СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Спряжение глагола. Урок №1.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация. Спряжение глагола.

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Спряжение глагола. Урок №1.»

 ДЕКАБРЯ.  КЛАССНАЯ РАБОТА. Учитель русского языка и литературы ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга Басина Светлана Павловна Урок русского языка в 5 классе.

ДЕКАБРЯ. КЛАССНАЯ РАБОТА.

Учитель русского языка и литературы

ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга

Басина Светлана Павловна

Урок русского языка в 5 классе.

Сядьте ровно, улыбнитесь И друг к другу повернитесь. Каждый даст свою ладошку И пожмет ее немножко. Мы друг друга уважаем, Никого не обижаем.

Сядьте ровно, улыбнитесь

И друг к другу повернитесь.

Каждый даст свою ладошку

И пожмет ее немножко.

Мы друг друга уважаем,

Никого не обижаем.

 СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА СПРЯЖЕНИЕ – ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

СПРЯЖЕНИЕ – ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ

Цели: Познакомить с грамматическими и морфологическими признаками глагола. Развивать навыки выделения глаголов из речи и определять их грамматические и морфологические признаки. Формировать умения выделять главное, сопоставлять, обобщать. Воспитывать интерес к русскому языку.

Цели:

  • Познакомить с грамматическими и морфологическими признаками глагола.
  • Развивать навыки выделения глаголов из речи и определять их грамматические и морфологические признаки.
  • Формировать умения выделять главное, сопоставлять, обобщать.
  • Воспитывать интерес к русскому языку.
ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ КО  II СПРЯЖЕНИЮ ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ, ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ОБИДЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ. вы запомните, друзья, их на Е писать НЕЛЬЗЯ!

ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ КО II СПРЯЖЕНИЮ

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,

СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ,

ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ,

НЕНАВИДЕТЬ,

И ЗАВИСЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ,

И ОБИДЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ.

вы запомните, друзья,

их на Е писать НЕЛЬЗЯ!

КАРТОЧКА 1.  ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА шалишь торчат ткут берёте несём ползут творишь живёте

КАРТОЧКА 1. ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

шалишь

торчат

ткут

берёте

несём

ползут

творишь

живёте

 КЛЮЧ К КАРТОЧКЕ 1 шал и шь (- И шь, II спряжение) торч а т (- А т, II спряжение) тк у т (- У т, I спряжение ) бер ё те (- Ё те, I спряжение) нес ё м (- Ё м, I спряжение) полз у т (- У т, I спряжение) твор и шь (- И шь, II спряжение) жив ё те (- Ё те, I спряжение)  Когда окончание под ударением легко ты узнаешь, КАКОЕ СПРЯЖЕНИЕ

КЛЮЧ К КАРТОЧКЕ 1

шал и шь (- И шь, II спряжение)

торч а т (- А т, II спряжение)

тк у т (- У т, I спряжение )

бер ё те (- Ё те, I спряжение)

нес ё м (- Ё м, I спряжение)

полз у т (- У т, I спряжение)

твор и шь (- И шь, II спряжение)

жив ё те (- Ё те, I спряжение)

Когда окончание под ударением

легко ты узнаешь, КАКОЕ СПРЯЖЕНИЕ

А ЧТО ДЕЛАТЬ С ГЛАГОЛАМИ, КОТОРЫЕ ОКАНЧИВАЮТСЯ НА –У\-Ю (НЕСУ, ПОЮ)?  ВЕДЬ ЭТИ ОКОНЧАНИЯ БЫВАЮТ И В I И II СПРЯЖЕНИИ Поставьте их во 2-ое лицо единственного числа (ТЫ) несёшь (-Ёшь, I спряжение) поёшь (-Ёшь, I спряжение) летишь (-Ишь, II спряжение)

А ЧТО ДЕЛАТЬ С ГЛАГОЛАМИ, КОТОРЫЕ ОКАНЧИВАЮТСЯ НА –У\-Ю (НЕСУ, ПОЮ)? ВЕДЬ ЭТИ ОКОНЧАНИЯ БЫВАЮТ И В I И II СПРЯЖЕНИИ

Поставьте их во 2-ое лицо единственного числа

(ТЫ)

несёшь (-Ёшь, I спряжение)

поёшь (-Ёшь, I спряжение)

летишь (-Ишь, II спряжение)

КАРТОЧКА 2.  ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА ТОРМОШУ БЕРЕГУ СЛЕЖУ ЗВЕНЮ РАСТУ ГОРЮ ДЕРУСЬ

КАРТОЧКА 2. ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

ТОРМОШУ

БЕРЕГУ

СЛЕЖУ

ЗВЕНЮ

РАСТУ

ГОРЮ

ДЕРУСЬ

КЛЮЧ К КАРТОЧКЕ 2. ТОРМОШУ (ты тормош И шь, II спр.) БЕРЕГУ (ты береж Ё шь, I спр.) СЛЕЖУ (ты след И шь, II спр.) ЗВЕНЮ (ты звен И шь, II спр.) РАСТУ (ты раст Ё шь, I спр.) ГОРЮ (ты гор И шь, II спр.) ДЕРУСЬ (ты дер Ё шься, I спр.)

КЛЮЧ К КАРТОЧКЕ 2.

ТОРМОШУ (ты тормош И шь, II спр.)

БЕРЕГУ (ты береж Ё шь, I спр.)

СЛЕЖУ (ты след И шь, II спр.)

ЗВЕНЮ (ты звен И шь, II спр.)

РАСТУ (ты раст Ё шь, I спр.)

ГОРЮ (ты гор И шь, II спр.)

ДЕРУСЬ (ты дер Ё шься, I спр.)

КАРТОЧКА 3.  ИСПОЛЬЗУЯ АЛГОРИТМ, ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ.  НАПИШИТЕ БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ. Молодая зелень шепч.т, колыш.тся. Осень дыш.т чарой скошенных лугов. Больно щипл.т нос и щёки мороз. Ветер осенний навод.т печаль, по небу тучи осенние гон.т. Где стро.шь, тут и ро.шь. Правда глаза кол.т. Пашню паш.т – руками не маш.т.

КАРТОЧКА 3. ИСПОЛЬЗУЯ АЛГОРИТМ, ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. НАПИШИТЕ БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ.

  • Молодая зелень шепч.т, колыш.тся.
  • Осень дыш.т чарой скошенных лугов.
  • Больно щипл.т нос и щёки мороз.
  • Ветер осенний навод.т печаль, по небу тучи осенние гон.т.
  • Где стро.шь, тут и ро.шь.
  • Правда глаза кол.т.
  • Пашню паш.т – руками не маш.т.
КЛЮЧ К КАРТОЧКЕ 3. Молодая зелень (шепт А ть, I ) шепч Е т, (колых А ться, I ) колыш Е тся. Осень (дышать, искл , II )  дыш и т чарой скошенных лугов. Больно (щип А ть, I ) щипл Е т нос и щёки мороз. Ветер осенний (навод И ть, II ) навод И т печаль, по небу тучи осенние (гнать, искл , II )  гон И т. Где (стро И ть, II ) стро И шь, тут и (р Ы ть, I )  ро Е шь. Правда глаза (кол О ть, I ) кол Е т. Пашню (пах А ть, I ) паш У т – руками (мах А ть, I ) не маш У т.

КЛЮЧ К КАРТОЧКЕ 3.

  • Молодая зелень (шепт А ть, I ) шепч Е т, (колых А ться, I ) колыш Е тся.
  • Осень (дышать, искл , II ) дыш и т чарой скошенных лугов.
  • Больно (щип А ть, I ) щипл Е т нос и щёки мороз.
  • Ветер осенний (навод И ть, II ) навод И т печаль, по небу тучи осенние (гнать, искл , II ) гон И т.
  • Где (стро И ть, II ) стро И шь, тут и (р Ы ть, I ) ро Е шь.
  • Правда глаза (кол О ть, I ) кол Е т.
  • Пашню (пах А ть, I ) паш У т – руками (мах А ть, I ) не маш У т.

ГЛАГОЛЫ С ПРИСТАВКАМИ ОТНОСЯТСЯ К ТОМУ ЖЕ СПРЯЖЕНИЮ, ЧТО И БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ    НО ЕСТЬ ОПАСНАЯ ПРИСТАВКА ВЫ , ОНА «ПЕРЕТЯГИВАЕТ» НА СЕБЯ УДАРЕНИЕ

ГЛАГОЛЫ С ПРИСТАВКАМИ ОТНОСЯТСЯ К ТОМУ ЖЕ СПРЯЖЕНИЮ, ЧТО И БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ

НО ЕСТЬ ОПАСНАЯ ПРИСТАВКА

ВЫ ,

ОНА «ПЕРЕТЯГИВАЕТ» НА СЕБЯ УДАРЕНИЕ

Приставку ВЫ нужно выбросить Ударное окончание? Безударное окончание? По окончанию определяем спряжение Поставьте глагол в начальную форму и определите спряжение

Приставку

ВЫ

нужно выбросить

Ударное

окончание?

Безударное

окончание?

По окончанию

определяем

спряжение

Поставьте глагол в

начальную форму и

определите спряжение

КАРТОЧКА 4.  ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ высмотр.шь выбер.шь вырв.шь вынес.шь выгон.шь выкин.шь вышвырн.шь выброс.шь выстав.шь

КАРТОЧКА 4. ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

высмотр.шь

выбер.шь

вырв.шь

вынес.шь

выгон.шь

выкин.шь

вышвырн.шь

выброс.шь

выстав.шь

КЛЮЧ К КАРТОЧКЕ 4. высмотр И шь (см о тришь, смотреть, искл , II ) выбер Е шь (бер Ё шь, I ) вырв Е шь (рв Ё шь, I ) вынес Е шь (нес Ё шь, I ) выгон И шь (гонишь, гнать, искл , II ) выкин Е шь (к и н Е шь, кинуть, I ) вышвырн Е шь (швырн Ё шь, I ) выброс И шь (бросишь, бросить, II ) выстав И шь (ставишь, ставить, II )

КЛЮЧ К КАРТОЧКЕ 4.

высмотр И шь (см о тришь, смотреть, искл , II )

выбер Е шь (бер Ё шь, I )

вырв Е шь (рв Ё шь, I )

вынес Е шь (нес Ё шь, I )

выгон И шь (гонишь, гнать, искл , II )

выкин Е шь (к и н Е шь, кинуть, I )

вышвырн Е шь (швырн Ё шь, I )

выброс И шь (бросишь, бросить, II )

выстав И шь (ставишь, ставить, II )

БЛИЦ-ОПРОС Выберите верный ответ: Спряжение – это… Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам   Закончите предложение:  Все глаголы на –ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, относятся к … спряжению.

БЛИЦ-ОПРОС

  • Выберите верный ответ:

Спряжение – это…

  • Изменение глаголов по временам.
  • Изменение глаголов по лицам и числам

  • Закончите предложение:

Все глаголы на –ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, относятся к … спряжению.

Какой глагол относится к II спряжению? держать рисовать петь стелить таять В окончании каких глаголов пишется Е? кол.шь корч.шь слыш.тся рыщ.шь
  • Какой глагол относится к II спряжению?
  • держать
  • рисовать
  • петь
  • стелить
  • таять
  • В окончании каких глаголов пишется Е?
  • кол.шь
  • корч.шь
  • слыш.тся
  • рыщ.шь
I II 2 III II IV 1 1, 4

I

II

2

III

II

IV

1

1, 4

Сяду стих я сочинять. Чтоб учились вы на «пять», Я вам буду объяснять, Где в глаголах пишут - ЯТЬ .  Будем о весне мечтать: Станет солнце припекать, Мы – без шапок выбегать, После – КАШЛЯТЬ и чихать.

Сяду стих я сочинять.

Чтоб учились вы на «пять»,

Я вам буду объяснять,

Где в глаголах пишут - ЯТЬ .

Будем о весне мечтать:

Станет солнце припекать,

Мы – без шапок выбегать,

После – КАШЛЯТЬ и чихать.

Будет снег на солнце ТАЯТЬ , Собачонка будет ЛАЯТЬ , И барашек будет БЛЕЯТЬ , Чтоб с тобой игру ЗАТЕЯТЬ .  Будет свежий ветер ВЕЯТЬ , И флажок на крыше РЕЯТЬ . Значит, скоро просо СЕЯТЬ И потом его ЛЕЛЕЯТЬ .  КАЯТЬСЯ, МАЯТЬСЯ, ХАЯТЬ, КЛАНЯТЬСЯ, НАДЕЯТЬСЯ

Будет снег на солнце ТАЯТЬ ,

Собачонка будет ЛАЯТЬ ,

И барашек будет БЛЕЯТЬ ,

Чтоб с тобой игру ЗАТЕЯТЬ .

Будет свежий ветер ВЕЯТЬ ,

И флажок на крыше РЕЯТЬ .

Значит, скоро просо СЕЯТЬ

И потом его ЛЕЛЕЯТЬ .

КАЯТЬСЯ, МАЯТЬСЯ, ХАЯТЬ, КЛАНЯТЬСЯ, НАДЕЯТЬСЯ

ИТОГ УРОКА  ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ Что я узнал(а) о глаголах? Глагол – это…   Ко II спряжению относятся глаголы…   К I спряжению относятся глаголы …  

ИТОГ УРОКА ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ

Что я узнал(а) о глаголах?

Глагол – это…

 

Ко II спряжению относятся глаголы…

 

К I спряжению относятся глаголы

 

Рефлексия Удалось ли нам ответить на проблемные вопросы?  Какие открытия вы сделали для себя сегодня на уроке?  Что у вас сегодня получалось хорошо?  Какие трудности возникли у вас в процессе работы?  Над чем еще нужно вам поработать?

Рефлексия

  • Удалось ли нам ответить на проблемные вопросы?
  • Какие открытия вы сделали для себя сегодня на уроке?
  • Что у вас сегодня получалось хорошо?
  • Какие трудности возникли у вас в процессе работы?
  • Над чем еще нужно вам поработать?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф №, выучить правила и словарные слова. Упр.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  • Параграф №,
  • выучить правила и словарные слова.
  • Упр.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ: Сайт Видеоуроки.нет https://videouroki.net/profile/classes Российская электронная школа https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/ Образовательный сайт Захарьиной Е.А. https://saharina.ru/teacher/leaners УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9)  5 класс https://prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html Рик Т. Здравствуй, дядюшка Глагол. http://club-edu.tambov.ru http://school36.beluo.ru http://www.cherti.ru http://glochange.infospace.ru

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  • Сайт Видеоуроки.нет
  • https://videouroki.net/profile/classes
  • Российская электронная школа
  • https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/
  • Образовательный сайт Захарьиной Е.А.
  • https://saharina.ru/teacher/leaners
  • УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 5 класс
  • https://prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html
  • Рик Т. Здравствуй, дядюшка Глагол.
  • http://club-edu.tambov.ru
  • http://school36.beluo.ru
  • http://www.cherti.ru
  • http://glochange.infospace.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!