СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

4 класс "Леса России" : технологическая карта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«4 класс "Леса России" : технологическая карта»

Технологическая карта фрагмента урока по окружающему миру

Тема урока: леса Росси

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний

УМК: Школа России 4 класс 1 часть

Цель урока: формирование у обучающихся понятия о лесной зоне России через создания мини-проектов

Задачи урока:

Дидактическая:

-актуализировать имеющиеся знания об природных зонах России;

-повторить имеющиеся знания о особенностях тундры и зоны арктических пустынь;

-познакомить с лесной зоной России и ее географическом положением;

-учить различать зону тайги, зоны широколиственных и смешанных лесов;.

Развивающая:

-развивать умения организовывать продуктивное взаимодействие

- развивать культуру речи;

- развивать умения находить необходимую информацию в информационных источниках, делать выводы;.

Воспитательная:

-воспитывать коммуникативную культуру обучающихся, самостоятельность, дисциплинированность

- воспитывать уважительное, отношение к учителю и сверстникам

- прививать познавательный интерес к урокам окружающего мира, через использование интересных фактах о лесе.






Этапы урока

Дидактические задачи этапа урока

Методы и приемы

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Формы организации деятельности

Дидактические средства, интерактивные средства обучения


Формы

Результат обучения

контроля, взаимоконтроля

предметный

метапредметный

личностный

Мотивационный этап.

Организовать актуализацию к требованиям обучающимся со стороны учебной деятельности. Создать благоприятную эмоциональную обстановку.

Словесный (цитата)

Настраивает обучающихся на работу, стимулирует познавательную активность.

- Здравствуйте, ребята!

- Послушайте высказывание.

- Леса - это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд... Леса - величайшие источники здоровья и вдохновения. Это - исполинские зеленые лаборатории

- Ребята, как вы понимаете данное высказывание?

- Верно, лес это то, что очищает наш воздух, это кладовая ягод, грибов.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Проверяют готовность к уроку.




- Лес поглощает углекислый газ и вырабатывает кислород.





Фронтальная.






Контроль со стороны учителя за подготовкой к уроку




Р. Волевая саморегуляция

К: формирование сотрудничества с учителем






Смысл образования учебной деятельности

Актуализация имеющихся знаний и способов действий

Организовать актуализацию полученных понятий и способов действий достаточных для построения новых знаний

Словесный (объяснение, блиц опрос)


Организует повторение ранее изученного материала по темам «Природные зоны России», «Зона арктических пустынь», «Тундра».

- Ребята, посмотрите на слайд и скажите, что это за карта? Правильно это карта природных зон России.

- Какие природные зоны вы уже знаете?

- Вова, выйди и покажи на карте зону арктических пустынь. Вика, покажи зону тундры. Молодцы, все верно! Теперь проведем блиц-опрос.


- 1) О какой природной зоне идёт речь?

Почвы здесь бедны, покрыты перегноем, сильно увлажнены. Кроны деревьев смыкаются и не пропускают света. Поэтому здесь нет мелких кустарников и трав, лишь зеленые мхи и толстый ковер опавшей хвои покрывает почву.

2) Опишите, кратко погоду Тундры:

( длинная суровая зима и короткое прохладное лето).

3) Какие животные обитают в зоне практических пустынь?

4) Главное занятие коренного населения тундры? (оленеводство)

5) Как называется явление природы, когда в зоне Арктических пустынь несколько месяцев не показывается солнце?

6) Большое скопление птиц на скалах называют.

7) Опишите растения тундры?

(низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.)

4. Назовите несколько растений тундры ?

(карликовая ива, мох-ягель, черника.)

5. Какие животные обитают в тундре?

(песцы, лемминги, волки)

6. Где расположен Тундровый заповедник? (на полуострове Таймыр).

- Какой вывод можно сделать? (Арктические пустыни расположены на островах Арктики. Тундра- холодная безлесная равнина, расположенная южнее зоны арктических пустынь.)

- Молодцы ребята, вы хорошо усвоили материал.

Слушают учителя Отвечают на вопросы. Делают выводы.



- Карта природных зон.


- Зона арктических пустынь. Зона тундры.

Фронтальная

Презентация


Контроль со стороны учителя за правильностью ответов

Знание природных зон России. Умение находить на карте природных зон зону практических пустынь и тундру.

Развитие мыслительных операций.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать затруднения, прогнозировать результаты деятельности.

.

Активизация познавательного интереса.;

заинтересованность в приобретении и обогащение знаний;



Постановка проблемы

Создать проблемную ситуацию с целью выявления необходимости нового знания

Словесный (объяснение)

Наглядный (иллюстрации)

Создаёт проблемную ситуацию. Объясняет задание, делает выводы.

- Просмотрите на слайд. Скажите, вы знаете какая зона выделена на карте?

- Верно, мы этого ещё не знаем?

- А есть ли у вас какие-либо предположения?

- Это тоже природная зона, очень обширная, она богата растительностью и животным миром.

- Этой природной зоне и будет посвящен наш сегодняшний урок

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Делают предложение


- Мы не знаем.

Фронтальная

Презентация

Контроль со стороны учителя за ответами учащихся

Формирование необходимости новых знаниях

П: : Умение ориентироваться в системе знаний.

К: умение сотрудничать. Умение организовать продуктивное взаимоотношение.

Р: развитие мыслительных операции: синтез, анализ, обобщение

Проявление интереса. Повышение познавательной активности и познавательной мотивации.

Целеполагание

Организовать деятельность по формированию темы, цели и построение плана достижения цели

Словесный (беседа)

Подводит обучающихся к открытию темы, цели и содержания урока.

- Ребята, кто уже догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Предположения детей)

- Чтобы узнать отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – Чудеса увидишь в нем! (Лес)
- Совершенно верно тема сегодняшнего урока «Леса России»

- Какую мы поставим цель на урок?

- В этом вам помогут слова помощники на слайде:

Мы вспомним…

Мы узнаем…

Мы будем…

Мы научимся…

* На слайде появляется план урока

- 1.Мы вспомним уже изученные природные зоны.

2. Мы узнаем географическое положение лесной зоны России, климатические условия, растительный мир, животный мир

3. Будем составлять и защищать проекты по лесной зоне России.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Формулируют тему, цель и содержание урока



- Лес

Фронтальная

Презентация. План работы на слайде

Контроль учителя за ответами учеников.

Узнали новое понятие «лесная зона России»

Р: умение определять тему на основе выхода из затруднения

П: поиск и выделение необходимой информации

К: развитие коммуникативной речи

Осознание личной значимости результатов свой работы

Открытие нового знания

Организовать деятельность по открытию нового понятия и получение опыта применения нового понятия

Словесный (объяснение, рассказ)

Наглядный (демонстрация, иллюстраций)

Практический (мини-проекты)

Организует работу по открытию нового знания. Рассказывает о лесах России, на какие виды они делятся.. Рассказывает о интересных фактах о лесе. Организует деятельность детей в группах


- Учитель показывает на карте зону лесов (тайга, смешаные леса, широколиственные леса)

- Южнее зоны тундры становится теплее. Вместе с тем здесь выпадает довольно много осадков. Благодаря достаточному количеству тепла и влаги здесь могут расти деревья. Зона тундры постепенно сменяется лесотундрой, а лесотундра - лесами.

Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, леса занимают больше половины территории России.

Почвы в лесных зонах богаче питательными веществами, чем в тундре, растительный и животный мир гораздо разнообразнее.

- Сегодня вы будете в роли исследователей

- С помощью учебников и других источников информации вы проведете исследование лесной зоны. Первая группа будет группой «Географов», вторая - «Ботаников», и третья «Зоологов» У каждой группы своя задача:

Географы - Расскажут нам о том, где расположена зона лесов и на какие части делится, какой климат.

Ботаники - Расскажут о том, что растет в тайге, что растёт в смешанных и широколиственных лесах.

Зоологи - Расскажут о том, кто живет в лесной зоне.

- На партах у вас лежат карточки - «помогайки» с вопросами. Изучите предложенные источники ответьте на вопросы карточки-помогайки. Ответы внесите в проекты выступлений. Затем будете выступать. Также будет оцениваться творческая сторона проекта. У вас лежат листы с контурной картой и карточки с изображением животных и растений, вам надо будет заштриховать зону лесов и приклеить животных и растений.

-Работа группы оценивается 3-х бальной шкалой по следующим критериям:

Полнота информации, если вы полностью ответите на вопросы карточки-помогайки, получите 2 балла, если ответы будут неполные-1 балл.

Дополнительный вопрос – за правильный ответ группа получает 1 балл.

За творческое задание группы получает 1 балл.

Также группа может заработать 1 балл за активность.   

После каждого выступления, обсуждаем и выставляем баллы каждой группе. В конце итоговый балл переведём в оценку. Начинаем работать.

- Перед начало вспомним правила работы в группах, которые представлены на слайде. (Выслушивать мнение каждого, не спорить, каждый выполняет свои обязанности)

-Завершаем исследование, теперь каждая группа выступает.

Дополнительные вопросы (задаются учителем):

-Какие хвойные деревья растут в нашей тайге?

-Какие широколиственные деревья растут в наших лесах?

-Назовите животные, которые обитают в нашей тайге?

После каждого выступления подводятся итоги.

- Ребята, скажите, что вы узнали о тайге? О смешанных листах? О широколиственных листах? Какой вывод можно сделать?

- Подводим итоги, какая группа набрала больше баллов. Молодцы, побеждает группа "Зоологи" вы получаете отметку 5.

- Теперь я расскажу вам интересные факты о лесе. 1) Самым большим лесом в мире является тайга, занимающая около 79% территории всей России.

2) Примерно 7% всех лесов мира целенаправленно высажено людьми.

3) Около 50% всех видов наземных животных обитает именно в лесах.

4) Во всём мире в древесной промышленности занято около миллиона человек.

5) В среднем из одного дерева получается около 4 тонн бумаги.

6) Леса получают из почвы лишь около 10% всех необходимых им питательных веществ. Всё остальное они впитывают из атмосферы.

- Что можно сказать о пользе леса?

Слушают учителя. Отвечают на вопросы, строят предположения.

Дети занимаются поиском и выделением необходимой информацией в группах, затем защищаются перед аудиторией с проектами выступления


Фронтальная Групповая

Учебник. Презентация.

Карточки с заданиями. Контурные карты. Карточки с изображением животных и растений.

Контроль со стороны учителя за ответами обучающихся. Взаимоконтроль за выполнением проекта.

Знание лесной зоны России. Умение отмечать зону лесов на контурной карте. Знание флоры и фауны лесной зоны России.

П: развитие мыслительных операции: синтез, анализ. Умение устанавливать причинно-следственные связи

К: умение организовывать сотрудничество. Умение формулировать высказывания. Умение участвовать в беседе.

Осознание ценности знания. Умение принимать другую точку зрения. Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности.

Первичное закрепление

Организовать применение нового знания при решении заданий.

Словесный (объяснение, беседа)

Практический (задание на карточках)

Организует работу в парах. Формулирует задание, контролирует выполнение, организует проверку результатов.

- Сейчас выполним парную работу на контурных картах. У вас на партах лежат контурные карты, ваша задача закрасить лесные зоны. Распределите работу: пусть один из вас закрасит зону тайги, другой – зону смещанных и широколиственных лесов. Для подбора цвета можете воспользоваться приведенным ниже «ключом»

- Прежде чем начать работу вспомним правила работы в парах: слушать и слышать товарища, не спорить, учитывать мнение друг друга. Также не забываем о правильной посадке: сидим прямо не сутулимся.

- Приступайте к работе, кто закончит покажите посадкой. Выполним проверку сверив работу с картой природных зон России.

- Поднимите красный сигнализатор, если вы выполнили правильно, синий, если допустили ошибки. В чем были ошибки?

- Какой вывод можно сделать? Какую площадь занимают леса? Где находится зона леса? Молодцы.

Слушают учителя, выполняют задание, отвечают на вопросы. Организуют работу в парах..

Фронтальная

Парная

Карточки с заданиями

Карта природных зон России.. Сигнализаторы

Контроль со стороны учителя за выполнением задания и работой в парах. Взаимоконтроль по эталону.

Знание расположения зоны лесов на карте.

П: умение воспроизводить полученные знания. Умение анализировать полученную информацию.

Р: умение принимать и сохранять учётную задачу. Умение переносить учебную задачу в новые условия. Определение уровня владения учебными знаниями.

Умение работать с информационными источниками.

Формирование устойчивой мотивации к обучению.

Формирование познавательного интереса.

Самостоятельная работа

Организовать самостоятельное определение уровня усвоения новых знаний через пробное учебное действие.

Словесный (объяснение,)

Практический ( разноуровневые задания)

Учитель даёт и объясняет задание для самостоятельной работы. Организует проверку. Подводит итоги урока.

(Разноуровневые задания)

- Теперь чтобы закрепить пройденный материал, предлагаю решить задания.

- Я раздам вам карточки с заданиями разной сложности. Прочитайте их все ли вам понятно?

Задания 1 уровня

1. Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруйте рисунки.

2. Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруйте рисунки.

2 уровень.

1. Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.

2. На рисунке "спрятались" 7 животных тайги. Найдите их и назовите. Составьте список животных, который вам удалось отыскать.

3 уровень

1. На рисунке "спрятались" 7 животных тайги. Найдите их и назовите. Составь схемы цепи питания с этими животными.

2. Нарисуй как ты представляешь себе разные леса (тайга, смешаный лес, широколиственный лес)

- Если закончили покажите посадкой.

- Проверьте работу по эталону на слайде и отметьте ошибки?

- Теперь поставьте оценки в соответствии с критериями.

Критерии оценки:

1 уровень:

5 ставится если правильно пронумерованы рисунки хвойных и лиственных деревьев

4 ставится если правильно пронумерованы хвойные деревья, но допущены ошибки в нумерации лиственных деревьев

3 ставится если правильно пронумерованы только лиственные или только хвойные деревья

2 ставится если все деревья пронумерованы неправильно

2 уровень

5 ставится если правильно составлена схема «Леса России» и правильно указаны в деревьев, которые растут в том или ином лесу; найдены и названы все животные на картинке;

4 ставится если правильно составлена схема «Леса России» , но не указаны деревья, которые растут в том или ином лесу; найдены все животные на картинке;

3 ставится если правильно составлена схема, но не указаны деревья; найдены не все животные на картинке.

2 ставится если не составлена схема "Леса России", не найдены животные на картинке.

3 уровень

5 ставится если найдены и названы все животные с картинки, правильно составлены все цепи питания; нарисованы рисунки тайги, смешанного леса, широколиственного леса.

4 ставится если найдены и названы все животные с картинки, но были допущены незначительные ошибки в цепях питания; нарисованы рисунки тайги, смешенного леса, широколиственного леса.

3 ставится если найдены и названы все животные с картинки, но цепи питания составлены не со всеми животными; рисунки лесов нарисованы неверно.

2 ставится если найдены животные, но не составлены цепи питания и не нарисованы рисунки.


- Ребята, выполнявшие задания 1 уровня. Поднимите красный сигнализатор, если вы справились на 5, синий на 4, зелёный на 3 и руку, если на 2. В чем были ошибки? Что было непонятно?

- Ребята, выполнявшие задания 2 уровня. Поднимите красный сигнализатор, если вы справились на 5, синий на 4, зелёный на 3 и руку, если на 2. В чем были ошибки? Что было непонятно?

- Ребята, выполнявшие задания 3 уровня. Поднимите красный сигнализатор, если вы справились на 5, синий на 4, зелёный на 3 и руку, если на 2. В чем были ошибки? Что было непонятно?


- Молодцы!

- Какой вывод можно сделать? Что вы узнали на уроке? (Мы узнали о лесной зоне России, о том, что она делится на тайгу, смешенный леса и широколиственные леса.)

Слушают учителя, выполняют самостоятельную работу, проверяют по эталону подводят итоги своей работы. Выставляют оценки

Фронтальная

Индивидуальная

Карточки с разноуровневыми заданиями, презентация, эталон, сигнализаторы


Контроль со стороны учителя за выполнением самостоятельной работы и ответами учеников. Самоконтроль по эталону.

Знание расположения зоны лесов. Знание деревьев тайги, смешанных и широколиственных лесов. Умение составлять цепи питания.

П: развитие мыслительных операции: анализ, синтез.

Р: умение сохранять учётную задачу.

Формирование оценочной деятельности. Умение самостоятельно организовывать действия. Умение формулировать вопросы на основе полученных результатов.

Осознание значимости знания; формирование адекватной самооценки.

Познавательной активности и мотивации

Рефлексия

Организовать самопроверку учащимися результатов своей деятельности.

Словесный (объяснение)


Организует самостоятельную оценку результатов. Делает выводы.


- Наш урок подходит к концу.

Чтобы оценить свою деятельность на уроке я предлагаю вам ответить на вопросы..

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения?

- Какую цель перед собой поставили?

- Достигли ли поставленной цели?

- Кто нам больше всех помог сегодня на уроке, кого мы можем поблагодарить?

- Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?

- Как вы думаете, каким будет ваш следующий шаг?

- Какую бы ты оценку поставил себе?

- Теперь каждый заполните анкету свою, которая лежит у вас по партах

- Подпишите анкеты и сдайте мне.

- Сегодня я оценку 5 получают Вика, Алена, Наталья, Женя, вы активно работали на уроке, хорошо ориентировались в материале.

Оценку 4 я поставлю Мише, Васе, Анджеле, вы активно работали, но допускали ошибки в практических заданиях.

- Остальные ребята, не расстраивайтесь у вас все обязательно получится, если вы будете работать активнее и быть внимательнее.

- Урок окончен, спасибо за урок!

Оценивают свою деятельность на уроке с помощью анкеты. Прогнозируют дальнейшую деятельность.

Фронтальная

Индивидуальная

Анкета

Контроль со стороны учителя за процессом самооценки. Самоконтроль в ходе самооценки

-

Р. Умение сохранять учётную задачу, умение сопоставлять результаты учебной деятельности с учебными задачами. Умение осуществлять оценочную деятельность. Формирование навыков самоконтроля, умения выстраивать монологические высказывания. Умение обосновывать выводы, умение прогнозировать дальнейшую деятельность.

Осознание уровня усвоения знания. Развитие познавательной активности.



2