СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 класс "Корень слова": технологическая карта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«3 класс "Корень слова": технологическая карта»

Технологическая карта урока русского языка


Тема урока: Корень слова

Класс: 3, часть 1

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель урока: формирование у обучающихся представления о корне слова и алгоритме его нахождения через создание интеллект-карты.
Задачи урока:
Дидактические:
- актуализировать знания обучающихся об однокоренных словах;
- познакомить обучающихся с алгоритмом нахождения «корня слова»;
- формировать умение подбирать однокоренные слова;
- учить находить корень в слове по алгоритму.

Развивающая:

- развивать устную и письменную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость;

- развивать психические процессы, критическое мышление, память, внимание;

- развивать способность к самоконтролю, умение выполнять требования учителя и делать выводы;

- развивать умение организовывать продуктивное взаимодействия.

Воспитательная:

- воспитывать коммуникативную культуру обучающихся, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

- воспитывать уважительное отношение к учителю и сверстникам;

- стимулировать интерес к изучению русского языка.

Стадии урока и ее задачи

Этапы урока


Образовательные задачи этапа урока

Методы и приемы

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации

Дидактические средства, интерактивные средства обучения

Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Результат обучения

предметный

метапредметный

личностный

Вызов.

Задача: пробудить интерес к изучению новой темы

Организационно – мотивационный этап

Выработать на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, создать благоприятную и эмоциональную атмосферу.

Словесные (беседа)

Приветствует обучающихся, организует проверку готовности обучающихся к уроку.

- Доброе утро, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам новые успехи.

- А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

- Повторяйте за мной.

Здравствуй – ладонь

Желаю – мизинец

Безымянный – на уроке

Средний – большого

Указательный – успеха

Большой – во всём.

Приветствуют учителя;

проверяют свою готовность к уроку; выполняют необходимые требования.






Ф


-

Контроль со стороны учителя за готовностью обучающихся к уроку

-


Регулятивные: волевая саморегуляция;

Коммуникативные: организация сотрудничества

Смыслообразование предстоящей деятельности


Актуализация имеющихся знаний и способов действий

Организовать

актуализацию изученных

способов действий,

достаточных для построения

новых знаний.

Наглядные (демонстрация), практический (задание), словесный (беседа. РАФТ)

Организует минутку чистописания, повторение изученного материала, создаёт проблемную ситуацию, актуализирует изученный материал.

- Буква та – Рычательная,

Просто замечательная.

- Ребята, откройте тетрадь по чистописанию. Сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву Р. Напишите три буквы, поставьте точку под самой красивой и пропищите так до конца строки. Не забываем про посадку! Спинка прямая, локти на парте, ножки под партой прямые, между грудью и партой проходит кулачок.

- Какие у вас красивые буквы! Молодцы, ребята!

- Запишем предложение «Рома и Рая едят рыбу»

- Посмотрите на слайд. В каждой строчке найдите лишнее слово.

Домашний, дом, домино, домовой.

Рот, ротик, воротник, ротище, ворота.

Вода, водитель, водный, водичка.

- Почему это слово оказалось лишним? В какую группу мы можем объединить оставшиеся слова?

- Что вы знаете о родственных словах. Катя, ты родственное слово, расскажи о себе.

Слушают учителя, выписывают букву, отвечают на вопросы














- Домино, ворота, воротник, водитель

- Родственные слова

Ф

И

Презентация

Контроль со стороны учителя за посадкой обучающихся, за чистописанием, правильностью выполнения заданий.

Самоконтроль при самопроверке по эталону.

Актуализируют имеющиеся знания о родственных словах

Регулятивные: Самостоятельно дифференцирует известное и неизвестное, формулирует цель учебной задачи

Познавательные: Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель

Коммуникативные: Самостоятельно или с помощью учителя выражает свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умеет выстроить диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

С помощью учителя или самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Постановка проблемы

Создать проблемную ситуацию с целью выявления необходимости нового знания.

Словесные (беседа), наглядный (демонстрация)

Создаёт проблемную ситуацию. Объясняет задание.

- Выделите общую часть в каждоц группе слов. Но перед этим давайте вспомним, как выделяется общая часть у слов. (Дугой). Женя, назови общую часть у первой группы. Почему ты так решила? Ралина, назови общую часть в второй группы. Почему ты так решила? Полина, назови у третьей группы. Почему ты так решила?

- Ребята, знаете ли вы, как называется общая часть слов? (Не знаем)

- Чтобы узнать, давайте отгадаем загадку.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Ф

Презентация

Контроль со стороны учителя за ответами обучающихся.

Узнали новое понятие «корень слова»

Регулятивные: Установление причинно-следственных связей. Формулирование проблемы. Создание способов решения проблемы.

Формирование адекватной позитивной самооценки.

Целеполагание и планирование.

Организовать деятельность обучающихся по формулировке темы, цели и построению плана достижения цели.

Словесные (беседа)

Организует деятельность по формулированию новой темы.

- Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Корень слова)

- Какие задачи мы поставим перед собой? Используя слова помощники, поставьте задачи.

  • Мы вспомним …

  • Мы познакомимся с …

  • Мы узнаем …

  • Мы научимся …

Отвечают на вопросы, формулируют тему.


Ф

-

Контроль учителя за правильной формулировкой темы

Узнали новое понятие «корень слова»

Регулятивные: умение формулировать тему на основе потребности выхода из затруднения проблемы.

Познавательные: интерпретация новой информации.

Осознание значимости результатов своей работы.

Осмысление содержания.

Задача: поддерживать активность, интерес, возникших на стадии «вызова»

Открытие нового знания

Организовать деятельность по открытию нового знания и получения опыта применения нового знания.

Словесные (объяснение, рассказ), наглядные (демонстрация), практические (интеллект-карта)

Организует практическую работу, контролирует, оценивает результаты деятельности обучающихся.

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

- Это важная, необходимая часть.

- Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?

- Ребята, сегодня я предлагаю вам побывать в роли исследователей. И как у настоящих исследователей у вас будут свои листы исследования. На них вы видите задания, которые мы будем выполнять на уроке. Напротив каждого задания есть свободная ячейка, в которую вы будете вклеивать следы за каждое правильно выполненное задание.

- Сейчас я предлагаю вам работу в группах. Разделитесь на две равные группы. Ваше задание будет заключаться в следующем. Я выдам вам листы. У одной группы изображён зуб, а у другой – дерево. Ваша задача заключается в том, чтобы создать мини-проект на тему «Корень слова». Для создания проекты используйте предложенную вам информацию.

- Давайте вспомним правила работы в группах. Они представлены на слайде.

- Преступайте к работе.

- Проверяем, что у вас получилось. Выходим к доске и защищаем свой проект.

- Какой мы можем сделать вывод? Что мы узнали? (Что такое корень слова, как его найти, научились подбирать примеры)

- Молодцы! Давайте проверим по учебнику, всё ли правильно у вас получилось. Откройте страницу 74.

- Посмотрите-ка, вы отразили все эти правила в ваших работах. Какие молодцы! За защиту проекта каждый получает по следу.

Слушают учителя, выполняют практическую работу в виде мини-проекта, заполняют листы исследования.

Ф

Г


Презентация, учебник, раздаточный материал, лист исследования.

Контроль учителя за выполнением практической работы.

Самоконтроль при самопроверке по учебнику.

Знание нового понятия «корень слова», способ его нахождения, умение применять знания при составлении интеллект-карты.

Познавательные: развитие классификаций; умение использовать знаково-символических средств; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение сотрудничать; умение участвовать в беседе.

Регулятивные: осуществление самопроверки при выполнении практических работ; умение сопоставлять результаты с эталоном для самопроверки.

Самоопределение, смыслообразование, ценностная ориентация. Осознание ценностей знания, доброжелательные отношения среди класса, умение принимать точку зрения другого человека, толерантность.

Первичное закрепление

Организовать деятельность по открытию нового знания и получение опыта применения новых знаний

Словесный (объяснение, беседа), Практический (упражнение)

Формулирует задание. Контролирует выполнение задания, организует проверку результатов. Оценивает результат.

- Выполним упражнение 132 в учебнике на странице 75. Женя, прочитай задание. Что нужно сделать? На какие группы можем поделить эти слова?

- К доске пойдёт выполнять задание Алёна, записывает 1 и 2 группу слов. Женя записывает 3 и 4 группу слов. А Ралина записывает 5 группу слов. Остальные работают в тетради.

- Если закончили, покажите посадкой. Проверим, что у вас получилось.

- Алёна, какой корень ты выделила? Почему? Женя, какой корень ты выделила? Почему? Ралина, какой корень ты выделила? Почему?

- Ребята, поднимите красный сигнализатор, если у вас работа выполнена также. Синий, если вы допустили ошибки.

Какой вывод можно сделать? Что вы можете сказать о корне и однокоренных словах? Как вы находили корень?

Выполняют задания, отвечают на вопросе, организуют проверку, заполняют листы исследования.

Ф

И

Учебник, лист исследования, сигнализаторы.

Контроль учителя за организацией работы обучающихся; Самоконтроль во время проверки.

Знание нового понятия «корень слова», способ его нахождения, умение применять знания при выполнении заданий.

Познавательные: умение воспроизводить полученные знания. Умение анализировать полученную информацию

Регулятивные: умение принимать и сохранять учётную задачу. Умение переносить учебную задачу в новые условия. Определение уровня владения учебными знаниями.

Формирование устойчивой мотивации к обучению. Формирование познавательного интереса.


Самостоятельная работа

Организовать определение уровня усвоения новых знаний (самостоятельно) через проблемное учебное действие

Словесный (объяснение), Практический (самостоятельная работа)

Организует самостоятельную работу на новые знания. Объясняет задания. Делает вывод по результатам самостоятельной работы.

- Проверим, как вы усвоили тему урока. Выполним самостоятельную работу. Я выдам вам карточки с заданием. Прочитайте, скажите, что вам непонятно. Если всё понятно, то приступайте к выполнению задания. Если возникнут вопросы, то поднимайте руку.

1. Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

Море,  моряк,  морской,  морить.

Барашек,  баран,  баранка,  баранина.

Лес,  лесок,  перелесок,  лесть.

2. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Выделите корень.

С _ деть   (________)   на лавочке,                  

трудолюбивый    с _ довник  (_________),

мудрый   ст_  рик  (___________),                    пушистый   к _ тёнок  (____________).

3. Подберите однокоренные слова. Выделите корень.

Вода,

Рыба,

Гриб,

4. Из каждой группы однокоренных слов выпишите слова, которые обозначают признак предмета.

Выделите корень.

Бег,  бегать,  беговая,  бегун.                           Соль,  солонка,  солёный,  засолить,  рассольник.

- Сверьте ваши работы с эталоном. Отметьте, где вы допустили ошибки. Поставьте себе оценку в соответствии с критериями, представленными на слайде.

- Поднимите красный сигнализатор, если вы справились с заданием на 5. Поднимите синий сигнализатор, если вы справились на 4. Поднимите зелёный, если вы справились на 3. Поднимите руку, кто не справился с заданием вообще.

- Не забывайте заполнять лист исследований. 4 следа получают ребята, которые выполнили работу на 5.

3 следа получают те, кто выполнили работу на 4.

2 следа получают те, кто выполнили работу на 3.

кто выполнил работу на 2 не получают ничего.

Слушают учителя, выполняют работу, выполняют самопроверку по эталону, заполняют листы исследования.

И Ф

Раздаточный материал (карточки), презентация, лист исследования, сигнализаторы.

Контроль учителя за организацией работы обучающихся; Самоконтроль во время проверки по эталону.

Знание нового понятия «корень слова», способа его нахождения, умение применять знания при выполнении заданий.

Познавательные: развитие мыслительных операции: анализ, синтез.

Регулятивные: умение сохранять учебную задачу. Формирование оценочной деятельности. Умение самостоятельно организовать действия (планирование, организация плана, контроль результатов). Умение формулировать вопросы на основе собственных затруднений . Умение формулировать вывод на основе полученных результатов.

Осознание значимости знания; формирование адекватной самооценки. Повышение познавательной активности и познавательной мотивации

Рефлексия

Организовать самооценку обучающимися результатов своей деятельности.

Словесные (беседа)

Организует самооценку результатов деятельности обучающихся на уроке, делает выводы

- Итак, какую цель мы ставили перед собой на уроке? Мы достигли нашей цели?

- Давайте оценим то, как мы сегодня усвоили знания. Закончите предложение.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

- Ребята, подсчитайте, сколько у вас получилось следов. Поднимите руку, кто набрал 6-5 следов. Вы получаете за урок 5. Кто заработал 4-3 получают за урок 4.

Оценивают результаты своей деятельности, делают выводы

Ф

Презентация, лист исследования.

Контроль учителя за процессом самооценки.

Самоконтроль в ходе самооценки

-

Регулятивные: умение сохранять учебную задачу; умение сопоставлять результаты учебной деятельности с задачами;

умение осуществлять оценочную деятельность;

формирование навыков самоконтроля;

умение выстраивать монологичное высказывание;

умение обосновывать выводы;

умение прогнозировать дальнейшую деятельность.

Осознание уровня усвоения знаний;

развитие познавательной активности и мотивации




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!