СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация пятиклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новым кабинетом, в котором детям предстоит учиться. В течение первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, есть ли какие-либо трудности. Беседовала с учителями предметниками  об успеваемости, проблемах. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация пятиклассников»

МАОУ Сладковская средняя общеобразовательная школа













Выступление на педсовет:


«Адаптация пятиклассников. Сравнительная характеристика 5 «Б» класса»
















Автор:

классный руководитель 5 «Б» класса,

учитель математики Федосеенко Наталья Георгиевна







Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период. От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Задача классного руководителя — разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь может он оказать.

Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие:

1. Успешное усвоение программного материала.
2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3.  Более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:

  1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

  2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

  3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.


Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем:

  1. Изучение классного коллектива.

  2. Знакомство с родительским коллективом.

  3. Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

  4. Организация внеклассной работы в классном коллективе.

  5. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.


  1. Изучение классного коллектива.


Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

  1. Разговор с учителем начальных классов Мухиной Валентиной Николаевной о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми обучающимися.

2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.


Проведены классные часы и беседы:

    • «Сибирь – моя Родина» + Знакомство с детьми.

    • «Волонтёры - добровольцы»

    • «Каким я вижу этот учебный год» (запись в кружки, узнаём интересы)

    • «Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, в гардеробе»

    • «Домашние задания: как организовать свою работу дома»

    • «Я иду в 5 класс…» (Анкетирование на тему: адаптация пятиклассников) (18 октября 2018 г. приложение 1)

    • «Чтобы радость дарить, надо добрым и вежливым быть» (классный час)

    • Беседа «Семейные традиции в жизни ребенка»

    • Классный час по ПДД и ППБ

    • «Интернет - безопасность»

    • «Правила поведения обучающихся во время осенних каникул»

    • «Осенние итоги…» 26 октября 2018 г. (анализ успеваемости, сложностей в обучении)


  1. Знакомство с родительским коллективом.

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

  1. Проведено анкетирование родителей в конце первой четверти

  2. Проведено организационное мини родительское собрание «Как помочь детям начать учебный год?» 1 сентября 2018 года и родительское собрание на тему: «Адаптация пятиклассников» (19 октября 2018 г.)

  3. На собрании обсуждались следующие вопросы:

  • Знакомство с родителями

  • Адаптация пятиклассников к новым образовательным и воспитательным условиям (анкеты детей).

  • Выбор родительского комитета класса.

  • Планирование воспитательной работы на учебный год.

  • Текущая успеваемость учащихся за I четверть. Раздала мини ведомости текущих оценок. Обратила особое внимание на проблемы по предметам и замечания учителей.

  • Организационные вопросы (состояние учебников, плата за питание, охват дополнительным образованием, внеурочная деятельность)


  1. Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения обучающихся класса (______________________________________________.)


  1. Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации.

В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новым кабинетом, в котором детям предстоит учиться. В течение первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, есть ли какие-либо трудности. Беседовала с учителями предметниками об успеваемости, проблемах. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью. Но, к сожалению, по некоторым предметам практически до последней недели по электронному журналу был средний бал, показывающий одну успеваемость, а в течение последней недели, когда учителя стали проводить итоговые контрольные работы, различные срезы, результаты резко ухудшились. И, так как педагоги должны учитывать результаты контрольных работ при выставлении четвертных оценок, результаты качества знаний понизились. Почему дети почти всегда показывают результаты письменных контролирующих работ хуже и с чем это связано, думаю над этим надо поработать всему педагогическому коллективу.

Особенности класса: Активный, дружный, творческий, с хорошей подготовкой из начальной школы. Добродушные, приветливые и ответственные дети. Легко вовлекаются во все виды деятельности. Дети готовятся к занятиям, с интересом относятся к предметам. На уроках работа с этим классом проходит продуктивно, подготовка домашних заданий на высоком уровне. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведением некоторых учеников. Но, была проведена профилактическая работа (беседы с учениками и их родителями, пересадка мест) и, думаю, что таких проблем не осталось. Уроки всегда проходят динамично, дети внимательно слушают, задают вопросы, что выявляет их заинтересованность к изучаемому материалу. Вопросы творческого характера, направленные на углубление знаний. Микроклимат в классе положительный, что создаёт хороший эмоциональный тон урока.

  1. Организация внеклассной работы в классном коллективе.

1. Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность очень активна. Однако, есть трудности в реализации посещения кружков и мероприятий, так как 8 учеников данного класса находятся на подвозе.


  1. Активное участие классного коллектива в школьной жизни

За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики класса активно участвовали в школьных мероприятиях, проявив себя и свои знания.

    1. Конкурс поделок из природного материала. Призовое место среди 9 классов среднего звена в общешкольном мероприятии «Осенний балл»

    2. Создание поздравительных открыток для своих бабушек и дедушек ко дню пожилого человека.

    3. Подготовка 2 номеров ко дню учителя.

    4. Общероссийские предметные олимпиады.

    5. Праздник Первого звонка

    6. Слет РДШ



Сравнительная характеристика успеваемости и качества знаний в конце 4 и в начале года 5 класса


Класс

Отличники

Хорошисты

Успевающие

Успеваемость и качество знаний

4 класс (27 обучающихся)




Успеваемость

100 %

Качество знаний 59 %


5 класс (27 обучающихся)




Успеваемость

100 %

Качество знаний 59 %



Класс

«5»

«4»

«3»

Качество знаний

Русский язык

4

6

12

7

72

1 четверть 5кл

4 (Юля, Алина)


12 (Максим, Таня)

9

64

Литература

4

12

8

5

80

5

9 (Альбина, Николь, Настя)


13 (Сережа-, Андрей, Витя, Саша+)

3

88

Математика

4

11

8

6

76

5

8 (Николь, Юля Влад)


14 (Алина Б, Андрей, Витя, Ангелина +)

3 (Коля)

88

Английский язык, немецкий язык

4

8

8

8

58+75

5 (английский)

6 (Николь-, Кристина -)

8 (Максим-)

9

58+64

5 (немецкий)

6

14

4

91+75

Окружающий мир (биология, география)

4

11

10

4

84

5 (география)

6 (Николь,Юля, София, Настя)

15 (Витя +)

3

87,5

5 (биология)

7 (Николь,Юля, София,Алина М

17 (Витя ?)

-

100

История, общствознание

5 история

5

15

5

80

5 обществознание

7


15

3

88

Изобразительное искусство

4

19

6

-

100

5

22

2

-

100

Физическая культура

4

22

2

-

100

5

17 (Никита, Альбина,Настя, Андрей, Катя)

6

1 (Максим)

96

Технология

4

22

3

-

100%

5

25

-

-

100%

Музыка

4

22

3

-

100

5

17

7

-

100

Было проведено исследование, оценивающее уровень

мотивации и адаптации обучающихся


1. Утром я просыпаюсь с мыслью: « Ура! Сегодня будет ....» музыка – 24 Литература - 17 физ-ра – 24 Биология - 21

Математика -17

Технология -24

ИЗО – 24


2. Я прихожу в школу для того, чтобы...

узнать что-то новое, интересное –20

не огорчать родителей – 4


3. Домашнее задание я делаю так

обращаюсь за помощью к взрослым – 5

совершенно самостоятельно – 12

под контролем родителей – 7


4. Каждый день мне хочется заниматься такими интересными предметами как

математика- 17 Тхнология - 24

физкультура- 23 ИЗО - 24

литература – 17 Музыка - 24

история – 13 Английский - 11

биология – 21 Немецкий - 9


5. Я с удовольствием встречаюсь с такими учителями как

В основном писали, что со всеми с удовольствием встречаются. Но, были и такие записи:

Валентина Николаевна

Любовь Николаевна

Наталья Георгиевна

Юрий Викторович, Михаил Михайлович,

Елена Николаевна, Наталья Валерьевна,

Елена Борисовна и другие.


6. Для того чтобы хорошо учиться, нужно

Писали: «Работать на уроке, выполнять домашнее задание, слушать учителя и, если что-то непонятно, то узнавать и дорабатывать по этим предметам всё то, что не понял».


7. По какому предмету ты испытываешь наибольшие трудности?

английский язык – 4

математика – 3

русский язык – 4

география - 13

история - 2

физ-ра - 1

немецкий язык – 6



8. Какие трудности ты испытываешь сегодня в учебе

испытываю большие трудности в пересказе параграфа – 6

вопросы учителя слишком трудные – 5

не успеваю запомнить новый материал, сразу после объяснения учитель спрашивает - 6

у меня нет трудностей в учёбе – 7


9. Я не могу учиться лучше, так как...

Я учусь в меру своих сил - 18

мне трудно усвоить учебный материал – 6


10. Много учителей – это хорошо или плохо?

Нормально -19 (можно многому научиться, потому что все учителя разные)

Плохо - 5 


11. Легче или труднее тебе учиться в 5 классе, чем в 4? Почему?

Легче- 6 (потому что появился интерес к новым предметам и стараюсь узнать больше; получил оценку по математике выше, чем в 4 классе; много предметов и учителей)

Труднее – 18 (разные учителя, много новых предметов; много домашнего задания, много нового материала; сложный материал)

Эти ответы учеников говорят о том, какие они все разные наши пятиклассники. Каждый из них требует особого внимания, подхода. Я думаю, что совместными усилиями учителей и родителей мы будем делать всё, чтобы дети чувствовали себя комфортно в школе.

Таким образом, исходя из наблюдения за учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.

Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются: математика, физ-ра, музыка, изо, технология, биология, литература. Следует отметить, что интерес к этим предметам, по сравнению с 4-м классом, возрос. В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.

Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:

- у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже или выше, что на данном этапе обучения является нормой;

- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.


Пожелания учителям-предметникам:


- Поддерживать и способствовать дальнейшему развитию желания учиться у детей, проявлять себя в разных видах деятельности, узнавать новое для себя.

-В содружестве с учителями-предметниками не растерять потенциал, заложенный в начальной школе

.-Работать по организации учебно-воспитательной деятельности.

- Контролировать выполнение домашних заданий.

- Творческий подход к организации внеклассной работы.

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!