I. Пояснительная записка
1.Рабочая программа учебного предмета «История» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, на основе авторской программы И.М. Бгажноковой (М. Просвещение, 2010) и базисного плана МКОУ СОШ№15 а. Махмуд-Мектеб, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с расстройством аутистического спектра на основе следующих документов:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с расстройством аутистического спектра»;
3. Проект примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с расстройством аутистического спектра, разработанной Российским Государственным Педагогическим Университетом им. А.И. Герцена от 03 апреля 2015 года;
Рабочая программа учебного предмета «История» ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Программы | Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.М. Бгажноковой (М. Просвещение, 2010) |
Учебник | Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества. 7 класс: Учеб .для спец.( коррекц) образоват.учреждений VIII вида- М: Просвещение,2012 |
2. Место учебного предмета в учебном (образовательном) плане
В настоящей рабочей программе на уроки истории в 7 классе отводится 35 часов (1 ч в неделю). В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются базовые учебные действия, представлено календарное планирование в табличной форме ниже.
II. Цели и задачи учебного предмета «История» в 7 классе:
Данная рабочая программа ставит следующие цели:
- изучение исторического материала,
- овладение знаниями и умениями,
- коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
- формирование личностных качеств гражданина.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ |
- усвоить важнейшие факты истории, - создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого, - усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития, - овладеть умением применять знания по истории в жизни, - выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. | - гражданское воспитание учащихся, - патриотическое воспитание, - воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей, - нравственное воспитание, - эстетическое воспитание, - трудовое воспитание, - экологическое воспитание, - правовое воспитание, - формирование мировоззрения учащихся. | - развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы. |
Ⅲ
Общая характеристика учебного предмета.
По данной программе в 2018-2019г . будет обучаться учащийся 7 класса -Курбанов Рамазан.
При характеристике определенной исторической формации раскрываются вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе.
Реализация рабочей программы рассчитана на использовании в учебном процессе элементов таких современных технологий как: личностно-ориентированные, проблемно-ориентированные, индивидуальные, здоровьесберегающие.
На уроках истории используются:
- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащегося: рассказ, объяснение, лекция, беседа; Рассказ учителя сочетается с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделяется умению учащегося выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
- метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала: работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», применяются ИКТ для просмотра и разбора отдельных фрагментов кино, презентаций.
- методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, в рабочей тетради;
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: наблюдение за работой учащегося, устный опрос , выставление поурочной оценки. В ходе реализации рабочей программы по истории на уроках используются следующие формы контроля: индивидуальная, самоконтроль.
Ⅳ. Структура и содержание учебного предмета
Главы | СОДЕРЖАНИЕ |
Введение 1ч | Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории. |
Древняя Русь 56ч | Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской. ., Роды и племена восточных славян и их старейшины. Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Славянская семья и славянский поселок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники. Объединение восточных славян под властью Рюрика. Итогово-обобщающий урок |
Двнерусское государство Киевская Русь 6 ч. | Образование государства восточных славян - Киевской Руси или Древней Руси. Об Аскольде,Дире и и их походах в Византию. Князь Игорь из рода Рюриковичей. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга.Как княгиня ольга отомстила древлянам. Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Итогово-обощающий урок |
Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства. 7 ч. | Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки. Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви под управлением патриарха Константинополя. Священники и проповедники. Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей. Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси. Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «великого Киевского князя» Ростово-Суздальское княжество. Итогово-обобщающий урок |
Русь в борьбе с иноземными завоевателями . 7 ч | Монголо-татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо-татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо-татарских орд под властью Чингисхана. Нашествие монголо-татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Русь под монголо-татарским игом. Монголо-татарское государство Золотая Орда.. Сопротивление русских людей монголо-татарам и против Золотой Орды. Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле. Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский. Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Наследники Дмитрия Донского. Государь всея Руси - Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства - Судебника. Итогово-обобщающий урок |
Единое Московское государство 5 ч. | Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный. Начало правления Ивана Грозного. Близкое окружение царя. Земский собор, реформы Избранной Рады. Воины Ивана Грозного с западными странами.Опричнина.Погромы в Новгороде и конец опричнины.Покорение Сибири. Россия после Ивана Грозного: Лжедмитрий 1=-самозванец.Лжедмитрий 2. Семибоярщина.Русская православная церковь в Смутное время. Минин и Пожарский. Воцарение династии Романовых.Царь Алексей Михайлович Романов. Раскол в Русской православной церкви,укрепление южных границРоссии. Развитие России в XVII веке.Культура России в XVI-XVII веках |
Ⅴ.Результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Осознание себя как гражданина России Уважительно относиться к чужому мнению Гордиться своей Родиной, её историей Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ |
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ | ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ |
пользоваться учебником; соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; употреблять исторические термины, понятия; пересказывать содержание изучаемого материала; объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины: - влияние образа жизни на развитие ремёсел и торговых отношений, культуры; -возникновение государства, его структуры, функций; -развитие православия, смены языческой культуры на христианскую; -распада Киевской Руси; - захватов чужих земель, войн между племенами; - -возвышение и укрепление Московского государства. - образ жизни восточных славян, места расселения; -отдельных исторических лиц. | названия древних городов Руси (3-6 названий) основные события периодов - Киевская Русь - Крещение Руси - Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром - Расцвет культуры Древней Руси - Раздробленность русских земель |
ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ |
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ | ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ |
пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; пересказывать исторический материал с опорой на наглядность по заранее составленному плану; соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат; правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту; использовать опорные вопросы, словарные слова, выполнять более конкретные задания: объясни…; назови…; подчеркни… ( Как возникла Золотая Орда? Назови причины упадка Киевской Руси? Объясни, чем занимались купцы, ремесленники, священники?) устанавливать по вопросам причины: - возникновения верований на основе явлений природы; - возникновения разнообразных видов труда; - возвышения среди племён отдельных личностей; - возникновения государства; - крещения Руси, распада Киевской Руси. | Названия городов: Киев, Новгород, Владимир, Суздаль. исторические имена (3-5 имён) главные исторические события от Крещения Руси до куликовской битвы |
Ⅵ. Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у обучающегося осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне
ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга |
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию |
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей |
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе |
КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,) |
|
|
|
|
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми |
|
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
|
|
|
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) |
|
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе |
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников |
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов |
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ |
выделять существенные, общие отличительные свойства предметов |
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале |
наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). |
Ⅶ. Календарно тематический план 7 класс
№урока | Тема. Тема урока. | Кол-во часов | Работа с учебником. | Дата |
| Древняя Русь (7 часов) | | | |
1 | Происхождение славян. В каких местах селились славяне. | 1 | С. 8-12 | |
2 | Славяне и соседние народы. О Хазарах и Византии. | 1 | С.12-16 | |
3 | Облик славян и черты их характера. | 1 | С.16-21 | |
4 | Земледелие – основное занятие славян. Организация жизни славян. | 1 | С.21-25 | |
5 | Как менялась жизнь людей в общине. | 1 | С.25-27 | |
6 | Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян | 1 | 27-30 | |
7 | Языческие традиции восточных славян. | 1 | С.30-35 | |
| Древнерусское государство Киевская Русь (3 часа) | | | |
8 | Как возникло Древнерусское государство. О чем рассказывает древняя летопись | 1 | С.38-43 | Боре, холопы, купа, тиуны, по нраву, обильна.. |
9 | Об Аскольде, Дире и их походах в Византию. | 1 | С.43-45 | |
10 | Князь Олег. Правление Олега в Древней Руси. | 1 | С. 45-47 | |
| Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства (8 часов) | | | |
11 | Сыновья князя Святослава.Возвращение Владимира на Русь. | 1 | С.70-73 | |
12 | Князь Владимир Красное солнышко. Крещение Руси. | 1 | С.73-78 | |
13 | Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром. Князь – воин, строитель, книжник. | 1 | С.79-82 | |
14 | « Русская Правда» Ярослава Мудрого | 1 | С.80-85 | |
15 | Русь после смерти Ярослава Мудрого | 1 | С.85-86 | |
16 | Князь Владимир Мономах. | 1 | 87-90 | |
17 | Распад Руси на отдельные княжества. | 1 | С.91-98 | |
18 | Юрий Долгорукий. История возникновения Москвы. | 1 | 99-112 | |
| Русь в борьбе с иноземными завоевателями (8 часов) | | | |
19 | Образование монгольского государства. Нашествие монголов на Русь. | 1 | С.114- 125 | |
20 | Александр Невский. Ледовое побоище. | 1 | С.125-130 | |
21 | Власть Орды над русскими князьями. | 1 | С.130-133 | |
22 | Русские княжества в13- 14 веках. Иван Калита. | 1 | С.134-141 | |
23 | Московский князь Дмитрий Иванович | 1 | С.141-143 | |
24 | Благославление Сергия Радонежского. Куликовская битва. | 1 | С.143-152 | |
25 | Наследники Дмитрия Донского. Собирание Руси Иваном III. | 1 | С.152-157 | |
26 | Освобождение Руси от Золотой Орды. Управление государством Иваном III. | 1 | С.157-169 | |
| Единое Московское государство (8 часов). | | | |
27 | Русь в XVI в. Начало правления Ивана IV. | 1 | С.172-173. | |
28 | Войны Ивана Грозного. Опричнина. | 1 | С. 180-187. | |
29 | Покорение Сибири. | 1 | С.188-192 | |
30 | Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I. Лжедмитрий II. Семибоярщина. | 1 | С.193-198 | |
31 | Минин и Пожарский: за веру и Отечество. | 1 | С.200-202 | |
32 | Воцарение династии Романовых. Алексей Михайлович Романов. | 1 | С.203-208 | |
33 | Укрепление южных границ России. Казаки. Развитие России в XVII. Культура в Российском государстве VI-XVIIвеков | 1 | С.209-211. С.211-213 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | |