Педсовет
«Адаптация пятиклассников
к новым условиям обучения»
Цель: создать условия для успешной адаптации обучающихся 5-х классов
Задачи :
1. определить степень адаптации обучающихся в 5 классе к обучению в школе основной ступени;
2. изучить уровень их подготовки обучающихся;
3. проследить и проанализировать результативность обучения.
4. выявить актуальные проблемы каждого ученика и класса в целом. 5. согласовать действия учителей-предметников, классных руководителей в поиске и осуществлении конкретных шагов в решении назревших проблем
Это странное слово «АДАПТАЦИЯ»
Адаптация – приспособление к окружающим условиям.
Адаптация
физиологическую
психологическую
социальную
Много учителей
Новые виды домашних заданий
Увеличения числа предметов
Кабинетная система
Изменения в школьной жизни пятиклассника
Сравнительная таблица
1
4 класс
5 класс
9
2
предметов
12
22
3
4
предметов,
часа
27+3
4
1 - 2
часов
11
учителя
3 факультатива
учителей
часа
2 - 4
часа
Родители отвечают на вопросы предыдущего слайда и заполняется сравнительная таблица.
Изменения в 5 классе
Смена позиции:
«старший» в начальной школе
«самый маленький» в основной школе
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.
Признаки дезадаптации:
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелания выполнять домашние задания.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Возможные реакции:
- Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
- Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
- Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
- Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
- Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.
Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:
Слова поддержки:
Слова разочарования:
- Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
- Ты делаешь это очень хорошо.
- Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Эта идея никогда не сможет быть реализована.
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Качество знаний 5-х классов
Класс
Русский язык
ВПР
5 «А»
Итоги
5 «Б»
64%
1 чет
года
Математика
72%
5 «В»
56%
ВПР
53%
73%
74%
Итоги
1 чет
63%
88%
На «4», «5»
64%
года
70%
4 кл
76%
69%
5 кл
80%
62%
60%
С одной «3»
92%
67
4 кл
5
88%
9
Сиринова Н, Фроленкова - матем
12
5 кл
10
14
0
15
-
-
-
Малыгин Дмитрий, Малых Полина – англ.яз
Возникающие проблемы:
- очень много разных учителей;
- непривычное расписание;
- новый классный руководитель;
- возросший темп работы;
- возросший объем работ в классе и д/з;
- необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
«Какие проблемы возникли у ваших детей с переходом в 5 класс?» -вопрос родителям. Список дополняется ответами на этот вопрос учителями и детьми.
Решение педсовета
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника:
- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
- правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
3.Урок заканчивать со звонком.
4.Домашнее задание не оставлять на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.
5.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.
6.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
7.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. 8.Задача учителя - знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
9.Не забывать: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
10.Не использовать дневник для записи дисциплинарных замечаний. Необходимо найти индивидуальные формы работы с ребенком и семьей, контролировать своевременность записей в дневнике.
11.Ежедневно в конце учебного дня проверять наличие задания на следующий день.
12.Ввести правило среди учащихся помогать больным одноклассникам: передавать им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.