Тема урока: Восточная тема у Н. А. Римского – Корсакова «Шехеразада»
Николай Андреевич Римский-Корсаков
1844 г - 1908 г. (64 года)
Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений - 15 опер,
3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.
Есть произведения, обладающие более конкретными программным содержанием. Одно из них симфоническая сюита «Шехеразада», написанная по мотивам арабских сказок из сборника «1001 ночь». Темы востока любили русские композиторы, Глинка в опере «Руслан и Людмила», Бородин в опере «Князь Игорь». Не мало восточных тем встречается и в симфонической музыке русских композиторов, и в камерно- вокальном творчестве.
Н.А. Римский-Корсаков «Шехеразада»
Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» венчает собой список прекрасных произведений середины и конца XIX века, опирающихся на восточную тематику. Римский-Корсаков смог наиболее глубоко прочувствовать эту тематику, и воплотить ее тончайшие нюансы в своей сюите.
История создания
В письмах близкому другу Глазунову Николай Андреевич Римский-Корсаков признавался, что задумка оркестровой сюиты по мотивам сказки «1000 и 1 ночь» родилась у него уже давно, однако он надумал приступить к ней только в 1888 году.
В 80-е годы Римский-Корсаков занял позицию одного из самых авторитетных и востребованных музыкальных деятелей. На его плечах лежала и работа профессора консерватории, и участие в управлении Придворной певческой капеллой. На собственное творчество не всегда хватало времени, но, тем не менее, сюита была успешно начата и закончена менее чем за месяц. Таким образом, до сих пор остается точно невыясненным, какие фрагменты сказок Шехеразады лежат в основе частей сюиты.
Впервые на суд публики «Шехеразада» была представлена в октябре 1888 года на первом Русском симфоническом концерте. Дирижировал оркестром сам композитор.
Сюита «Шехеразада» стала одним из произведений, представленных в «Парижских сезонах» русской балетной школы в 1910 году. Постановка покорила французских ценителей как музыкальным строем, так и костюмами.
Балетная постановка получила вторую жизнь в 1994 году с легкой руки Андриса Лиепы. Была полностью воссоздана не только хореография, но и заново пошиты костюмы героев. С тех пор «Шехеразада» регулярно идет на сцене «Мариинки» и других ведущих театров мира.
Восточные мотивы «Шехеразады» будоражили умы музыкантов в XX-XXI веке: существует несколько вариантов обработки отрывков из нее. В 2005 году «Шехеразада» была адаптирована для духовых инструментов. В 2010 году на джазовом фестивале в Москве прозвучала «Шехерезада XXI» - обработка джазменов И. Бутмана и Н. Левиновского.
Римский - Корсаков 1 часть «Море и корабль Синдбада»
Римский – Корсаков 2 часть «рассказ Календера царевича»
ВПЕРЁД, РОССИЯ
1. Так было в России с далеких времен.
Чем выше давление, тем крепче бетон.
И если опасность державе грозит,
Становится Родина, как монолит.
В горниле победы сегодня как встарь,
Опять закаляется Родины сталь.
ПРИПЕВ:
Россия, Россия-в этом слове огонь и сила.
В этом слове победы пламя.
Поднимаем России знамя.
Россия, Россия-в этом слове огонь и сила.
В этом слове победы пламя.
Поднимаем России знамя.
2. Пусть время нас бурным потоком несет,
За нами Россия, за нами народ.
Традиции святы и тысячи лет
Продолжится летопись наших побед.
А если врагов налетит воронье,
Их снова отечество встретит мое.
-
До скорой встречи