Предлоги
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит - «по»?
Что значит - «за»?
И «за» и «по» - предлоги…»
А хорошо бы - ЗА порог
И мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
(А Шибаев)
А может и не надо учить предлоги? Может обойдёмся без них? И что такое предлоги?
Конечно, имена существительные, числительные и местоимения – вполне самостоятельные части речи. Однако даже они без предлога далеко «не уедут».
Как без них обозначить отношение места (уехать в горы, идти со школы), совместимости (делить с братом), приблизительной меры (пройти с километр), цели (израсходовать на починку), причину (пропустить из-за болезни) и другие сложные отношения? Даже именам нужны помощники.
По происхождению предлог – это калька с греческого и обозначает буквально «перед словом». Всего насчитывается около двухсот предлогов. Они занимают четвёртое место по частоте употребления.
Знакомство с предлогами происходит уже в раннем детстве. Важно научить детей понимать, для чего они нужны, а также научить правильно пользоваться ими. Для этого можно использовать игры, карточки с картинками, которые демонстрируют предлоги и ситуации.
В школьном возрасте дети знакомятся с предлогами, как частью речи и могут выполнять гораздо более сложные упражнения.
Упражнения
-
Вставьте подходящие по смыслу предлоги.
Лето - время лесных малышей. …гнезд вылетают птенцы. …зверей растет смена. Медвежата послушно следуют …матерью. Лисята играют …норы. Бельчонок совершает …сосны свой первый прыжок. …сумерках выходят …охоту ежата.
-
Дополните предложения.
Ребята пошли в …. Маша любит бывать в … Коля пришел из … . Деревья сажали за …. . Каток залили перед … . Он сидел у … . Поезд отошел от … . Дети гуляли около … .
-
Учащимся показываем следующие картинки:
Задание: составить фразы с использованием предлогов.
Например: ручка в пенале, лететь на луну и т.д.
-
В словосочетания вставить подходящие предлоги (предлоги напечатаны на карточках):
Спать … кровати, прятаться … под одеялом, лететь …домом, уйти …врага, достать … лавки, приехать … город, подойти … дому, сбиться … пути, сидеть … партой, вышел … леса, перешёл … реку, лежать … пруда.
ЗА | ПОД |
ЧЕРЕЗ | НАД |
ОКОЛО | ИЗ |
ОТ | К |
ИЗ-ПОД | НА |
В | С |
-
Показваем картинки учащимся, а им надо назвать только предлог, который они буду использовать.
-
Весёлое упражнение – это составление или переделка небылиц.
У куста летает пташка. На кусте растёт ромашка. У реки сидит букашка. На мосту висит рубашка. | Под мостом висит рубашка, На мосту растёт ромашка. За кустом сидит букашка, Над кустом летает пташка. |
-
Задание для самых умных. Шарады.
Первый - предлог, за ним – другой.
Вот первый слог перед тобой…
Второй же очень нужен мне:
Он над диваном на стене
Не для одной красы висит –
В нем лампа яркая горит.
Сложить два слога можно,
Но … будьте осторожны.
(К - о – бра)
Первый слог мой – предлог,
Второй достоин порицанья,
А вместе все –
Животного названье. (О – лень)