СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс 2 ч, 9 урок

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Она ещё не родилась,

Она – и музыка, и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь».

(О. Мандельштам)

Просмотр содержимого документа
«5 класс 2 ч, 9 урок»

Музыка и слово Музыка «дружит» не только с поэзией.  5 класс

Музыка и слово

Музыка «дружит» не только

с поэзией.

5 класс

Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.  Он был одним из тех композиторов, которые учили искать вдохновение в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные словесному выражению.

Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.

Он был одним из тех композиторов, которые учили искать вдохновение в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные словесному выражению.

М. П. Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей — потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на Русь из варягов.

М. П. Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей — потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на Русь из варягов.

 С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался изучением французского и немецкого языков, а также музыкой, проявив большие успехи.. В 9 лет он уже играл концерт Фильда, но о профессиональных занятиях музыкой речи не было.

С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался изучением французского и немецкого языков, а также музыкой, проявив большие успехи..

В 9 лет он уже играл концерт Фильда, но о профессиональных занятиях музыкой речи не было.

Затем он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков». Обучаясь он продолжал учиться музыкеу одного из лучших педагогов столицы А. Герке.   В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенского полка. Где во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным — тогда врачом того же госпиталя, известным композитором.

Затем он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков». Обучаясь он продолжал учиться музыкеу одного из лучших педагогов столицы А. Герке.

В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенского полка. Где во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным — тогда врачом того же госпиталя, известным композитором.

Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там творческой музыкальной обстановки он начинает сочинять. Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», который и был очень удачным. Александр Сергеевич Даргомы́жский (2 (14) февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния — 5 (17) января 1869, Санкт-Петербург)

Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там творческой музыкальной обстановки он начинает сочинять.

Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», который и был очень удачным.

Александр Сергеевич Даргомы́жский (2 (14) февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния — 5 (17) января 1869, Санкт-Петербург)

В цикл (ну это что то вроде музыкального альбома), вошло 7 пьес, одна из которых называется «Кот Матрос», и написана на стихи самого композитора. Эти пьесы (пьеса маленькое музыкальное произведение), заключают в себе целый мир детских чувств и настроений, размышлений и проказ.

В цикл (ну это что то вроде музыкального альбома),

вошло 7 пьес, одна из которых называется «Кот Матрос», и написана на стихи самого композитора.

Эти пьесы (пьеса маленькое музыкальное произведение), заключают в себе целый мир детских чувств и настроений, размышлений и проказ.

Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное стихотворение. В нем нет привычных куплетов, нет и равномерного чередования рифмованных строк. На что он похож текст? Давайте послушаем произведение и ответьте на вопрос: -Что вносит музыка в это произведение, что она выражает? Какие интонации музыка внесла в возбуждённый детский рассказ?  Что мы можем услышать в аккомпанементе? Кто является главным героем в произведении? А какая роль отводиться остальным участником?

Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное стихотворение.

В нем нет привычных куплетов, нет и равномерного чередования рифмованных строк.

На что он похож текст?

Давайте послушаем произведение и ответьте на вопрос:

-Что вносит музыка в это произведение, что она выражает?

Какие интонации музыка внесла в возбуждённый детский рассказ?

Что мы можем услышать в аккомпанементе?

Кто является главным героем в произведении? А какая роль отводиться остальным участником?

 Ай, ай, ай, ай, мама, Милая мама! Побежала я за зонтиком, мама, Очень ведь жарко, Шарила в комоде и в столе Искала — нет, как нарочно! Я второпях к окну подбежала, Может быть, зонтик там позабыла... Вдруг вижу: на окне-то кот наш Матрос, Забравшись на клетку, скребет! Снегирь дрожит, забился в угол, пищит. Зло меня взяло! Э, брат, до птичек ты лаком! Нет! Постой, попался! Вишь ты, кот! Как ни в чем не бывало, стою я, Смотрю в сторонку, Только глазом одним подмечаю — Странно что-то! Кот спокойно в глаза мне смотрит, А сам уж лапу в клетку заносит, Только что думал схватить снегиря... А я его хлоп! Мама! Какая твердая клетка, Пальцам так больно, мама, мама! Вот в самых кончиках, вот тут, Так ноет, ноет так...  Нет! Каков кот-то, мама, а?

Ай, ай, ай, ай, мама, Милая мама!

Побежала я за зонтиком, мама,

Очень ведь жарко,

Шарила в комоде и в столе

Искала — нет, как нарочно!

Я второпях к окну подбежала,

Может быть, зонтик там позабыла...

Вдруг вижу: на окне-то кот наш Матрос,

Забравшись на клетку, скребет!

Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.

Зло меня взяло!

Э, брат, до птичек ты лаком!

Нет! Постой, попался!

Вишь ты, кот!

Как ни в чем не бывало, стою я,

Смотрю в сторонку,

Только глазом одним подмечаю —

Странно что-то!

Кот спокойно в глаза мне смотрит,

А сам уж лапу в клетку заносит,

Только что думал схватить снегиря...

А я его хлоп!

Мама! Какая твердая клетка,

Пальцам так больно, мама, мама!

Вот в самых кончиках, вот тут,

Так ноет, ноет так...

Нет! Каков кот-то, мама, а?

Изобразительный аккомпанемент раскрывает нам характер произведения и сюжет истории.

Изобразительный аккомпанемент раскрывает нам характер произведения и сюжет истории.

Торопливый рассказ девочки Появление интонаций негодования.

Торопливый рассказ девочки

Появление интонаций негодования.

Появление жалобных интонаций в конце произведения

Появление жалобных интонаций в конце произведения

 Ответы: Произведение похоже на рассказ ребёнка  Музыка внесла необходимую интонацию возбуждённого детского рассказа - восклицания  - вопросы - торопливую скороговорку Главным героем является Кот Матрос, остальным героем отводится место второстепенное девочка – очевидец, снегирь – жертва проделки кота. Даже у зонтика была своя роль: Зонтик – это причина появление девочки в доме. А в аккомпанементе (музыкальном сопровождении) слышно, как кот скребёт клетку, как пищит снегирь. Таким образом, из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка убедительно передает и волнение ребенка, и его оживленную речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность.

Ответы:

Произведение похоже на рассказ ребёнка

Музыка внесла необходимую интонацию возбуждённого детского рассказа

- восклицания

- вопросы

- торопливую скороговорку

Главным героем является Кот Матрос, остальным героем отводится место второстепенное девочка – очевидец, снегирь – жертва проделки кота. Даже у зонтика была своя роль: Зонтик – это причина появление девочки в доме.

А в аккомпанементе (музыкальном сопровождении) слышно, как кот скребёт клетку, как пищит снегирь.

Таким образом, из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка убедительно передает и волнение ребенка, и его оживленную речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность.

На этом примере мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на….. (что?) выразительное воплощение самого необычного текста, например рассказа ребёнка.

На этом примере мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на….. (что?) выразительное воплощение самого необычного текста, например рассказа ребёнка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!