2019 - 2020 уч.г.
Ф. И.О. ребенка: Елена Кузнецова Возраст ребенка: 9 лет (г.р.) Класс: |
Ф.И.О. родителей: отец – мать – Кузнецова Светлана Васильевна |
Ф.И.О. учителя: Марачева Анна Владимировна |
Ф.И.О. специалистов сопровождения: Учитель-логопед: ФИО Педагог-психолог: ФИО |
Заключение и рекомендации ЦПМПК №714 от 12.04.19 | 1. Рекомендовано обучение по АОП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями(вариант 1). 2. Занятия с педагогом-психологом с целью и коррекции эмоционально-волевой сферы 3. Занятия с учителем-логопедом с целью коррекции и развития всех компонентов речи 4.Занятия с учителем-дефектологом по развитию высших психических функций 5.Рекомендовано динамическое наблюдение врача-психиатра |
Продолжительность обучения по АОП | 1 учебный год 2018-2019 уч. г.) |
Основная программа класса | АОП с интеллектуальными нарушениями (1 дополнительный класс) |
Модель/форма обучения | Инклюзивный класс |
Срок реализации АОП: | 2018 – 2019 учебный год |
Наличие инвалидности | Нет |
Анамнез | |
Цель АОП | Создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка, обучающегося в инклюзивном классе |
Задачи | Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающегося; Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрение в соответствии с принятыми в семье обществе; Создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого; Формирование у ребенка позитивной, социально направленной учебной мотивации; Применение адекватных возможностям и потребностям обучающегося современных методов, технологий, приемов, форм организации учебной работы; Обогащение знаний о социальном и природном мире. |
1. Основные особенности ученика (на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка) |
Характер деятельности (по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | Продуктивность, целенаправленность низкого уровня; не способен выдержать урок продолжительностью 45 мин( необходимо чередование учебной деятельности ребенка с динамическими паузами).; не способен непрерывно заниматься одним видом деятельности 10-15 минут (вне зависимости от настроения и самочувствия и др.); утомляемость ярко выражена; в основном наступает на фоне деятельности, связанной с письмом, другими видами ручной деятельности; |
Особенности речи | понимание обращённой речи нарушено; трудности восприятия вербальной инструкции; звукопроизношение нарушено; грубого нарушения фонематического слуха нет; навыки звуко-слогового анализа в стадии формирования; не способен устанавливать причинно-следственные связи; не умеет составлять рассказ по сюжетной картине, даже при постановке наводящих вопросов; буквы знает, образует слоги, но понимание прочитанного отсутствует. |
Особенности моторного развития и графических навыков (по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения) | трёхпальцевый хват сформирован нечётко; мелкая моторика сформирована недостаточно, мышцы руки слабые; нажим при письме слабый, линии нечёткие; испытывает трудности в предметно-практической деятельности: двуручные действия при работе ножницами не сформированы, пластилин самостоятельно не мнёт, выполняет работу только с помощью педагога; при закрашивании нажим слабый, неравномерный, выходит за контуры фигуры, быстро устаёт, может отказываться от деятельности; графический образ отдельных букв не достаточно сформирован, письмо отсутствует. |
2. Особенности формирования БУД (по результатам заполнения «Таблицы наблюдения УУД» учителем и специалистов сопровождения) |
Личностные БУД |
1. Эмоциональная отзывчивость, сопереживание. | Не сформирована позиция школьника. Не замечает эмоциональное состояние других людей, не проявляет сочувствия к окружающим. Эмоции не выражены. На все внешние раздражители, даже негативные отвечает улыбкой. |
2. Восприятие оценки учителя и одноклассников. | Нет внешних реакций на оценивание со стороны педагога и одноклассников. |
3. Мотивация к учебной деятельности. | Отсутствие учебной мотивации. Выполнение заданий только с помощью и под контролем педагога. Беспричинно может выходить из класса, прячется под стол, постоянно собирает и убирает школьные принадлежности в портфель. В еде избирательна, столовыми приборами пользоваться не умеет, ест руками. Самостоятельно не доводит работу до конца. Переживания, по какому либо поводу, отсутствуют. |
4. Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места). | С одноклассниками не взаимодействует. На перемене в игровой деятельности не участвует, сидит на своем месте. |
Регулятивные БУД |
5. Умение организовать учебное пространство. | Не может самостоятельно приготовиться к определённому уроку. В случае затруднений в качестве подсказки не способен использовать модель поведения другого человека. Поддержать порядок на рабочем месте не может (выкладывает все что есть в портфеле). |
6. Умение организовать собственную деятельность (перемена, досуг) | Совместную игру с одноклассниками не принимает, не проявляет даже интереса к этому занятию. В процессе свободной деятельности предпочитает ходить по коридору ( классу) за руку. |
7. Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок). | Не может оценить свою работу. |
8. Самостоятельность (степень участия взрослого). | Постоянно нуждается в помощи педагога даже при выполнении знакомых заданий, моторных усилий (работа с ножницами, лепка). |
9. Овладение начальными навыками адаптации к изменениям. | Имеются трудности в адаптации к внешним изменениям, предпочитает привычное поведение, обстановку, людей ( всякие изменения, сопровождаются бессловесным отрицанием ). |
10. Умение ориентироваться в пространстве класса, школы. | Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, способен найти необходимое помещение в школе: столовая, кабинеты труда, физкультуры и т. д. Утомляем, трудно сосредотачивается на определенном виде деятельности . |
Познавательные БУД |
11. Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков. | Не способен к переносу полученных знаний в аналогичную ситуацию, нуждается в стимулирующей и организационной помощи. Самостоятельно пользоваться таблицами и правилами ребенок не умеет. Ребенок обычно не может выделить принцип, согласно которому изменяется какое-либо явление, не видит закономерного характера изменений. |
12. Умение принимать учебную задачу. | Реагирует на знакомые фронтальные инструкции. Знакомые и новые инструкции необходимо подкреплять визуальными стимулами в виде образца, картинки. |
13. Умение сохранять учебную задачу. | Во время выполнения заданий может прекратить выполнение работы и сменить деятельность (убирает все со стола в портфель или достает принадлежности к другим урокам). Возобновляет работу, только после воздействия со стороны взрослого (дополнительная мотивация, помощь). |
14. Способность добиваться результата. | Не прикладывает усилий к достижению результата, требуется постоянный контроль педагога. В случае затруднений прекращает выполнение заданий. Словесно за помощью не обращается. |
Коммуникативные БУД |
15. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми. | Совместная деятельность с одноклассниками отсутствует вне зависимости от настроения Круг общения ограничен семьей. |
16. Использование коммуникативных средств. | В большинстве случаев выражает просьбу о помощи или отказ от нее в виде жестов (использует невербальную речь). |
17. Умение вести диалог. | Не инициирует диалог даже со знакомыми людьми. При общении использует односложные ответы и примитивные жесты. |
18. Умение задавать вопросы. | Вопросы по теме не задает, на поставленные вопросы чаще всего затрудняется дать ответ. Не пособен формулировать свою мысль. |
3. Трудности формирования учебных навыков по предметам (по результатам освоения ребенком учебных дисциплин) |
Математика Затрудняется при: • считать в обратном порядке; • сравнивать предметы по одному или нескольким признакам; • называть положение предметов на плоскости и в пространстве; • решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10; • представлениях о смене дней недели. | Литературное чтение • Отсутствует положительная мотивация к процессу чтения. Затрудняется при: • определять место звука на слух; • понимании прочитанных слов; • заучивании маленьких четверостиший; • отвечать на вопросы по содержанию или иллюстрациям текста; | Русский язык Затрудняется при: соединении букв при письме, не различает печатную и строчную буквы; звуковом анализе слов; фонетической характеристике согласных звуков; | Окружающий мир Затрудняется при: определении времен года и их последовательности; правильно называть объекты природы, явления и их признаки; устных ответах на вопросы по теме урока. | Изобразительная деятельность. Труд Затрудняется при: рисовании на заданную тему по образцу; (заполняет весь лист хаотичными мазками) работе с ножницами (самостоятельно не может); намазывании клеем- карандашом мелких деталей; разминании пластилина. |
* 4. Создание специальных условий |
4.1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса |
Специалисты сопровождения | Направления коррекционной работы | Форма занятий | Продолжительность и частота |
Учитель-логопед | Работа над формированием звуковой стороны речи: контроль за правильным звукопроизношением, развитие фонематического слуха (дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных звуков). Расширение словарного запаса по лексическим темам. Формирование навыка звуко-буквенного анализа слов Совершенствование связной речи: составление рассказа по сюжетной картине с опорой на вопросы. | Индивидуальная коррекционная работа | 2 раза в неделю |
Педагог-психолог | Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы (тревожности); Формирование регулятивных навыков; Формирование коммуникативных навыков; | Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа | 2 раза в неделю |
Учитель-дефектолог | Коррекция и развитие ВПФ; Формирование базовых учебных действий Расширение зоны ближайшего развития | Индивидуальная коррекционная работа | 1 раз в неделю |
4.2. Специальные условия, необходимые для обучающегося |
Временной режим | |
Организация пространства школы/класса | |
Организация рабочего места | индивидуальные опоры на парте (лента букв, цифр, опорные карточки , набор фигур, счетные палочки); |
Вспомогательные средства | - |
Технические средства обучения | |
Специальный дидактический, методический материал | наличие пошаговой инструкции к заданиям, подкреплённой условными обозначениями; сокращённые по объёму и упрощённые по содержанию тексты с картинками для каждого предложения; образцы для выполнения заданий; адаптированные правила (русский язык, математика) в виде таблиц и схем. |
Форма и условия оценки достижений | Форма оценки: адаптированные практические задания (математика, русский язык, чтение, окружающий мир); контрольные работы с адаптированными инструкциями, Условия оценки (для обеспечения комфортной, спокойной обстановки): возможность индивидуальной работы в специально отведённое время, использование помощи педагога. |
Предмет | Индивидуальные планируемые результаты на период/ Планируемые результаты, вызывающие наибольшие трудности | Результативность |
Математика | 1. Научится обратному счету | |
2. Научится сложению и вычитанию в пределах 10. | |
3. Научится сравнивать предметы по одному или нескольким признакам. | |
4. Научится решать задачи в 1 действие. | |
5. Научится определять положение предметов на плоскости и в пространстве, очередность дней недели. | |
Русский язык | 1. Научится различать печатную и строчную буквы | |
2. Научится различать звуки на слух. | |
3. Научится писать строчные и прописные буквы. | |
4. Научится давать фонетическую характеристику согласным звукам. | |
5. Научится составлять текст по сюжетным картинкам (2-3 предложения). | |
Литературное чтение | 1. Научится правильно читать слова по слогам и понимать смысл прочитанного. | |
2. Научится определять место звука в слове. | |
3. Научится заучиванию четверостиший. | |
4. Научится отвечать на вопросы по содержанию или иллюстрациям текста. | |
Окружающий мир | 1. Научится определять времена года и их последовательность. | |
2. Научится правильно называть объекты природы, явления и их признаки. | |
3. Научится устно отвечать на вопросы по теме урока с опорой на алгоритм ответа. | |
Изобрази тельная деятельность, труд | 1. Научится вырезать мелкие детали с неровными линиями. | |
2. Научится намазывать клеем-карандашом мелкие детали. | |
3. Научится рисовать по образцу. | |
Направления деятельности | Индивидуальные планируемые результаты на период | Результа-тивность* | Исполнители | Формы работы |
Формирование регулятивных навыков | Научится подчинять свои действия инструкции педагога. | | педагог-психолог, учитель-дефектолог учитель | Групповая и индивидуальная коррекционная работа Работа в рамках урока |
Научится адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за стола…) | |
Научится принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану. | |
Коррекция и развитие познавательной сферы | Научится выделять существенные, общие признаки и отличительные свойства предметов | | учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель | Групповая и индивидуальная коррекционная работа Работа в рамках урока |
Научится делать простейшие обобщения, сравнения, классифицировать на наглядном материале. | |
Научится пользоваться знаками , символами, предметами- заместителями | |
Развитие личностной сферы | Научится словестно озвучивать свои чувства, а также предположительные чувства окружающих людей. | | Педагог-психолог Учитель | Групповая и индивидуальная коррекционная работа Работа в рамках урока |
Научиться безопасному и бережному поведению в природе и обществе. |
Научится осознавать себя как ученика, как члена семьи. |
Научится самостоятельно выполнять учебное задание, поручение, договоренности. |
Научится осмысливать социальное окружение, свое место в нем, примет соответствующие возрасту ценности и социальные ролию |
Будет знать нормы и правила поведения и замечать модели поведения сверстников | |
Формирование коммуникатив-ных навыков | Научится обращаться за помощью и принимать помощь. | | Педагог-психолог Учитель | Групповая коррекционная работа |
Научится участвовать в игре со сверстниками по заданным правилам. | |
Научится использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с педагогом. | |
Научится умению сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | |
Научиться слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. |
Формирование и развитие устной речи | Научится правильно воспроизводить слого-звуковую структуру слов в самостоятельной речи. | | Учитель-логопед Учитель | Индивидуальная коррекционная работа |
Научиться верно различать сходные по акустико-артикуляционным свойствам звуки. | |
Научится правильному употреблению форм множественного числа имён существительных и имён прилагательных. | |
Научится правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях с опорой на схемы. | |
Научится согласовывать существительные, прилагательные и глаголы в роде и числе. | |
Научится составлять рассказ из 3 – 4-х предложений по картинке с опорой на вопросы. | |
Научится осуществлять звуко-буквенный анализ слов. | |
1 - достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;
2 - достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику.