МОУ «ШКОЛА № 106 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Адаптация 5-классников в основной школе
Педагог психолог
Кравченко Наталья Валериевна
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был
характерен для начала обучения в первом классе :
- Резкое изменение условий обучения;
- Разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями;
- Смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.
Всё это является довольно серьёзным испытанием для психики школьника.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе:
- они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет,
- готовиться к урокам.
И очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями:
- опоздания на урок,
- забывания какой-нибудь учебной принадлежности,
- не сделанное задание.
Всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности – совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни :
- Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь .
Всё это, естественно,
ведёт к
снижению успеваемости !
- они испытывают растерянность,
- всё время всё путают и забывают,
- не могут сосредоточиться на учёбе.
Существенные психологические изменения 5-го класса:
- Занятия проходят в разных кабинетах.
- В расписании появились названия незнакомых предметов.
- И самое главное — каждый предмет ведёт новый учитель .
ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ—
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности .
Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала :
Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ИМЕННО ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКА:
- Физиологические изменения.
- Неуверенность в себе.
- Отсутствие способностей.
происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур,
- возникают новые образования,
- закладываются основы сознательного поведения,
- вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Методики для диагностики адаптации в пятом классе:
- 1. Изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.
- 2. Анкета для родителей пятиклассника.
- 3. Методика диагностики школьной тревожности.
Чем можно помочь ?
- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
- Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
- Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
- Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
- Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
- Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру в себя
Слова поддержки:
Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
Слова разочарования:
Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Поддерживать можно посредством:
отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).
прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).
выражение лица (улыбка, кивок, смех).
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. А. Дистервег
Спасибо за внимание!