СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. П. Чехов "Толстый и тонкий"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«“ப 2»

Технологическая карта урока литературы

  1. Каримова Эльвира Равильевна

  2. Класс: 6

  3. Тема урока: А. П. Чехов «Толстый и тонкий»

  4. Тип урока: урок усвоения новых знаний

  5. Место данного урока в содержании курса: из русской литературы XIX в.

  6. Учебник: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / авт. – сост. Г. С. Меркин. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 302 с. – (ФГОС. Инновационная школа).

  7. Ресурсы: учебная хрестоматия, мультимедийная презентация

  8. Методы: метод работы с учебником, фронтальный опрос

Цель: выявить основную идею рассказа «Толстый и тонкий», через литературоведческий анализ текста

Задачи:

  1. Образовательные: сформировать способности литературоведческого анализа прозаического текста; дать понятие о роли художественной детали в тексте;

  2. Развивающие: развивать способности к творческой деятельности учащихся, речевые навыки; навыки выступления перед аудиторией;

  3. Воспитательные: способствовать воспитанию дружеских отношений, чувства собственного достоинства; способности контролировать ситуацию через анализ рассказа.



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания, т.е. Учащиеся показывают инсценировку одного из изученных рассказов А. П. Чехова.

Закрепление изученного на прошлых уроках. Развитие речевых и коммуникативных умений.



Мотивация познавательной деятельности.

Метод: рассказ учителя, беседа.

Форма работы: фронтальная. Обсуждение, формулирование ответа.

- Добрый день, ребята! Рада вас всех видеть! Надеюсь наш урок будет заряжен хорошим рабочим настроением!

 - «На вокзале встретились два старых знакомых, поговорили несколько минут и разошлись» - кто догадался, историю о ком или о чем я сейчас рассказала?

- Правильно! Большинство ранних чеховских рассказов занимают две, три, а то и одну страницу. Критики говорили, что в них нет содержания. Однако под содержанием подразумевался не смысл, а действие, движение жизни. Оно, в самом деле, сведено к минимуму, как в рассказе «Толстый и тонкий». Ведь, действительно, Подобные обыденности происходят ежесекундно. Основной акцент Чехов делал не на действии, а на характере персонажа, что ярко проявляется в данной конкретной ситуации. Автор краток в описательных характеристиках, он полностью упраздняет рассуждения и выводы. «Чем теснее, компактнее, тем выразительнее, – говорил Антон Павлович, – частностями нужно жертвовать ради целого». Именно поэтому первостепенное значение в прозе Чехова имеет художественная деталь.

- Как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем говорить о рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Наша цель – рассмотреть рассказ, выяснить роль художественной детали в рассказе, основную идею рассказа.

- На дом я вам дала задание по группам. Сейчас мы будем работать с текстом, анализировать его и по ходу проверять ДЗ.

Умение правильно, логично и четко формулировать ответы на поставленные вопросы.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору.

Организация познавательной деятельности.

Метод: исследование, беседа.

Форма работы: групповая, фронтальная

Исследовательская работа с текстом в группах и представление результатов.

ГРУППА № 1. Литературоведы.

Выяснить, что такое художественная деталь, антитеза, олицетворение. Найти примеры в тексте.

Деталь: 1. Чехов не дает портретных характеристик своих героев. Он лишь отмечает, что толстый только что пообедал, что его губы лоснились, подобно спелым вишням, и пахло от него хересом и флердоранжем (аромат апельсиновых лепестков). Тонкий вышел из поезда, он нагружен багажом, его костюм пропах ветчиной и дешевым кофе.

Вывод: толстый, вероятно, человек не бедствующий, тонкий, скорее всего, вынужден считать деньги. Он даже не может нанять носильщика, поэтому тащит багаж сам.

2. На лице тонкого появляется широчайшая улыбка, а сам он сжимается и будто сужается вместе со своими многочисленными картонками и тюками. Длинный подбородок жены вытягивается, сын Нафанаил поспешно застегивает пуговки на гимназическом мундире, шаркает ножкой и от волнения роняет фуражку.

Вывод: Меняется не только отношение тонкого к толстому, но и речь. Сначала герои используют разговорную лексику: «Голубчик мой», «Милый мой», «Батюшки», «душонок». Когда же Порфирий узнает должность своего друга, то переходит на официальное и почтительное обращение: «ваше превосходительство», «вы-с», «приятно-с».

Антитеза: один из героев толстый, другой тонкий. Их имена не столь важны, хотя и упоминаются в рассказе: толстого зовут Мишей (просто, без вычурностей), тонкого – Порфирий, а жена у него ни в коем случае не Маша, а Луиза Ванценбах. От Толстого пахнет «хересом и флер-д’оранжем», в то время как от Тонкого – «ветчиной и кофейной гущей». Когда Толстый восторгается, Тонкий бледнеет. Михаил обращается к другу «на ты», а Порфирий, узнав чин, начинает обращаться к нему «на вы». 

Вывод: А. П. Чехов прибегает к антитезе, чтобы подчеркнуть различные характеры персонажей.

Олицетворение: «Его чемоданы, узлы и картонки съежились и поморщились…».

Вывод: А. П. Чехов использует олицетворение, чтобы еще сильнее подчеркнуть изменение в поведении тонкого, после того, как он узнал о должности своего друга.

ГРУППА № 2. Историки.

Изучить, где находится Николаевская железная дорога; за что дают орден Святого Станислава; кто такой тайный советник и столоночальник.

Что дают понять эти конкретные исторические детали?

Вывод: А.П.Чехов включая в текст эти детали, дает читателю возможность более четко представить картину, где разворачивается действие, кем являются главные герои, чем они занимаются.

ГРУППА № 3. Языковеды.

Найти в рассказе незнакомые, непонятные слова, найти их значение.

Умение работать с текстом, самостоятельно проводить исследовательскую деятельность; формулировать свои мысли и оформлять их на письме; доказывать свою позицию.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Смысловое чтение. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Применение полученных знаний и умений на практике.

Метод: беседа.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Аналитическая беседа:

- Что вы можете сказать о характере персонажей?

1.Кто первым бросается к другу? Как его называет?

2. Как тонкий называет толстого? Что вспоминает о детских годах?

3. Оцените их внутренние состояние. Найдите ключевую фразу, передающую это состояние.

4. Что мы узнаем из монолога тонкого? Оцените его монолог глаголами-характеристиками.

5. Каковы особенности речи героев? (Как говорит тонкий и как задает вопросы толстый?)

6. Думают ли они о том, какое положение в обществе занимают, равны ли они?

7. Какова причина перемены отношений? Толстый унижает тонкого?

8. Опишите изменения в поведении, внешности и речи тонкого? Какими средствами передает автор эти изменения?

9. Какие “вещные” детали, подчёркивают внутреннее состояние тонкого? Что же в тонком порождает страх?

10. Как ведет себя толстый? Найдите ключевое слово, которым толстый пытается остановить тонкого?

11. Теперь перед нами друзья детства или чиновники?

12. Как простились друзья детства? Найдите ключевую фразу, довершающую превращение тонкого?

13. А теперь прочитайте последнюю фразу рассказа. “Все трое” - это кто? Какой пример подает отец сыну? Каким он вырастет?

14. Какие качества высмеивает Чехов в тонком? (трусость, лицемерие, чинопочитание, холопство, самоуничижение, подхалимство, заискивание, подобострастие, угодливость)

- А теперь давайте подведем итог. Такие люди, как толстый, - это кто? Такие, как тонкий, – это кто?

15 Почему Чехов дал рассказу именно такое название?

20. К чему же призывает Чехов со страниц рассказа? Каким нужно быть? (Надо всегда оставаться достойным человеком, с честью себя вести на любой должности, нельзя быть “тонким”). 

21. Как вы думаете, какие человеческие пороки обличает автор? (чинопочитание, унижение перед выше стоящим на социальной лестнице лицом, лицемерие)

Умение четко, ясно, логично и правильно отвечать на поставленные вопросы, подтверждая свои ответы примера из текста, доказывая свою точку зрения.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.

Подведение итогов урока

Вывод урока.

В рассказе «Толстый и Тонкий» суть проста: надо уметь разграничивать личные и рабочие связи, не ущемляя ни одну из этих сфер жизни. Даже если карьера не задалась, и нужен блат, не стоит продавать свое личное пространство, свое достоинство. Продав их один раз, человек навсегда лишается чести и становится пресмыкающимся. Его жизнь перестает иметь значимость для него самого, ее цена ниже цены денег, и другие люди это чувствуют, поэтому их отношение меняется в худшую сторону. Например, сначала Толстый был искренне рад встретить друга,  но потом его вывернуло наизнанку от отвратного зрелища раболепства. Если сперва он и сам подумывал помочь товарищу, то в финале он готов бежать от него со всех ног, так как на него накатывает презрение.

Рефлексия (слайд).

Оценивание:

Критерии оценки работы в группе: качество отобранного материала; степень участия в работе группы; качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.). Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.)

Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Смешной случай из моей жизни».

Умение оценивать себя, проделанную работу на уроке.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Самооценка, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.



Просмотр содержимого презентации
«à¥§¥­â æ¨ï1»

Антон Павлович Чехов  «Толстый и тонкий»

Антон Павлович Чехов «Толстый и тонкий»

Художественная деталь  (фр. detail — часть, подробность) — значимый, выделенный элемент  художественного  образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
  • Художественная деталь  (фр. detail — часть, подробность) — значимый, выделенный элемент  художественного  образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
Антите́за  (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом
  • Антите́за  (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом
Олицетворение – один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.
  • Олицетворение – один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.
Никола́евская желе́зная доро́га  (до 1855 года —  Петербурго-Московская , с 1923 года переименована в  Октябрьскую ) — третья железная дорога по счёту в Российской империи, построена в середине XIX века для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. Движение открыто в 1851 году.
  • Никола́евская желе́зная доро́га  (до 1855 года —  Петербурго-Московская , с 1923 года переименована в  Октябрьскую ) — третья железная дорога по счёту в Российской империи, построена в середине XIX века для обеспечения железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. Движение открыто в 1851 году.
Императорский и Царский Орден Святого Станислава  — орден Российской империи с 1831 до 1917 года. Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников.
  • Императорский и Царский Орден Святого Станислава  — орден Российской империи с 1831 до 1917 года. Самый младший по старшинству в иерархии государственных наград, главным образом для отличия чиновников.
Столонача́льник  (дословно чиновник стола) — в 1811—1917 должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол — низшую структурную часть центральных и местных государственных учреждений. Они были чиновниками VII класса. Официальное обращение: «Ваше высокоблагородие»
  • Столонача́льник  (дословно чиновник стола) — в 1811—1917 должностное лицо, возглавлявшее так называемый стол — низшую структурную часть центральных и местных государственных учреждений. Они были чиновниками VII класса. Официальное обращение: «Ваше высокоблагородие»
Тайный советник  — должность (чин) в Русском царстве и Российской империи, с 24 января (4 февраля) 1722 года — гражданский чин 4-го класса в Табели о рангах (в 1724 году был перемещён в 3-й класс табели). Соответствовал чинам генерал-лейтенанта в армии и вице-адмирала во флоте. Лица, удостоенные этого чина, занимали высшие государственные должности, например министр или товарищ министра, руководитель крупного департамента, сенатор, академики Императорской Академии наук; изредка в 3-м классе были и некоторые губернаторы, долго управляющие вверенной губернией и произведённые в тайные советники в знак признания особых заслуг и перед переводом с повышением в столицу.
  • Тайный советник  — должность (чин) в Русском царстве и Российской империи, с 24 января (4 февраля) 1722 года — гражданский чин 4-го класса в Табели о рангах (в 1724 году был перемещён в 3-й класс табели). Соответствовал чинам генерал-лейтенанта в армии и вице-адмирала во флоте.
  • Лица, удостоенные этого чина, занимали высшие государственные должности, например министр или товарищ министра, руководитель крупного департамента, сенатор, академики Императорской Академии наук; изредка в 3-м классе были и некоторые губернаторы, долго управляющие вверенной губернией и произведённые в тайные советники в знак признания особых заслуг и перед переводом с повышением в столицу.
Прочитав рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий я понял, что… Этот урок помог мне разобраться в том, что… Я знаю, что… На уроке я работал…
  • Прочитав рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий я понял, что…
  • Этот урок помог мне разобраться в том, что…
  • Я знаю, что…
  • На уроке я работал…