Организационно-мотивационный этап | Приветствие учащихся. Создание психологического настроя. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Работа с эпиграфом. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. А. П. Чехов - Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете смысл высказывания А. П. Чехова? - Рассмотрите предложение с синтаксической точки зрения. Спишите, графически обозначая постановку знаков препинания. Из предложенных схем выберите ту, которая подходит к данному предложению. | Приветствуют учителя. Читают эпиграф, определяют смысл высказывания, определяют его структуру с точки зрения синтаксиса. Записывают тему урока, формулируют цели урока. |
Этап актуализации опорных знаний | Прием «Ты – мне. Я - тебе» Какие члены предложения называются однородными? Расскажите о средствах связи однородных членов в предложении? Какова роль обобщающего слова в предложениях с однородными членами? От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах? Работа с иллюстративным материалом. - Рассмотрите рисунки. Распределите их на группы, к каждой из которых подберите обобщающее слово. Устно составьте предложения (учащиеся выполняют работу в группах). Выборочный диктант - Укажите, есть ли в предложении с однородными членами обобщающее слово. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву: А — есть обобщающее слово; Б — нет обобщающего слова. Наш Вовка брал всем: и силой, и смелостью, и ловкостью, и мозгами, и душевной широтой. В мешке дорожном простые вещи: две майки, мыло, порошок. Еще с рассвета люди из ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед. Ожили и леса, и пруды, и степи. Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник. Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик. Распоряжения его всегда были быстры, точны, отчетливы. Отец совершил несколько будничных движений: достал бумажник, порылся в нем, извлек две старые трешницы, получил билеты. Сеть морщинок около глаз оттеняла их странное выражение: то задумчиво спокойное, то какое-то колючее и горькое. Подушка эта была теплая, мягкая, битком набитая снами. Ничто не шевелилось: ни травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева. На красноватой траве, на былинках, на соломинках блистали и волновались бесчисленные нити осенних паутин. | Работа в паре. Дети отвечают на вопросы, работая в паре. Работа в паре. Рассматривают рисунки, распределяют на группы, подбирают обобщающие слова, составляют с ними предложения. Работа в паре. Пишут выборочный диктант Ответы 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | А | А | Б | Б | А | А | Б | А | А | Б | А | Б | «5» - 12 правильных «4» - 11-10 правильных «3» - 9- 8 правильных» «учи теорию» - меньше 8 Взаимопроверка и взаимооценивание |
Операционно-деятельный этап | Сравнительный анализ предложений. Прием «Морфологический ящик» - Сопоставьте пары предложений, разобрав их по членам предложения. Графически объясните постановку знаков препинания (задание выполняется устно) 1) Лесть, ложь, предательство - самые отвратительные пороки. Лесть, ложь, предательство - все самые отвратительные пороки были в этом человеке. 2) Иванов, Николаев и Смирнов - отличники нашего класса. На смотр поехали Иванов, Николаев и Смирнов - все отличники нашего класса. 3) Береза, рябина, клен, черемуха - лиственные деревья. Береза, рябина, клен, черемуха - все эти лиственные деревья высажены возле наших домов. Объяснительный диктант. Прием «Рюкзак» Вставьте обобщающее слово к однородным членам. Деревья, травы и земля внезапно побагровели. Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят единственного друга. Опустите обобщающие слова при однородных членах. И вода, и берег и тучи - все сливалось непроницаемый мрак. Черкес на корни вековые, на ветки вешает кругом свои доспехи боевые: щит, бурку, панцирь и шелом, колчан и лук. Распространите предложения однородными членами. На столе лежали разные вещи….. ……. разные цветы росли в саду. Всюду ……….гремела музыка и слышался смех Комментированное письмо. [Θ, как-то: Ο, Ο, Ο] Пшеница, овес, подсолнух, кукуруза, картофель — словом, всё уже созрело. [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο — словом, Θ] Контрольный срез Ему /Чичикову/ подавались разные обычные в трактирах блюда, как-то: щи со слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый... Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени. Некоторые грибы очень ядовиты, например: бледная поганка, сатанинский гриб, мухомор. Для выработки навыков грамотного письма требуются три условия, а именно: знание правил, внимание, умение пользоваться справочником. Сеть магазинов, прачечных, культурно-бытовых учреждений — словом, всё необходимое предусмотрено для жителей каждого микрорайона города-спутника. На собрание явились все, а именно: преподаватели, студенты и сотрудники института. В вестибюле, в коридоре, в кабинетах — словом, всюду толпились люди | Работа в группе. Учащиеся объясняют постановку знаков препинания графически, делают вывод о постановке тире при наличии обобщающего слова при ОЧП и составного именного сказуемого с нулевой связкой. Работа в группе. Прием «Две звезды и пожелание» Комментируют написанное, объясняют постановку знаков препинания, графически оформляют предложение Индивидуальная работа. Пишут срез, расставляя знаки препинания, графически оформляют предложение. Прием «Райтинг» Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. |