СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №41-42 Неполные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. формировать умения различать полные и неполные предложения, неполные и односоставные предложения; умение синонимической замены неполных предложений полными.
  2. развивать организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные навыки, творческое и образное мышление;
  3. создать условия для развития личности и её самореализации.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №41-42 Неполные предложения»

8 класс


Урок №41-42.

Полные и неполные предложения. Особенности строения неполных предложений. Эллипсис.

Цель:

дать представление о неполных предложениях.

Задачи:

  1. формировать умения различать полные и неполные предложения, неполные и односоставные предложения; умение синонимической замены неполных предложений полными.

  2. развивать организационные, информационные, коммуникативные, интеллектуальные навыки, творческое и образное мышление;

  3. создать условия для развития личности и её самореализации.

Ожидаемые результаты:

различают односоставные и неполные двусоставные предложения, правильно ставят знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные; определяют роль неполных предложений в тексте художественного произведения и в разговорной речи.

Тип урока:

усвоение новых знаний.

Оборудование:

раздаточный материал для работы в паре и группе, учебник, справочный материал, стикеры для ФО

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент


Приветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.

Приветствуют учителя.

Определяют группы, пары для работы на уроке.

  1. Актуализация знаний по теме «Односоставные предложения»


- Начнём с интеллектуальной разминки.

  1. Посмотрите и назовите «третье лишнее».

  1. Звонят. Откройте. Пригласите.

  2. Мечтаю, стараюсь, проходили.

  3. Ночь. Улица. Дождит.


  1. Заполните карточку, определив вид односоставного предложения.



1

2

3

4

5


Двусоставное

О/л

Н/л

Б/л

Назывное

1


+




2



+



3





+

4




+


5

+





6


+




7



+



8





+

9




+


10

+





  1. Умей правильно оценить себя.

  2. Тебя похвалили.

  3. Морозный день.

  4. Нет ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком на руках.

  5. Ночью выпал небольшой мороз.

  6. Стою и любуюсь северным сиянием.

  7. Пете разрешали гулять возле дома.

  8. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.

  9. Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.

  10. Друзья познаются в беде.


Работа в паре.

Вспоминают виды односоставного предложения, аргументируют выбор «третьего лишнего»,




Заполняют карточку по вариантам:

1 вариант -1-5 предложения

2 вариант – 6-10 предложения

Самопроверка – при соединении точек (начиная от 1 столбика к 5) должны получиться симметричные кривые

  1. Мотивация учебной деятельности


Знайкин нашёл предложение: Петя прибежал первым, Вася прибежал вторым, а Коля прибежал третьим.

— Нужно исправлять,— поморщился Знайкин,— очень скучно трижды повторять прибежал. Убираем это слово из второго и третьего простых предложений, а на его место ставим тире, чтобы все знали о пропуске и считали эти предложения неполными.

- Назовите ключевое слово в данной сказке.

- Сформулируйте тему урока, определите основные знания и умения.

Называют ключевое слово в прослушанном рассказе, формулируют тему урока, определяют основные знания и умения, которые должны продемонстрировать в данной теме.

  1. Изучение нового материала

Составление опорного конспекта.

1. Какое предложение называется полным?

Я не держу тебя; но где ты свои проводишь вечера?


2. Какое предложение называется неполным?

У Лариных.


3. Что называется контекстом?


4. Какие члены предложения опущены?

Он уехал? – Да, вчера.

Кто пришёл? – Иван Петрович.

–Костя, будешь возвращаться из школы, купи хлеба.

–Куплю, бабушка.


5. Сфера употребления неполных предложений.

Мы записали несколько примеров неполных предложений, но я думаю, что вы сможете определить, где и когда используются неполные предложения.

*Работа с учебником. Стр. 183. Материал для наблюдения §34.

Попробуйте восстановить эти неполные предложения. (Чтение по ролям) Что изменилось? Оправдано ли употребление неполных предложений в диалоге?


6. Значение неполных предложений в устной речи.

7. Значение неполных предложений в художественных произведениях. Анализ пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль» (действие 4, явление XIII)


8. Значение неполных предложений в пословицах.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.


9. Отличие неполных предложений от односоставных.

В односоставном предложении, где главный член выражен глаголом, подлежащего нет и быть не должно. Мы мысленно подставляем личное местоимение. В назывных предложениях могут быть только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т.е. определения. Если второстепенный член предложения относится к группе сказуемого, значит, это Н.П. двусоставное предложение.




Полные

Неполные

Двусоставные


Трамвай идет?

Кто написал комедию «Ревизор»?

Идёт!

Гоголь

Односоставные

Определённо - личные

Кого ждешь?

Учителя

Неопределенно-личные

О чём сообщили по радио?

О погоде на завтра

Безличные

Надо идти на стадион

А мне сегодня не хочется

Назывные

Густой, непроходимый лес

Вот хвойный.

Вот лиственный


10. Постановка знаков препинания.

11. Эллипсис – фигура речи.


Составляют опорный конспект по предложенной таблице (групповая работа)

Ресурсы: учебник §34, справочный материал

1. Полным называется предложение, в котором присутствуют все необходимые для понимания его смысла главные и второстепенные члены.

2. Неполным называется предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный), но он легко восстанавливается из контекста.

3. Законченный в смысловом отношении отрезок письменной речи (текста), дающий возможность точно установить значение отдельно входящего в него слова.

4. Да, он уехал вчера.

Подлежащее и сказуемое

(двусоставное)

Пришёл Иван Петрович.

Сказуемое (двусоставное)

Куплю хлеба (односоставное) Опущен обязательный второстепенный член.

5. Да, действительно, неполные предложения характерны для диалога. А как вы думаете, почему?

6. Н.П. делают речь экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь выразительности, передать взволнованность говорящего.

7. Какими станут реплики действующих лиц, если заменить Н.П. полными? Уместна ли такая замена в разговоре?

Н.П. придают разговорной речи краткость, живость, непосредственность.

8. Какими станут пословицы, если заменить Н.П. полными? Оправдано ли это?

Н.П. помогают в сжатой форме выразить мысль, избежать неоправданного повтора слов.

9. Ночь. Полное безмолвие. За полярным кругом сейчас ночь. Во льдах полное безмолвие.

10. Если пропущен глагол – ставится тире.

Красна птица перьями, а человек – уменьями.

Н.П. могут входить в состав сложного предложения.

Петя сказал, что заболел.

11. Эллипсис в лингвистике и риторике — намеренный пропуск несущественных слов в предложении без искажения его смысла или для усиления эффекта. Например: Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги (Жуковский). Вместо хлеба — камень, вместо поучения. — колотушка (Салтыков-Щедрин). Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком (Твардовский).

При проверке дописывают опорный конспект (фломастер, маркер другой цветовой гаммы)

ФО: «Светофор»

  • зеленый – отлично

  • желтый – хорошо

  • красный - удовлетворительно


Закрепление изученного материала


1. Практическая работа с языковым материалом

Задание 1.

- Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

1) Не место красит человека, а человек место. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Дерево дорого плодами, а человек делами.

Задание 2.

- Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? — Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? — Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.

Задание 3.

- Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Задание 4.

  • Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы.

  • Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

  • Объясните употребление тире.

  • Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г..нцов с пальмовой веткой для изв..щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав…, ветки дуба о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.

Задание 5*.

- Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.

1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня — ноябрьская тьма (Булгаков).

а) 1, 2; б) 5, 6; в) 3, 7; г) 4, 8

Выполняют практическую работу в группах

Взаимопроверка - прием «Посол».

ФО: «Светофор»

  • зеленый – отлично

  • желтый – хорошо

  • красный - удовлетворительно
































  1. Контроль знаний

- Какие предложения называются неполными?

Найдите неполные предложения.

1. Сначала я положил в сумку книги, потом – тетради.

2. Все решили задачу, а я не решил.

3. К следующему уроку вы должны решить две задачи.

4. Снег на дороге расчистили быстро.

5. Как Вы себя чувствуете? – Неплохо.

6. Не место красит человека, а человек – место.

7. Вода в реке быстро прибывала.

8. Мне сегодня на курсы.

9. Ночью снова над головами пищали комары.

10. Сначала за горизонтом исчез корпус корабля, а потом и мачты.

Учащиеся в карточке подчеркивают неполные предложения.

Самопроверка.

Критерии оценки:

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - более 4 ошибок

Домашнее задание


§34, упражнение №352

Составьте диалог на тему «Разговор по телефону», используя неполные предложения. Попробуйте вставить опущенные члены предложения.




Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Задание 1.

- Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

1) Не место красит человека, а человек место. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Дерево дорого плодами, а человек делами.

Задание 2.

- Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? — Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? — Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.

Задание 3.

- Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Задание 4.

  • Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы.

  • Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

  • Объясните употребление тире.

  • Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г..нцов с пальмовой веткой для изв..щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав…, ветки дуба о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЯЗЫКОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

Задание 1.

- Запишите неполные предложения, поставьте на месте пропущенных членов предложения тире.

1) Не место красит человека, а человек место. 2) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 3) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 5) Дерево дорого плодами, а человек делами.

Задание 2.

- Замените полные личные предложения неполными там, где это целесообразно. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1. Мир освещается солнцем, а человек освещается знаниями. 2. Самолёт давно прилетел? — Самолёт давно прилетел. 3. Куда же птицы летят? — Птицы летят туда, где зимы не бывает. 4. Степь была золотисто-жёлтая, а небо было ярко-голубое.

Задание 3.

- Из данных простых предложений составьте сложные, избегая неоправданного повторения. Запишите, ставя, где нужно, тире.

Мой брат увлекается альпинизмом. Я увлекаюсь горнолыжным спортом. Днем мы любовались ярким блеском снежных вершин. Вечером мы любовались четкими силуэтами гор на фоне темно-синего неба.

Задание 4.

  • Прочитайте текст, соблюдая, где нужно, паузы.

  • Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

  • Объясните употребление тире.

  • Найдите односоставные предложения.

В далекие времена, когда грамотных людей было очень мало, вместо писем иногда посылали то или иное растение. В Древней Греции, например, отправляли г..нцов с пальмовой веткой для изв..щения о побед.. а с оливковой о мире. Ветви лавра говорили о слав…, ветки дуба о силе и могуществе. Венок из лавровых листьев и сейчас символ победителя и награда ему.


Задание 5*.

- Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.

1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня — ноябрьская тьма (Булгаков).


КОНТРОЛЬ

- Какие предложения называются неполными?

Найдите неполные предложения.

1. Сначала я положил в сумку книги, потом – тетради.

2. Все решили задачу, а я не решил.

3. К следующему уроку вы должны решить две задачи.

4. Снег на дороге расчистили быстро.

5. Как Вы себя чувствуете? – Неплохо.

6. Не место красит человека, а человек – место.

7. Вода в реке быстро прибывала.

8. Мне сегодня на курсы.

9. Ночью снова над головами пищали комары.

10. Сначала за горизонтом исчез корпус корабля, а потом и мачты.








Задание 5*.

- Выпишите приведенные ниже предложения в следующем порядке: а) полные двусоставные предложения; б) полные односоставные предложения; в) неполные предложения, понятные лишь в контексте; г) неполные эллиптические предложения.

1. С настоящими друзьями горести и радости пополам делятся (пословица). 2. Один в поле не воин (пословица). 3. В дремучем лесу нет никакого пути. Ни одной дорожки, ни одной тропинки (Пришвин). 4. Человека ценят не по годам, не по деньгам, а по разуму (пословица). 5. Потянулись веревочкой гуси... Летят молча... (Пришвин). 6. Ему уже не хотелось уезжать (Гончаров). 7. Гулкий и быстрый выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Паустовский). 8. Вокруг меня — ноябрьская тьма (Булгаков).


КОНТРОЛЬ

- Какие предложения называются неполными?

Найдите неполные предложения.

1. Сначала я положил в сумку книги, потом – тетради.

2. Все решили задачу, а я не решил.

3. К следующему уроку вы должны решить две задачи.

4. Снег на дороге расчистили быстро.

5. Как Вы себя чувствуете? – Неплохо.

6. Не место красит человека, а человек – место.

7. Вода в реке быстро прибывала.

8. Мне сегодня на курсы.

9. Ночью снова над головами пищали комары.

10. Сначала за горизонтом исчез корпус корабля, а потом и мачты.


Просмотр содержимого документа
«РМ - карточка»



Двусост.

О/л

Н/л

Б/л

Назывное

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10










Двусост.

О/л

Н/л

Б/л

Назывное

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10










Двусост.

О/л

Н/л

Б/л

Назывное

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10










Двусост.

О/л

Н/л

Б/л

Назывное

1






2






3






4






5






6






7






8






9






10








  1. Умей правильно оценить себя.

  2. Тебя похвалили.

  3. Морозный день.

  4. Нет ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком на руках.

  5. Ночью выпал небольшой мороз.

  6. Стою и любуюсь северным сиянием.

  7. Пете разрешали гулять возле дома.

  8. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.

  9. Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.

  10. Друзья познаются в беде.



  1. Умей правильно оценить себя.

  2. Тебя похвалили.

  3. Морозный день.

  4. Нет ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком на руках.

  5. Ночью выпал небольшой мороз.

  6. Стою и любуюсь северным сиянием.

  7. Пете разрешали гулять возле дома.

  8. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.

  9. Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.

  10. Друзья познаются в беде.



  1. Умей правильно оценить себя.

  2. Тебя похвалили.

  3. Морозный день.

  4. Нет ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком на руках.

  5. Ночью выпал небольшой мороз.

  6. Стою и любуюсь северным сиянием.

  7. Пете разрешали гулять возле дома.

  8. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.

  9. Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.

  10. Друзья познаются в беде.



    1. Умей правильно оценить себя.

    2. Тебя похвалили.

    3. Морозный день.

    4. Нет ничего красивей достойной матери счастливой с ребёнком на руках.

    5. Ночью выпал небольшой мороз.

    6. Стою и любуюсь северным сиянием.

    7. Пете разрешали гулять возле дома.

    8. Шёпот, робкое дыханье, трели соловья.

    9. Надо воспитывать в людях совесть и ясность в уме.

    10. Друзья познаются в беде.


Просмотр содержимого документа
«РМ - опорный конспект»

Опорный конспект по теме «Неполные предложения», 8 класс

1. Какое предложение называется полным?




2. Какое предложение называется неполным?




3. Что называется контекстом?




4. Какие члены предложения опущены?

Он уехал? – Да, вчера.

Кто пришёл? – Иван Петрович.


– Костя, будешь возвращаться из школы, купи хлеба.

– Куплю, бабушка.


5. Сфера употребления неполных предложений.



6. Значение неполных предложений в устной речи




7. Значение неполных предложений в художественных произведениях.



8. Значение неполных предложений в пословицах.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.


9. Отличие неполных предложений от односоставных.





10. Постановка знаков препинания.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!