СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс семья четырехугольников

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«5 класс семья четырехугольников»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Геджухская средняя общеобразовательная школа»



Утверждаю

Директор МБОУ "Геджухская СОШ"

________________ Гашимов Н. Ш.











Открытый урок по математике

на тему:

«Семья четырехугольников»


5 класс








Учитель математики :

Халиловой Салимат Магомедрасуловна









2016-2017 учебный год

Цели урока:

  • повторение понятия четырехугольника, его видов, свойств;

  • развитие мыслительной деятельности при практической работе, развитие творческих способностей, логического мышления учащихся; развитие математической речи, умения систематизировать и обобщать знания;

  • воспитание самостоятельности, активности.


Ход урока:


1.Организационный момент. Постановка целей урока.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

    1. Мотивация урока.

Мы изучили материал главы «Четырёхугольники», работая с каждым видом отдельно. В ходе работы научились применять полученные знания на практике. Сегодня на уроке мы обобщим и закрепим пройденный материал по семейству четырехугольников в устной работе и в процессе решения упражнений. В ходе выполнения самостоятельной работы и проверочного тестирования выявим уровень овладения знаниями, умениями, навыками и устраним пробелы.

Девиз сегодняшнего урока «Дорогу осилит идущий, геометрию - думающий»

    1. Актуализация опорных знаний.

Итак, мы видим геометрические фигуры. Давайте назовем их. Кто лишний в семье? Почему?

Прямоугольник. Ромб. Треугольник. Параллелограмм. Трапеция. (Треугольник)

Каким общим названием можно объединить оставшиеся фигуры? (четырёхугольники)

Мы уже изучали эти геометрические фигуры, их свойства и признаки.

Отец семейства - четырехугольник, противоположные

стороны которого попарно параллельны. (параллелограмм)



Параллелограмм применяется в физике при изучении сил, в жизни параллелограмм - это рамы велосипедов, мотоциклов, где для жёсткости проведена диагональ.

Старший сын - параллелограмм, у которого углы прямые.

(прямоугольник)

Применение

Прямоугольник несёт красоту, чёткость, стройность. Оглянитесь вокруг: стены, пол, потолок, поверхность стола - все это прямоугольники.

Попробуйте построить дом или сделать раму для картины, не зная свойств прямоугольника.

Средний из семьи - параллелограмм, все стороны которого равны (ромб) Применение

  • Любят рисовать на тканях художники, используют в узорах ковровщицы.

  • Плиточники укладывают плитки

в виде ромба,- из них получаются красивые узоры.

  • Реечный домкрат для легковых автомобилей также имеет форму ромба.

Узнайте имя младшего сына - имеет 3 псевдонима:

    1. - параллелограмм.

    2. - прямоугольник.

    3. - ромб.

Обладает всеми их свойствами... (квадрат) Применение

В основании мраморных колонн лежит квадрат. Ваши товарищи, играя в шахматы, фигуры по квадратам передвигают.

А ребятишки как любят! Тетрадки у них разрисованы голубыми квадратиками.

В хирургическом отделении для пересадки кожи применяют специальную машинку, которая вырезает кожу в виде квадратов. Их располагают на обожжённом участке в шахматном порядке.

В сельском хозяйстве применяют квадратно- гнездовой способ посадки и т.д

Близкая родственница - четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие - не параллельны (трапеция).

4. Решение задач

Работаем в рабочих тетрадях. Решаем задачи №9, № 22, №24.

№9

В параллелограмме АВСD диагональ АС, равная 24 см, образует со стороной АD угол в 30°, О-точка пересечения диагоналей АС и ВD, ОЕ перпендикулярно АD. Найдите длину отрезка ОЕ.

Решение.


Диагонали параллелограмма точкой пересечения _______________________,

поэтому АО = ____ = ____ см. Тре­угольник АОЕ-прямоугольный с

гипотенузой ____ и острым углом А, равным _____. Поэтому катет ОЕ,

лежащий, против угла в ____, равен ____, т. е. ОЕ = ____см= ___ см.



О т в е т. ____ см.

22.

В прямоугольнике АВСD сторона АВ равна 12 см, а диагональ ВD образует со стороной АВ угол в 60°. Найдите диагональ АС.

Решение.

В прямоугольном треугольнике в ABD угол А = 90°, угол В = 60°, поэтому угол D= ____0, и по свойству катета, лежащего ____________,

имеем: ВD= 2 •___=_____см.

Так как в прямоугольнике диаго­нали ________ , то АС = ____=____см.

Ответ. АС =____см.



№24

Найдите периметр ромба АВСD,, если угол В =120°, а диагональ ВD = 15 см.

Решение.

Так как диагонали ромба делят ___________________________, то угол АВD=углу ____=_____0.

В треугольнике АВD сторона АВ =____ (так как стороны ромба _____________ ) и угол АВD =_____0, следовательно, этот треугольник ___________________________


и АВ =_____=_____=_____см.


5. Теоретическая самостоятельная работа (сначала раздать,

затем проверка на интерактивной доске)

Заполнить таблицу, отметив знаки + (да), - (нет).


параллелограмм

прямоугольник

ромб

квадрат

1 .Противолежащие стороны параллельны и равны.

+

+

+

+

2. Все стороны равны.

-

-

+

+

3.

Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180.

+

+

+

+

4. Все углы прямые.

-

+

-

+

5. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.

+

+

+

+

6. Диагонали равны.

-

+

-

+

7. Диагонали взаимно

перпендикулярны и являются биссектрисами углов.

-

-

+

+


6. Геометрическая пауза.

История происхождения геометрических терминов. (Сообщение ученика)


7. Проверочный тест. (Раздать, собрать на проверку)


1 вариант

2 вариант

1. Любой прямоугольник является:

а) ромбом;

б) квадратом;

в) параллелограммом;

г) нет правильного ответа.

1. Любой ромб является:

а) квадратом;

б) прямоугольником;

в) параллелограммом;

г) нет правильного ответа.

2. Если в четырехугольнике диагонали

перпендикулярны, то этот четырехугольник-

а) ромб;

б) квадрат;

в) прямоугольник;

г) нет правильного ответа.

2. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм:

а) ромб;

б) квадрат;

в) прямоугольник;

г) нет правильного ответа.

Ромб - это четырехугольник, в котором...

а) диагонали точкой пересечения делятся пополам и равны;

б) диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам;

в) противолежащие углы равны, а противолежащие стороны параллельны;

г) нет правильного ответа.

Прямоугольник - это четырехугольник, в котором:

а) противолежащие стороны параллельны, а диагонали равны;

б) диагонали точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами углов;

в) два угла прямые и две стороны равны;

г) нет правильного ответа.


8. Кроссворд. (Раздать листочки, дать время на решение, проверка на интерактивной доске)


По горизонтали:

  1. Четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны.

  2. Четырехугольник, у которого только две стороны параллельны.

  3. Параллелограмм, у которого все углы прямые

  4. Точки, из которых выходят стороны четырехугольника


По вертикали:

1. Сумма длин всех сторон.

  1. Отрезок, соединяющий противолежащие вершины.

  2. Прямоугольник, у которого все стороны равны.

  3. Параллелограмм, у которого все стороны равны.


  1. Отрезок, соединяющий соседние вершины.






















И

В










А

А



Г

Д

О


А

Р

А

Л

Л

Е

Л

О

Г

Р

А

М

М

Е


Н


А


Б


Р

А

П

Е

Ц

И

Я


А

Т



И


Л


М


Ь






Е



Т

Т

Р

Я

М

О

У

Г

О

Л

Ь

Н

И

К




Р





О


Е

Р

Ш

И

Н

А








А









Подведение итогов урока.

Мы побывали в семействе четырёхугольников и узнали, что:

    1. Противолежащие стороны равны у ромба, квадрата, параллелограмма, прямоугольника.

    2. Противолежащие углы равны у квадрата, параллелограмма, прямоугольника, ромба.

    3. Диагонали равны у прямоугольника и квадрата.

  1. Диагонали взаимно перпендикулярны у ромба и квадрата.

  2. Диагонали являются биссектрисами углов у ромба, квадрата.

  3. Диагонали равны и являются биссектрисами у квадрата.

Выставление оценок.

10. Домашнее задание. (Раздать)

Задача 1.

Диагонали прямоугольника АВСD пересекаются в точке О, угол АВО = 36°. Найдите угол АОВ.

Задача 2.

Найдите углы прямоугольной трапеции, если один из ее углов равен 20°.

Задача 3.

Стороны параллелограмма относятся как 1:2, а его периметр равен 30 см. Найдите стороны параллелограмма.

Задача 4.

В равнобокой трапеции сумма углов при большем основании равна 96°. Найдите углы трапеции.

Задача 5.

Найдите периметр ромба АВСD, если угол В равен 120°, а ВО=8 см.

Любые две задачи на «3»

Любые три задачи на «4»

Любые четыре или все пять задач на «5»















Отзыв

об уроке математики, разработанного и проведённого учителем математики Халиловой Салимат Магомедрасуловна.


«12» мая 2017 г.

Класс:  5

Тема:« Семья четырехугольников»


На протяжении всего урока он ведет себя естественно, дружелюбно относится к ученикам. Весь материал преподносится доступно, в ходе решения приводятся примеры из жизни, которые облегчают детям понимание темы. Ритм урока – средний, при этом учитель постоянно контролирует отстающих учеников.

Речь четкая, уверенная, грамотная и спокойная. Учитель голосом делает акцент на важные моменты, организовывает класс на продуктивную учебную деятельность.

На уроке использовался раздаточный материал (листы с задачами). Технические средства использованы не были, однако в кабинете установлен проектор. Часто во время объяснения нового материала учитель демонстрирует детям мультимедийные презентации, которые помогают лучше усвоить материал.

Для лучшего усвоения и запоминания материала учитель неоднократно повторять его, а также использует в работе разноцветный мел.

Материал урока опирается на уже имеющиеся знания и доступен для понимания учащихся. Ученики активно пользуются определениями и правилами, изученными на предыдущих уроках.

Директор

МБОУ "Геджухская СОШ" Гашимов Н. Ш.


Заместитель директора по УВР Дадашева А. С.

Отзыв

об уроке математики, разработанного и проведённого учителем математики Халиловой Салимат Магомедрасуловна.

«12» мая 2017 г.

Класс:  5

Тема:« Семья четырехугольников»


Задачи подобраны учителем с учетом интеллектуальных возможностей класса. Материал интересный и ученики заинтересованы решением. Активно участвуют в обсуждении задач.

Учитель постоянно контактирует с классом, задействует в работу всех учеников. Особое внимание уделяет работе отстающих ребят, при необходимости в индивидуальном порядке объясняет материал.

Ученики ведут себя активно, задают вопросы и отвечают на вопросы учителя.

В ходе урока были достигнуты поставленные цели, и выполнены все задачи. Ученики хорошо усвоили и закрепили материал, чему способствовала смена видов деятельности ( решение у доски, самостоятельная работа). Урок проведен на высоком уровне и в благоприятной обстановке.

В ходе урока учитель обеспечивал активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную. Время целесообразно распределено по этапам урока, начало и конец урока чётко организованы.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности составляла не более 10 минут. Место и длительность применения ТСО применялось в соответствии с гигиеническими нормами.


Директор

МБОУ "Геджухская СОШ" Гашимов Н. Ш.

Руководитель МО Ханмагомедова З. А.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!