1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с понятием «письмо», видами писем, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.
2.Изучить алгоритм написания письма и правила заполнения конверта.
3.Привить интерес к эпистолярным жанрам, воспитывать сознательное отношение к русскому языку как основному средству общения.
4. Расширить словарный запас и кругозор обучающихся.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I .Организаци-онный момент. | 1.Приветствие, эмоциональный настрой на работу. | 1.Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции |
II.Создание проблемной ситуации. Формулирование темы и целей урока. Актуализация знаний. | 1.Беседа. Ребята, наш урок мы начнём с просмотра фрагмента мультипликационного фильма «Каникулы в Простоквашино». Будьте внимательны и постарайтесь догадаться, о чём сегодня пойдёт разговор на уроке. - Почему у вас это письмо вызывает улыбку? - Какие недостатки у этого письма? - А вы бы хотели научиться писать письма? Сформулируйте тему и цели нашего урока.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
2.Слово учителя. Актуализация знаний обучающихся по теме урока. - В XXI веке письма утратили былую популярность. Сегодня люди редко отправляют друг другу рукописные письма. На смену обычной почте пришла электронная, а также Интернет-форумы, sms. Конечно, новейшие технологии в миллионы раз быстрее… Но согласитесь, от близких людей гораздо приятнее получать именно рукописные письма. - Для людей, которые живут далеко друг от друга, письмо – это кусочек сердца отправителя. - Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова. Так что же такое письмо? | Ответы детей: Урок посвящён жанру письма. Научимся писать письма.
Дети записывают в тетрадях дату и тему урока Ответы учащихся | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; самостоятельно формулируют тему и цели урока, ставят учебную задачу. |
III. Лексическая работа. | Беседа по вопросам, письменная работа. Ребята, а кто такой адресат? - Как называется человек, который посылает письма? (адресант) - Кто приносит письма в дом? (почтальон) (В ходе беседы на интерактивной доске появляются названные слова) Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограммы. | Учащиеся записывают слова на доске и в тетради, устно комментируют лексическое значение слов | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: осознают свои возможности в учении, формируют навыки орфографической зоркости, развивают кругозор. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. |
IV. Объяснение нового материала. | 1.Работа с учебником. Знакомство с видами писем. Ребята, с какой целью мы пишем письма? (обменяться новостями с близкими, друзьями, поблагодарить за что-либо, поздравить с праздником, передать деловую информацию, просим о чем-либо) Чтение материала учебника на стр.101. А какими же бывают письма? В зависимости от цели общения выделяют различные виды писем /слайд 16/. 1.Деловое письмо 2.Письмо-рассказ 3.Письмо-поздравление 4.Письмо-просьба 5.Благодарственное письмо
2.Знакомство с алгоритмом написания письма. Написать интересное письмо – настоящее искусство. Перед вами алгоритм написания письма, давайте обсудим каждый пункт /слайд 17 - 18/. 1.Приветствие или обращение. 2.Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес. 3.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. 4.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. 5.Подпись. Дата. |
Дети читают каждый пункт алгоритма, обсуждают и записывают в тетради. /можно алгоритм распечатать для каждого ученика/. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватное понимание информации устного сообщения. Познавательные: осознают свои возможности в учении, формируют навыки орфографической зоркости, развивают кругозор. Коммуникативные: умение играть предложенную роль, обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
V. Практическая работа. Редактирование текста | А сейчас обратимся к упражнениям 213 и 214 в учебнике. Прочитаем тексты писем, выполним задания к упражнениям. Что общего в этих письмах? К какому виду писем они принадлежат? В жизни часто возникает необходимость обратиться к кому-либо с посланием, т.е. написать письмо. Существуют определенные правила построения и написания письма. (Работа со СЛАЙДАМИ 9, 10) Помните: аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Давайте проверим, соответствуют ли письма, напечатанные в учебнике, структуре, требованиям оформления? | Упр. 213, 214. Дети вслух читают текст. Делают выводы о соответствии писем алгоритму, вносят исправления | Коммуникативные: осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текста |
VI. Практическая работа. Оформление конверта. | 1. Слово учителя. Чтобы письмо дошло до адресата, необходимо правильно заполнить конверт. У вас на столах лежат почтовые конверты.
2.Практическая работа. Правила заполнения конверта. Очень часто бывают случаи, когда письмо не находит своего адресата. Как вы думаете, почему это письмо не дошло? А теперь приступим к заполнению конверта. /слайд 21/. - В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения. - А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт. - В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата. | Самостоятельная работа учеников по заполнению адреса на конверте. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. |
VII. Этап продуктивного использования полученных знаний. Творческая работа. | Устанавливает осознанность восприятия. - Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. - Организует самостоятельную работу по созданию творческой работы: написание письма с использованием опорных слов. Слушаем мини-сочинения. Обсуждаем. Советуем, как улучшить.
| Работа в группах, обсуждают, с чего можно начать письмо, что будет в основной части, как закончить работу Пишут коллективные творческие работы. Слушают работы товарищей, корректируют. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания. Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: принятие решения и его реализация; контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные: самоопределение |
VIII.Подведение итогов. Рефлексия.
| Учитель предлагает учащимся лист самооценки и предлагает ответить на вопросы: Продолжите предложение: теперь я буду знать… | На конверте нарисовать смайлики с выражением, соответствующим впечатлению от урока | Личностные: способность к самооценке, понимают значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают работу на уроке. Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её. |
VIII.Домашнее задание. | 1.Учитель объясняет домашнее задание. Напишите письмо своему однокласснику, своим близким на отдельном листе бумаги 2.Заключительное слово учителя. Стремительно летит время. Оно несет с собой перемены во всем: в жизни, в науке, технике, культуре. Старое уступает дорогу новому, передовому. И все-таки, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями. Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка это лучик нашего солнца. | | |