СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сообщении рассказывается о трудностях адаптационного периода в 1 классе и способах их преодоления.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация в 1 классе»


Адаптационный период 1 – б класса

МОУ «Гимназия № 7 г. Будённовска»

2019 – 2020 учебный год

Учитель: Садова Елена Леонидовна

Адаптация – это привыкание к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Для первоклассников значение этого периода вхождения в непривычную жизненную ситуацию проявляется в том, что от его протекания зависит и успешность овладения учебной деятельностью, и комфортность пребывания в школе, а также здоровье ребенка и его отношение к школе и учёбе. Когда ввелись новые стандарты, проблема адаптации детей к школьной жизни стала актуальной, ведь стандарт во главу угла поставил здоровье школьников, его сохранение и укрепление. Поэтому я стараюсь создать психолого-педагогические условия, которые обеспечивают благоприятное течение приспособления моих первоклассников к обучению.

Каждый ребенок процесс адаптации переживает по-своему. Первая четверть самая трудная!

I группа детей (с высокой степенью адаптации), адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Эти качества позволяют им с первых дней ощутить свои успехи, что ещё больше повышает учебную мотивацию. Это легкая форма адаптации. Таких в моём классе 2 человека (8%).


II группа детей  со средней степенью, имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Благодаря доброжелательному и тактичному отношению учителя к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней степени адаптации. Обучающихся со средней степенью больше всего – 15 человек (60%)

III группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении — ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению в школе. Это “группа риска” – 8 человек (32%)

Целью адаптационного периода  было создание наиболее полного представления о школе, о том, кто такие гимназисты, о жизни по школьным правилам.

Различают несколько видов адаптации:

( слайд 6)

1.Социальная адаптация – процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе.

Перед каждым обучающимся ставятся задачи:

- успешно овладеть учебной деятельностью;

- освоить школьные нормы поведения и влиться в классный коллектив;

- перейти от игровой деятельности к учебной и соблюдать новый режим дня.


  1. Физиологическая адаптация.

- Физиологические бури (первые 2-3 недели). В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что со средины сентября и до средины октября многие первоклассники болеют (до 4 человек в день с разной симптоматикой от головной боли, тошноты до простудных заболеваний)

- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением и со второй половины октября появляется устойчивость восприятия новых условий.
Многие родители и коллеги, работающие в старших классах, склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения. Эти симптомы отмечали родители в своих анкетах. Их было немного 5 человек (20%), но было, что нельзя сбрасывать со счетов.

  1. Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом.

Появляется новая социальная роль «ученик». Происходит переоценка ценностей: то, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным

Моя задача - создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, выслушать мнение одноклассника, не похожее на собственное. Ребята учатся прислушиваться к

своим чувствам, оценивать результаты своих знаний. Все это способствует снятию тревожности. На практике этот период сопровождается драками, разборками, жалобами на межличностные отношения. В этот процесс включаются дети, родтели, администрация, социально – психологическая служба.

Одним из благоприятных факторов адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности является функциональная готовность к школе. Подготовка проводилась в сфевраля по май месяц. Она предусматривала решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести будущих первоклассников в новые учебные предметы. В это время происходит освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает мне осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к адаптации учащихся в процессе всего периода обучения.

В нашей гимназии согласно требованиям СанПин РФ в 1-х классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут, гимнастика до уроков, большие перемены, динамические паузы, которые проводились не всегда чаще из-за тех 8%, которые во время динамической паузы, не слушая «чужую тётеньку» ( висли на деревьях, дрались палками, толкались, снимали головные уборы, вследствие чего заболевали), частая смена видов деятельности. Форма проведения уроков с элементами учебной игры (к нам приходит Буквоежка, Игоша и Хрюша, мы бываем следопытами и учёными, которые открывают что-то новое). Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели. Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в сотрудничестве с учителем физкультуры, с родителями.

Домашние задания в первом классе не задаются. Детям предлагается, по желанию, рассказывать родителям, что они узнали нового на уроках. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС.

Внеурочная деятельность первоклассников организована в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий

внеурочной деятельности были взяты все пять направлений, предложенные базисным учебным планом.

Таким образом, успешность адаптационного периода определяется признаками:

  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения.

  • Повышение степени самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий.

  • Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

  • Формирование адекватного поведения.