Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся | Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими писателями и художниками об осени. Левитан, так же как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он делался чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лёд; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчёл перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю. (По Паустовскому) Примечание. Подсказать постановку запятых во втором предложении после слов Левитан и другие. В предложении На них изображены знакомые с детства вещи… пояснить, что между распространенными и осложнёнными однородными членами в данном случае ставится точка с запятой. Грамматическое задание. Из последнего предложения выпишите 3 словосочетания с различными видами подчинительной связи, выполните полный синтаксический разбор. | Записывают текст диктанта, выполняют грамматическое задание. |
Подведение итогов. | Рефлексия. Прием «Рюкзак» Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть данного приема - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. | Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый учащийся не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. |