СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»

Цель:  - формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия”;

- развитие логического мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.

Задачи:

Образовательные.

  • Продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия” и показать особенности чеховского стиля 8 класс; Совершенствовать умение анализировать художественный текст.

 Коррекционные

  • Развивать речи через умение задавать вопросы и отвечать на них.
  • Продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость.
  • Развитие творческих способностей, умения находить материал по теме в Интернете.

Воспитательные

  • Создание мотивационной среды для самостоятельной деятельности обучающихся через постановку проблемы.
  • Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.

Просмотр содержимого документа
«А.П. Чехов «Лошадиная фамилия»»

Конспект  урока  чтения в 8 классе

Цель:  - формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия”;

- развитие логического мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.

Задачи:

Образовательные.

  • Продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия” и показать особенности чеховского стиля 8 класс; Совершенствовать умение анализировать художественный текст.

Коррекционные

  • Развивать речи через умение задавать вопросы и отвечать на них.

  • Продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость.

  • Развитие творческих способностей, умения находить материал по теме в Интернете.

Воспитательные

  • Создание мотивационной среды для самостоятельной деятельности обучающихся через постановку проблемы.

  • Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.

Ход урока

  1. Организационный момент.  Приветствие обучающихся. (слайд 1)


- Ребята, я очень рад, что у вас сегодня у всех хорошее настроение. Сейчас, мы с вами поиграем игру «Назови букву». (Слайд 1)

  • первая буква в названии третьего дня недели. (с)

  • первая буква в названии третьего месяца года (м)

  • вторая буква в фамилии поэта, который написал «Бородино» (е)

  • третья буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (х)

  • первая буква в отчестве Михаила Лермонтова (ю)

  • первая буква в названии города, в котором Чехов окончил университет (М)

  • четвёртая буква в фамилии автора, чью биографию мы изучали на прошлом уроке (о)

  • вторая буква в названии профессии, которую получил Чехов, окончив университет (р)

- Молодцы! Какие слова у нас получились? (смех, юмор) Значение слова «юмор» нам предстоит выяснить сегодня.

(слайд 2) И, как известно, юмор и смех неразрывно связаны между собой, поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку чтения я выбрала слова В.Гюго «Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица».

-Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.

  1. Актуализация знаний обучающихся.

- А сейчас вспомним прочитанные произведения. Скажите, из каких рассказов взяты следующие строки (На слайдах ученики читают строчки из произведений Чехова и вспоминают названия рассказов).

(Слайд 3) «Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником» («Хамелеон»)

(Слайд 4) «Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперёд по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она оглядывалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчёт, как могло случиться, что она заблудилась» («Каштанка»)

(Слайд 5) «Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался» («Ванька»)

- Скажите, что объединяет все эти рассказы? (Их написал А.П.Чехов) (слайд 6)

3.      Изучение нового материала.

- Л.Н. Толстой говорил так «Читая Чехова, я смеюсь, радуюсь, восхищаюсь… Вот определение таланта». Как вы думаете, почему «смеюсь»? (ответы обучающихся). Действительно, многие рассказы - это россыпь юмора, ума, доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу? Некоторые секреты сегодня мы попробуем узнать.

- Итак, тему сегодняшнего урока вы видите на экране. (слайд 7)

Чтение рассказа «Лошадиная фамилия»

- Ребята, понравился вам рассказ? Почему этот рассказ называют смешным?

5. Физкультминутка

- А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста! (слайд 9) На экране вы видите шесть упражнений, размещённых в таблице, и фигурку шагающей девочки. Эта девочка будет перемещаться по полю, ваша задача – выполнять то упражнение, на поле которого находится девочка. Эту физкультминутку мы делаем до тех пор, пока фигурка девочки не вернётся на прежнее место.


Прыжки на

двух ногах

Ходьба на месте


Потягивания

Наклоны туловища


Приседания

Выпады на правую, левую ноги

6. Анализ произведения. (слайд 10)

- Ребята, скажите, какие моменты вам оказались смешными? (Ответы детей)

Давайте теперь посмотрим, какие же секреты юмористического жанра использовал А.П. Чехов.

  • Яркие названия рассказов («Лошадиная фамилия»)

  • Говорящие фамилии (Хохотов)

  • Смешные названия станций, деревень (Девкино)

  • Мало действующих лиц (Клим и Землемер)

  • Курьёзные действия (трусливый землемер испугал «до смерти» здоровенного извозчика)

  • Речь персонажей индивидуальна

- Объясните выбор названия для своего рассказа А.П.Чеховым?

- Как вы думаете, что автор высмеивает в своих рассказах? (Суеверие, необразованность, темноту)

- Каков юмор автора: злой, снисходительный, добродушный? (Добродушный)

- Рассказы Чехова достаточно легко инсценировать. Как вы думаете, почему? (много диалогов, мало описания)

7. Работа с текстом учебника. Первичное закрепление изученного материала (слайд 11)

- Сейчас вам предстоит выбрать себе задание для самостоятельной работы. Вам нужно выбрать на слайде ленточку красного и синего цвета. Напоминаю вам, что красный цвет означает задание повышенной сложности, синий – упрощённый вариант задания, а жёлтый – задание творческого характера. Выполняя задание, вам нужно будет пользоваться текстом учебника. I вариант (красный) – ответить на вопросы теста II вариант (синий) – выбрать предложения из текста, соответствующие иллюстрациям.

8. Подведение итогов урока.

-Подведем итог: какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах. (Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями; сюжетом, который строится на необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; речью героев)

- Какие приёмы юмористического жанра они использовали?

- По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя. Его короткие рассказы очень емкие по содержанию, многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству, учат уважать человека – в себе и в других.

9. Заключительное слово учителя

- Спасибо вам, ребята. Мы сегодня с вами много смеялись. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу. Смею надеяться, что мы с вами сегодня стали чуть-чуть добрее. (слайд 13)


Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали вы славно.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!