетическая информация от двух особей. Особи растений или животных разного пола образуют гаметы − яйцеклетки и сперматозоиды (или спермии), содержащие по одинарному (гаплоидному) набору хромосом. При слиянии гамет происходит оплодотворение и образование диплоидной зиготы. Зигота развивается в новую особь, все соматические клетки которой содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. Всё вышеперечисленное справедливо только для эукариотических клеток. Таким образом, при половом размножении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Существуют организмы-гермафродиты, у которых развитие женских и мужских половых клеток происходит в теле одной особи.

 

Используя содержание текста «Размножение», ответьте на следующие вопросы.

1)  О каких двух способах размножения организмов идёт речь в тексте?

2)  Что происходит в процессе полового размножения?

3)  Какой недостаток характерен для полового размножения? Свой ответ аргументируйте.

25. Тип 25 № 2311 

Пользуясь таблицей «Максимальная продолжительность жизни разных видов позвоночных», ответьте на вопросы и выполните задание.

Максимальная продолжительность жизни у разных видов позвоночных

 

Класс животных

Вид

Максимальная продолжительность жизни (годы)

Млекопитающие

Африканский слон
Белка
Домовая мышь
Собака
Человек
Шимпанзе

86
16
4
34
122
75

Птицы

Голубь
Колибри
Ласточка
Лебедь

23
4
9
70

Рыбы

Гуппи
Карась
Осетр
Сом

3
15
160
60

Пресмыкающиеся


Галапагосская черепаха
Нильский крокодил
Прыткая ящерица

177
68
8–10

 

1.  Какое из представленных в таблице млекопитающих имеет наибольшую продолжительность жизни?

2.  Какая птица дольше всего проживет в зоопарке?

3.  Зависит ли продолжительность жизни животного от его размеров?

26. Тип 26 № 12954 

Павел решил поужинать в Макдональдсе. Он взял Фреш МакМаффин, картофель по-деревенски и чай без сахара.

1)  Каково количество белков в ужине Павла?

2)  Достаточно ли ккал потребил Павел во время ужина от суточной нормы, если за день с едой он получил ровно то количество калорий, которое необходимо для подростка 14 лет?

3)  Назовите фермент, расщепляющий углеводы в ротовой полости.

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питания

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)

425

39

33

41

Фреш МакМаффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)

380

19

18

35

Чикен Фреш Маффин

(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)

355

13

15

42

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат «Цезарь»

(курица, салат, майонез, гренки)

250

14

12

15

Картофель по-деревенски

315

5

16

38

Маленькая порция картофеля фри

225

3

12

29

Мороженое с шоколадным наполнителем

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

«Кока-Кола»

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Белки, г/кг

Жиры г/кг

Углеводы, г

Энергетическая потребность, ккал

7−10

2,3

1,7

330

2550

11−15

2,0

1,7

375

2900

Старше 16

1,9

1,0

475

3100

 

Таблица 3

Калорийности при четырехразовом питании (от общей калорийности в сутки)

Первый завтрак

Второй завтрак

Обед

Ужин

14%

18%

50%

18%

 

Таблица 4

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!