Музыка
О том, как возникла музыка, похоже, нередко задумывались и наши далёкие предки. В древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Так, н-р, древние греки считали её великим даром богов, бога Аполлона – покровителем искусств, и особенно музыки. Но изобретение музыки нельзя приписать какому-либо одному, конкретному человеку. Матери, напевая, укачивали своих детей; воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов воинственными песнями-кличами; когда умирал кто-то, его близкие выражали своё горе в песнях-плачах.
Так возникли древнейшие формы музыкального искусства. Они продолжали развиваться и даже сохранились до наших дней, хотя, конечно, в несколько изменённом виде.
В музыке древних людей было много звукоподражания. В своих песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира – крики птиц, диких зверей.
Постепенно научились отбирать из огромного количества звуков наиболее музыкальные, научились осознавать их различие по высоте, их соотношение. В самом простом напеве, из повторения и чередования 2-3 звуков, один из них всегда бывает основным, другие же – вспомогательные. Такие сочетания заключают в себе неотъемлемый признак музыкального искусства, который затем стали называть ладом.
Раньше других элементов в первобытном музыкальном искусстве появился ритм. Оно и понятно, ведь ритмичность – одна из главных особенностей жизнедеятельности человека.
Со временем первобытные люди научились сопровождать песни ударами в ладоши или притоптыванием. Но вскоре заметили, что куски дерева или камни при ударе создают значительно более громкие и главное разнообразные звуки. Они, собственно, и стали первыми музыкальными инструментами.
Затем появились колотушки и погремушки. Но они вначале казались такими необычными, вызывали такое восхищение, что их разрешалось держать в руках только вождям и старейшинам племени.
Увы, какова была музыка первых древних «профессиональных» музыкантов, мы можем только догадываться, но воспроизвести её сегодня не представляется возможным.
А о том, что она действительно была, говорят барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далёких-далёких времён. На них можно увидеть идущих впереди войска или аккомпанирующих пению, а то услаждающих своей игрой слух властелина музыкантов.
Другое дело Древняя Греция. Там музыка звучала и в театральных представлениях, и на народных праздниках, и просто в повседневной жизни. Как известно, древнегреческие поэты не читали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире и кифаре, знаменитых предках современной арфы. Аполлона, покровителя искусств, греки обычно изображали с кифарой. Пляски, как правило, сопровождались игрой на авлосе – духовом инструменте.
Кстати, у древних греков существовала и самостоятельная инструментальная музыка. До сих пор сохранился рассказ о том, как однажды на олимпийских играх музыкант исполнил на авлосе произведение, посвящённое битве Аполлона с чудовищем Пифоном. Правда, до нашего времени из музыки Древней Греции дошло только несколько отрывков песен и гимнов, но и это большая удача.
Кстати, ещё Платон и Аристотель говорили об особом значении музыки в воспитании человека. Они много размышляли о её свойствах, о её отличии от других искусств.
Кроме того, древнегреческие учёные уделяли большое внимание законам музыкального искусства, его теории. Так, Пифагор, знаменитый философ и математик, изучал, н-р, зависимость высоты звука от длины колеблющейся струны и положил начало музыкальной акустике.
Многие музыкальные термины и понятия, которыми мы сегодня пользуемся, тоже подарили нам древние греки. От них пришли к нам слова «гармония», «гамма», названия некоторых музыкальных ладов. Название «дорийский лад» получило своё название от имени одного из древнегреческих племён. Мелодии, написанные в этом ладу, Платон считал особенно подходящими для воспитания молодёжи. Они были просты и строги, а именно в простоте Платон видел основу здоровья тела и духа.
Из всех видов искусств именно музыка наиболее непосредственно действует на человека, вызывая в нем те или иные эмоции. Музыка обладает способностью влиять на область наших чувств и разума на подсознательном уровне.
С чисто физической точки зрения материалом музыки является звук, возникающий благодаря колебаниям струны или столба воздуха (духовые инструменты), мембраны ( кожа, пузырь, дерево, металл). С этой точки зрения ритмы и звуки – явление самой природы. Это пение птиц, журчание ручья, шелест листьев, голоса людей и животных, и т.п.
Именно благодаря общности звуковой природной среды музыка способна устанавливать связь со звуковой природой нашей речи, с нашим эмоциональным миром, психикой и физиологией. Известно, что ритмическая пульсация характерна не только для человеческого сердца, но и для всех органов нашего организма, имеющих каждый свою частоту вибрации.
Музыка – особый вид деятельности, ремесла, профессии человека. Это умение, которое связано с понятием ценности, красоты и вдохновенности созданного. В различных стилях музыкального искусства присутствуют разные степени конкретизации содержания.
В синтетических жанрах, таких, как опера и балет, в музыке со словами (хоровые и вокальные жанры), а также в произведениях, которые называются программной музыкой, есть аналогии жизненным коллизиям, ассоциации с конкретными жизненными образами, связь с определенным литературным либо театральным сюжетом, идеей, эмоциональным настроем.
Музыкальные переживания и эмоции не тождественны эмоциям первичным, бытовым. Музыкальное произведение, как художественное творение, во многом сакрально, оно представляет собой иную реальность. Именно поэтому многие связывают природу музыкального искусства с природой абсолютного духа.
Музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей, Л.Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство "по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы"'.
Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п.
В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным "языком", не требующим перевода.
Многие выдающиеся деятели культуры - и не только композиторы - из всех видов искусства отдавали предпочтение именно музыке. Вот как писал о ней великий немецкий писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832): "Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она - все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить".
По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств музыкальные творения практически не уничтожаемы, ибо, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме. Их нельзя пощупать, подделать, как это случается с картинами и скульптурами, хотя и можно украсть, дав свое авторство чужому произведению.
В отличие от изобразительного искусства в музыке играют огромную роль другие искусствоведческие категории - интерпретация и исполнительство. По существу, у виртуозно исполненного музыкального произведения не один, как в живописи, а несколько "авторов", если считать композитора, исполнителя (или исполнителей), а также возможности используемых инструментов.
В музыкальном творчестве, если иметь в виду и его исполнительскую сторону, больше, чем в других видах первоначальных искусств, присутствует коллективность. Вот почему понятие фольклора ассоциируется прежде всего с музыкой, песней и стихами, также связанными с музыкальным началом.
Му́зыка (греч. μουσική, с прилагательное от греч. μούσα — муза) — вид искусства. Согласно А.Н.Сохору этот вид «отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов». В БРЭ музыка определяется как «искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени».
При чтении текста на полях расставь пометки
Пометки должны быть следующие:
v если то, что ты читал, соответствует тому, что ты знал;
+ если то, что ты читаешь, является для тебя новым;
– если то, что ты читал, противоречит тому, что ты уже знал, или думал, что знал;
? если то, что ты читаешь, непонятно, или же ты хотел бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
V уже знал | + узнал новое | - думал иначе | ? есть вопросы |
| | | |