ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
Задание 1.
- Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.
1) Не место красит человека, а человек место. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Дерево дорого плодами, а человек делами.
Задание 2.
- Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? — Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? — Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.
Задание 3.
- Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.
Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.
Задание 4.
Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Объясните употребление тире.
Найдите односоставные предложения.
В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г..нцов с пальмовой веткой для изв..щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав…, ветки дуба о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
Задание 1.
- Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.
1) Не место красит человека, а человек место. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Дерево дорого плодами, а человек делами.
Задание 2.
- Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? — Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? — Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.
Задание 3.
- Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.
Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.
Задание 4.
Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Объясните употребление тире.
Найдите односоставные предложения.
В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г..нцов с пальмовой веткой для изв..щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав…, ветки дуба о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.
Задание 5*.
- Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.
1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня — ноябрьская тьма (Булгаков).
КОНТРОЛЬ
- Какие предложения называются неполными?
Найдите неполные предложения.
1. Сначала я положил в сумку книги, потом – тетради.
2. Все решили задачу, а я не решил.
3. К следующему уроку вы должны решить две задачи.
4. Снег на дороге расчистили быстро.
5. Как Вы себя чувствуете? – Неплохо.
6. Не место красит человека, а человек – место.
7. Вода в реке быстро прибывала.
8. Мне сегодня на курсы.
9. Ночью снова над головами пищали комары.
10. Сначала за горизонтом исчез корпус корабля, а потом и мачты.
Задание 5*.
- Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.
1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня — ноябрьская тьма (Булгаков).
КОНТРОЛЬ
- Какие предложения называются неполными?
Найдите неполные предложения.
1. Сначала я положил в сумку книги, потом – тетради.
2. Все решили задачу, а я не решил.
3. К следующему уроку вы должны решить две задачи.
4. Снег на дороге расчистили быстро.
5. Как Вы себя чувствуете? – Неплохо.
6. Не место красит человека, а человек – место.
7. Вода в реке быстро прибывала.
8. Мне сегодня на курсы.
9. Ночью снова над головами пищали комары.
10. Сначала за горизонтом исчез корпус корабля, а потом и мачты.