ДЕКАБРЯ. КЛАССНАЯ РАБОТА.
Учитель русского языка и литературы
ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга
Басина Светлана Павловна
Урок русского языка в 5 классе.
Сядьте ровно, улыбнитесь
И друг к другу повернитесь.
Каждый даст свою ладошку
И пожмет ее немножко.
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА
СПРЯЖЕНИЕ – ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ
Цели:
- Познакомить с грамматическими и морфологическими признаками глагола.
- Развивать навыки выделения глаголов из речи и определять их грамматические и морфологические признаки.
- Формировать умения выделять главное, сопоставлять, обобщать.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
ГЛАГОЛЫ-ИСКЛЮЧЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ КО II СПРЯЖЕНИЮ
ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,
СМОТРЕТЬ И ВИДЕТЬ,
ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ,
НЕНАВИДЕТЬ,
И ЗАВИСЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ,
И ОБИДЕТЬ, И ТЕРПЕТЬ.
вы запомните, друзья,
их на Е писать НЕЛЬЗЯ!
КАРТОЧКА 1. ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА
шалишь
торчат
ткут
берёте
несём
ползут
творишь
живёте
КЛЮЧ К КАРТОЧКЕ 1
шал и шь (- И шь, II спряжение)
торч а т (- А т, II спряжение)
тк у т (- У т, I спряжение )
бер ё те (- Ё те, I спряжение)
нес ё м (- Ё м, I спряжение)
полз у т (- У т, I спряжение)
твор и шь (- И шь, II спряжение)
жив ё те (- Ё те, I спряжение)
Когда окончание под ударением
легко ты узнаешь, КАКОЕ СПРЯЖЕНИЕ
А ЧТО ДЕЛАТЬ С ГЛАГОЛАМИ, КОТОРЫЕ ОКАНЧИВАЮТСЯ НА –У\-Ю (НЕСУ, ПОЮ)? ВЕДЬ ЭТИ ОКОНЧАНИЯ БЫВАЮТ И В I И II СПРЯЖЕНИИ
Поставьте их во 2-ое лицо единственного числа
(ТЫ)
несёшь (-Ёшь, I спряжение)
поёшь (-Ёшь, I спряжение)
летишь (-Ишь, II спряжение)
КАРТОЧКА 2. ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА
ТОРМОШУ
БЕРЕГУ
СЛЕЖУ
ЗВЕНЮ
РАСТУ
ГОРЮ
ДЕРУСЬ
КЛЮЧ К КАРТОЧКЕ 2.
ТОРМОШУ (ты тормош И шь, II спр.)
БЕРЕГУ (ты береж Ё шь, I спр.)
СЛЕЖУ (ты след И шь, II спр.)
ЗВЕНЮ (ты звен И шь, II спр.)
РАСТУ (ты раст Ё шь, I спр.)
ГОРЮ (ты гор И шь, II спр.)
ДЕРУСЬ (ты дер Ё шься, I спр.)
КАРТОЧКА 3. ИСПОЛЬЗУЯ АЛГОРИТМ, ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. НАПИШИТЕ БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ.
- Молодая зелень шепч.т, колыш.тся.
- Осень дыш.т чарой скошенных лугов.
- Больно щипл.т нос и щёки мороз.
- Ветер осенний навод.т печаль, по небу тучи осенние гон.т.
- Где стро.шь, тут и ро.шь.
- Правда глаза кол.т.
- Пашню паш.т – руками не маш.т.
КЛЮЧ К КАРТОЧКЕ 3.
- Молодая зелень (шепт А ть, I ) шепч Е т, (колых А ться, I ) колыш Е тся.
- Осень (дышать, искл , II ) дыш и т чарой скошенных лугов.
- Больно (щип А ть, I ) щипл Е т нос и щёки мороз.
- Ветер осенний (навод И ть, II ) навод И т печаль, по небу тучи осенние (гнать, искл , II ) гон И т.
- Где (стро И ть, II ) стро И шь, тут и (р Ы ть, I ) ро Е шь.
- Правда глаза (кол О ть, I ) кол Е т.
- Пашню (пах А ть, I ) паш У т – руками (мах А ть, I ) не маш У т.
ГЛАГОЛЫ С ПРИСТАВКАМИ ОТНОСЯТСЯ К ТОМУ ЖЕ СПРЯЖЕНИЮ, ЧТО И БЕСПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ
НО ЕСТЬ ОПАСНАЯ ПРИСТАВКА
ВЫ ,
ОНА «ПЕРЕТЯГИВАЕТ» НА СЕБЯ УДАРЕНИЕ
Приставку
ВЫ
нужно выбросить
Ударное
окончание?
Безударное
окончание?
По окончанию
определяем
спряжение
Поставьте глагол в
начальную форму и
определите спряжение
КАРТОЧКА 4. ОПРЕДЕЛИТЕ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
высмотр.шь
выбер.шь
вырв.шь
вынес.шь
выгон.шь
выкин.шь
вышвырн.шь
выброс.шь
выстав.шь
КЛЮЧ К КАРТОЧКЕ 4.
высмотр И шь (см о тришь, смотреть, искл , II )
выбер Е шь (бер Ё шь, I )
вырв Е шь (рв Ё шь, I )
вынес Е шь (нес Ё шь, I )
выгон И шь (гонишь, гнать, искл , II )
выкин Е шь (к и н Е шь, кинуть, I )
вышвырн Е шь (швырн Ё шь, I )
выброс И шь (бросишь, бросить, II )
выстав И шь (ставишь, ставить, II )
БЛИЦ-ОПРОС
Спряжение – это…
- Изменение глаголов по временам.
- Изменение глаголов по лицам и числам
Все глаголы на –ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, относятся к … спряжению.
- Какой глагол относится к II спряжению?
- держать
- рисовать
- петь
- стелить
- таять
- В окончании каких глаголов пишется Е?
- кол.шь
- корч.шь
- слыш.тся
- рыщ.шь
I
II
2
III
II
IV
1
1, 4
Сяду стих я сочинять.
Чтоб учились вы на «пять»,
Я вам буду объяснять,
Где в глаголах пишут - ЯТЬ .
Будем о весне мечтать:
Станет солнце припекать,
Мы – без шапок выбегать,
После – КАШЛЯТЬ и чихать.
Будет снег на солнце ТАЯТЬ ,
Собачонка будет ЛАЯТЬ ,
И барашек будет БЛЕЯТЬ ,
Чтоб с тобой игру ЗАТЕЯТЬ .
Будет свежий ветер ВЕЯТЬ ,
И флажок на крыше РЕЯТЬ .
Значит, скоро просо СЕЯТЬ
И потом его ЛЕЛЕЯТЬ .
КАЯТЬСЯ, МАЯТЬСЯ, ХАЯТЬ, КЛАНЯТЬСЯ, НАДЕЯТЬСЯ
ИТОГ УРОКА ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ
Что я узнал(а) о глаголах?
Глагол – это…
Ко II спряжению относятся глаголы…
К I спряжению относятся глаголы …
Рефлексия
- Удалось ли нам ответить на проблемные вопросы?
- Какие открытия вы сделали для себя сегодня на уроке?
- Что у вас сегодня получалось хорошо?
- Какие трудности возникли у вас в процессе работы?
- Над чем еще нужно вам поработать?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Параграф №,
- выучить правила и словарные слова.
- Упр.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
- Сайт Видеоуроки.нет
- https://videouroki.net/profile/classes
- Российская электронная школа
- https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/
- Образовательный сайт Захарьиной Е.А.
- https://saharina.ru/teacher/leaners
- УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 5 класс
- https://prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html
- Рик Т. Здравствуй, дядюшка Глагол.
- http://club-edu.tambov.ru
- http://school36.beluo.ru
- http://www.cherti.ru
- http://glochange.infospace.ru