СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Математические представления" 5 класс ФГОС ОВЗ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Математические представления" 5 класс ФГОС ОВЗ»



1.Пояснительная записка

1. Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 8.1) составлена на основе следующих документов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

10.04.2002 г. 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Положение об организации обучения детей с ОВЗ по адаптированной образовательной программе;

  • АООП для обучающихся с умственной отсталостью;

  • рабочих программ по учебному предмету Математика в 5-9 классах ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант

1), Алышева Т.В., 2023г

  • федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. (Приказ МО РФ № 234 от

28.12.2018)

2. Цели и задачи:

Цель: совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта путем решения практических задач. Задачи:

      • Формирование доступных учащимся с интеллектуальными нарушениями математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;

      • Коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств учащихся средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;

      • Формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

1.3 Используемый УМК:

    1. Рабочие программы по учебному предмету Математика в 5-9 классах

ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1), Алышева Т.В., Антропов А.П., Соловьева Д.Ю. — М. :

Просвещение, 2018.

    1. Математика.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М. Н. Перова, Г. М. Капустина.-15-е изд.- М.:

«Просвещение», 2019 г

    1. Рабочая тетрадь по математике 5 класс под ред. М.Н. Перова, И.М. Яковлева. – М.: Просвещение, 2014.

    2. Математика. Методические рекомендации. 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / М. Н. Перова, Т. В. Алышева, А. П. Антропов, Д. Ю. Соловьева. — М. : Просвещение, 2017.

4. По АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 8.1) на изучение математики в 5 классе отводится 136 часов (из расчета 4 часа в неделю). Данной программой предусмотрено выполнение практической части курса: 8 контрольных работ.

1.5 Формы, методы и средства обучения:

    • контрольные и самостоятельные работы, тестовый контроль, математические диктанты, фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос.

    • - объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель даёт образец знания, а затем требует от учащихся воспроизведение знаний, действий, заданий в соответствии с этим образцом;

      • частично-поисковый метод, при котором учащиеся частично участвуют в поиске путей решения поставленной задачи. При этом учитель расчленяет поставленную задачу на части, частично показывает учащимся пути решения задачи, а частично ученики самостоятельно решают задачу;

      • исследовательский метод - это способ организации творческой деятельности учащихся в решении новых для них проблем.

• учебники, пособия, таблицы, модели, средства наглядности чертежи, условные схемы, диаграммы. Специальные методы и приемы:

    1. Практические методы обучения.

    2. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.

    3. Постоянное использование наводящих вопросов, аналогий.

    4. Наблюдение за особенностями развития ребёнка в динамике.

    5. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

    6. Приёмы удержания внимания в процессе деятельности: частое обращение к ребёнку по имени, прикосновение к ребёнку (поглаживание по спине, по голове, по плечу), поручение ребёнку заданий, предполагающих движение, смена видов деятельности.

    7. Приём дублирования словесной инструкции.

    8. Метод «малых порций», предполагающий дробление учебного материала на несколько смысловых частей, изучение каждых в отдельности и последующее закрепление.

Основные направление коррекционной работы:

      1. При утомляемости включать в социальные формы деятельности.

      2. Не использовать многоступенчатые инструкции, предлагать короткие и чётко сформулированные задания.

      3. Дозировать предъявляемую помощь и внешний контроль.

      4. Развитие познавательной активности.

      5. Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы.

      6. Формирование и развитие коммуникативных навыков.

      7. В процессе обучения опора на практические действия.

      8. В развитии основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа, умение планировать деятельность.

      9. Выбор индивидуального темпа обучения.

10.Формирование мыслительных операций, сравнения, обобщения.

11.Особая организация диагностических, проверочных и контрольнооценочных средств.

12.Развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля.

13.Формирование активности в учебно-игровой, предметнопродуктивной, социально-ориентированной деятельности.

14.Формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства.

Средства, используемые для дистанционного обучения: учебные пособия, схемы, таблицы, дидактические материалы на печатной основе, раздаточный материал, электронные учебные материалы (электронные учебники, презентации).

2. Содержание тем учебного курса

Нумерация

Нумерация чисел в пределах 1 000. Получение круглых сотен в пределах 1 000. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.

Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц. Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел.

Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. Округление чисел до десятков, сотен; знак округления («≈»). Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.

Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.

Единицы измерения и их соотношения

Единица измерения (мера) длины — километр (1 км). Соотношение: 1 км = 1 000 м.

Единицы измерения (меры) массы — грамм (1 г); центнер (1 ц); тонна (1 т).

Соотношения: 1 кг = 1 000 г; 1 ц = 100 кг; 1 т = 1 000 кг; 1 т=10 ц.

Денежные купюры достоинством 10 р., 50 р., 100 р., 500 р., 1 000 р.; размен, замена нескольких купюр одной.

Соотношение: 1 год = 365 (366) сут. Високосный год. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

Арифметические действия

Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (в пределах 100).

Сложение и вычитание круглых сотен в пределах 1 000. Сложение вычитание чисел в пределах 1 000 на основе устных и письменных вычислительных приемов, их проверка.

Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка с остатком.

Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 2;

400 2; 420 2; 4 : 2; 400 : 2; 460 : 2; 250 : 5).

Умножение деление двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 2; 243 2; 48 : 2; 468 : 2) приемами устных вычислений. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений; проверка правильности вычислений.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) длины, стоимости приемами устных

вычислений(55см±16см;55см±45см;1м−45см;8м55см±3м16см; 8м55см±16см;8м55см±3м;8м±16см;8м±3м16см).

Дроби

Получение одной, нескольких долей предмета, числа. Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные, неправильные.

Арифметические задачи

Простые арифметические задачи на нахождение части числа. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.

Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» Составные задачи, решаемые в 2—3 арифметических действия.

Геометрический материал

Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник.

Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.

Диагонали прямоугольника (квадрата), их свойства.

Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение: радиус (R), диаметр (D).

Масштаб: 1 : 2; 1 : 5; 1 : 10; 1 : 100.

Буквы латинского алфавита: А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S, их использование для обозначения геометрических фигур.

3.Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

— проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания;

— желание выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя;

— умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания;

— умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности (с помощью учителя);

— умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, и обосновать его (с помощью учителя);

— элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам;

— умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания;

— умение корригировать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом оказанной при необходимости помощи;

— знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных) при выполнении математического задания;

— элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления случае неверно выполненного задания;

— элементарные навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами;

— понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя);

— элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

— знание числового ряда 1—1 000 в прямом порядке;

— умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора);

— счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел;

— определение разрядов в записи трехзначного числа, умение назвать их (сотни, десятки, единицы);

— умение сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1 000;

— знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений (с помощью учителя);

— знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной;

— выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; двузначного числа двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений;

— выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений; — выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка; — выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной основе (в трудных случаях);

— знание обыкновенных дробей, умение их прочитать, записать;

— выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) … ?» (с помощью учителя); составных задач в два арифметических действия;

— различение видов треугольников в зависимости от величины углов;

— знание радиуса и диаметра окружности, круга.

Достаточный уровень:

— знание числового ряда 1—1 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000;

— умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора);

— счет в пределах 1 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 20, 200, 50 устно и с записью чисел;

— знание класса единиц, разрядов в классе единиц;

— умение получить трехзначное число из сотен, десятков, единиц; разложить трехзначное число на сотни, десятки, единицы;

— умение сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000;

— выполнение округления чисел до десятков, сотен;

— знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII;

— знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений; — знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной;

— выполнение преобразований чисел, полученных при измерении

стоимости, длины, массы (в пределах 1 000);

— выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений;

— выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой;

— выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка и с остатком;

— выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений;

— знание обыкновенных дробей, их видов; умение получить, обозначить, сравнить обыкновенные дроби;

— выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) … ?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составных задач три арифметических действия (с помощью учителя);

— знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;

— умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;

— знание радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенных обозначений; — вычисление периметра многоугольника.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Математика

(4 часа в неделю, всего 102 часа)

№ п/п

Наименование разделов/тем

Сотня (27 ч)

  1. Нумерация и арифметические действия пределах 100 (повторение)

  2. Линии

  3. Числа, полученные при измерении величин

  4. Центнер

  5. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении вели- чин двумя мера- ми (устные вычисления)

  6. Резерв

  7. Контроль и учёт знаний

  8. Углы

  9. Нахождение неизвестного слагаемого

  10. Нахождение неизвестного уменьшаемого

  11. Нахождение неизвестного вычитаемого

  12. Резерв

  13. Контроль и учёт знаний

  14. Многоугольники

Тысяча (37 ч)

  1. Нумерация чисел в пределах 1000: круглые сотни

  2. Трёхзначные числа в пределах 1000

  3. Числовой ряд в пределах 1000

Колич.

Дата проведения

часов

По плану

По факту

8

02.09

04.09

05.09

06.09

09.09

11.09

12.09

13.09


1

16.09


3

18.09

19.09

20.09


1

23.09


3

25.09

26.09

27.09


1

30.09


1

02.10


1

03.10


2

04.10

07.10


1

09.10


2

10.10

11.10


1

14.10


1

16.10


1

17.10


2

18.10

21.10


3

23.10

24.10

25.10


3

06.11

07.11


в



08.11

  1. Округление чисел 2 11.11

13.11

  1. Резерв 1 14.11

  2. Контроль и учёт знаний 1 15.11

  3. Круг. Окружность 1 18.11

  4. Грамм 2 20.11

21.11

  1. Сложение и вычитание чисел 2 22.11

в пределах 1000 (устные вычисления): сложение 25.11

и вычитание на основе разрядного состава чисел

  1. Сложение и вычитание круглых сотен 2 27.11

28.11

  1. Сложение и вычитание трёхзначных чисел и 2 29.11

круглых сотен 02.12

  1. Сложение и вычитание трёхзначных чисел и 3 04.12

круглых десятков 05.12

06.12

  1. Сложение и вычитание трёхзначных и 2 09.12

однозначных чисел 11.12

  1. Сложение и вычитание трёхзначных чисел 2 12.12

13.12

  1. Резерв 1 16.12

  2. Контроль и учёт знаний 1 18.12

  3. Четырёхугольники 1 19.12

  4. Километр 2 20.12

23.12

  1. Сравнение чисел с вопросами «На сколько 2 25.12

больше?», 26.12

«На сколько меньше?»

  1. Диагонали прямоугольника 1 27.12

  2. Резерв 1 08.01

Второе полугодие — 72 ч

Тысяча (57 ч)

  1. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 1 09.01

(устные вычисления)

  1. Сложение с переходом через разряд 4 10.01

13.01

15.01

16.01

38 Вычитание с переходом через разряд

5

17.01

20.01

22.01

23.01

24.01

39 Сложение и вычитание с переходом через разряд (все случаи)

3

27.01

29.01

30.01

40 Резерв

1

31.01

41 Контроль и учёт знаний

1

03.02

42 Треугольники. Виды треугольников:

остроугольный, прямоугольный, тупоугольный

1

05.02

43 Единицы измерения времени. Год

1

06.02

44 Умножение и деление чисел на однозначное число (устные вычисления)

4

07.02

10.02

12.02

13.02

45 Сравнение чисел с вопросами «Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?»

2

14.02

17.02

46 Резерв

1

19. 02

47 Контроль и учёт знаний

1

20.02

48 Виды треугольников: разносторонний, равносторонний, равно- бедренный

1

21.02

49 Секунда

1

24.02

50 Умножение чисел на однозначное число (письменные вычисления)

5

26.02

27.02

28.02

03.03

05.03

51 Деление с остатком

2

06.03

07.03

52 Деление чисел на однозначное число (письменные вычисления)

6

10.03

12.03

13.03

14.03

17.03

19.03

53 Умножение и деление на однозначное число (все случаи)

3

20.03

21.03

09.04

54 Резерв

1

10.04

55 Контроль и учёт знаний

1

11.04

56 Периметр многоугольника

1

14.04

57 Умножение чисел 10, 100. Умножение на 10, на 100

2

16.04

17.04

58 Деление на 10, на 100

2

18.04

21.04

59 Тонна

1

23.04

60 Преобразование чисел, полученных при измерении величин: замена крупных мер мелкими мерами

2

24.04

25.04

61 Преобразование чисел, полученных при измерении величин: за- мена мелких мер крупными мерами

2

28.04

30.04

62 Масштаб

1

02.05

63 Линии в круге

1

05.05

Обыкновенные дроби (9 ч)

64 Доли. Получение долей 1

07.05

65 Образование дробей 1

08.05

66 Сравнение долей 1

09.05

67 Сравнение дробей 2

12.05

14.05

68 Правильные и неправильные дроби 1

15.05

1 Резерв 1

16.05

2 Контроль и учёт знаний 1

19.05

Итоговое повторение (6 ч) 21.05-29.05