Рабочая программа по ритмике
3 класс
(надомное обучение)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по ритмике для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. (Москва «Просвещение» 1999 год).
Программа рассчитана на 17 часов в год.
Преподавание ритмики в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших умственно отсталых школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения». Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
У
пражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев. Обучению умственно отсталых детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.). Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правильную дистанцию в колонне, в парах и в концентрических кругах;
- самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;
- передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;
- передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
- повторять любой ритм, заданный учителем;
- задавать самим ритм и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).
Учебно-тематический план.
№ раздела | Раздел | Количество часов | |
Практические работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Упражнения на ориентировку в пространстве. | 1 | | | |
2 | Ритмико-гимнастические упражнения. | 6 | | | |
3 | Упражнения с детскими музыкальными инструментами. | 2 | | | |
4 | Игры под музыку. | 2 | | | |
5 | Танцевальные упражнения. | 6 | | | |
| ИТОГО: | 17 | | | |
Календарно-тематическое планирование.
№ ур. | Дата | Раздел, тема урока | Кол-во час. | Тип урока | Минимальный объём знаний |
1 | | Введение. Ходьба в соответствии с метрической пульсацией | 1 | Вводный урок | Знать правила поведения и технику безопасности на уроке ритмике. Уметь выполнять ходьбу с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину |
2 | | Общеразвиваю-щие упражнения | 1 | Комбинированный | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе |
3 | | Шаг на носках, шаг польки | 1 | Комбинированный | Уметь самостоятельно выполнять шаг на носках, шаг польки |
4 | | Упражнение для кистей рук с бара-банными палоч-ками. | 1 | Комбинированный | Уметь выполнять упражнения для кистей рук с барабанными палочками |
5 | | Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп | 1 | Комбинированный | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам |
6 | | Элементы русской пляски | 1 | Комбинированный | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам |
7 | | Основные движения народных танцев | 1 | Комбинированный | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам |
8 | | Полька. Музыка И. Штрауса | 1 | Комбинированный | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам |
9 | | Игры под музыку | 1 | Комбинированный | Уметь соблюдать темп движений, обращая внима-ние на музыку, выполнять общеразвивающие упр-я в определенном ритме и темпе; легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясо-вые движения; ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями |
10 | | Упражнения на координацию движений | 1 | Комбинированный | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на координацию движений в определенном ритме и темпе |
11 | | Исполнение различных ритмов на барабане и бубне | 1 | Комбинированный | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе |
12 | | Упражнения на расслабление мышц | 1 | Комбинированный | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на расслабление мышц в определенном ритме и темпе |
13 | | Танец с хлопками | 1 | Комбинированный | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам |
14 | | Упражнения на координацию движений | 1 | Комбинированный | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на координацию движений в определенном ритме и темпе |
15 | | Упражнения на расслабление мышц | 1 | Комбинированный | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на расслабление мышц в определенном ритме и темпе |
16 | | Русская народная мелодия | 1 | Комбинированный | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам |
17 | | Удмуртская народная мелодия . Игры под музыку. | 1 | Комбинированный | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме. |
Перечень учебно-методической литературы, обеспечивающей программу.
Учебная программа | Учебное пособие, учебники | Методическая литература |
Сборник под редакцией В.В.Воронковой. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М.,П.:1999. | | |
:
.
Рабочая программа
по физической культуре
3 класс
(надомное обучение)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. (Москва «Просвещение» 1999 год).
Программа рассчитана на 8,5 часов в год.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением и выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
- коррекция и компенсация нарушений физического развития;
- развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
- формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
- развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упражнениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться следующие принципы:
индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива;
комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, легкая атлетика, лыжная
подготовка, подвижные игры.
Раздел «Легкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей двигательных качеств.
При проведении уроков по лыжной подготовке, особое внимание должно быть уделено соблюдению техники безопасности и охране здоровья школьников.
Последовательность и сроки прохождения программного материала, количество времени на различные разделы программы определяются учителем в графике распределения материала по видам, в планах на каждую четверть и в поурочных планах.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход.
Основные требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета “Физическая культура” учащиеся третьего класса должны:
Иметь представления:
- о физической культуре и ее содержании у народов древней Руси;
- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
- об особенностях подвижных игр.
Уметь:
- составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации;
- проводить закаливающие процедуры способом обливания под душем;
- вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Учебно-тематический план.
№ раздела | Раздел | Количество часов | Вид занятий (количество часов) |
Практические работы | экскурсии | контроль |
1 | Гимнастика. | 3 | | | |
2 | Легкая атлетика. | 3,5 | | | |
3 | Подвижные игры. | 2 | | | |
| ИТОГО: | 8,5 | | | |
Календарно-тематическое планирование.
№ ур. | Дата | Раздел, тема урока | Кол-во час. | Тип урока | Минимальный объём знаний |
| | Гимнастика | 3 ч. | | |
1 | | Техника безопаснос-ти на уроках физиче-ской культуры. Комплекс утренней зарядки | 1 | Комбинированный урок | Знать правила поведения на уроках физической культуры. Уметь выполнять комплексы ОРУ. Знать правила и последовательность выполне-ния упражнений утренней гимнастики. |
2 | | Строевые упражнения | 1 | Комбинированный урок | Выполнять повороты на месте, маршировка под счет. |
3 | | Комплексные упражнения с предметами и без них. | 1 | Изучение нового материала | Знать комплекс общеразвивающих и кор-ректирующих упражнений. Знать комплекс упражнений с гимнастической палкой, обручами, мячами. |
| | Легкая атлетика | 3,5 ч. | | |
4 | | Наклон вперёд из и.п. сидя; прыжок в длину с места | 1 | Комбинированный урок | Знать простейший комплекс ОРУ. Уметь выпо-лнять наклон вперёд из и.п. сидя; прыжок в длину с места |
5 | | "Челночный" бег 4x9 м Метание мяча на дальность, в цель. | 1 | Комбинирован | Знать разнообразные способы передвижения. Уметь выполнять основные виды движений Знать правила поведения на занятиях легкой атлетикой. Уметь метать мяч на дальность, в цель |
6 | | Ловля и передача малого мяча | 1 | Комбинированный урок | Знать правила и последовательность выполнения физических упражнений. Уметь ловить и передавать малый мяч |
| | Подвижные игры | 2 ч. | | |
7 | | Подвижные игры | 2,5 | Комбинированный урок | Знать разнообразные способы передвижения. Уметь осуществлять индивидуальные действия в подвижных играх. Уметь выполнять броски и ловлю малого мяча в подвижных играх. |
Перечень учебно-методической литературы, обеспечивающей программу.
Учебная программа | Учебное пособие, учебники | Методическая литература |
Сборник под редакцией В.В.Воронковой. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. М.,П.:1999. | В.И.Лях. Физическая культура.1-4 кл.М., П., 2013 | |