СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана с учетом ФГОС для детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ручеек»



ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете Заведующий МБДОУ

МБДОУ детский сад «Ручеек» детский сад «Ручеек»

Протокол № _ _________ Г.Ю. Потапова

от «___» _______ 20__ года





Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования для детей 5 – 7 лет

с общим недоразвитием речи в

условиях логопункта




на 2018 - 2019 учебный год





Составитель: учитель-логопед

Астафьева Т.Ю.





Р.п. Токаревка 2018 г.

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

1.1.1 Цель и задачи Программы

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы

1.2.Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

1.2.1Планируемые результаты освоения Программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Характеристика детей с ОНР

2.2. Содержание коррекционно-образовательной деятельности в

соответствии направлениями развития ребенка представленными

в пяти образовательных областях.

2.2.1. Речевое развитие

2.2.2 Познавательное развитие

2.2.3.Социально-коммуникативное развитие

2.2.4.Художественно-эстетическое развитие

2.2.5.Физическое развитие

2.3.Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса

2.4. Взаимодействие с семьями дошкольников

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Система коррекционной и образовательной деятельности

3.2 Оборудование и дидактические материалы

3.4. Кадровые условия реализации адаптированной образовательной Программы

3.4 Методическое обеспечение программы

4. Приложение

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации образовательного процесса, выбору и обоснованию основных и парциальных программ, результатам и результативности деятельности. Адаптированная образовательная программа для детей с общими недоразвитием речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ручеек» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в соответствии со следующими нормативными документами:

-Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

- Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина «Коррекция нарушений речи». Москва «Просвещение» 2014г.

- Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Москва «Дрофа» 2010г.

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Рабочая программа рассчитана на 2018-2019 учебный год.

Программа представляет собой адаптированную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения, в котором получают образовательные услуги воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (развитие речи). Программа обеспечивает образовательную деятельность в группах общеразвивающей направленности в соответствии с Основной образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Ручеек».

Программа направлена на создание условий развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи, к которым относится общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом) открывающих возможности для социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Программа направлена на обеспечение развития детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их специфических и индивидуальных особенностей.

Содержание Программы освещает область речевое развитие. Программа направлена на обеспечение достижения обучающимися (воспитанниками) целевых ориентиров в речевом развитии.

Адаптированная образовательная программа для детей с общим недоразвитием речи включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный. В них представлено описание целей, задач, подходов и принципов образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи, результатов освоения образовательной программы дошкольного образования; описание коррекционной деятельности по направлению речевое развитие; характеристика развития детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (от 5 до 7 лет); особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

В программе показано, как, с помощью каких методов, приемов, педагогических технологий, методических пособий, для детей с общим недоразвитием речи реализуется содержание, заложенное во ФГОС дошкольного образования.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с общим недоразвитием речи и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности этих детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. При воспитании и обучении детей с общим недоразвитием речи существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, конкретность и поверхностность мышления, несформированность всех операций речевой деятельности, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, несформированность произвольности и целенаправленности всех видов деятельности, низкая работоспособность. Поэтому разработка адаптированной программы, учитывающей специфику воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи, посещающих группы общеразвивающей направленности учреждения, является актуальной.

Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом и психическом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

«ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ»

Цель реализации «Программы» ― проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ОНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности, возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников ДОУ в школе и их интеграции в общеобразовательном учреждении.

Коррекционно-образовательный процесс представлен в «Программе» как целостная структура, а сама «Программа» является комплексной.

«Программа» разработана для дошкольников с ОНР, поэтому ее целесообразно использовать как основу для организации коррекционно-образовательного процесса при ОНР у детей, а также в ходе проектирования индивидуальных образовательных маршрутов. «Программа» направлена на:

  • создание условий сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому;

  • своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, обеспечении квалифицированной коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • создание развивающей коррекционной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с ОВЗ.


Задачи реализации программы:

  1. Формирование лексико-грамматических средств языка:

- уточнение и расширение объема пассивного словаря импрессивной речи;

- уточнение и расширение объема номинативного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи;

-уточнение понимания обобщающих значений слов и формирование обобщающих понятий;

- совершенствовать навыки употребления грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.

  1. Развитие фонематической системы речи.

- развитие фонематического слуха и внимания;

- выработка и совершенствование навыков произношения и дифференциации звуков;

- формирование слоговой структурой слова.

  1. Развитие фонетической стороны языка.

-формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох;

-развивать силу, динамику и модуляцию голоса;

-активизировать движения артикуляторного аппарата;

-воспитывать умеренный темп речи;

-развивать интонационную выразительность и ритмичность речи.

  1. Развитие связной речи и речевого общения.

  1. Развитие общей и мелкой моторики.

  2. Развитие психических функций.


Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с ОНР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей образовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания


Основные направления коррекционно-развивающей работы.


  • Развитие словаря (развитие импрессивной и экспрессивной речи);

  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

-развитие просодической стороны речи;

-коррекция произносительной стороны речи;

-работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слова;

-совершенствование фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза.

  • Обучение элементам грамоты.

  • Развитие связной речи и навыков речевого общения.

  • Развитие психических функций.

  • Сенсорное развитие.

  • Развитие мелкой и общей моторики.


Целевые ориентиры.


  • Развивать произвольность и формировать основные компоненты мыслительной деятельности детей;

  • Способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности, накоплению знаний;

  • Поддерживать положительное эмоциональное состояние детей в течение всего занятия;

  • Совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, ручной и артикуляционной моторики;

  • Расширять возможности понимания детьми речи параллельно с расширением их представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности;

  • Обогащать номинативный, предикативный и адъективный словарь импрессивной и экспрессивной речи;

  • Формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи;

  • Формировать возможности участия детей в диалоге, формировать у них монологическую речь;

  • Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функции;

  • Осуществлять коррекцию фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы;

  • Создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы.

1.1.2.Система коррекционной работы построена с учетом основных  принципов:

- принцип развивающего обучения (формирование зоны ближайшего развития);

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

-принцип природоосообразности, заключающийся в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей;

- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи, применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

- онтогенетический принцип, учитывающий общность развития нормально развивающихся детей и детей с ФФН и ОНР;

- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;

- принцип индивидуальности;

- принцип доступности;

- принцип интеграции. Реализация данного принципа способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает взаимодействие в работе учителя-логопеда с воспитателями и специалистами МБДОУ.

Программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования речевого развития. Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель- логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом.

1.2. Целевые ориентиры

Работа по коррекции и развитию речи строится по основным направлениям:

- развитие артикуляционного и голосового аппарата;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса процессе нормализации звуковой стороны речи;

- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

- развитие диалогической и монологической речи.

1.2.1. Планируемые результаты освоения программы

Ребенок:

-владеет правильным, отчетливым звукопроизношением;

- умеет членить слова на слоги, слоги на звуки;

- умеет объединять слоги и звуки в слова;

- умеет определять место звука в слове, проводить слоговой и звуковой анализ слов;

- умеет выделять звук из состава слова; находить в предложении слова с заданным звуком;

- умеет различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные;

- умеет различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- знает основных способов словообразования;

- умеет участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища;

- умеет составлять простые и распространенные предложения, интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком в конце предложения; членить предложение на слова;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

- умеет пользоваться основными способами словообразования;

-умеет связно, последовательно, логично, выразительно, грамматически правильно,

выражать свои мысли, пересказывать небольшие литературные произведения,

составлять рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

2. Содержательный раздел


Характеристика диагноза - Общее недоразвитие речи:

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефект произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности


Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития

(по Р.Е. Левиной)

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. В то же время нельзя говорить о полном отсутствии у них вербальных средств коммуникации. Этими средствами для них являются отдельные звуки и их сочетания — звуко-комплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («кóка» — петушок, «кóй» — открой, «дóба» — добрый, «дáда» — дай, «пи» — пить), отдельные слова, совпадающие с нормами языка. Звукокомплексы, как правило, используются при обозначении лишь конкретных предметов и действий. При воспроизведении слов ребенок преимущественно сохраняет корневую часть, грубо нарушая их звуко-слоговую структуру.

Многоцелевое использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с этими предметами. Например, слово «кóка», произносимое с разными интонацией и жестами обозначает «петушок», «кукарекает», «клюет», что указывает на ограниченность словарного запаса. Поэтому ребенок вынужден активно использовать паралингвистические средства общения: жесты, мимику, интонацию.

При восприятии обращенной речи дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию и мимику взрослого. Это позволяет им компенсировать недостаточное развитие импрессивной стороны речи. В самостоятельной речи отмечается неустойчивость в произношении звуков, их диффузность. Дети способны воспроизводить в основном одно-двусложные слова, тогда как более сложные слова подвергаются сокращениям («пáкади» — собака сидит, «атó» — молоток, «тямакó» — чай с молоком). Наряду с отдельными словами в речи ребенка появляются и первые словосочетания. Слова в них, как правило, употребляются только в исходной форме, так как словоизменение детям еще не доступно. Подобные словосочетания могут состоять из отдельных правильно произносимых двух-, трехсложных слов, включающих звуки раннего и среднего онтогенеза («дять» — дать, взять; «ки́ка» — книга; «пáка» — палка); «контурных» слов из двух-трех слогов («атóта» — морковка, «тяпáт» — кровать, «тя́ти» — мячик); фрагментов слов-существительных и глаголов («ко» — корова, «Бéя» — Белоснежка, «пи» — пить, «па» — спать); фрагментов слов-прилагательных и других частей речи («босё» — большой, «пакá» — плохой); звукоподражаний и звукокомплексов («ко-ко», «бах», «му», «ав») и т. п.


Общая характеристика детей со вторым уровнем речевого развития

(по Р.Е. Левиной)

Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы: «Да пить мокó» — дай пить молоко; «бáскаатáтьни́ка» — бабушка читает книжку; «дадáй гать» — давать играть; «во изи́ асáнямя́сик» — вот лежит большой мячик. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать: «тиёза» — три ежа, «мóгаку́каф» — много кукол, «си́някадасы́» — синие карандаши, «лёт бади́ка» — льет водичку, «тáсинпетакóк» — красный петушок и т. д.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тиди́т а ту́е» — сидит на стуле, «щи́т а тóй» — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» — Валин папа, «али́л» — налил, полил, вылил, «гибы́ суп» — грибной суп, «дáйкахвот» — заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» — муравей, жук, паук; «тю́фи» — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. («юкá» — рука, локоть, плечо, пальцы, «сту́й» — стул, сиденье, спинка; «миска» — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; «ли́ска» — лисенок, «мáнькавóйк» — волченок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: «Дандáс» — карандаш, «аквáя» — аквариум, «виписéд» — велосипед, «мисанéй» — милиционер, «хади́ка» — холодильник.


Общая характеристика детей с третьим уровнем речевого развития

(по Р.Е. Левиной)

Для данного уровня развития речи детей характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов, например: «бéйкамóтлит и не узнáйа» — белка смотрит и не узнала (зайца); «из тубы́ дым тойбы́, потаму́тахóйдна» — из трубы дым валит столбом, потому что холодно. В высказываниях детей появляются слова, состоящие из трех-пяти слогов («аквáиюм» — аквариум, «таталли́ст» — тракторист, «вадапавóд» — водопровод, «задигáйка» — зажигалка).

Специальные задания позволяют выявить существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах («взяла с я́сика» — взяла из ящика, «тли ведёлы» — три ведра, «коёбкалези́т под сту́ла» — коробка лежит под стулом, «нет коли́чнаяпáлка» — нет коричневой палки, «пи́ситламáстел, кáситлу́чком» — пишет фломастером, красит ручкой, «лóжит от тóя» — взяла со стола и т. п.). Таким образом, формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер и по-прежнему характеризуется наличием выраженных нарушений согласования и управления.

Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют простые уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названия некоторых профессий, приставочные глаголы и т. д., соответствующие наиболее продуктивным и частотным словообразовательным моделям («хвост — хвостик, нос — носик, учит — учитель, играет в хоккей — хоккеист, суп из курицы — куриный и т. п.»). В то же время они не обладают еще достаточными когнитивными и речевыми возможностями для адекватного объяснения значений этих слов («выключатель» — «клю́чит свет», «виноградник» — «он сáдит», «печник» — «пéчка» и т. п.). Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики. Так, дети часто подменяют операцию словообразования словоизменением (вместо «ручище» — «руки», вместо «воробьиха» — «воробьи» и т. п.) или вообще отказываются от преобразования слова, заменяя его ситуативным высказыванием (вместо «велосипедист» — «который едет велисипед», вместо «мудрец» — «который умный, он все думает»). В случаях, когда дети все-таки прибегают к словообразовательным операциям, их высказывания. изобилуют специфическими речевыми ошибками, такими, как: нарушения в выборе производящей основы («строит дома — дóмник», «палки для лыж — пáлные), пропуски и замены словообразовательных аффиксов («трактори́л — тракторист, чи́тик — читатель, абрикóснын — абрикосовый» и т. п.), грубое искажение звуко-слоговой структуры производного слова («свинцовый — свитенóй, свицóй»), стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса («гороховый — горóхвый», «меховой — мéхный» и т. п.). Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.

Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением (вместо «одежда» — «пальты́», «кóфнички» — кофточки, «мебель» — «разные стóлы», «посуда» — «ми́ски»), незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых (носорог — «корова», жираф — «большая лошадь», дятел, соловей — «птичка», щука, сом — «рыба», паук — «муха», гусеница — «червяк») и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля и т. п. («посуда» — «миска», «нора» — «дыра», «кастрюля» — «миска», «нырнул» — «купался»).

Наряду с лексическими ошибками у детей с III уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Ее недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребенка, с неумением выделить главные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью четкого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или о событиях из собственной жизни, дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.

В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: персеверации («неневи́к» — снеговик, «хихии́ст» — хоккеист), антиципации («астóбус» — автобус), добавление лишних звуков («мендвéдъ» — медведь), усечение слогов («мисанéл» — милиционер, «ваправóт» — водопровод), перестановка слогов («вóкрик» — коврик, «восóлики» — волосики), добавление слогов или слогообразующей гласной («корáбыль» — корабль, «тыравá» — трава). Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук, не всегда могут правильно определить наличие и место звука в слове и т. п. Задания на самостоятельное придумывание слов на заданный звук не выполняют.

Дети различных возрастных категорий могут иметь качественно неоднородные уровни речевого развития. Поэтому при выборе образовательного маршрута, определяемого требованиями «Программы», следует учитывать не только возраст ребенка, но и уровень его речевого развития, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.

2.2. Содержание коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка представленными в пяти образовательных областях.

Образовательная область «Речевое развитие» выдвинута на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности. Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.


2.2.1. Образовательная область «Речевое развитие»


Старший дошкольный возраст 5-6 лет

Развитие словаря:

- Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

- Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

- Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

- Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

- Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

- Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

- Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи словсинонимов и слов-антонимов.

- Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

- Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

- Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

- Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.

- Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

- Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

- Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

- Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

- Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).


Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

- Развитие просодической стороны речи

- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

- Закрепить навык мягкого голосоведения.

- Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

- Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. Коррекция произносительной стороны речи

- Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

- Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

- Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

- Работа над слоговой структурой слова

- Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.

- Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

- Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

- Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.

- Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

- Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

- Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

- Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

- Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

- Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

- Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

- Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий.

- Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

- Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.


Развитие связной речи и речевого общения:


- Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

- Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

- Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

- Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

- Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.


Старший дошкольный возраст 6-7 лет

Развитие словаря:

- Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.

- Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.

- Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словамисинонимами.

- Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.

- Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.

- Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.

- Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.

- Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

- Закрепить понятие слово и умение оперировать им.


Совершенствование грамматического строя речи:

- Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.

- Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

- Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

- Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

- Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.

- Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.

- Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

- Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.

- Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

- Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.


Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:

- Развитие просодической стороны речи

- Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.

- Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.

- Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.

- Учить говорить в спокойном темпе.

- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

- Коррекция произносительной стороны речи.

- Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.

- Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

- Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.

- Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза

- Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.

- Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения.

- Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.

- Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

- Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза

- Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

- Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.

- Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.


Обучение грамоте:

- Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

- Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

- Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики;

- «печатания»; лепки их из пластилина.

- Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

- Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.

- Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.


Развитие связной речи и речевого общения:

- Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

- Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

- Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.

- Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

- Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.

- Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

- Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.


2.2.2 Познавательное развитие

В области познавательного развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей, развития представлений в разных сферах знаний, об окружающей действительности.

Создание насыщенной предметно-пространственной среды, стимулирующей познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами.

Создание возможности для развития у детей общих представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих представлений в естественнонаучной области, математике, экологии. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.

Знакомство с социокультурным окружением предполагает знакомство с названиями улиц, зданий, сооружений, организаций и их назначением, с транспортом, дорожным движением и правилами безопасности, с различными профессиями людей.

Усвоение детьми ценностей, норм и правил, принятых в обществе, лучше всего происходит при непосредственном участии детей в его жизни, в практических ситуациях, предоставляющих поводы и темы для дальнейшего обсуждения. Широчайшие возможности для познавательного развития предоставляет свободная игра. Следуя интересам и игровым потребностям детей, взрослые создают для нее условия, поддерживают игровые (ролевые) действия, при необходимости предлагают варианты развертывания сюжетов, в том числе связанных с историей и культурой, а также с правилами поведения и ролями людей в социуме.

Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного учения в школе и дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось позитивными эмоциями - радостью и удовольствием. Предлагая детям математическое содержание, нужно также иметь в виду, что их индивидуальные возможности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер. По завершении этапа дошкольного образования между детьми наблюдается большой разброс в знаниях, умениях и навыках, касающихся математического содержания.

В соответствии с принципом интеграции образовательных областей Программа предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами Программы. Особенно тесно математическое развитие в раннем и дошкольном возрасте связано с социально-коммуникативным и речевым развитием.

Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст взаимодействия в конкретных ситуациях.

Воспитатели систематически используют ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий «сначала это, потом то...» (ход времени, развитие сюжета в сказках и историях, порядок выполнения деятельности и др.), способствуют формированию пространственного восприятия (спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т. п., осуществляя при этом речевое сопровождение.

Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях музыкой и танцами, движением и спортом.

На музыкальных занятиях при освоении ритма танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми осуществляется вербализация математических знаний, например фразами «две ноги и две руки», «встать парами», «рассчитаться на первый и второй», «в команде играем вчетвером»; «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»; «встаем в круг» и др. Математические элементы могут возникать в рисунках детей (фигуры, узоры), при лепке, конструировании и др. видах детской творческой активности. Воспитатели обращают внимание детей на эти элементы, проговаривая их содержание и употребляя соответствующие слова- понятия (круглый, больше, меньше, спираль - о домике улитки, квадратный, треугольный - о рисунке дома с окнами и т. п.).

У детей развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т. п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения (например, больше - меньше, толще - тоньше, длиннее - короче, тяжелее - легче и др.); применять основные понятия, структурирующие время (например, до - после, вчера - сегодня - завтра, названия месяцев и дней); правильно называть дни недели, месяцы, времена года, части суток.

Дети получают первичные представления о геометрических формах и признаках предметов и объектов. У детей формируются представления об использовании слов, обозначающих числа. Они начинают считать различные объекты (например, предметы, звуки и т. п.) до 10, 20 и далее, в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Развивается понимание соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым символом.

Развивается умение применять такие понятия, как «больше, меньше, равно; Программа оставляет Организации право выбора способа формирования у воспитанников математических представлений, в том числе с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, используемых вариативных образовательных программ.


2.2.3.Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;

- развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационносоциальной компетентности;

- развития игровой деятельности;

В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям: Взрослые создают условия для формирования у ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.

В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности:

У детей с самого раннего возраста возникает потребность в общении и социальных контактах. Первый социальный опыт дети приобретают в семье, в повседневной жизни, принимая участие в различных семейных событиях. Уклад жизни и ценности семьи оказывают влияние на социально-коммуникативное развитие детей. Взрослые создают в Организации различные возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностно-развивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Это способствует развитию у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека, чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по деятельности мнения и действия. Взрослые помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания. Способствуют формированию у детей представлений о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др., таким образом создавая условия освоения ребенком этических правил и норм поведения. Взрослые предоставляют детям возможность выражать свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта. Эти возможности свободного самовыражения играют ключевую роль в развитии речи и коммуникативных способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно выражать свои мысли, развивают готовность принятия на себя ответственности в соответствии с уровнем развития.

Интерес и внимание взрослых к многообразным проявлениям ребенка, его интересам и склонностям повышает его доверие к себе, веру в свои силы. Возможность внести свой вклад в общее дело и повлиять на ход событий, например, при участии в планировании, возможность выбора содержания и способов своей деятельности помогает детям со временем приобрести способность и готовность к самостоятельности и участию в жизни общества, что характеризует взрослого человека современного общества, осознающего ответственность за себя и сообщество. Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: при возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт самостоятельно и помогая им только в случае необходимости. В различных социальных ситуациях дети учатся договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты. Взрослые способствуют освоению детьми элементарных правил этикета и безопасного поведения дома, на улице. Создают условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к окружающей природе, рукотворному миру, а также способствуют усвоению детьми правил безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и примере других, сопровождая собственные действия и/или действия детей комментариями.

В сфере развития игровой деятельности:

Взрослые создают условия для свободной игры детей, организуют и поощряют участие детей в сюжетно-ролевых, дидактических, развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддерживают творческую импровизацию в игре. Используют дидактические игры и игровые приемы в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.


2.2.4.Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества;

- развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;

- приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.

В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества:

приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности. Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности разными органами чувств.

Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.

Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации.

В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла:

Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.

В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.

В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) - создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.

В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре - языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей.


2.2.5.Физическое развитие

В области физического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

- становления у детей ценностей здорового образа жизни;

- развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

- приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности; -формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни:

Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр.

Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.

В сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о спорте

Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.

Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри помещения так и на внешней территории (горки, качели и т. п.), подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной системы детского организма.

Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не наносящего ущерба организму выполнения основных движений.

Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным видам спорта.



Таким образом, разработанная в соответствии с ФГОС ДО «Программа» направлена на:

  • охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее развитие, коррекцию нарушений речевого развития;

  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;

  • раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в организации всех форм образовательной деятельности и формирование уровня готовности к школе;

  • использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с ОНР модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития;

  • реализацию преемственности содержания общеобразовательных программ дошкольного.

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.







2.3. Взаимодействие участников коррекционно-образовательного процесса

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в кор­рекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педа­гогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние ча­сы, а также во время организованной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно за­крепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.



2.3.1 Учитель-логопед

Основное содержание коррекционно-развивающей работы реализуется посредством включения нескольких направлений, представленных в схеме ниже.


Содержание коррекционно-развивающей работы

Коррекция нарушений и развитие устной речи детей с общим недоразвитием речи

Формирование неречевых навыков и функций

 

I Этап – подготовительный.

1. Нормализация мышечного тонуса. Развитие общей, мимической и артикуляционной мускулатуры с использованием логопедического массажа.

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики.

3. Нормализация голоса по силе, по высоте, по тембровым характеристикам, работа над интонационной выразительностью речи.

4. Нормализация речевого дыхания.

5.Нормализация просодической стороны речи.

6. Нормализация мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика.

7. Развитие мимики.

II Этап - выработка новых произносительных умений и навыков.

1. Продолжение упражнений первого этапа.

2. Выработка основных артикуляционных укладов.

3. Работа по коррекции нарушений произносительной стороны речи.

4. Уточнение и развитие фонематического слуха.

5. Автоматизация поставленного звука в спонтанной речи.

6. Дифференциация поставленного звука в соотношении с оппозиционными фонемами.

III Этап - выработка коммуникативных умений и навыков, формирование навыков самоконтроля.

IV Этап – преодоление общего недоразвития речи.

1. Активизация и расширение словаря. Продолжается закрепление правильного произношения на материале слов различ­ной слоговой структуры с осознанием значения и смысла слов.

2. Коррекция грамматических расстройств. Практическое овладение грамматическим строем языка; выработка навыков и уме­ний грамматического оформления речево­го материала:



1.Развитие зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного мышления и ассоциативного мышления.

2.Развитие изобразительно-графических способностей и зрительно-моторных координаций.

3.Развитие способности воспринимать и воспроизводить определенную последовательность стимулов.

4.Развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

5.Развитие логического мышления.

6.Развитие формообразующих движений.

7. Развитие мелкой моторики кисти рук, графо-моторных навыков.






Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5 – 6 лет


III уровня речевого развития


Период

Основное содержание работы

I

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Развитие лексико-грамматических средств языка

Учить детей вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи спит, спят, спали, спала).

Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).

Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:

# существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»;

# существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».

Формировать навык составления короткого рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’].

Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.

Подготовка к овладению элементарными

навыками письма и чтения

Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.

Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа.

Л е к с и ч е с к и е т е м ы: «Игрушки», «Овощи», «Осень», «Фрукты», «Дом», «Геометрические фигуры», «Мебель», «Грод, поселок»

II

Декабрь, январь, февраль, март

Формирование лексико-грамматических

средств языка

Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.

Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т. д.).

Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.

Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» – «лежит» – «лежу»).

Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» «иду» «идешь» «идем».

Учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).

Расширять навык построения разных типов предложений.

Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов.

Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

Л е к с и ч е с к и е т е м ы: «Семья», «Посуда», «Зима», «Новый год», «Домашние животные», «Дикие животные», «Зоопарк», «Транспорт», Одежда», «Рыбы»

Формирование произносительной стороны речи

Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.

Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.

Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость; твердость – мягкость.

Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’].

Подготовка к овладению элементарными

навыками письма и чтения

Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.

Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова.

Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

III

Март

Апрель, май

Формирование лексико-грамматических

средств языка

Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» «подъехал» «въехал» «съехал» и т. п.).

Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-).

Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные («волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- – -оньк-.

Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами («добрый» «злой», «высокий» «низкий» и т. п.).

Уточнять значения обобщающих слов.


Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже:

# с основой на твердый согласный («новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.);

# с основой на мягкий согласный («зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.).

Расширять значения предлогов: к употребление с дательным падежом, от – с родительным падежом, с со – с винительным и творительным падежами.

Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах.

Учить составлять разные типы предложений:

# простые распространенные из 5–7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний);

# предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»;

# сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (я хочу, чтобы!..).

Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога («встретил брата» «встретился с братом»; «брат умывает лицо» «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» «мама сварила суп»).

Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи («два» «три» «четыре»).

Учить выделять предлог как отдельное служебное слово.

Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна.

Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш,. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»).

Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.).

Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Л е к с и ч е с к и е т е м ы: «Женский праздник», «Профессии», «Деревья», «Насекомые», «Птицы», «Весна», «Цветы», «Ягоды», «Грибы», «Электроприборы».

Формирование произносительной стороны речи

Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] – [з], [р] – [л], [ы] – [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях.

Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] – [з]), по твердости-мягкости ([л] – [л’], [т] – [т’]), по месту образования ([с] – [ш]).

Подготовка к овладению элементарными

навыками письма и чтения

Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лаклик»).



2.3.2. Воспитатели:

- Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия  на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности  (различные  дидактические, подвижные игры для развития речи).

- Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание  детьми  картин и беседы по вопросам.  Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется  при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.

- Проведение  повседневного наблюдения  за состоянием речевой деятельности детей, осуществление   контроля  за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных  на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.

- Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.

2.3.3. Педагог-психолог:

Основные функции педагога-психолога заключаются в создании условий, способствующих охране психического и физического здоровья детей с ОВЗ, обеспечение эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей каждого ребёнка.

Педагог-психолог:

· разрабатывает мероприятия по улучшению психолого-педагогических условий пребывания воспитанников в ДОУ;

· обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие воспитанников в ходе непрерывного воспитательно-образовательного процесса;

· содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка;

· контролирует психическое развитие воспитанников;

· оказывает практическую помощь воспитанникам, родителям,
педагогическому коллективу в решении конкретных педагогических и
воспитательно-образовательных задач.

Работа педагога-психолога осуществляется по следующим направлениям:

· диагностическое;

· консультативное;

· психопросветительное и психопрофилактическое;

· коррекционное.


2.3.4. Музыкальный руководитель:

- выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки

- работа по активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, развития “мышечного чувства”, развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

- пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры.

- музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве,

- упражнения на различение музыкальных звуков по высоте.


2.4. Взаимодействие с семьями дошкольников

После проведения логопедического обследования  логопед  предоставляет  родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых  и  неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее  учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

Программа предусматривает:

- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для  родителей  в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные  консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);

- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;

- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,

систематические занятия с ребёнком  дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по  автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;

- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия,  формирование интереса ребёнка  к собственной речи  и желания научиться говорить правильно.


3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ


3.1. Система коррекционной и образовательной деятельности

Организация коррекционной и образовательной деятельности с детьми с общим недоразвитием речи, посещающими группы общеразвивающей направленности, осуществляется в соответствии с ООП ДОУ. Объем образовательной нагрузки определяется учебным планом в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней, установленными действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами (Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»).

Организация деятельности логопеда в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. При организации коррекционно-образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные ООП ДОУ, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.

Логопедическое обследование проводится с 3 по 14 сентября, с 15 по 31 мая.  Логопедические  занятия начинаются с 17 сентября.

Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий  не предусмотрено  специального времени для проведения фронтальной деятельности  учителя – логопеда.  

Форма организации обучения в подвижных микрогруппах и индивидуальная.

Продолжительность занятий с детьми:

ФН – от 3 до 6 месяцев;

ФФН и ФН (с дизартрическим компонентом)– 1 год

ОНР-(с дизартрическим компонентом) 1 -2 года.

Выпуск детей проводится по результатам ПМПК 

Коррекционные занятия:

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.

ФН и ФН (с дизартрическим компонентом) – 2 раза в неделю;

ФФН(с дизартрическим компонентом) – 2 раза в неделю;

ОНР(с дизартрическим компонентом)– 2-3 раза в неделю.

На работу с одной подгруппой детей в старшей группе – 20 минут, в подготовительной к школе – 30. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми.

В ДОУ в 2018-2019 учебном году по результатам ПМПК в мае 2018 года на логопункт зачислено 10 человек:

С ФФН дизартрическим компонентом–9 чел.(2–из старшей группы, 7–подг.группы)

С ОНР 3 ур.дизартрическим компонентом -1 чел(1- из подготовительной группы)

Всего детей с ОВЗ – нарушение речи – 10 человек

(Приложение 1)

3.2 Оборудование и дидактические материалы:

1. Зеркало.

2. Стулья для занятий у зеркала.

3. Комплект зондов для постановки звуков.

4. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

5. Спирт.

6. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и лепестки цветов и т. п. )

7. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).

8. Материал для обследования.

9. «Мой букварь».

10. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

11. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.

12. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изучаемым темам

13. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

14. Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.

15. Материал для формирования навыков звукового и слогового анализа и синтеза


3.3. Кадровые условия реализации адаптированной образовательной программы

Главной задачей в работе с детьми с речевыми нарушениями является нормализация звуковой стороны речи. Для того чтобы эффективно реализовать поставленные цели, необходим профессиональный, имеющий представление об особенностях работы с детьми с ОВЗ педагогический состав.

Педагогический штат учреждения представлен в следующем виде:

Руководитель: Потапова Г.Ю.

Учитель-логопед: Астафьева Т.Ю.

Педагог-психолог(по согласованию) – Еременко Е.Ю.

Воспитатели подготовительной к школе группы: Афанасьева Л.В., Шиндяпина И.А.


3.4 Методическое обеспечение программы:

1. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.

2.Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». Москва «Просвещение» 2014г.

3. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».Москва «Дрофа»2010г.

4. В.В. Докутович, Л.Е. Крыласова «Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения». Волгоград «Учитель» 2012г.

5. Н.Э.Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет» 1-4часть ООО «Издательство ГНОМ» Москва 2009г.

6. Н.Ю. Костылева «200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5-6 лет» Астрель Москва 2005г.

7. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина «Готов ли ваш ребенок к школе?» Сборник тестов. Москва «Росмэн» 2002г.

8.О.Г. Приходько «Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи» С.-Петербург «Каро» 2010г.

9. Н.В. Рыжова «Развитие речи в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2010г.

10.О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!» С.-Петербург «Литера» 2012г.

11.Г.П. Шалаева «Большая книга логических игр» Москва «АСТ СЛОВО» 2011г

12. О.Г. Ивановская, Л.Я Гадасина «Логопедические занятия с детьми 6-7 лет» С.-Петербург «КАРО» 2004г.

13. И.С. Лопухина «Речь, ритм, движение». С.-Петербург «КОРОНА»2004г.

14. М.А. Поваляева «Справочник логопеда».Ростов-на-Дону «Феникс» 2007г.

15. З.И. Курцева «Ты – словечко, я - словечко» Москва «Баласс» 2006г.

16. З.И Репина «Уроки логопедии» Екатеринбург «Литур» 2002г.

17. О.И. Новиковская «Логопедическая грамматика» С.-Петербург «КОРОНА» 2004г.

18. Е.М. Косинова «Уроки логопеда» Москва «Эксмо» 2011г.

19. О.И.Иванова, Г.Н. Короткова «Развитие речи у детей в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2008г.

20. М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения». Москва «Просвещение» 1971г

21.Альбомы по автоматизации звуков:

- Л.А. Комарова «Автоматизация звука Рь» ООО «Издательство ГНОМ» Москва 2009г.

- Л.А. Комарова «Автоматизация звука Р» ООО «Издательство ГНОМ» Москва 2009г.

-- Л.А. Комарова «Автоматизация звука Ж» ООО «Издательство ГНОМ» Москва 2009г.

-- Л.А. Комарова «Автоматизация звука Ш» ООО «Издательство ГНОМ» Москва 2009г.

-- Л.А. Комарова «Автоматизация звука З» ООО «Издательство ГНОМ» Москва 2009г.