Двадцать второе октября. Классная работа.
Актуализация опорных знаний
Определить вид связи слов в словосочетаниях.
- Территория стадиона
- привилегии депутатов
- истинно сочувствующий
- участвовать в репетиции пьесы
- воплощенный замысел
- увлекаться беллетристикой
- ударить наотмашь
- любуясь иллюминацией
Закончить утверждение
- Простое предложение - это предложение, в котором…
- Главными членами предложения являются…
- Подлежащее и сказуемое составляют…
- Распространенное предложение - это предложение, в котором…
- Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называется…
- Предложение, в котором две и более грамматических основы, называется…
- По эмоциональной окраске предложения делятся на …
- Побудительные предложения - это предложения, в которых …
- Вопросительные предложения - это предложения, в которых …
Конструирование. Порядок слов
Лес роняет багряный свой убор, Мороз сребрит увянувшее поле, День проглянет , как будто поневоле, И за край скроется окружных гор.
Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор.
По зимней, скучной дороге Борзая тройка бежит, Однозвучный колокольчик Гремит утомительно .
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.
«Предложение есть продукт соединения подлежащего и сказуемого», - сказал лингвист
А.М. Пешковский.
Задание: 1. Прочитать предложения, найти и назвать подлежащее. 2. Определить, чем выражено подлежащее.
- Желтеют мутно купола.
- Аллея дремлет кружевная .
3. Сытый голодного не разумеет. 4. Лучшие погибли на войне.
5. Я помню чудное мгновенье.
6. Передо мной явилась ты.
7. Никто не хотел умирать.
8. Саша требователен к себе, что вызывает уважение товарищей.
9. Журналист писал очерк, который будет опубликован в газете.
10. Поднявший меч от меча и погибнет. 11. Читающий всегда получает удовольствие от книги.
Сформулируйте тему и задачи урока.
Подлежащее и способы его выражения.
Задачи:
- Расширить представление о подлежащем и способах его выражения.
- Уметь определять разные способы выражения подлежащее.
Работаем в группах /5 мин /
Как работаем в группах:
1. Внимательно читаем задание для работы на карточке.
2. Анализируем примеры предложений на карточке.
3. Обсуждаем, предлагаем свои варианты.
4. Выступаем со своим вариантом ответа.
5. Оцениваем работу групп.
Представим продукт нашей деятельности.
1 группа:
1
Двое уехали в столицу.
2
Десять делится на два.
3
Оба были заняты серьёзным разговором.
4
Только шестой помог ребёнку выбраться из беды.
5
Первый ответил на пятёрку.
1
Двое уехали в столицу.
2
Десять делится на два.
3
Оба были заняты серьёзным разговором.
4
Только шестой помог ребёнку выбраться из беды.
5
Первый ответил на пятёрку.
Вывод: подлежащее выражено числительным - как количественным (целым +собирательным ), так и порядковым.
Оценим работу группы.
2 группа:
1
Неслось со всех сторон «ау».
2
Грянуло громкое ура.
3
И опять слышится «бу-бу-бу».
4
Все эти хи-хи, ха-ха – мерзость!
1
Неслось со всех сторон «ау».
2
Грянуло громкое ура .
3
И опять слышится «бу-бу-бу».
4
Все эти хи-хи, ха-ха – мерзость!
Вывод: подлежащее выражено междометием.
Оценим работу группы.
3 группа:
1
Сегодня не похоже на вчера.
2
Вот настало и роковое
послезавтра.
3
Ваше «завтра» мне надоело.
4
Ваше завтра будет прекрасным.
1
Сегодня не похоже на вчера.
2
Вот настало и роковое
послезавтра.
3
Наше вчера - это радость и покой на неделю вперёд.
4
Ваше завтра будет прекрасным.
Вывод : подлежащее выражено наречием времени.
Оценим работу группы.
4 группа:
1
Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством.
2
Любить – это прекрасно.
3
Учиться - дело нужное.
4
Нарисовать - это всегда просто.
1
Но заплатить за что-то, хоть само-нужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством.
2
Любить – это прекрасно.
3
Учиться - дело нужное.
4
Нарисовать - это всегда просто.
Вывод : подлежащее выражено инфинитивом.
Оценим работу группы.
5 группа:
1
У него золотые руки.
2
Мастер на все руки быстро справился с ремонтом замка.
3
В жизни королевы наступили чёрные дни.
4
Первый встречный объяснит вам, как проехать к речному вокзалу.
1
У него золотые руки .
2
Мастер на все руки быстро справился с ремонтом замка.
3
В жизни королевы наступили чёрные дни.
4
Первый встречный объяснит вам, как проехать к речному вокзалу.
Вывод: подлежащее выражено фразеологизмом.
Оценим работу группы.
6 группа:
1
Около полудня обыкновенно появляется
множество круглых высоких облаков.
2
Журнал «Литературное наследство» опубликовал новые материалы о творчестве М. Булгакова.
3
Млечный путь разостлался по небу.
4
Мать с сыном поедут отдыхать .
5
Пять стульев стояло у стены.
1
Около полудня обыкновенно появля-ется множество круглых высоких
2
облаков.
Прошло около часа.
3
Млечный путь разостлался по небу.
4
Мать с сыном поедут отдыхать .
5
Пять стульев стояло у стены.
Вывод: подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием.
Сравните два предложения.
Найдите в них подлежащее.
1. Мать с сыном поедут отдыхать. 2. Мать с сыном поедет отдыхать.
СМОТРИМ на ЧИСЛО и ОКОНЧАНИЕ сказуемого!
Оценим работу группы.
Какая информация о способах выражения подлежащего оказалась для вас новой?
/или забытой/
Соотнесите данные примеры со способом выражения подлежащего
Способ выражения
подлежащего
Пример
Существительное в им. п.
Мы никогда не ссоримся
Местоимение в им. п.
Солнце светит всем.
Числительное в им. п.
Курить — здоровью вредить.
Прилагательное или причастие в значении существительного
Прошло несколько дней .
Неопределенная форма глагола
Двенадцать делится на шесть.
Наречие
Взрослые иногда не понимают детей. Вошедший привлек всеобщее внимание.
Междометие
Очевидно не значит верно.
Неделимое словосочетание
Вдали послышалось ку-ку .
Определить, чем выражено подлежащее
1-2 группы
3-4 группы
Днем к Семенову приходили отдыхающие.
5-6 группы
Желающие купили билеты на концерт.
Все живое тянется к солнцу.
Меня окружают тысячи удивленных глаз.
Никто не бегал по коридору.
Провожающие вышли из вагона
Это мне очень нравится.
Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.
Жить – Родине служить.
Десятки мальчишек плавали возле лодки.
Охранять природу - значит охранять Родину.
Далече грянуло «ура».
Ваше «сегодня» настало с утра, и уже не вернется «вчера».
Учиться и учиться – вот главная моя задача.
Утром его «ха-ха-ха» прокатилось по всем палатам.
Глухое «ау» послышалось из глубины леса.
Ваше постоянное «завтра» уже всем надоело.
Сытый голодного не разумеет.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Вошел высокий военный.
Что медленно разгорается, то жарче горит.
Неизвестный проговорил эти слова, насмешливо улыбаясь.
Наши выиграли.
две капли брызнули в стекло.
Никто не хотел уходить с дискотеки.
Семеро козлят резвились на лужайке.
Трое друзей играли в хоккей.
Подведём итоги работы.
1. Расширили ли мы сегодня наши знания о способах выражения подлежащего?
2. Назовите все способы выражения подлежащего.
1. Что нового узнал (а)?
2. Какой способ выражения подлежащего тебе кажется самым трудным?
3. Какой способ выражения подлежащего тебе кажется самым лёгким?
4. Что теперь нужно сделать, чтобы уметь безошибочно находить и определять способ выражения подлежащего?
Домашнее задание
§17, упражнения №163, 164 (по вариантам – нечетные\четные предложения)