СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная образовательная программа для детей с умеренной умственной отсталостью 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для учащихся с умеренной умственной отсталостью, 7 класс.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа для детей с умеренной умственной отсталостью 7 класс»

Адаптированная основная общеобразовательная программа


по предметам

Мир растений, Мир животных, письмо, чтение, математика,

изобразительное искусство, ремесло.


в 7 б классе

Пояснительная записка

«Мир растений», «Мир животных».

Ведущее значение для развития высших психических функций приобретает развитие речи. В общении ребенка, как с взрослыми, так и со сверстниками проявляются аффективные и интеллектуальные компоненты, которые в совокупности составляют основу его личности. Характеристика процесса речевого развития умственно отсталых детей, которых обучают языку как средству общения,- неотъемлемая часть их личностного развития.

Данный предмет способствует познанию окружающего мира учащихся с умеренной умственной отсталостью. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием детей, в общем, и речевом развитии. Занятия рассматриваются как коррекционные.

Цель предмета: Исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Предмет решает ряд задач, которые способствуют коррекции мышления.

1.Формирование элементарных представлений и понятий.

2.Обучение участию в беседах на различные темы, связанные с жизнью детей.

3.Упражнение в более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия.

В связи с расширением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас, при организации беседы усвоенные слова включаются в речь.

Основным методом обучения является беседа. Речевой деятельностью руководит учитель. Он исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определенных предметах и явлениях, наблюдать, называть предметы, характеризовать их по цвету, размеру, вкусу и запаху, классифицировать по образцу, показу и словесной инструкции. При формулировании ответов на вопросы у учащихся формируется умение правильно строить предложения, передавать содержание простейших сказок, составлять рассказ по серии сюжетных картинок с опорой на вопросы учителя, по опорным словам и иллюстративный материал.

Занятия развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Дети от простого подражания речевым действиям взрослого и частых высказываний различной модальности, благодаря специально выработанным навыкам слушания, говорения поднимаются на уровень инициативного общения с окружающими, через язык перестраивается все их сознание.


Содержание программы

«Мир растений» 1 час в неделю.

«Мир животных» 1 час в неделю.

Умения и навыки.

Группировка предметов по определенным признакам: по цвету, величине, форме, материалу; обозначение признаков предметов.

Дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.

Связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам, касающихся наблюдений учащихся в связи с трудом, просмотренных телепередач, об увиденном по дороге в школу и из школы и т.д.

Последовательный рассказ о выполненном поручении или законченном трудовом процессе, об интересном случае из своей жизни (с помощью вопросов учителя).

Составление простых предложений на основе демонстрируемых действий, по картинкам (сюжетным, по серии), по вопросам учителя, по опорным словам. Распространение предложений с помощью определений и дополнений с использованием вопросов.

Составление коротких рассказов с опорой на вопросы учителя и иллюстративного материала.

Участие в инсценировках и драматизациях.

Участие в праздниках класса и школы.

Умение правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных, простых предложений.

Примерная тематика.

Сезонные изменения в природе. Погода: высота солнца в разное время суток. Признаки лета: теплый летний дождь, жаркая погода, яркое солнце. Называние летних месяцев. Труд людей летом. Детские забавы. Признаки осени: ранняя, золотая, поздняя. Названия осенних месяцев. Труд людей. Признаки зимы: снежная, теплая, малоснежная, холодная. Труд людей. Забавы детей. Названия зимних месяцев. Признаки весны: ранняя, поздняя. Труд людей. Забавы детей. Название весенних месяцев.

Овощи. Свекла, редис. Внешний вид, вкус. Употребление в пищу.

Ягоды. Рябина, калина. Цвет, форма, вкус. Сравнение по окраске, форме, запаху, цвету. Различение. Где растут.

Цветы. Роза, георгин. Название, распознавание.

Раннецветущие растения. Подснежник, ветреница, фиалка и др. Наблюдения за появлением первых цветов. Название, распознавание.

Комнатные растения. Алоэ. Название, распознавание. Польза данного растения для человека. Сравнение комнатных растений и дикорастущих.

Грибы. Подберезовик, лисичка, сыроежка. Название, различение.

Деревья. Ель, береза, сосна, тополь, дуб, клен. Различение. Название.

Растения. Деревья, кустарники, травы. Узнавание, различение.

Домашние животные. Свинья, овца. Особенности внешнего строения. Пища. Уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Дикие животные. Еж, медведь, белка, волк, заяц, лиса. Сходство и различие по внешнему виду. Подготовка диких животных к зиме. Жизнь диких животных зимой и летом.

Дикие птицы. Снегирь, дятел. Внешний вид. Место обитания. Польза, приносимая птицами. Забота о птицах.

Насекомые. Паук, майский жук. Название. Внешний вид, различение.

Рыбы. Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем питаются. Уход за рыбами в аквариуме.

Животные (обобщение): звери, птицы, рыбы, насекомые.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.

Ежедневные наблюдения за погодой. Фиксирование в календаре природы. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда.

Экскурсии в огород, в сад, в парк или лес, к водоему.

Практические работы по посеву семян свеклы и редиса в ящик. Наблюдение за их ростом и развитием. Уход за рыбками в аквариуме.

«Мир растений» 1 час в неделю.

Наименование темы, разделы, блоки, модули

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1.

Сезонные изменения в природе

14

11

3

2.

Овощи.

2

2


3

Ягоды.

3

2

1

4

Грибы.

1

1


5

Цветы.

2

2


6

Раннецветущие растения.

2

2


7

Комнатные растения.

2

1

1

8

Деревья.

4

3

1

9

Растения.

5

4

1

Итого:


35

28

7


«Мир животных» 1 час в неделю.

Наименование темы, разделы, блоки, модули

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Домашние животные.

9

8

1

2

Дикие животные.

13

12

1

3

Рыбы.

3

3


4

Дикие птицы

5

4

1

5

Насекомые.

5

5


Итого:


35

32

3

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

Группировать предметы по определенным признакам: цвету, величине, форме, материалу; обозначать признаки предметов.

Дополнять высказывания собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного.

Связно высказываться по затрагиваемым в беседе вопросам, касающимся наблюдений учащихся в связи с трудом, просмотром телепередач, об увиденном по дороге в школу и из школы и т.д.

Рассказать о выполненном поручении или законченном трудовом процессе, об интересном случае из своей жизни (с помощью вопросов учителя).

Составлять простые предложения на основе демонстрируемых действий, по картинкам (сюжетным, серии картинок), по вопросам учителя, по опорным словам.

Распространять предложения с помощью определений и дополнений с использованием вопросов.

Составлять короткие рассказы с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал.

Правильно употреблять в разговорной речи форм знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных, простых предложений.

Участвовать в инсценировках и драматизациях.

Участвовать в праздниках класса и школы.

Критерии оценивания.

Фамилия учащегося


Группировать предметы по: цвету, величине, форме, материалу; обозначать

признаки предметов.

Дополнять высказывания собеседников.


Отвечать по затрагиваемым

в беседе вопросам.

Составлять простые предложения по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам.

Составлять короткие рассказы с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал.























ЧТЕНИЕ и ПИСЬМО.

Пояснительная записка.

Уроки Письмо и Чтение предусматривают большую пропедевтическую работу. Обучение чтению и письму делится на добукварный и букварный период. Должное место в работе уделяется коррекционным мероприятиям, направленным на сглаживание имеющихся недостатков.

Букварный период.

В этот период решаются следующие задачи обучения чтению и письму.

Развить и активизировать правильную речь.

Способствовать накоплению активного и пассивного словаря детей и уточнению смыслового значения слов.

Учить усвоению соответствующих звуков, выделять, различать их и правильно произносить.

Учить чтению слоговых структур и слов, состоящих из усвоенных слогов, на основе тщательного звукового анализа и синтеза.

Учить письму букв, слов и коротких предложений, составленных из разрезной азбуки, с печатных карточек, соотнесению рукописных и печатных букв, списыванию с классной доски, с прописей и учебника, письму под диктовку с предварительным звукобуквенным анализом.

В работе широко используются дидактические пособия, как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы. Учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому и слитному чтению, много работают с разрезной азбукой, различными таблицами.

Учитель сочетает элементы игры с обучением, строго дозирует материал и обязательно повторяет пройденный материал путем большого количества разнообразных упражнений для закрепления знаний и навыков. Благодаря специально выработанным навыкам слушания, говорения, чтения, письма, учащиеся поднимаются на уровень инициативного общения с окружающими, через язык перестраивается их сознание.

Прежде чем знакомить с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение). Освоение слоговых структур и упражнений в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должно проводится на основе тщательного звукового анализа и синтеза.

Не владеющие речью дети научится читать, и писать за один год не могут, они занимаются по индивидуальному плану. Эти дети приобретают элементарные навыки речевого общения, с ними ведется работа по расширению пассивного словаря, они узнают и запоминают отдельные буквы и находят их по просьбе учителя, по возможности произносят. Они осваивают тетрадь, выполняют обводку элементов букв.

ЧТЕНИЕ (3 часа в неделю).

Умения и навыки

Членение речи на предложения, предложений на слова, слова на слоги. Употребление в речи учащегося слов «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

Различение звуков на слух и в собственном произношении, установление их последовательности в словах.

Анализ слов по звуковому составу и составление их из букв и слогов.

Плавное чтение по слогам слов, предложений, коротких текстов.

Переход к чтению целыми словами простых слов, словосочетаний.

Пересказ прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Примерная тематика.

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, ц, ч.

Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных звонких и глухих, твердых и мягких.

Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов со стечением двух согласных (тра, кни, пле).

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов, книжек малышек.

Переход к слитному чтению простых слов, словосочетаний.

Наименование темы, разделы, блоки, модули

Общее кол-во часов

Практика

1.

Повторение пройденных букв

13

13

2.

Звук и буква Т.

5

5

3

Звук и буква И.

3

3

4

Звук и буква З.

3

3

5

Звук и буква В.

3

3

6

Звук и буква Ж.

4

4

7

Звук и буква Б.

5

5

8

Звук и буква Г.

4

4

9

Звук и буква Д.

5

5

10

Звук и буква Й.

5

5

11

Буква Ь.

4

4

12

Буква и звук Е.

7

7

13

Звук и буква Ё.

6

6

14

Звук и буква Я.

7

7

15

Звук и буква Ю.

7

7

16

Звук и буква Ц.

10

10

17

Звук и буква Ч.

10

10

Итого:


101

101

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

Делить речь на предложения, предложений на слова, слов на слоги.

Употреблять в речи слов «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».

Различать звуки на слух и в собственном произношении, установление их последовательности в словах и слогах.

Анализировать слова по звуковому составу и составлять их из букв и слогов.

Плавно читать по слогам слов, предложений и коротких текстов.

Перейти к чтению целыми словами простых слов, словосочетаний.

Пересказать прочитанный текст по вопросам учителя и самостоятельно.


Критерии оценивания.





Фамилия учащегося



Делить речь на предложения, предложений на слова, слова на слоги.

Составлять слова из букв и слогов.

Плавное чтение по слогам слов, предложений и коротких текстов.


Чтение целыми словами

простых слов.

Пересказать прочитанный

текст по вопросам учителя.

Пересказать прочитанный

текст самостоятельно.



























ПИСЬМО (3 часа в неделю).

Умения и навыки.

Написание строчных и прописных букв.

Списывание слогов, слов, предложений, коротких текстов с доски, таблиц, букваря и карточек.

Работа с деформированным текстом: вставка пропущенной буквы, слога, дописывание целого слова с опорой на картинку.

Запись под диктовку слогов, слов, предложений, коротких текстов.

Практическое различение согласных и гласных звуков и букв.

Умение писать имена и фамилии людей с большой буквы.

Умение писать предложения с большой буквы, ставить точку в конце.

Не ошибиться при письме слов со слогами ча-ща, чу-щу, жи-ши.


Примерная тематика.

Усвоение рукописного начертания изучаемых прописных и строчных букв: Ее, Цц, Чч.

Списывание пропущенной буквы, слога в словах с опорой на наглядность при списывании с доски, с книги.

Дописывание целого слова с опорой на наглядность.

Составление подписей под предметной картинкой, составление фразы под сюжетной картинкой. Работа с кассой.

Самостоятельное составление из букв, слогов, слов и предложений с последующей записью.

Письмо под диктовку слогов, слов, предложений и коротких текстов с предварительным анализом.


Наименование темы, разделы, блоки, модули

Общее кол-во часов

Практика

1.

Повторение изученных элементов букв ш, ы, л, н.

7

7

2.

Строчная и прописная буква Р

1

1

3

Строчная и прописная буква К.

1

1

4

Строчная и прописная буква П.

4

4

5

Строчная и прописная буква Т.

1

1

6

Строчная и прописная буква И

1

1

7

Строчная и прописная буква З.

5

5

8

Строчная и прописная буква В.

8

8

9

Строчная и прописная буква Ж.

4

4

10

Строчная и прописная буква Б.

4

4

11

Строчная и прописная буква Г.

6

6

12

Строчная и прописная буква Д.

7

7

13

.Буква Й согласная

4

4

14

.Буква Ь.

4

4

15

Строчная и прописная буква Е

6

6

16

Строчная и прописная буква. Ё

6

6

17

Строчная и прописная буква Я

6

6

18

Строчная и прописная буква Ю.

6

6

19

Строчная и прописная буква Ц.

11

11

20

Строчная и прописная буква Ч.

10

10

Итого:


102

102


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.99

Учащиеся должны уметь:

Написать строчные и прописные буквы. (Ее, Ёё, Цц, Чч).

Списывать слоги, слова, предложения с таблиц, классной доски, с букваря и карточек.

Работать с деформированным текстом: вставлять пропущенную букву, слог, дописывать целое слово с опорой на картинку.

Писать предложения с большой буквы, ставить точку в конце.

Писать большую букву в именах людей.

Записывать под диктовку слоги, слова, предложения, короткие тексты.

Правильно писать слова со слогами ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Критерии оценивания.

Фамилия учащегося



Написать строчные и

прописные буквы.

Списывать слоги, слова, предложения

с букваря.

Списывать слоги, слова, предложения с доски.

Вставлять пропущенную

букву, слог, дописывать

целое слово с опорой на

картинку.

Писать предложения с большой буквы, ставить точку в конце.


Писать слова со слогами

ча-ща, чу-щу, жи-ши.


Писать большую букву в

именах людей.


Записывать под диктовку

слоги, слова, предложения, короткие тексты.
































МАТЕМАТИКА (3 часа в неделю).

Пояснительная записка.

У детей с умеренной умственной отсталостью наибольшие трудности возникают при обучении счету. Подлинного понятия о числе и о составе числа создать у этих учащихся не удается. В основном они лишь механически заучивают порядковый счет. С большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к отвлеченному счету для них недоступен. Им доступны задачи на наглядном материале в пределах 10 в одно действие. Однако в бытовых ситуациях они в состоянии выполнять примитивные денежные операции, пользоваться монетами (купить билет в транспорте, сделать мелкую покупку в магазине, в киоске).

Обучать, возможно, счету лишь на наглядной практической основе. Под руководством учителя могут выполнить практические манипуляции с такими конкретными предметами, как карандаши, тетради, книги, палочки и т.п., и лишь затем произведенные действия оформляются в словах и цифрах.

Содержание учебного материала должно быть простым и понятным, взятым из ближайшего окружения детей и непосредственной детской деятельности. На уроках необходимо использовать разнообразное количество дидактических материалов: классные счеты, цифровые и монетные кассы, шаблоны и трафареты для обводки, счетный раздаточный материал.

Основной задачей обучения математике является пробуждение интереса к математике, через занимательные игры, упражнения, создание увлекательных ситуаций для детей.

Программа предусматривает большой пропедевтический период. В это время даются и уточняются понятия: о величине, количестве, пространстве, времени, слова и понятия, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, стало, вместе, прибавить, отнять. Дети оперируют раздаточным материалом, пользуются наглядными пособиями, тетрадью.

Индивидуальные различия детей могут быть довольно значительными. Отдельные дети испытывают большие трудности в овладении счетом на всем протяжении обучения. Они могут показать большой и маленький предметы, различают группы много и мало, выделяют правильно один предмет.

Необходимо проверять знания учащихся в практической деятельности с предложенными предметами, в дидактических играх. Основные методы работы с учащимися с умеренной умственной отсталостью такие же, как предназначенные для работы с дошкольниками.

Основная форма организации процесса обучения математике является урок. Ведущая форма - дифференцированный и индивидуальный подход. Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений, который доступен большинству учащихся

За время обучения в 1-4 классах учащиеся должны овладеть знаниями и умениями оперировать числами в пределах 10 с помощью конкретных предметов,

устной и письменной нумерацией в пределах 10,

образованием и записью чисел первого десятка,

счетом прямым и обратным,

работой со счетами,

сравнением чисел по величине,

решением примеров и задач в пределах 10 на конкретном материале на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,

записью действий задач с наименованием;

различением элементарного геометрического материала – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Умения и навыки.

Повторение нумерации в пределах 10.

Числа 11 – 13.

Десяток – новая счетная единица. Образование чисел второго десятка как результат счета, их запись.

Десятичный состав числа. Единицы, десятки, их место в числе.

Разложение числа на десятки и единицы и составление числа из десятков и единиц.

Порядковый счет до 13 и обратно.

Присчитывание и отсчитывание по единице. Счет от заданного числа до заданного.

Счет двойками, пятерками.

Сравнение предметных множеств и чисел по величине и чисел по их месту в числовом ряду. Выделение большего и меньшего числа.

Числа однозначные и двузначные (умение узнать, назвать и дать определение)

Работа со счетами, счетной линейкой (от 1 до 20).

Повторение сложения и вычитания в пределах 10. Таблица сложения и вычитания в пределах 10 по возможности.

Сложение и вычитание в пределах 13 на конкретном материале.

Решение примеров в 1 действие без перехода и с переходом через разряд.

Сложение и вычитание с 0.

Решение и составление задач на нахождение суммы и остатка. На уменьшение и увеличение числа на несколько единиц в 1 или 2 вопроса (по возможности).

Оформление задачи: запись слов задача, ответ, запись решения задачи с наименованиями, пояснительным словом и кратким ответом.

Понятия: моложе – старше. Решение задач с данными понятиями.

Мера времени: год – 12 месяцев. Называние месяцев, их последовательность; сутки.

Геометрический материал: Построение отрезка с помощью линейки определенной длины.

Построение прямоугольника по опорным точкам с помощью линейки.

Построение треугольника по опорным точкам с помощью линейки.


Наименование темы, разделы, блоки, модули

Общее кол-во часов

Практика

1.

Повторение.

2

2

2.

Число и цифра.

10

10

3

Порядковые и количественные числительные

8

8

4

Числовой ряд прямой и обратный

4

4

5

Состав числа

4

4

6

Составление и решение примеров в пределах 7- 13.

19

19

7

Составление и решение задач в пределах 7- 13 по картинкам и иллюстрациям.

14

14

8

10- один десяток. Сравнение 1,10.

3

3

9

Нахождение большего и меньшего числа.

7

7

10

Сравнение чисел и действий над ними.

8

8

11

Образование чисел второго десятка.

2

2

12

Присчитывание единиц и десятка.

3

3

13

Работа со счётами и «счётной линейкой».

4

4

14

Решение примеров в 1-2 действия

2

2

15

Решение задач на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

2

2

16

Таблица сложения и вычитания.

4

4

17

Нахождение неизвестного.

3

3

18

Геометрический материал

5

5

19

Мера времени: 12 месяцев, год.

1

1

Итого:


105

105

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

Соотносить числа 10, 11, 12, 13 с количеством.

Называть единицы, десятки, их место в числе.

Раскладывать числа на десятки и единицы и составлять числа из десятков и единиц.

Считать по порядку от 10 до 13 и обратно.

Присчитывать и отсчитывать по единице.

Считать от заданного числа до заданного.

Считать двойками и пятерками.

Сравнивать предметные множества и числа по величине и чисел по месту их в числовом ряду.

Выделять большее и меньшее число.

Называть, узнавать однозначные и двузначные числа.

Складывать, вычитать на конкретном материале в пределах 13.

Решать примеры в одно и два действия без перехода и с переходом через разряд.

Складывать и вычитать нуль.

Решать и составлять задачи на нахождение суммы и остатка на несколько единиц в один и два вопроса (по возможности).

Оформлять задачу: записать слово «задача», «ответ», решать задачу с наименованием, пояснительным словом и кратким ответом.

Работать со счетами, «счетной линейкой» от 0 до 15.

Строить отрезок с помощью линейки определенной длины.

Строить прямоугольник, треугольник с помощью линейки по опорным точкам.

Учащиеся должны знать:

Десяток – новая счетная единица. Десятичный состав числа.

Образование чисел второго десятка как результата счета, их запись.

Меру времени: год – 12 месяцев. Называть месяцы, их последовательность.

Число и цифра 0. Числа 10-13.

Понятие «моложе – старше». Решать задачи с этими понятиями.

Критерии оценивания.

Фамилия учащегося


Записать числовой

ряд от 1 до 13.

Сравнить предметные множества и числа.

Решать примеры в одно действие без перехода и с переходом через разряд, используя счеты, «счетную линейку» от 0 до 15

Построить отрезок с помощью линейки определенной длины.

Построить прямоугольник, треугольник с помощью линейки по опорным точкам.























ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (2 часа в неделю).

Пояснительная записка.

Изобразительное искусство имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию положительных навыков и привычек учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Предмет ставит следующие основные задачи:

Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности путем развития правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.

Находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие.

Ориентироваться в задании, намечать последовательность выполнения рисунка.

Исправлять недостатки моторики, зрительно-двигательной координации, путем использования многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.

Развивать у учащихся интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены 3 вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Прежде чем приступить к занятиям, надо учащихся к ним подготовить.

Подготовительные упражнения.

Их главной задачей является выявление навыков рисования. Важно сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, привить интерес и деятельности.

Учитель использует разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств, на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Надо добиваться осознанного движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Все занятия надо проводить в игровой, занимательной форме. Для этого надо иметь соответствующие дидактические пособия. Игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков.

Декоративное рисование

В процессе занятий учащиеся получают сведении о составлении узоров. Эти занятия должны предшествовать урокам рисования с натуры, т.к. они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

Рисование с натуры.

Рисованию предшествуют наблюдения изображаемого объекта, определение его формы, строения цвета и размера отдельных деталей и их взаимного расположения. Основная задача: научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. Важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой.

Рисование на тему.

Содержание уроков являются изображение явлений окружающей действительности и иллюстрирование сказок. Перед детьми ставится задача изобразить по представлению отдельные предметы, простые по форме и окраске.


Умения и навыки

Рисование по образцу и самостоятельно узоров из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате.

Определение формы и цвета составных частей узора, по возможности определяя структуры узора.

Различение и изображение предметов квадратной, прямоугольной, треугольной, круглой и овальной формы.

Умение определять последовательность выполнения рисунка (по возможности).

Умение соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов. Расположение предметов в определенном порядке.

Передача характерных признаков времени года средствами изобразительного искусства.

Примерная тематика.

Декоративное рисование.

Составление и рисование узора в квадрате (на осевых линиях). Составление и рисование растительного узора в прямоугольнике и квадрате.

Составление узора в полосе (шарф, полотенце, шапочка).

Составление и рисование узора для ткани.

Декоративное оформление открыток к праздничным дням.

Рисование букв.

Рисование с натуры.

Предметы, имеющие геометрическую форму (шкаф, телевизор, ваза).

Рисование дорожных знаков.

Рисование овощей, фруктов, ягод, насекомых (бабочки, жуки, стрекозы), грибов (белый, подосиновик, лисичка, мухомор), весенних цветов (ландыши, мимоза, тюльпаны).

Рисование несложных учебных предметов (тетрадь, книга, портфель, карандаш и т.д.).

Рисование постройки из элементов строительного материала (на усмотрение учителя). 28 24

Рисование на тему.

Времена года. Моя школа (Мой дом) в солнечную и дождливую погоду. Моя любимая игрушка. Школьные праздники. Иллюстрирование сказки (на усмотрение учителя и детей).

Рисование на свободные темы.

Рисование открыток к праздничным дням.

Наименование темы, разделы, блоки, модули

Общее кол-во часов

Практика

3

Тематическое рисование

22

22

4

Декоративное рисование

25

25

6

Рисование с натуры.

23

23

Итого:


70

70

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

Рисовать по образцу и самостоятельно узоров из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате.

Определять форму и цвет составных частей узора, по возможности определяя структуры узора.

Различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, треугольной, круглой и овальной формы.

Определять последовательность выполнения рисунка (по возможности).

Соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов.

Передавать характерные признаки времен года средствами изобразительного искусства.


Критерии оценивания.

Фамилия учащегося

Рисовать по образцу и самостоятельно

предметы из геометрических форм.

Определять последовательность выполнения рисунка.

Соединять в одном сюжетном рисунке изображения

нескольких

предметов.

Передавать

характерные признаки времен года

средствами изобразительного

искусства





















СБО (0,5ч)

Пояснительная записка.










Наименование темы, разделы, блоки, модули

Общее кол-во часов

Практика

1


2


3

4

5

6



7



8


9

10

11

12


13

14



15


16


17

18


19

20


21

.Я и моя семья. Состав семьи учащегося (бабушка, дедушка, мать, отец, брат, сестра). Степень их родства. Личные взаимоотношения

.Имя, фамилия учащегося, возраст..Имена, отчества, фамилии матери, отца и близких родственников.

.Этика общения в семьи.

.Нормы поведения ребенка в повседневной жизни.

.Домашний адрес.

.Правила культуры общения:

- умение обратиться с вопросом,

сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому.

.Правила культуры общения: умение выслушать речь взрослого, умение благодарить за помощь, за услугу. Использование в своей речи «волшебных слов».

.Поведение ребенка в общественных местах: на улице, в кино, в магазине, в транспорте, в театре, на экскурсии.

.Моя школа и мой класс. Адрес и номер школы.

.Работники школы (директор, учителя, медсестра, библиотекарь, повар).

.Правила поведения учащихся в школе.

.Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение.

.Тротуар, движение по тротуару. Движение по тротуару у выездов с дворов домов.

.Экскурсии по улицам. Крупные объекты расположенные вблизи школы.

.Правила поведения на улице.

.Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Правила поведения пассажиров в транспорте.

.Светофор, переход. Элементарные правила дорожного движения и поведение пешеходов.

.Магазины: виды магазинов: промтоварный, продовольственный и супермаркет. Что в них продается. Чтение вывесок магазинов.

.Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер.

.Экскурсии в магазин.

.Буфет, школьная столовая. Правила поведения в буфете и столовой.

.Обслуживающий персонал буфета и столовой.

.Парк, сквер. Отличие леса от парка и сквера. Озеленение городов.

.Значение озеленения для здоровья человека. Охрана зеленых насаждений.

2

2



10

10

Итого:


105

105


Критерии оценивания.

Фамилия учащегося

Рисовать по образцу и самостоятельно

предметы из геометрических форм.

Определять последовательность выполнения рисунка.

Соединять в одном сюжетном рисунке изображения

нескольких

предметов.

Передавать

характерные признаки времен года

средствами изобразительного

искусства




















Ремесло (3 ч)

Пояснительная записка.




Наименование темы, разделы, блоки, модули

Общее кол-во часов

Практика

1.

Ремесло

.Беседа о труде и профессиях: швея, раскройщица, портниха. Знакомство с особенностями урока труда.

.Игла, различные виды игл, хранение игл. Техника безопасной работы с инструментом. Пользование наперстком. .Приемы вдевания нитки в иголку. Закрепление нитки повторением 2-3 стежков на месте.

.Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям. Вышивание по готовым проколам предметов геометрической формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

.Вышивание по готовым проколам несложного рисунка (птичка, флажок, шарик, буква, цифра).

.Оформление детских работ в альбом.

.Сгибание листа бумаги пополам, путем совмещения двух противоположных углов и сторон. Разрезание по сгибу. Изготовление из геометрических фигур аппликаций: дом, елка.

.Сгибание сразу нескольких листов бумаги. Изготовление цепочки из геометрических фигур.

.Хватка инструментов: ножниц, иглы. Синхронность работы рук. Аппликация из геометрических фигур: машина.

.Сгибание листа бумаги вчетверо, по диагонали, по двум диагоналям. Нахождение середины.

.Отрывание кусочков бумаги. Аппликации: «Снеговик», «Подсолнух».

.Сгибание листа в треугольник, посредством отгиба углов и сгиба по диагоналям. «Стаканчик»оригами. Оформление работ.

..Сгибание квадратного листа конвертиком.

.Отгиб кромки листа с 1, 2, 3, 4 сторон по намеченным линиям.

.Изготовление летающих игрушек (самолета, стрелы, планера).

2

2

Итого:


105

105



Критерии оценивания.

Фамилия учащегося

Рисовать по образцу и самостоятельно

предметы из геометрических форм.

Определять последовательность выполнения рисунка.

Соединять в одном сюжетном рисунке изображения

нескольких

предметов.

Передавать

характерные признаки времен года

средствами изобразительного

искусства




















Литература:


  1. Литература, используемая учителем:

1. «Азбука с крупными буквами» Библиотека ЭКСМО-Пресс. Москва, 2002 год.

2. Аксенова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» Изд. Владос, 2002 год.

3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Изд. «Элизе Трейдинг» Москва, 2003 год.

4. Алябьева Е.А. «Коррекционные развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста». Изд. Творческий центр. Москва, 2003 год.

5. Баранников И.А., Варковицкая Л.А. «Русская речь» 1 и 2 части. Москва «Просвещение», 1989 год.

6. Баранников И.А., Варковицкая Л.А. «Русский язык в картинках» в 2 частях. Москва «Просвещение», 1968 г.

7. Бартковский А. «От линии к букве». Изд. «Карапуз» Дмитров, 1995 год.

8. Богатеева З.А. «Занятия аппликацией в детском саду». Москва «Просвещение», 1988 год.

9. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР». Москва Гном – Пресс, 1999 год

10. Воронкова В. В., Коломыткина И. В. «Букварь» Москва «Просвещение», 2002 год.

11. Воронкова «Тетрадь по обучению грамоте» Москва «Просвещение», 2002 год.

12. Гаврина С.Е. Кутявина Н.Л. «Мир природы». Книжка-игрушка от 3-6 лет. Киров, 2002 г.

13. Гербова В.В.«Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет». Москва«Просвещение»,1987 г.

14. Гилевич И.М. Забара Е.А. «Дети с отклонениями в развитии» Методическое пособие. Москва «Аквариум», 1997 год.

15. Горбушина Л.А «Азбука». Москва «Просвещение», 1983 год.

16. Гудилина С.И. «Игровая азбука» Изд. Аквариум ГИППВ, 1999 год.

17. Демонстративный материал для занятий в группах детского сада и индивидуально. «Забавы в картинках». Изд. «Весна». Киров, 2006 год.

18. «Дидактический материал по грамматике, правописанию и развитию речи 2 класс». Москва «Просвещение», 1972 год.

19. Дрезнина М. «Игры на листе бумаги» Москва «Искатель», 1998 год.



Литература, рекомендуемая для учащихся:


1. Воронкова В. В., Коломыткина И. В. «Букварь» Москва «Просвещение», 2002 год.

2. Воронкова «Тетрадь по обучению грамоте» Москва «Просвещение», 2002 год.

3. Капустина Т.М.. «Дидактический материал по математике для 1 класса вспомогательной школы» Москва «Просвещение», 1973 год.

4. Лещинская. Т.Л. «Букваренок» Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Изд. Владос. Москва, 2004 год.

5. Хилько. А. А. «Математика» 1 класс, Москва «Просвещение», 1989 год.

6. Хилько. А. А. «Математика» 2 класс, Москва «Просвещение», 1989 год.

7. Хилько А.А «Тетрадь по обучению математике» Москва «Просвещение», 1992 год.

8. Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. «Развитие речи» 1 класс Издательство «АРКТИ», Москва.2003 год.

9. Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. «Развитие речи» 2 класс Издательство «АРКТИ», Москва.2003 год.

10. Худенко Е.Д., Терехова И.А. «Знакомство с окружающим миром» 3 класс. Изд. «АРКТИ», Москва.2003 г.





  1. Контрольно-измерительные материалы

Цель:

  1. Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

  2. Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.


Структура контрольной работы по выявлению уровня обученности учащихся

Оцениваем различную сумму знаний учащихся в устном, письменном, практическом плане исходя из понятия «верно».

Оценивание знаний учащихся осуществляется по обучаемости детей при овладении учебными предметами по 4 группам учащихся.

1 группа – 10 -15% детей в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

2 группа - 25 -30% детей характеризует более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.

3 группа - 35-40% детей отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам.

4 группа – 10-15% детей обучаются по индивидуальным программам. Для них определяется система минимальных знаний. Обучение их необходимо в целях социальной поддержки.


Критерии оценивания результатов выполнения работы

Нормы оценки знаний, умений и навыков при выполнении устных, письменных

и практических работ учащихся с умеренной умственной отсталостью определяются на основе приведенных характеристик групп.

4 уровень

Выше среднего

Учащиеся выполняют свыше 65% заданий хорошо. Правильно решают предъявляемые им задания в рамках программы, наиболее активны и самостоятельны при выполнении заданий по образцу, показу и словесной инструкции. Получают оценку «Очень хорошо».

3 уровень

Средний

Учащиеся выполняют от 50 – 65% заданий. Задания решают с незначительной помощью учителя, требуются наводящие вопросы для стимулирования деятельности, последовательности выполнения заданий. Самостоятельно выполняют задания по образцу, показу учителя. Получают оценку «Хорошо».

2 уровень

Ниже среднего

Учащиеся выполняют от 35 -50% заданий выполняют совместно с учителем. Реализуют задания в конкретно заданных условиях. Темп продвижения замедленный. Получают оценку «Удовлетворительно».

1 уровень

Низкий

Учащиеся пассивны, инертны, дозволяют учителю выполнять с ним определенные задания.

Показатели самостоятельности учащегося.

1.Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен) !

2.Действие выполняется ребенком:

- со значительной помощью взрослого пп

-с частичной помощью взрослого п

- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) и

- по подражанию или по образцу о

- самостоятельно. с

Степень дифференцированности отдельных действий и операций в деятельности.

  1. Действие сформировано да

2. Действие осуществляется при сотрудничестве взрослого помощь

3. Действие выполняется частично, даже с помощью взрослого частично

4. Действие пока не доступно для выполнения нет