СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация 5-классников в основной школе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для учителей-предметников по работе в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Адаптация 5-классников в основной школе»

МОУ «ШКОЛА № 106 ГОРОДА ДОНЕЦКА» Адаптация 5-классников в основной школе Педагог психолог Кравченко Наталья Валериевна

МОУ «ШКОЛА № 106 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Адаптация 5-классников в основной школе

Педагог психолог

Кравченко Наталья Валериевна

 Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе : Резкое изменение условий обучения; Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями; Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.  Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.

В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был

характерен для начала обучения в первом классе :

  • Резкое изменение условий обучения;
  • Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями;
  • Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.

Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе: они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам. И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями: опоздания на урок, забывания какой-нибудь учебной принадлежности, не сделанное задание.  Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:

  • они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет,
  • готовиться к урокам.

И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:

  • опоздания на урок,
  • забывания какой-нибудь учебной принадлежности,
  • не сделанное задание.

Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей  не готовы к подобной самостоятельности –  совмещать учебные и организационные стороны  школьной жизни : Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь . Всё это, естественно, ведёт к снижению успеваемости !  они испытывают растерянность, всё время всё путают и забывают, не могут сосредоточиться на учёбе.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни :

  • Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь .

Всё это, естественно,

ведёт к

снижению успеваемости !

  • они испытывают растерянность,
  • всё время всё путают и забывают,
  • не могут сосредоточиться на учёбе.
Существенные психологические изменения 5-го класса: Занятия проходят в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов. И самое главное — каждый предмет ведёт новый учитель .

Существенные психологические изменения 5-го класса:

  • Занятия проходят в разных кабинетах.
  • В расписании появились названия незнакомых предметов.
  • И самое главное — каждый предмет ведёт новый учитель .
ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ— Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности  .

ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ—

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности .

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала :  Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником

Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала :

Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ  ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА: Физиологические изменения.  Неуверенность в себе. Отсутствие способностей. Личные проблемы. происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.  Отсутствие интереса .

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА:

  • Физиологические изменения.
  • Неуверенность в себе.
  • Отсутствие способностей.
  • Личные проблемы.

происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур,

  • возникают новые образования,
  • закладываются основы сознательного поведения,
  • вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
  • Отсутствие интереса .
Методики для диагностики  адаптации в пятом классе: 1. Изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. 2. Анкета для родителей пятиклассника. 3. Методика диагностики школьной тревожности.

Методики для диагностики адаптации в пятом классе:

  • 1. Изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.
  • 2. Анкета для родителей пятиклассника.
  • 3. Методика диагностики школьной тревожности.

Чем можно помочь ?

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.  
 Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру в себя Слова поддержки: Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо. Ты делаешь это очень хорошо. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать? Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.     Слова разочарования:     Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо     лучше.     Эта идея никогда не сможет быть реализована.     Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Поддерживать     можно посредством:     отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).     высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).     прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).     совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).     выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру в себя

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Поддерживать можно посредством:

отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).

высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).

прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).

совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).

выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.  А. Дистервег

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. А. Дистервег

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс