СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 кл. Письмо. Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи. Групповая работа.

Тип урока: урок - практикум.

 

Цели:

1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с понятием «письмо», видами писем, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.

2.Изучить алгоритм написания письма и правила заполнения конверта.

3.Привить интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения.

4. Расширить словарный запас и кругозор обучающихся.

 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.

Метапредметные:  умение выступать перед аудиторией сверстников.

Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.

Развиваемые УУД: 

Коммуникативные:  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

Познавательные:  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, мультимедийная презентация, чистые конверты.

Просмотр содержимого документа
«5 кл. Письмо. Технологическая карта урока»

Урок развития речи в 5 классе

«Письмо».

Тип урока: урок - практикум.



Цели:

1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с понятием «письмо», видами писем, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.

2.Изучить алгоритм написания письма и правила заполнения конверта.

3.Привить интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения.

4. Расширить словарный запас и кругозор обучающихся.



Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.

Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников.

Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.

Развиваемые УУД:

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, мультимедийная презентация, чистые конверты.



Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I .Организаци-онный момент.

1.Приветствие, эмоциональный настрой на работу.



1.Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

II.Создание проблемной ситуации.

Формулирование темы и целей урока.

Актуализация знаний.

1.Беседа.

Ребята, наш урок мы начнём с просмотра фрагмента мультипликационного фильма «Каникулы в Простоквашино».

Будьте внимательны и постарайтесь догадаться, о чём сегодня пойдёт разговор на уроке.

- Почему у вас это письмо вызывает улыбку?

- Какие недостатки у этого письма?

- А вы бы хотели научиться писать письма?

Сформулируйте тему и цели нашего урока.



Откройте тетради, запишите число и тему урока.



2.Слово учителя. Актуализация знаний обучающихся по теме урока.

- В XXI веке письма утратили былую популярность. Сегодня люди редко отправляют друг другу рукописные письма. На смену обычной почте пришла электронная, а также Интернет-форумы, sms. Конечно, новейшие технологии в миллионы раз быстрее… Но согласитесь, от близких людей гораздо приятнее получать именно рукописные письма.

- Для людей, которые живут далеко друг от друга, письмо – это кусочек сердца отправителя.

- Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

Так что же такое письмо?

Ответы детей:

Урок посвящён жанру письма. Научимся писать письма.

















Дети записывают в тетрадях дату и тему урока

















Ответы учащихся


Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; самостоятельно формулируют тему и цели урока, ставят учебную задачу.

III. Лексическая работа.


Беседа по вопросам, письменная работа.

Ребята, а кто такой адресат?

- Как называется человек, который посылает письма? (адресант)

- Кто приносит письма в дом? (почтальон)

(В ходе беседы на интерактивной доске появляются названные слова)

Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограммы.

Учащиеся записывают слова на доске и в тетради, устно комментируют лексическое значение слов


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: осознают свои возможности в учении, формируют навыки орфографической зоркости, развивают кругозор.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

IV. Объяснение нового материала.


1.Работа с учебником. Знакомство с видами писем.

Ребята, с какой целью мы пишем письма? (обменяться новостями с близкими, друзьями, поблагодарить за что-либо, поздравить с праздником, передать деловую информацию, просим о чем-либо)

Чтение материала учебника на стр.101. А какими же бывают письма?

В зависимости от цели общения выделяют различные виды писем /слайд 16/.

1.Деловое письмо

2.Письмо-рассказ

3.Письмо-поздравление

4.Письмо-просьба

5.Благодарственное письмо



2.Знакомство с алгоритмом написания письма.

Написать интересное письмо – настоящее искусство.

Перед вами алгоритм написания письма, давайте обсудим каждый пункт /слайд 17 - 18/.

1.Приветствие или обращение.

2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес.

3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5.Подпись. Дата.































Дети читают каждый пункт алгоритма, обсуждают и записывают в тетради. /можно алгоритм распечатать для каждого ученика/.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватное понимание информации устного сообщения.

Познавательные: осознают свои возможности в учении, формируют навыки орфографической зоркости, развивают кругозор.

Коммуникативные: умение играть предложенную роль,

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.


Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.


V. Практическая работа. Редактирование текста

А сейчас обратимся к упражнениям 213 и 214 в учебнике. Прочитаем тексты писем, выполним задания к упражнениям. Что общего в этих письмах? К какому виду писем они принадлежат?

В жизни часто возникает необходимость обратиться к кому-либо с посланием, т.е. написать письмо. Существуют определенные правила построения и написания письма. (Работа со СЛАЙДАМИ 9, 10) Помните: аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Давайте проверим, соответствуют ли письма, напечатанные в учебнике, структуре, требованиям оформления?

Упр. 213, 214.

Дети вслух читают текст. Делают выводы о соответствии писем алгоритму, вносят исправления

Коммуникативные: осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текста

VI. Практическая работа. Оформление конверта.

1. Слово учителя.

Чтобы письмо дошло до адресата, необходимо правильно заполнить конверт. У вас на столах лежат почтовые конверты.



2.Практическая работа. Правила заполнения конверта.

Очень часто бывают случаи, когда письмо не находит своего адресата. Как вы думаете, почему это письмо не дошло?

А теперь приступим к заполнению конверта. /слайд 21/.

- В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.

- А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.

- В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России.

Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.

Самостоятельная работа учеников по заполнению адреса на конверте.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.


VII. Этап продуктивного использования полученных знаний. Творческая работа.

Устанавливает осознанность восприятия.

- Организует деятельность учащихся по применению новых знаний.

- Организует самостоятельную работу по созданию творческой работы: написание письма с использованием опорных слов.

Слушаем мини-сочинения. Обсуждаем. Советуем, как улучшить.




Работа в группах, обсуждают, с чего можно начать письмо, что будет в основной части, как закончить работу

Пишут коллективные творческие работы.

Слушают работы товарищей, корректируют.


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания.

Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные: самоопределение

VIII.Подведение итогов.

Рефлексия.








Учитель предлагает учащимся лист самооценки и предлагает ответить на вопросы:

  • Какой теме был посвящён урок?

  • Что вы узнали нового?

  • Чему научились на уроке?

  • Что вам запомнилось больше всего?

Продолжите предложение: теперь я буду знать…


На конверте нарисовать смайлики с выражением, соответствующим впечатлению от урока



Личностные: способность к самооценке, понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают работу на уроке.

Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её.

VIII.Домашнее задание.


1.Учитель объясняет домашнее задание. Напишите письмо своему однокласснику, своим близким на отдельном листе бумаги

2.Заключительное слово учителя. Стремительно летит время. Оно несет с собой перемены во всем: в жизни, в науке, технике, культуре. Старое уступает дорогу новому, передовому.
И все-таки, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями.
Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка это лучик нашего солнца.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!