СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа для обучающегося с интеллектуальными нарушениями

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«??? ??? ?? 1 ???????»


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Хотисинская основная общеобразовательная школа »




«Рассмотрено»


«Утверждено»

на заседании ПМПк

Директор МКОУ «Хотисинская основная общеобразовательная школа »


Протокол

от ___________2019 года

______________

ФИО

Приказ № ___ от ___________2019 года







Адаптированная образовательная программа для обучающегося
с интеллектуальными нарушениями

(вариант 1)

Кузнецовой Елены

ученицы 1 дополнительного класса







2019 - 2020 уч.г.



Адаптированная образовательная программа

I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка: Елена Кузнецова

Возраст ребенка: 9 лет (г.р.)

Класс:

Ф.И.О. родителей: отец –

мать – Кузнецова Светлана Васильевна


Ф.И.О. учителя: Марачева Анна Владимировна

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед: ФИО

Педагог-психолог: ФИО

Заключение и рекомендации ЦПМПК

№714 от 12.04.19

1. Рекомендовано обучение по АОП для обучающихся

с интеллектуальными нарушениями(вариант 1).

2. Занятия с педагогом-психологом с целью и коррекции эмоционально-волевой сферы

3. Занятия с учителем-логопедом с целью коррекции и развития всех компонентов речи

4.Занятия с учителем-дефектологом по развитию высших психических функций

5.Рекомендовано динамическое наблюдение врача-психиатра


Продолжительность обучения по АОП

1 учебный год 2018-2019 уч. г.)

Основная программа класса

АОП с интеллектуальными нарушениями

(1 дополнительный класс)

Модель/форма обучения

Инклюзивный класс

Срок реализации АОП:

2018 – 2019 учебный год

Наличие инвалидности

Нет

Анамнез


Цель АОП

Создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка, обучающегося в инклюзивном классе

Задачи

  • Формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающегося;

  • Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрение в соответствии с принятыми в семье обществе;

  • Создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

  • Формирование у ребенка позитивной, социально направленной учебной мотивации;

  • Применение адекватных возможностям и потребностям обучающегося современных методов, технологий, приемов, форм организации учебной работы;

  • Обогащение знаний о социальном и природном мире.







II. Заключение и рекомендации ПМПк образовательного учреждения

1. Основные особенности ученика (на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка)

Характер деятельности

(по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения)

  • Продуктивность, целенаправленность низкого уровня;

  • не способен выдержать урок продолжительностью 45 мин( необходимо чередование учебной деятельности ребенка с динамическими паузами).;

  • не способен непрерывно заниматься одним видом деятельности 10-15 минут (вне зависимости от настроения и самочувствия и др.);

  • утомляемость ярко выражена; в основном наступает на фоне деятельности, связанной с письмом, другими видами ручной деятельности;

  • темповые характеристики деятельности снижены значительно.

Особенности речи

  • понимание обращённой речи нарушено;

  • трудности восприятия вербальной инструкции;

  • звукопроизношение нарушено;

  • грубого нарушения фонематического слуха нет;

  • навыки звуко-слогового анализа в стадии формирования;

  • не способен устанавливать причинно-следственные связи;

  • не умеет составлять рассказ по сюжетной картине, даже при постановке наводящих вопросов;

  • буквы знает, образует слоги, но понимание прочитанного отсутствует.




Особенности моторного развития и графических навыков

(по результатам наблюдения учителя и специалистов сопровождения)

  • трёхпальцевый хват сформирован нечётко;

  • мелкая моторика сформирована недостаточно, мышцы руки слабые;

  • нажим при письме слабый, линии нечёткие;

испытывает трудности в предметно-практической деятельности: двуручные действия при работе ножницами не сформированы, пластилин самостоятельно не мнёт, выполняет работу только с помощью педагога;

  • при закрашивании нажим слабый, неравномерный, выходит за контуры фигуры, быстро устаёт, может отказываться от деятельности;

графический образ отдельных букв не достаточно сформирован, письмо отсутствует.


2. Особенности формирования БУД (по результатам заполнения «Таблицы наблюдения УУД» учителем и специалистов сопровождения)

Личностные БУД

1. Эмоциональная отзывчивость, сопереживание.

Не сформирована позиция школьника.

Не замечает эмоциональное состояние других людей, не проявляет сочувствия к окружающим.

Эмоции не выражены.

На все внешние раздражители, даже негативные отвечает улыбкой.

2. Восприятие оценки учителя и одноклассников.

Нет внешних реакций на оценивание со стороны педагога и одноклассников.

3. Мотивация к учебной деятельности.


Отсутствие учебной мотивации.

Выполнение заданий только с помощью и под контролем педагога.

Беспричинно может выходить из класса, прячется под стол, постоянно собирает и убирает школьные принадлежности в портфель. В еде избирательна, столовыми приборами пользоваться не умеет, ест руками.

Самостоятельно не доводит работу до конца. Переживания, по какому либо поводу, отсутствуют.

4. Соблюдение норм и правил поведения (школа, общественные места).

С одноклассниками не взаимодействует.

На перемене в игровой деятельности не участвует, сидит на своем месте.

Регулятивные БУД

5. Умение организовать учебное пространство.

Не может самостоятельно приготовиться к определённому уроку. В случае затруднений в качестве подсказки не способен использовать модель поведения другого человека. Поддержать порядок на рабочем месте не может (выкладывает все что есть в портфеле).

6. Умение организовать собственную деятельность (перемена, досуг)

Совместную игру с одноклассниками не принимает, не проявляет даже интереса к этому занятию.

В процессе свободной деятельности предпочитает ходить по коридору ( классу) за руку.

7. Оценивание правильности выполнения действий в соответствии с поставленной задачей (поиск ошибок).

Не может оценить свою работу.

8. Самостоятельность (степень участия взрослого).

Постоянно нуждается в помощи педагога даже при выполнении знакомых заданий, моторных усилий (работа с ножницами, лепка).

9. Овладение начальными навыками адаптации к изменениям.

Имеются трудности в адаптации к внешним изменениям, предпочитает привычное поведение, обстановку, людей

( всякие изменения, сопровождаются бессловесным отрицанием ).

10. Умение ориентироваться в пространстве класса, школы.

Самостоятельно ориентируется в пространстве класса, способен найти необходимое помещение в школе: столовая, кабинеты труда, физкультуры и т. д.

Утомляем, трудно сосредотачивается на определенном виде деятельности .

Познавательные БУД

11. Перенос (генерализация) знаний, умений и навыков.

Не способен к переносу полученных знаний в аналогичную ситуацию, нуждается в стимулирующей и организационной помощи.

Самостоятельно пользоваться таблицами и правилами ребенок не умеет.

Ребенок обычно не может выделить принцип, согласно которому изменяется какое-либо явление, не видит закономерного характера изменений.

12. Умение принимать учебную задачу.

Реагирует на знакомые фронтальные инструкции. Знакомые и новые инструкции необходимо подкреплять визуальными стимулами в виде образца, картинки.

13. Умение сохранять учебную задачу.


Во время выполнения заданий может прекратить выполнение работы и сменить деятельность (убирает все со стола в портфель или достает принадлежности к другим урокам). Возобновляет работу, только после воздействия со стороны взрослого (дополнительная мотивация, помощь).


14. Способность добиваться результата.


Не прикладывает усилий к достижению результата, требуется постоянный контроль педагога. В случае затруднений прекращает выполнение заданий. Словесно за помощью не обращается.

Коммуникативные БУД

15. Навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Совместная деятельность с одноклассниками отсутствует вне зависимости от настроения

Круг общения ограничен семьей.

16. Использование коммуникативных средств.

В большинстве случаев выражает просьбу о помощи или отказ от нее в виде жестов (использует невербальную речь).

17. Умение вести диалог.


Не инициирует диалог даже со знакомыми людьми. При общении использует односложные ответы и примитивные жесты.

18. Умение задавать вопросы.

Вопросы по теме не задает, на поставленные вопросы чаще всего затрудняется дать ответ. Не пособен формулировать свою мысль.

3. Трудности формирования учебных навыков по предметам (по результатам освоения ребенком учебных дисциплин)

Математика


Затрудняется при:

• считать в обратном порядке;

• сравнивать предметы по одному или нескольким признакам;

• называть положение предметов на плоскости и в пространстве;

• решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10;

• представлениях о смене дней недели.

Литературное чтение

• Отсутствует положительная мотивация к процессу чтения.

Затрудняется при:

• определять место звука на слух;

• понимании прочитанных слов;

• заучивании маленьких четверостиший;

• отвечать на вопросы по содержанию или иллюстрациям текста;


Русский язык


Затрудняется при:

 соединении букв при письме, не различает печатную и строчную буквы;

 звуковом анализе слов;

 фонетической характеристике согласных звуков;


Окружающий мир

Затрудняется при:

 определении времен года и их последовательности;

 правильно называть объекты природы, явления и их признаки;

 устных ответах на вопросы по теме урока.


Изобразительная деятельность. Труд

Затрудняется при:

 рисовании на заданную тему по образцу;

(заполняет весь лист хаотичными мазками)

 работе с ножницами (самостоятельно не может);

 намазывании клеем- карандашом мелких деталей;

 разминании пластилина.




* 4. Создание специальных условий

4.1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления коррекционной работы

Форма занятий

Продолжительность и частота

Учитель-логопед

  • Работа над формированием звуковой стороны речи: контроль за правильным звукопроизношением, развитие фонематического слуха (дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных звуков).

  • Расширение словарного запаса по лексическим темам.

  • Формирование навыка звуко-буквенного анализа слов

  • Совершенствование связной речи: составление рассказа по сюжетной картине с опорой на вопросы.

Индивидуальная коррекционная работа

2 раза в неделю

Педагог-психолог

  • Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы (тревожности);

  • Формирование регулятивных навыков;

  • Формирование коммуникативных навыков;

  • Развитие личностной сферы

Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа

2 раза в неделю

Учитель-дефектолог

  • Коррекция и развитие ВПФ;

  • Формирование базовых учебных действий

  • Расширение зоны ближайшего развития

Индивидуальная коррекционная работа

1 раз в неделю

4.2. Специальные условия, необходимые для обучающегося

Временной режим

  • соответствует режиму класса.

Организация пространства школы/класса

  • зона отдыха, релаксации;

  • система визуальных подсказок в разных зонах класса (правила поведения);

Организация рабочего места

  • индивидуальные опоры на парте (лента букв, цифр, опорные карточки , набор фигур, счетные палочки);

Вспомогательные средства

-

Технические средства обучения

  • мультимедийная установка;

  • интерактивная доска;

Специальный дидактический, методический материал

  • наличие пошаговой инструкции к заданиям, подкреплённой условными обозначениями;

  • сокращённые по объёму и упрощённые по содержанию тексты с картинками для каждого предложения;

  • образцы для выполнения заданий;

  • адаптированные правила (русский язык, математика) в виде таблиц и схем.

Форма и условия оценки достижений

Форма оценки:

  • адаптированные практические задания (математика, русский язык, чтение, окружающий мир);

  • контрольные работы с адаптированными инструкциями,

Условия оценки (для обеспечения комфортной, спокойной обстановки):

  • увеличение времени для написания проверочных и контрольных работ;

  • возможность индивидуальной работы в специально отведённое время, использование помощи педагога.


III. Освоение предметных областей:

Предмет

Индивидуальные планируемые результаты на период/

Планируемые результаты, вызывающие наибольшие трудности

Результативность

Математика

1. Научится обратному счету


2. Научится сложению и вычитанию в пределах 10.


3. Научится сравнивать предметы по одному или нескольким признакам.


4. Научится решать задачи в 1 действие.


5. Научится определять положение предметов на плоскости и в пространстве, очередность дней недели.


Русский язык

1. Научится различать печатную и строчную буквы


2. Научится различать звуки на слух.


3. Научится писать строчные и прописные буквы.


4. Научится давать фонетическую характеристику согласным звукам.


5. Научится составлять текст по сюжетным картинкам (2-3 предложения).


Литературное чтение

1. Научится правильно читать слова по слогам и понимать смысл прочитанного.


2. Научится определять место звука в слове.


3. Научится заучиванию четверостиший.


4. Научится отвечать на вопросы по содержанию или иллюстрациям текста.


Окружающий мир

1. Научится определять времена года и их последовательность.

2. Научится правильно называть объекты природы, явления и их признаки.


3. Научится устно отвечать на вопросы по теме урока с опорой на алгоритм ответа.


Изобрази тельная деятельность, труд

1. Научится вырезать мелкие детали с неровными линиями.


2. Научится намазывать клеем-карандашом мелкие детали.


3. Научится рисовать по образцу.



  1. Формирование универсальных учебных действий:

Индивидуальные планируемые результаты УУД на период

(приоритетные планируемые результаты)

Результативность *

Исполнители

Научится самостоятельно переходить от одной операции к другой в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.


учитель


педагог-психолог учитель,


специалисты СППС

Научится обращаться за помощью в случае затруднений приемлемыми способами


Научится выполнять задания от начала до конца в течении определенного времени.


Научится выбирать себе занятие из определённого перечня, заниматься им в течение перемены



V. Коррекционно-развивающая область:

Направления деятельности

Индивидуальные планируемые результаты на период

Результа-тивность*

Исполнители

Формы работы

Формирование регулятивных навыков

Научится подчинять свои действия инструкции педагога.



педагог-психолог,

учитель-дефектолог

учитель

Групповая и индивидуальная коррекционная работа

Работа в рамках

урока

Научится адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за стола…)


Научится принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану.


Коррекция и развитие познавательной сферы

Научится выделять существенные, общие признаки и отличительные свойства предметов


учитель-дефектолог,

педагог-психолог,

учитель

Групповая и индивидуальная коррекционная работа

Работа в рамках урока

Научится делать простейшие обобщения, сравнения, классифицировать на наглядном материале.


Научится пользоваться знаками , символами, предметами- заместителями


Развитие личностной сферы

Научится словестно озвучивать свои чувства, а также предположительные чувства окружающих людей.


Педагог-психолог




Учитель

Групповая и индивидуальная коррекционная работа

Работа в рамках

урока


Научиться безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Научится осознавать себя как ученика, как члена семьи.

Научится самостоятельно выполнять учебное задание, поручение, договоренности.

Научится осмысливать социальное окружение, свое место в нем, примет соответствующие возрасту ценности и социальные ролию

Будет знать нормы и правила поведения и замечать модели поведения сверстников


Формирование коммуникатив-ных навыков

Научится обращаться за помощью и принимать помощь.


Педагог-психолог

Учитель


Групповая коррекционная работа



Научится участвовать в игре со сверстниками по заданным правилам.


Научится использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с педагогом.


Научится умению сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


Научиться слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

Формирование и развитие устной речи

Научится правильно воспроизводить слого-звуковую структуру слов в самостоятельной речи.


Учитель-логопед



Учитель

Индивидуальная коррекционная работа


Научиться верно различать сходные по акустико-артикуляционным свойствам звуки.


Научится правильному употреблению форм множественного числа имён существительных и имён прилагательных.


Научится правильно употреблять предлоги в словосочетаниях и предложениях с опорой на схемы.


Научится согласовывать существительные, прилагательные и глаголы в роде и числе.


Научится составлять рассказ из 3 – 4-х предложений по картинке с опорой на вопросы.


Научится осуществлять звуко-буквенный анализ слов.






*Система оценки. Результативность - оценка достижения планируемых результатов во всех таблицах указывается одним из трех числовых значений соответственно:

0 - планируемые результаты не достигнуты;

1 - достижение планируемых результатов имеет незначительную положительную динамику;

2 - достижение планируемых результатов имеет значительную положительную динамику.





Дата составления АОП: ноябрь 2019 г.


Родитель (законный представитель): ___________________________


Учитель: ___________________________



Специалисты Службы психолого-педагогического сопровождения:


Педагог-психолог: __________________________


Учитель-дефектолог: __________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!