ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по письму и развитию речи разработана на основе основной примерной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013 г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года), Примерной программой по русскому языку для начальной школы и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2016г.
Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие фонетико-фонематических представлений;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
развитие речи, владение техникой речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
Общая характеристика предмета.
В младших классах детям с ОВЗ даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по письму, прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение письму будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко - буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых двойных .
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях, по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования, которых у умственно отсталых школьников часто бывают, связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
Ценностные ориентиры содержания учебного процесса.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Результаты изучения предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
алфавит
Учащиеся будут иметь представление:
о главных и второстепенных членах предложения;
о предложениях различных по составу и эмоциональной окраске;
о значимых частях слова: корне, суффиксе, приставке и окончании;
о разборе слов по составу;
о чередовании согласных и беглых гласных в слове;
о различии приставок и предлогов;
о лексическом значении, грамматических признаках имени существительного, прилагательного, глагола.
Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа в соответствии с Региональным базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, рассчитана на 5 часов в неделю и составляет 170 часов в год, но так как данная рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому (при котором отводится только 51 час в год), то количество часов на изучение отдельных тем значительно сокращено.
Рабочей программой предусмотрены контрольные и проверочные работы, словарные диктанты и уроки развития речи по изучаемым темам.
В Рабочей программе в разделе Приложения сформулированы нормы оценок при устных ответах, при проверке письменных работ Проверка ЗУН учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) учреждений по письму и развитию речи (Приложение 1.)
Примерные тексты для контрольного списывания после прохождения тем в 3 классе (Приложение 2), текст итогового диктанта за год (Приложение 3) .
Контроль и оценка предметных результатов обучающихся:
четверть | количество | Вид контроля тема |
1 четверть | 1 1 | Проверочная работа по теме «Повторение» Контрольный диктант за 1 четверть Проверочная работа по теме «Слог как часть слова» Проверочная работа по теме « Согласные твёрдые и мягкие» Контрольный диктант за 2 четверть. Проверочная работа по теме «Разделительный ь знак» Проверочная работа по теме»Названия предметов» Контрольный диктант за 3 четверть Проверочная работа по теме « Названия признаков» Контрольный диктант за год. Словарный диктант за год. Коллективное изложение. |
2 четверть | 2 1 |
3 четверть | 1 1 1 |
4 четверть | 1 1 1 1 |
Итого за год:
Контрольных диктантов - 4
Словарный диктант - 1
Изложение -1
Проверочных работ - 6
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа — э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
В содержание программы внесены дополнения тем из примерных программ
по учебным предметам. Эти темы взяты в порядке ознакомления, в связи с психологическими особенностями детей с ОВЗ. Более подробное изучение будет продолжено в 4 классе.
Синтаксис и пунктуация.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
Состав слова.
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный.
Части речи.
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Род имен существительных. Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. . Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
СПИСОК СЛОВ, КОТОРЫЕ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УСВОИТЬ:
Арбуз, валенки, воскресенье, вторник, газета, вчера, город, дневник, дорога, желтый, завод, завтра, картина, картофель, класс, комната, корзина, костер, мебель, медведь, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, песок, погода, понедельник, портфель, посуда, праздник, пятница, рассказ, рисую, Родина, сапоги, сегодня, среда, суббота, тарелка, товарищ, черный, четверг, шел, яблоко, язык.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел учебника | Кол-во часов |
1 | Повторение | 2 |
2 | Звуки и буквы | 2 |
3 | Порядок букв в русской азбуке | 1 |
4 | Гласные и согласные звуки и буквы | 2 |
5 | Гласные буквы е.ё, и, э. ю. я | 2 |
6 | Ударение в словах | 3 |
7 | Слог, как часть слова | 1 |
8 | Перенос слов при письме | 2 |
9 | Твердые и мягкие согласные | 2 |
10 | Мягкий знак на конце и в середине слова | 2 |
11 | Гласные после шипящих | 5 |
12 | Парные звонкие и глухие согласные | 2 |
13 | Парные звонкие и глухие согласные на конце слова | 2 |
14 | Разделительный мягкий знак | 2 |
15 | Название предметов | 3 |
16 | Большая буква в именах собственных | 2 |
17 | Названия действий | 2 |
18 | Названия признаков | 1 |
19 | Предлоги | 2 |
20 | Предложение | 7 |
21 | Повторение изученного за год | 3 |
| Итого: | 51 |
Основные требования к уровню усвоения учебного предмета
к концу 3 года обучения
Учащиеся должны уметь:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
алфавит.
Учебно – методическое обеспечение программы
Основная литература
Пособие: « Русский язык» Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская., 2016 г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой 6 издание «Просвещение» 2013г
Список дополнительной литературы
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994.
Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1981.
Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2007.
Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. М., 1987.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001
Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 1992.
Якубовская Э.В. Сборник диктантов. – М.: Просвещение, 1980
350 развивающих упражнений по русскому языку:Увлекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. шк-ков/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004г.
Л.М. Зеленина , Т.Е.Хохлова « Русский язык,3 класс, учебник для общеобразовательных учреждений», в 2 частях, Москва « Просвещение»,2010
Приложение 1.
Проверка ЗУН учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) учреждений по письму и развитию речи
Оценка устных ответов
НОРМЫ ОЦЕНОК В СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ 8 ВИДА
Контрольный диктант. Объем соответствует количеству слов по чтению
Негрубые ошибки:
-исключение из правил
-повторение одной и той же буквы (букварь)
-перенос слов
-единичный пропуск буквы на конце слова.
-две негрубые ошибки + одна ошибка.
Однотипные ошибки:
-Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
-При трех поправках оценка снижается на 1 балл.
Ошибкой в диктанте следует считать:
-написание правил орфографии при письме слов;
-пропуск и искажение букв в словах;
-замену слов;
-отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
-неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считаются:
-ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
-единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
-единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считается:
-два исправления;
-две пунктуационные ошибки;
-повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове “ножи” дважды написано в конце “ы”. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Выставление оценок за контрольный диктант.
“5” - не ставится при 3-х исправлениях, но при 1 негрубой ошибке можно.
“4” - 2 орфогр. и 2 пункт. ошибки или 1 орфогр. и 3 пункт.
“3” - 3 - 4 орфогр. и 4 пункт., а также при 5 орфогр. ошибках допускается “3”.
“2” - более 5 - 8 орфогр. ошибок.
“1” - более 8 орфогр. ошибок.
Оценки за грамматические знания.
“5” - все верно.
“4” - не менее 3/4 верно.
“3” - не менее 1/2 верно.
“2” - не выполнено больше половины.
“1” - не сделано ни одно задание.
Оценки за словарный диктант При количестве 15 - 20 слов
“5” - нет ошибок
“4” - 1 - 2 ошибки
“3” - 3 - 4 ошибки..
“2” - 5 - 7 ошибок
“1” - более 7 ошибок.
Количество слов для словарного диктанта.
1класс - 7 - 8 слов
2 класс - 10 -12 слов
3 класс - 12 - 15 слов
4 класс - до 20 слов
Оценки за контрольное списывание.
“5” - нет ошибок
“4” - 1 - 2 ошибки или 1 исправление (1 класс)
1 ошибка или 1 исправление (2 - 4 класс)
“3” - 3 ошибки и 1 исправление (1 класс)
2 ошибки и 1 исправление (2 - 4 класс)
“2” - 4 ошибки (1 класс)
3 ошибки (2 - 4 класс)
Оценка устных ответов по русскому языку.
Устный опрос является одним из методов учета ЗУН вспомогательной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:
правильность ответов по содержанию, свидетельствующая о осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну – две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знания и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставятся.
Приложение 2.
Примерные тексты для контрольного списывания после прохождения тем в 3 классе.
Повторение.
1.Прочитай, для чего нужны хвосты.
Лошади и коровы хвостом мух отгоняют. У птиц и рыб хвост вместо руля. А лиса хвостом след заметает.
2. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Звуки и буквы.
1.Прочитай, у кого ещё кроме птиц, есть гнёзда.
У белочки гнездо в дупле. Мышка строит гнёздышко в норке. Ёжик делает себе гнездо в ямке.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Порядок букв в русской азбуке.
1.прочитай, как правильно начать разговор по телефону.
Сначала вежливо поздоровайся. Назови своё имя. Попроси к телефону того, с кем хочешь поговорить.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
4. Постарайся соблюдать правила разговора по телефону.
Гласные и согласные звуки и буквы.
Прочитай и запомни правила беседы.
Учись говорить спокойно.
Умей слушать собеседника.
Не доводи спор до ссоры.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Твёрдые и мягкие согласные.
1.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
На рябине птицы клевали ягоды. Ягоды падали на землю. Катя собрала их на нитку. Получились красные бусы.
2.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Ударение в слове.
Рассмотри картинки. Прочитай названия птиц.
снегирь синица зяблик дятел
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
4.Скажи, чем кормятся птицы в лесу.
Слог как часть слова
1.Прочитай, чем можно и чем нельзя кормить птиц.
Птиц кормят разными семечками. Семена дробят, но не жарят. Любят птицы белый хлеб. А чёрный хлеб им вреден.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Перенос слов при письме
1.Рассмотри картинки и прочитай.
Чудо-птичка.
Был мороз. Маленькая птичка ныряла в прорубь. Там она искала пищу. Это была оляпка.
2.Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
3.Проверь, правильно ли ты списал. Поставь себе отметку.
Мягкий знак на конце и в середине слова
Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
Принесла крольчиха деткам – крольчатам сладкую морковь. Быстро съели крольчата угощение. А как оно называется, спросить забыли.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.
Гласные после шипящих
Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
У гадюки родились детки. Маленьким змейкам только один день. Но малыши уже умеют шипеть, и очень ядовиты.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.
3. Поставь себе отметку.
Парные звонкие и глухие согласные
1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
Жила коза с козлятами. Она часто уходила в лес за кормом. Козлята были дома одни.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь.
3. Из какой сказки эти предложения? Какой у сказки конец?
Звонкие и глухие согласные на конце слова
1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
Сидит волк у проруби. Опустил в воду хвост. Ждёт, когда рыба клюнет. А хвост примёрз.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.
3. Скажи, из какой сказки эти предложения? Кто обманул волка?
Разделительный мягкий знак
1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
Бежит речка через рощу. Мчатся к ней навстречу ручьи. Пьют из речки воду растения и животные.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.
Слово
1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
Стоит на поляне дуб. Он весь в снегу. А вокруг следы зайца. Это он спал под дубом.
2.Написал? А теперь всё внимательно проверь. Поставь себе отметку.
Большая буква в именах собственных
1. Спиши, но не спеши, без ошибок напиши.
В наш класс пришёл новый ученик. Его зовут Костя Дёмин. Он приехал из Тулы.
2.проверьте друг у друга написанное. Поставьте отметки.
Приложение 3.
Примерные годовые контрольные работы по русскому языку (программа специальных (коррекционных) учреждений YIII вида)
Контрольный диктант
3 класс
Кончился учебный год. Наступило жаркое лето. Каждый день ходим на берег ручья. Мы плаваем в прохладной воде, лежим на песке. Хорошо полежать у ручья в тени деревьев. (27 слов)
Примечание: грамматические задания подбирает учитель в соответствии с программой по русскому языку и подготовленности учащихся.
Календарно-тематическое планирование уроков по письму и развитию речи в 3 классе
№ | Раздел учебника | к/ч | № урока | Дата | Тема урока | Домашнее задание | Примечания | Словарные слова |
1 четверть-18 часов |
1 | Повторение | 2 | | | Употребление простого предложения в речи Большая буква в начале предложения, точка в конце | С. 4 упр. 3 С. 6 упр. 8, прав. | Упражнений в учебнике - 31 | Огород овощи |
| | Составление предложений по картинке Выделение предложений из речи и текста. | С. 13 упр. 28 С. 16 упр. 31 | | |
| |
2 | Звуки и буквы | 2 | | | Место звука в слове. Упражнения в определении количества букв и звуков в словах | С. 18 упр. 4, прав. | Упражнений в учебнике - 18 | Корзина |
| | Диктант по теме «Звуки и буквы» | Повт. правила |
3 | Порядок букв в русской азбуке | 1 | | | Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. | С. 28 упр. 3, прав. С. 32 упр. 13, прав. | Упражнений в учебнике - 14 | |
4 | Гласные и согласные звуки и буквы | 2 | | | Звуки гласные и согласные. | С. 37 упр. 10, прав. | Упражнений в учебнике - 16 | Неделя |
| | Контрольное списывание Уч. стр.33 | Повт. правила |
5 | Гласные буквы е, ё, и, э. ю, я | 2 | | | Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. | С. 48 упр. 24, прав. | Упражнений в учебнике - 25 | Яблоко |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Гласные буквы е, ё, и, э. ю. я» | Повт. правила |
6 | Ударение в словах | 3 | | | Ударение. Гласные ударные и безударные. Постановка ударения в двусложных словах. Постановка ударения в трехсложных словах. | с. 50 упр. 3, прав. С. 52 упр. 8, прав. С. 54 упр. 13 С. 56 упр. 16 | Упражнений в учебнике - 24 | Одежда |
| | Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. | С. 58 упр. 24 |
| | Контрольное списывание Уч. стр.59 | Повт. Правила |
2 четверть – 14 часов |
7 | Слог, как часть слова | 1 | | | Деление слова на слоги. | С. 68 упр. 20, прав. | Упражнений в учебнике - 20 | Месяц |
8 | Перенос слов при письме | 1 | | | Перенос части слова при письме. | С. 71 упр. 6, прав. | Упражнений в учебнике - 13 | |
9 | Твердые и мягкие согласные | 2 | | | Согласные твердые и мягкие | С. 79 упр. 6, прав. | Упражнений в учебнике - 22 | Посуда Тарелка |
| | Различение твердых и мягких согласных | С. 84 упр. 19 |
10 | Мягкий знак на конце и в середине слова | 2 | | | Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой ь. | С. 95 упр. 20, прав. | Упражнений в учебнике - 26 | Картофель Ранец Портфель Мебель |
| | Упражнение в написании слов с ь на конце слов | С. 97 упр. 26, прав. |
11 | Гласные после шипящих | 5 | | | Шипящие согласные Различение шипящих согласных на письме Сочетание гласных с шипящими. | С. 99 упр. 3, прав. С. 106 упр. 24 | Упражнений в учебнике - 26 | Картина Товарищ Родина |
| | Правописание жи, ши, | С. 100 упр. 6, прав. |
| | Правописание ча, ща, | С. 102 упр. 12, прав. |
| | Правописание чу, щу. | С. 104 упр. 16, прав |
| | Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу. Словарный диктант. | С. 106 упр. 23, прав. |
12 | Парные звонкие и глухие согласные | 1 | | | Парные звонкие и глухие согласные Различение парных согласных в словах | С. 109 упр. 4, прав. С. 111 упр. 8, прав. | Упражнений в учебнике - 17 | Класс Дневник |
3 четверть – 20 часов |
13 | Парные звонкие и глухие согласные на конце слова | 4 | | | Парные звонкие и глухие согласные на конце слова | С. 117 упр. 5, прав. | Упражнений в учебнике - 31 | Завод Рассказ Город Праздник |
| | Способ проверки написания путем изменения формы слова Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова. | С. 119, упр. 9, прав. С. 125 упр. 21 |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова» | Повт. правила |
14 | Разделительный мягкий знак | 3 | | | Упражнение в произношении, чтении слогов и слов с разделительным мягким знаком Правило о разделительном мягком знаке | С. 132 упр. 6, прав. С. 134 упр. 11, прав. | Упражнений в учебнике - 29 | Сапоги Газета Валенки Погода |
| | Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и | С. 138, упр. 20, прав. |
| | Контрольное списывание Уч.с 142 | Повт. правила |
15 | Название предметов | 3 | | | Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? | С. 144 упр. 3, прав. | Упражнений в учебнике - 29 | Язык Комната |
| | Упражнения в постановке вопроса к словам, обозначающим названия предметов | С. 148 упр. 9 |
| | Выделение в тексте слов, обозначающих названия предметов Изменение слов по вопросам | С. 152 упр. 22 С. 154 упр. 26 |
16 | Большая буква в именах собственных | 1 | | | Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц | С. 157, упр. 6, прав. | Упражнений в учебнике - 19 | Медведь |
17 | Названия действий | 1 | | | Закрепление знаний о словах, обозначающих действия Отработка умения находить слова, обозначающие действия в тексте | С. 167, упр. 12, прав. С. 175, упр. 28 | Упражнений в учебнике - 28 | Вчера Сегодня Завтра Рисовать |
18 | Названия признаков | 4 | | | Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?; | С. 178 упр. 5, прав. | Упражнений в учебнике - 26 | Черный Желтый Дорога |
| | Нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте | С. 183 упр. 20 |
| | Правильное отнесение слов, обозначающих признаки к словам, обозначающим предметы Сравнение двух предметов по их качествам | С. 184 упр. 22 |
С. 187 упр. 25 |
| | Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Названия признаков» | Повт. правила |
4 четверть – 16 часов |
19 | Предлоги | 2 | | | Выделение предлогов в речи Правило написания предлогов со словами | С. 190 упр. 4, прав. С. 193 упр. 12, прав. | Упражнений в учебнике - 21 | Арбуз |
| | Упражнения в нахождении предлогов к, от, под, над, о (об) в тексте | С. 195 упр. 17, прав. |
20 | Предложение | 7 | | | Практическое знакомство с построением простого предложения Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?) | С. 199 упр. 4 С. 202 упр. 13 | Упражнений в учебнике - 60 | Костер Песок |
| | Составление предложений с употреблением родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?) | С. 209 упр.32 |
| | Составление предложений с употреблением дательного падежа (кому? чему?) | С. 211 упр. 36 |
| | Составление предложений с употреблением творительного падежа (кем? чем?) | С. 215 упр. 44 |
| | Составление предложений с употреблением предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?) | С. 219 упр. 52 |
| | Составление предложений по образцу Словарный диктант. | С. 220 упр. 56 |
| | Контрольный диктант по теме «Предложение» | Повт. правила |
21 | Повторение изученного за год | 3 | | | Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Оформление предложения на письме Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. | С. 226 упр. 3 С. 227 упр. 7 С. 228 упр. 9 | Упражнений в учебнике - 23 | |
| | Упражнения в правописании жи, ши, ча, ща, чу, щу. | С. 229 упр. 12 |
| | Контрольный диктант за год | Повт. правила |