декабря. Классная работа.
Учитель русского языка и литературы
ГБ ОУ лицей 419 Санкт-Петербурга
Басина Светлана Павловна
Урок русского языка в 5 классе .
Колокольчик наш звенит
И урок начать велит.
Слышишь звонкий голосок -
Нам пора начать урок.
Правила работы в группе
- Проявлять уважение к одногруппникам!
- Считаться с мнением каждого!
- Дисциплинированность, ответственность при выполнении заданий!
- Оказывать взаимопомощь при выполнении заданий!
- Дать высказаться каждому!
- Интересная часть речи
- В русском языке живет.
- Кто что делает расскажет,
- Чертит, пишет иль поет.
- Вышивает или пашет,
- Или забивает гол.
- Варит, жарит, моет, чистит –
- Все расскажет нам …
- Интересная часть речи
- В русском языке живет.
- Кто что делает расскажет,
- Чертит, пишет иль поет.
- Вышивает или пашет,
- Или забивает гол.
- Варит, жарит, моет, чистит –
- Все расскажет нам глагол
1)Часть речи, которая обозначает ……… и отвечает на вопросы ……………………… называется глаголом. 2) Не с глаголами пишется …………… …….. 3) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…………….. 4) Глаголы в неопределенной форме имеют окончания …. ……………. 5) Глаголы изменяются в прошедшем времени по …………….., а в единственном числе по ………… В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по ... ………………….. 6) В предложении глагол обычно бывает ………….. и согласуется с … …….. . 7) Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос……………., а несовершенного вида……………
Спряжение глаголов
Спряжение – это
изменение
глаголов по
лицам и числам
Цель (чего я хочу добиться на уроке)
Повторить, что обозначает глагол, какие имеет грамматические признаки.
Повторить, как изменяются имена существительные и прилагательные.
Узнать, что такое спряжение глагола.
Узнать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
Узнать глаголы – исключения 2 спряжения.
Узнать, как определить спряжение глаголов.
Отдохнуть на уроке.
Мн.ч.
1л. Мы
2л. Вы
3л. Они
Ед.ч.
1л. Я
2л. Ты
3л. Он(она, оно)
Петь, звонить
Единственное число
1 л.
Я
2 л.
по ю
ТЫ
3 л.
Множественное число
звон ю
по ешь
ОН(а)
звон ишь
по ет
1 л.
2 л.
МЫ
звон ит
3 л.
по ем
ВЫ
звон им
по ете
ОНИ
по ют
звон ите
звон ят
Задание. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение и выделите окончания в словах.
Вед..шь, скольз..т, крич..т, зов..м, говор..шь, бер..т, сто..шь, по..т, жд..м, вез..те.
Как определить спряжение этих глаголов?
По ударным окончаниям
По ёт , по ют 1спряжение
Глаголы I спряжения имеют окончания
- у (-ю) , -ешь (-ёшь) , -ет (-ёт) ,
-ем (-ём) , -ете (-ёте) , ут (-ют) .
Звон ит , звон ят - II спряжение
Глаголы IIспряжения имеют окончания
- у ( -ю) , -ишь , -ит , -им , -ите , -ат (-ят).
Задание 3. Поставьте ударение в глаголах и попытайтесь вставить пропущенные гласные.
Он ход…т-
ты игра…шь-
котёнок мурлыч…т-
кто расскаж…т-
мы не скуча…м-
Чтобы
определить
спряжение
Окончание
безударное
Окончание под
ударением
выясни
или
Поставь глагол
в неопределённую
форму
II спр.
I спр.
I спр.
II спр.
не на
+ брить
стелить
-у -ю
-у -ю
- Е шь
- И шь
- И т
- Е т
- И м
- Е м
- И те
- Е те
- А т - Я т
- У т - Ю т
на – ИТЬ
+ видеть, зависеть,
ненавидеть, обидеть,
терпеть, вертеть,
смотреть, гнать,
держать, слышать,
дышать.
он ход и т – ходить (2 спр.)
ты игра е шь – играть (1 спр.)
котёнок мурлыч е т – мурлыкать (1 спр.)
кто расскаж е т – рассказать (1 спр.)
мы не скуча е м – скучать (1 спр.)
черт…т
та…шь
Е
И
И
жар…м
Е
пиш…шь
мысл...т
леле...м
И
Е
засе…т
гон…т
Е
И
Помогите словам попасть в свои домики
Молодцы, ребята! Вы справились с работой
I спр.
IIспр.
I
Подумай
распил..т дрова,
слыш..тся звук,
наслажда..тся природой,
верт..т колесо,
заявля..т о мире,
приближа..тся к станции,
стро..т дом,
дун..т на огонь
Проверь себя
I спряжение
II спряжение
наслаждается природой
распилит дрова
заявляет о мире
слышится звук
приближается к станции
вертит колесо
дунет на огонь
строит дом
Запомни !
Ко второму же спряжению Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на –ить, Исключая брить, стелить. И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья: Их на –е- спрягать нельзя.
«Четвёртое лишнее»
- Сберегу, терплю, открою, увлеку.
- Собира..м, слыш…м, натира..м, замерза..м
- Он слыш..т, обид..т, стро..т, верт..т .
«Четвёртое лишнее»
1. Сберегу, терплю, открою, увлеку ( терплю – 2-е спр .)
2. Собира е м, слыш и м, натира е м, замерза е м ( слышим – 2-е спр . )
3. Он слыш и т, обид и т, стро и т, верт и т ( строит – не исключение )
Творческое задание
Из данных глаголов выбрать: 1 и 3 группы – глаголы I спряжения, 2 и 4 группы – глаголы II спряжения - и составить с ними предложения на тему «Весна».
Пробуждаться, зеленеть, пригревать, журчать, крутить, звенеть, моросить, сверкать, наступить, распускаться
Копа…м
Выглян…т
Поду…т
Полива...шь
«Я садовник»
Высад….шь
Вкладыва…м
Расцвета…т
Итог урока Заполни таблицу
Что я узнал(а) о глаголах?
Глагол – это…
Ко II спряжению относятся глаголы…
К I спряжению относятся глаголы…
Домашнее задание
- Упр. 545, 550,
- Творческое задание – упр. 549 или
- Написать сочинение-миниатюру «Весна идёт!» (у глаголов определите спряжение).
Продолжите
предложения
- Сегодня на уроке я повторил…
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
- Было трудно…
Оцени себя («Светофор»):
- Красный – «3»
- Жёлтый – «4»
- Зелёный – «5»
Использованные источники:
- Сайт Видеоуроки.нет
- https://videouroki.net/profile/classes
- Российская электронная школа
- https://resh.edu.ru/office/user/newhomework/
- Образовательный сайт Захарьиной Е.А.
- https:// saharina.ru/teacher/leaners
- УМК Русский язык. Рыбченкова Л. М. (5-9) 5 класс
- https:// prosv.ru/umk/element/russian-rybchenkova.1902.html
- Рик Т. Здравствуй, дядюшка Глагол.
- http :// club-edu.tambov.ru
- http ://school36.beluo.ru
- http :// www.cherti.ru
- http ://glochange.infospace.ru
!
-До свидания!
-До следующего
путешествия
Прозвенел звонок,
Закончился урок!