СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 8

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип 1 № 12110 

Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

2. Тип 2 № 35146 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  бадяга обыкновенная

Б)  строчок обыкновенный

В)  дизентерийная палочка

Г)  страусник обыкновенный

 

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

3. Тип 3 № 1374 

Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отдел Цветковые

2)  царство Растения

3)  порядок Злаковые

4)  семейство Злаки

5)  класс Однодольные

6)  род Рожь

4. Тип 4 № 12237 

Изучите график зависимости температуры тела больного трёхдневной малярией от продолжительности болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у  — температура тела больного (в °С)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  За время течения болезни температура поднималась выше нормальной 5 раз.

2)  Минимальное значение температуры приходится на ночь с 5 на 6.

3)  Низкие значения температуры на 2 и 6 дни болезни являются следствием приёма лекарств.

4)  После резкого скачка температуры наблюдается её падение до нормального и ниже значений.

5)  Скачки температуры на 1, 4, 7, 10 и 13 дни болезни связаны с повторным инфицированием.

5. Тип 5 № 1083 

Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Млекопитающие

2)  Куньи

3)  Лесная куница

4)  Хордовые

5)  Хищные

6. Тип 6 № 35110 

Какой пример относят к биологическому эксперименту?

 

1)  рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2)  слежение за миграцией косяка трески

3)  описание внешних признаков бобовых растений

4)  выработка условного пищевого рефлекса

7. Тип 7 № 2939 

Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  росянка

2)  божья коровка

3)  майский жук

4)  клещ

5)  бычий цепень

6)  малярийный плазмодий

8. Тип 8 № 1883 

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

 

 

Объект Процесс
лимфоцит иммунный ответ
... перенос кислорода

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  тромбоцит

2)  миоцит

3)  гепатоцит

4)  эритроцит

9. Тип 9 № 985 

Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  почвенные зелёные водоросли

2)  гадюка обыкновенная

3)  мох сфагнум

4)  подрост сосны

5)  тетерев

6)  лесная мышь

10. Тип 10 № 892 

Вставьте в текст «Мышечные ткани человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА

Волокна скелетных мышц под микроскопом ___________(А). Их длина составляет ___________(Б). Волокна сердечной мышечной ткани, в отличие от поперечнополосатой скелетной, имеют контактные участки. Совокупность клеток, образующих ткань мышц внутренних органов, называют ___________(В) мышечной тканью. Для всех типов мышечных тканей характерные свойства  — возбудимость и ___________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) поперечнополосатая 2) гладкая 3) не поперечно исчерчены 4) поперечно исчерчены
5) 10–12 см 6) 0,1 мм 7) проводимость 8) сократимость

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г

11. Тип 11 № 2984 

Установите соответствие между химическим веществом и царством, у которого оно встречается. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

 

 

 

ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО

 

А)  хитин

Б)  гемоглобин

В)  целлюлоза

Г)  крахмал

Д)  гликоген

 

 

 

ЦАРСТВО

 

1)  Животные

2)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

12. Тип 12 № 632 

Верны ли следующие суждения о нервной ткани человека?

 

А.  Основные свойства нервной ткани  — это возбудимость и проводимость.

Б.  Тела чувствительных нейронов лежат на пути к центральной нервной системе в нервных узлах.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 1245 

Рассмотрите фотографию листа монстеры. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д

14. Тип 14 № 35179 

Под каким номером изображена селезёнка человека?

15. Тип 15 № 456 

Какой признак характерен для вида Человек разумный?

 

1)  наличие ногтей

2)  развитый ствол головного мозга

3)  хорошо развитый подбородок

4)  объёмное зрение

16. Тип 16 № 35328 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение глаза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  стекловидное тело

2)  склера

3)  хрусталик

4)  сосудистая оболочка

5)  ресничная мышца

6)  роговица

17. Тип 17 № 2382 

Какие из перечисленных структур расположены в полости среднего уха? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  овальное окно

2)  наружный слуховой проход

3)  стремечко

4)  наковальня

5)  улитка

6)  молоточек

18. Тип 18 № 2048 

Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  заканчивается переваривание белков, углеводов и липидов

Б)  всасываются органические вещества в кровь и лимфу

В)  всасывается основная часть воды

Г)  расщепляется клетчатка

Д)  внутренняя поверхность имеет микроворсинки

Е)  формирование каловых масс

 

 

 

ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

 

1)  тонкий

2)  толстый

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

 

А Б В Г Д Е

19. Тип 19 № 35262 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания ежа.

 

1)  растительноядное животное

2)  консумент первого и второго порядков

3)  консумент третьего порядков

4)  продуцент

5)  детритофаг

6)  насекомоядное животное

 

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

 

20. Тип 20 № 35212 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входят насекомые, начиная с растения. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

21. Тип 21 № 35272 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лягушек и свиристелей, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности насекомых? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  не изменится

2)  увеличится

3)  уменьшится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность лягушек Численность свиристели

 

22. Тип 22 № 12478 

Рассмотрите рисунок с изображением ног детей. Как называют заболевание, изображённое на рисунке?

Назовите одну из причин появления такого заболевания у детей.

23. Тип 23 № 20969 

Учёные изучали внутриклеточное пищеварение клеток морской звезды. В ходе эксперимента был введён шип розы в тело морской звезды. К этому повреждению стали скапливаться амебоидные клетки, которые обволакивали и поглощали инородное тело, попавшее в организм.

Какая система обеспечивает в организме защитную функцию? Какой клеточный процесс лежит в основе поглощения инородных частиц в теле морской звезды?

24. Тип 24 № 415 

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Почему отношения рыжего и чёрного тараканов нельзя назвать паразитизмом?

2)  Как паразит влияет на организм хозяина?

3)  Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?

 

 

КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов  — рыжий и чёрный  — конкурируют друг с другом за место обитания  — жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид  — паразит  — использует другой  — хозяина  — в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления  — присосками, крючочками, шипиками  — и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

25. Тип 25 № 1475 

Группа учеников исследовала способность веществ из популярного сладкого напитка проникать через частично проницаемую мембрану. Напиток помещался в диализные трубки (трубки из частично проницаемого материала, аналогичные используемым в аппарате искусственной почки). Трубки завязывались с обоих концов и помещались в пробирку с дистиллированной водой. Через какое-то время несколько капель воды из пробирки бралось для проверки её кислотности. Результаты ученики заносили в таблицу (эксперимент выполняло 5 групп учеников).

 

 

Время, мин кислотность воды, ед. рН
тест 1 тест 2 тест 3 тест 4 тест 5 среднее
0 7,2 7,2 7,6 7,3 7,4 7,34
4 6,4 6,2 6,7 6,4 6,6 6,46
8 5,6 5,6 5,9 5,9 5,7 5,74
16 5,2 5,0 5,4 5,3 5,2 5,22
32 4,5 4,3 4,7 4,7 4,5 4,54

 

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

1.  Какая кислотность была у воды, которую взяли для эксперимента?

2.  Как изменялась pH в пробирке со временем?

3.  Для чего понадобилось делать 5 повторов эксперимента?

26. Тип 26 № 12960 

Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 13 км/ч 2 часа. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты Алексея на поездку?

2)  В местном кафе он заказал бутерброд с ветчиной и жареный картофель. Какое напиток может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище не превысило затраты на поездку.

3)  Приведите пример функции углеводов.

 

Таблица 1

 

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г) Жиры (г) Углеводы (г)
Бутерброд с мясом 425 39 33 41
Бутерброд с курицей 355 13 15 42
Бутерброд с ветчиной 380 19 18 35
Жареный картофель 225 3 12 29
Омлет с ветчиной 350 21 14 35
Салат овощной 60 3 0 10
Салат с курицей 250 14 12 15
Мороженое шоколадное 325 6 11 50
Вафельный рожок 135 3 4 22
Лимонад 170 0 0 42
Апельсиновый сок 225 2 0 35
Чай без сахара 0 0 0 0
Чай с сахаром (две чайные ложки) 68 0 0 14

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«2023 ОГЭ Январь Биология Вариант 8»

Тип 1 № 12110 

Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

2. Тип 2 № 35146 

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  бадяга обыкновенная

Б)  строчок обыкновенный

В)  дизентерийная палочка

Г)  страусник обыкновенный

ЦАРСТВА

1)  Животные

2)  Растения

3)  Грибы

4)  Бактерии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3. Тип 3 № 1374 

Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  отдел Цветковые

2)  царство Растения

3)  порядок Злаковые

4)  семейство Злаки

5)  класс Однодольные

6)  род Рожь

4. Тип 4 № 12237 

Изучите график зависимости температуры тела больного трёхдневной малярией от продолжительности болезни (по оси х отложена продолжительность болезни (в сутках), а по оси у  — температура тела больного (в °С)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1)  За время течения болезни температура поднималась выше нормальной 5 раз.

2)  Минимальное значение температуры приходится на ночь с 5 на 6.

3)  Низкие значения температуры на 2 и 6 дни болезни являются следствием приёма лекарств.

4)  После резкого скачка температуры наблюдается её падение до нормального и ниже значений.

5)  Скачки температуры на 1, 4, 7, 10 и 13 дни болезни связаны с повторным инфицированием.

5. Тип 5 № 1083 

Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Млекопитающие

2)  Куньи

3)  Лесная куница

4)  Хордовые

5)  Хищные

6. Тип 6 № 35110 

Какой пример относят к биологическому эксперименту?

1)  рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2)  слежение за миграцией косяка трески

3)  описание внешних признаков бобовых растений

4)  выработка условного пищевого рефлекса

7. Тип 7 № 2939 

Какие организмы являются паразитами? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  росянка

2)  божья коровка

3)  майский жук

4)  клещ

5)  бычий цепень

6)  малярийный плазмодий

8. Тип 8 № 1883 

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

 

Объект

Процесс

лимфоцит

иммунный ответ

...

перенос кислорода

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  тромбоцит

2)  миоцит

3)  гепатоцит

4)  эритроцит

9. Тип 9 № 985 

Какие из приведённых организмов являются потребителями готового органического вещества в сообществе соснового леса? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  почвенные зелёные водоросли

2)  гадюка обыкновенная

3)  мох сфагнум

4)  подрост сосны

5)  тетерев

6)  лесная мышь

10. Тип 10 № 892 

Вставьте в текст «Мышечные ткани человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

МЫШЕЧНЫЕ ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА

Волокна скелетных мышц под микроскопом ___________(А). Их длина составляет ___________(Б). Волокна сердечной мышечной ткани, в отличие от поперечнополосатой скелетной, имеют контактные участки. Совокупность клеток, образующих ткань мышц внутренних органов, называют ___________(В) мышечной тканью. Для всех типов мышечных тканей характерные свойства  — возбудимость и ___________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) поперечнополосатая

2) гладкая

3) не поперечно исчерчены

4) поперечно исчерчены

5) 10–12 см

6) 0,1 мм

7) проводимость

8) сократимость

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11. Тип 11 № 2984 

Установите соответствие между химическим веществом и царством, у которого оно встречается. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ХИМИЧЕСКОЕ ВЕЩЕСТВО

А)  хитин

Б)  гемоглобин

В)  целлюлоза

Г)  крахмал

Д)  гликоген

ЦАРСТВО

1)  Животные

2)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

12. Тип 12 № 632 

Верны ли следующие суждения о нервной ткани человека?

 

А.  Основные свойства нервной ткани  — это возбудимость и проводимость.

Б.  Тела чувствительных нейронов лежат на пути к центральной нервной системе в нервных узлах.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

13. Тип 13 № 1245 

Рассмотрите фотографию листа монстеры. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14. Тип 14 № 35179 

Под каким номером изображена селезёнка человека?

15. Тип 15 № 456 

Какой признак характерен для вида Человек разумный?

 

1)  наличие ногтей

2)  развитый ствол головного мозга

3)  хорошо развитый подбородок

4)  объёмное зрение

16. Тип 16 № 35328 

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение глаза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  стекловидное тело

2)  склера

3)  хрусталик

4)  сосудистая оболочка

5)  ресничная мышца

6)  роговица

17. Тип 17 № 2382 

Какие из перечисленных структур расположены в полости среднего уха? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  овальное окно

2)  наружный слуховой проход

3)  стремечко

4)  наковальня

5)  улитка

6)  молоточек

18. Тип 18 № 2048 

Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  заканчивается переваривание белков, углеводов и липидов

Б)  всасываются органические вещества в кровь и лимфу

В)  всасывается основная часть воды

Г)  расщепляется клетчатка

Д)  внутренняя поверхность имеет микроворсинки

Е)  формирование каловых масс

ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

1)  тонкий

2)  толстый

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

19. Тип 19 № 35262 

Выберите из приведённого ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания ежа.

 

1)  растительноядное животное

2)  консумент первого и второго порядков

3)  консумент третьего порядков

4)  продуцент

5)  детритофаг

6)  насекомоядное животное



Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задания 19–21.

20. Тип 20 № 35212 

Составьте пищевую цепь из четырёх организмов, в которую входят насекомые, начиная с растения. В ответе запишите последовательность букв.

 



21. Тип 21 № 35272 

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность лягушек и свиристелей, если в течение нескольких лет шло уменьшение численности насекомых? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  не изменится

2)  увеличится

3)  уменьшится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность лягушек

Численность свиристели



22. Тип 22 № 12478 

Рассмотрите рисунок с изображением ног детей. Как называют заболевание, изображённое на рисунке?

Назовите одну из причин появления такого заболевания у детей.

23. Тип 23 № 20969 

Учёные изучали внутриклеточное пищеварение клеток морской звезды. В ходе эксперимента был введён шип розы в тело морской звезды. К этому повреждению стали скапливаться амебоидные клетки, которые обволакивали и поглощали инородное тело, попавшее в организм.

Какая система обеспечивает в организме защитную функцию? Какой клеточный процесс лежит в основе поглощения инородных частиц в теле морской звезды?

24. Тип 24 № 415 

Используя содержание текста «Конкуренция и паразитизм» и знания школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Почему отношения рыжего и чёрного тараканов нельзя назвать паразитизмом?

2)  Как паразит влияет на организм хозяина?

3)  Какую биологическую роль играют паразиты в отношении своих хозяев?



КОНКУРЕНЦИЯ И ПАРАЗИТИЗМ

 

Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.

 

Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды. Учёные различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.

 

Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другим, имеющим преимущества в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов  — рыжий и чёрный  — конкурируют друг с другом за место обитания  — жилище человека. Это ведёт к постепенному вытеснению чёрного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.

 

Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведёт к гибели менее приспособленных, то есть к естественному отбору. Внутривидовая конкуренция, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них. Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит к их взаимному угнетению и самоизреживанию.

 

Одной из форм полезно-вредных биотических взаимоотношений между организмами является паразитизм, когда один вид  — паразит  — использует другой  — хозяина  — в качестве среды обитания и источника пищи, нанося ему вред.

 

Организмы-паразиты в процессе эволюции выработали приспособления к паразитическому образу жизни. Например, многие виды обладают органами прикрепления  — присосками, крючочками, шипиками  — и имеют высокую плодовитость. В процессе приспособления к паразитическому образу жизни некоторые паразиты утратили ряд органов или приобрели более простое их строение. Например, у паразитических плоских червей, живущих во внутренних органах позвоночных животных, плохо развиты органы чувств и нервная система, а у некоторых червей-паразитов отсутствуют органы пищеварения.

 

Отношения между паразитом и хозяином подчинены определённым закономерностям. Паразиты принимают участие в регуляции численности хозяев, тем самым обеспечивая действие естественного отбора. Негативные отношения между паразитом и хозяином в процессе эволюции могут перейти в нейтральные. В этом случае преимущество среди паразитов получают те виды, которые способны длительно использовать организм хозяина, не приводя его к гибели. В свою очередь, в процессе естественного отбора растёт сопротивляемость организма хозяина паразитам, в результате чего приносимый ими вред становится менее ощутимым.

25. Тип 25 № 1475 

Группа учеников исследовала способность веществ из популярного сладкого напитка проникать через частично проницаемую мембрану. Напиток помещался в диализные трубки (трубки из частично проницаемого материала, аналогичные используемым в аппарате искусственной почки). Трубки завязывались с обоих концов и помещались в пробирку с дистиллированной водой. Через какое-то время несколько капель воды из пробирки бралось для проверки её кислотности. Результаты ученики заносили в таблицу (эксперимент выполняло 5 групп учеников).

 

Время,
мин

кислотность воды, ед. рН

тест 1

тест 2

тест 3

тест 4

тест 5

среднее

0

7,2

7,2

7,6

7,3

7,4

7,34

4

6,4

6,2

6,7

6,4

6,6

6,46

8

5,6

5,6

5,9

5,9

5,7

5,74

16

5,2

5,0

5,4

5,3

5,2

5,22

32

4,5

4,3

4,7

4,7

4,5

4,54

 

Рассмотрите таблицу и ответьте на вопросы.

1.  Какая кислотность была у воды, которую взяли для эксперимента?

2.  Как изменялась pH в пробирке со временем?

3.  Для чего понадобилось делать 5 повторов эксперимента?

26. Тип 26 № 12960 

Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 13 км/ч 2 часа. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы.

1)  Каковы энергозатраты Алексея на поездку?

2)  В местном кафе он заказал бутерброд с ветчиной и жареный картофель. Какое напиток может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище не превысило затраты на поездку.

3)  Приведите пример функции углеводов.

 

Таблица 1

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Бутерброд с мясом

425

39

33

41

Бутерброд с курицей

355

13

15

42

Бутерброд с ветчиной

380

19

18

35

Жареный картофель

225

3

12

29

Омлет с ветчиной

350

21

14

35

Салат овощной

60

3

0

10

Салат с курицей

250

14

12

15

Мороженое шоколадное

325

6

11

50

Вафельный рожок

135

3

4

22

Лимонад

170

0

0

42

Апельсиновый сок

225

2

0

35

Чай без сахара

0

0

0

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

68

0

0

14

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

9,5 ккал/мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя