Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» (литературное чтение) для обучающихся 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
29.12.2012 № 273-ФЗ; ( с изменениями и дополнениями)
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Адаптированная основная общеобразовательная программа о обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Леженская ООШ»
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год МКОУ «Леженская ООШ»
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018. – 230 с.;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011;
Методическое пособие к учебнику С. Ю. Ильиной, Т. М. Головкиной / С. Ю. Ильина, Т. М.
Головкина. — Москва : Просвещение, 2023.
Рабочая программа ориентирована на учебники по предмету «Чтение» 5 класс:
1. Чтение. 5 класс. учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адаптированные.
основные общеобразоват. программы /С.Ю.Идьина, Т.М.Головкина. – Москва: Просвещение, 2023.
Общая характеристика адаптированной рабочей программы предмета «Чтение» Рабочая программа учебного предмета «Чтение» (Литературное чтение) является компенсаторноадаптационной, детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены примерной адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Уроки чтения (литературного чтения) в 5 классе продолжают линию объяснительного чтения, начатого во 2—4 классах. С учётом требований объяснительного чтения в учебнике реализован тематический подход к структурированию включённых в него текстов. Это обусловило выделение в содержании учебника 14 разделов, в рамках каждого из которых представлены тексты, объединённые одной общей темой. Все разделы также имеют одну структуру: введение в тему (вводный урок); основную и заключительную части (рубрика «Проверь себя»), в отдельные разделы включена рубрика «Внеклассное чтение» с учётом того, что уроки внеклассного чтения проводятся один раз в месяц. К каждому тексту представлены разнообразные вопросы и задания, составляющие методический аппарат учебника. Единообразие структуры разделов позволяет совершенствовать у учащихся умение ориентироваться как на отдельной странице учебника, так и в рамках всего раздела в целом.
Отбор художественных и научно-художественных текстов учебника проводился с учётом следующих принципов.
. Принцип эстетической направленности, выражающейся в том, что для учебника отобраны произведения высокой художественной ценности, прочно вошедшие в круг детского и юношеского чтения и составляющие золотой фонд литературы. Это относится как к произведениям русской классической литературы XIX века (А. С. Пушкина, И. А. Крылова, А. Н. Майкова, Л. Н. Толстого и др.), так и к произведениям писателей и поэтов XX века (Г. А. Скребицкого, К. Г. Паустовского, Л. А. Кассиля, А. Т Твардовского и др.). Язык этих произведений оказывает мощное воздействие на эмоциональное восприятие учащимися художественного образа, который составляет основу поэтического или прозаического текста. Лучшие образцы русского литературного языка, а также используемые авторами изобразительно-выразительные средства художественной речи можно рассматривать как своеобразную общекультурную среду для формирования и развития эстетических чувств учащихся В связи с этим все тексты, используемые в учебнике, предлагаются для чтения учащимися без их предварительной адаптации, связанной с исключением и/или заменой слов и выражений, сложных по слого-звуковой структуре и/или непонятных по значению Таким образом, перед каждым учителем стоит задача: сопоставить слова, которые включены в рубрики «Читай правильно» и «Слова для объяснения», с содержанием текста Это следует сделать для того, чтобы определить необходимость дополнения представленного перечня другими словами, требующими предварительного прочтения или разбора их значения с целью обеспечения сознательного восприятия учащимися читаемых текстов
. Принцип духовно-нравственной направленности реализуется через содержание произведений, предлагаемых для чтения.
Каждое стихотворение, басня, рассказ или сказка вне зависимости от их тематики основаны на системе общечеловеческих ценностей, составляющих своеобразную диаду: добро и зло; честность и ложь; смелость и трусость и т. д. Анализируя поступки героев и причины этих поступков, педагог опирается на имеющийся у учащихся личный опыт не только для того, чтобы вызвать у них непосредственный эмоциональный отклик, но и для того, чтобы сформировать определённые нравственные чувства и нравственное сознание
В связи с этим принцип духовно-нравственной направленности читаемых на уроках чтения художественных и научно-художественных произведений реализуется через воспитание:
— любви к малой и большой Родине; уважения к защитникам своей страны; первоначальных представлений о себе как гражданине великой страны;
— уважения к людям труда и бережного отношения к результатам их деятельности;
— внимательного и заботливого отношения к окружающим людям (как близкому окружению, так и незнакомым);
— экологически сообразного поведения в быту и в природе; бережного отношения ко всему живому
Методический аппарат учебника основан на реализации следующих принципов
1 . Принцип развивающей направленности, которая состоит в развитии познавательной сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Использование материалов учебника предполагает реализацию этого направления через:
расширение представлений об окружающей действительности, в том числе обогащение социального опыта учащихся в процессе чтения и анализа произведений, посвящённых взаимоотношениям детей и взрослых (например, «В кругу семьи»); отношению к труду и его результатам («О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии»); учению как основной деятельности школьника («Давайте читать», «Школьная страна») и т. д. Отвечая на вопросы и выполняя задания по прочитанным произведениям, учащиеся узнают о профессиях, которые были ранее и существуют сейчас; пользе, которую могут принести результаты труда человеку и окружающим его людям; правилах поведения в опасных ситуациях и пр. Большое значение в расширении социального опыта учащихся имеет разбор смысла пословиц и соотнесение его с житейским опытом учащихся, а также с содержанием прочитанных произведений Материал пословиц широко представлен в заключительной рубрике каждого раздела «Проверь себя!»;
развитие мыслительной деятельности, и в первую очередь владение учащимися логическими операциями на материале анализа, сравнения и обобщения различных художественных и научно-художественных произведений. Например, учащимся могут быть предложены такие задания:
найти в тексте ответ на вопрос;
выбрать из текста только те отрывки (предложения), которые можно считать ответом на вопрос;
подобрать из текста предложение, которое подходит к содержанию иллюстрации;
отобрать из предложенного перечня слов только те, которые могут служить характеристикой героя;
установить причинно-следственную взаимосвязь между поступком героя и мотивами поступка и др ;
развитие речевой деятельности учащихся в процессе работы над такими языковыми единицами, как слово и предложение. Проведение целенаправленной работы над отдельными единицами языка позволяет добиться положительных результатов не только в количественном, но прежде всего в качественном отношении. Во-первых, это связано с расширением, обогащением словарного запаса детей за счёт использования ранее неизвестных им слов, а также образования разнообразных форм от ранее известных слов (например: причастий и деепричастий; краткой и сравнительной форм прилагательных и некоторых других). Во-вторых, основным результатом работы над предложением является употребление учащимися в речи разнообразных конструкций предложений, и в первую очередь сложных с сочинительными и подчинительными союзами. К традиционным формам работы над словом, включённым в методический аппарат учебника, относятся задания на самостоятельное объяснение значения слова с опорой на контекст или иллюстрацию; включение нового слова в ответ на предложенный вопрос; подбор к слову синонима и некоторые другие Кроме того, перед некоторыми текстами помещена рубрика «Слова для объяснения», в которой представлены выборочные слова и выражения из текста и дано объяснение их значения. Учащиеся перед чтением текста прочитывают слова и их объяснение. При необходимости они могут ещё раз обратиться к этой рубрике — вспомнить или уточнить значение слова. В дальнейшем учитель строит работу по анализу текста таким образом, чтобы учащиеся в своих ответах правильно использовали слова, с которыми познакомились на уроке Адекватное понимание значения слова и смысла выражений может быть достигнуто при правильном их прочтении. Этой цели служит рубрика «Читай правильно», в которой представлены многосложные слова, слова со стечением согласных, а также формы глагола (причастия и деепричастия); краткие и сравнительные формы прилагательных и др.
Работа по составлению разных по конструкции предложений на основе прочитанных текстов проводится в ходе аналитической или обобщающей беседы и должна быть тесно связана с правильным и точным употреблением ранее разобранных и усвоенных учащимися слов
2. Принцип коммуникативной направленности, выражающейся в том, что достаточное количество вопросов и заданий учебника направлены не столько на то, чтобы учащиеся могли в той или иной форме воспроизвести прочитанный текст или отрывок из него, сколько на то, чтобы они могли общаться, вступать во взаимодействие с другими учениками, опираясь на материал произведения Иными словами, чтобы организовать подлинное общение на уроке, необходимо создать такие условия (в данном случае использовать вопросы и задания), которые побуждали бы учеников к передаче собственных мыслей и чувств и обмену ими . В качестве примеров можно привести следующие: «А ка-ким полезным трудом вы любите заниматься? Обсудите это в классе» (М . Зощенко . «Любимое занятие»); «Совершали ли вы необдуманные поступки? Обсудите с товарищами. Как к этому отнеслись ваши близкие?» (Л Толстой «Прыжок»)
Особое значение в развитии навыков общения учащихся принадлежит вводным урокам, с которых начинается изучение литературных произведений каждого раздела С этой целью учащимся предлагается прочитать достаточно короткий и несложный по содержанию текст, после чего учитель организует на уроке беседу, темой которой является общая тема раздела Примерные вопросы беседы представлены в рубрике «Обсуди с одноклассниками» Учитель вправе добавлять другие вопросы в зависимости от того, насколько учащиеся ориентируются в содержании темы беседы К обязательным условиям, необходимым для эффективности проведения беседы и в конечном счёте развития навыков общения учащихся, относятся:
— участие в беседе всех учащихся класса с учётом возможностей их интеллектуального и речевого развития, с опорой на их потенциальные возможности и зону ближайшего развития;
— использование личного опыта учеников, соответствующего теме беседы;
— актуализация личного опыта учащихся на основе использования различных наглядных средств, в том числе и информационно-коммуникационных технологий
Цель уроков чтения в 5 классе состоит в последовательном совершенствовании навыка полноценного выразительного, осмысленного чтения и умения воспринимать литературное произведение в единстве его содержательной и языковой стороны.
Задачи изучения литературного чтения:
формировать навык правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения;
научить, понимать содержание, заключённое в художественных образах;
коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы;
совершенствовать навыки связной устной речи;
формировать потребности в чтении;
Основные направления коррекционной работы:
Коррегировать артикуляционный аппарат.
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.
Развивать речь, владение техникой речи;
Коррегировать слуховое и зрительное восприятие.
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Развивать познавательные процессы.
Коррегировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Межпредметные связи
Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры. В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
составление планов;
краткие и подробные пересказы текста;
устные сочинения-характеристики героев;
развитие художественной фантазии у детей;
придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни. Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д .Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.
Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы урока:
•Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
•Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
•Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
•Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
•Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно – обобщающий урок, урок развития речи Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация), практический.
Формы работы: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Виды деятельности обучающихся основаны на переработке устного и письменного текста: -составление плана текста;
-пересказ текста по плану;
-пересказ текста по предполагаемым вопросам;
-продолжение текста;
-выразительное чтение;
-чтение наизусть;
-чтение по ролям;
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Место курса в базисном учебном плане.
В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат», рабочая программа по предмету «Чтение (литературное чтение)»: В 5 классе -136 часов в год при 4 часах в неделю Сроки реализации программы: 2023 - 2024учебный год.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рабочей программы по предмету "Чтение" (литературное чтение)
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО ОВЗ.
Личностные учебные действия:
положительное отношение окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений и этических нормах, и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; Коммуникативные учебные действия:
вступить в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик-ученик-класс, учителькласс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Регулятивные учебные действия:
контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
адекватно использовать ритуалы щкольного поведения (поднимать руку, вставать из-за парты и т. д);
работать с учебными принадлежностями (линейка) и организовывать рабочее место; Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видородовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами заместителями.
Предметные результаты:
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими предметными результатами .
Достаточный уровень:
— правильное и плавное чтение целым словом в темпе, приближенном к темпу устной разговорной речи (сложные по звуко-слоговой структуре и значению слова учащиеся прочитывают по слогам);
— чтение с соблюдением знаков препинания в конце предложения; использование интонации, соответствующей знаку препинания в конце предложения;
— самостоятельные ответы на вопросы по фактологическому содержанию текста;
— определение основной мысли с помощью учителя;
— пересказ текста по предложенному словесно-логическому плану;
— коллективное словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста с ясно выраженной фабулой с помощью наводящих вопросов учителя; — заучивание наизусть 6—8 стихотворений. Минимальный уровень:
— правильное чтение слов текста по слогам;
— ответы на вопросы с помощью учителя;
— определение основной мысли с помощью учителя в том случае, когда она прямо сформулирована в тексте;
— пересказ несложного по содержанию и структуре текста с опорой на картинный план и наводящие вопросы учителя;
— заучивание наизусть небольших по объёму стихотворений или отрывков из них (количество заучиваемых стихотворений учитель определяет с учётом индивидуальных возможностей учащегося)
В процессе выполнения учащимися заданий по прочитанному тексту проводится оценка следующих личностных результатов.
Достаточный уровень:
— выражение своего отношения к поступкам героев и объяснение его;
— определение (с помощью учителя) причины поступков героев и элементарная оценка их;
— понимание эмоционального состояния героя произведения и установление причины его переживаний Минимальный уровень:
— элементарная оценка поступков героев произведений («хорошо— плохо»)
Содержание рабочей программы по предмету «Чтение» (литературное чтение) для 5 класса
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества — малые формы (пословицы, приметы, заклички) и сказки; художественные произведения в жанре авторской сказки, рассказа, стихотворения, басни (в прозе и стихах); статьи познавательного характера о писателях и поэтах — авторах читаемых произведений
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг к другу; о жизни детей, об их дружбе и товариществе; о добре и зле (об отношениях в семье); о поведении в опасных ситуациях; некоторые биографические сведения из жизни великих русских писателей
Самостоятельное чтение
Чтение коротких стихотворений и небольших по объёму произведений с простым сюжетом (произведения, представленные в рубрике «Читай самостоятельно») Навык чтения
Правильное, осознанное, плавное чтение целым словом с возможным прочтением по слогам трудных по структуре слов
Выразительное чтение с опорой на авторские ремарки (после предварительного анализа) Соблюдение интонации, соответствующей знаку препинания в конце предложения Соблюдение пауз при однородных членах предложения
Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа
Литературная пропедевтика (на основе выполнения практических заданий)
Виды сказок: о животных, волшебные и бытовые Зачин и концовка сказки Умение различать сказки и рассказы, песни и заклички, басни и пословицы.
Работа с текстом
Анализ текста по вопросам учителя и представленным после текста Определение темы произведения и соотнесение её с заголовком Коллективное определение основной мысли произведения (под руководством учителя и самостоятельно в тех случаях, когда она является достаточно «прозрачной» и однозначной)
Полный пересказ текста по предложенному плану. Выборочный пересказ.
Деление текста на части по предложенному плану Подбор отрывка, подходящего по содержанию, к иллюстрации Составление рассказа с опорой на иллюстрацию Сравнение рассказа и сказки Чтение по ролям
Выбор слов из ряда предложенных для описания характера героя . Оценка характера героя на основе анализа его поступков (с помощью учителя)
Объяснение значения отдельных слов и смысла выражений с опорой на контекст и наглядность
Нахождение в тексте слов, характеризующих описываемое событие или героя . Выбор и объяснение образных выражений с помощью учителя и опорой на наглядный материал Внеклассное чтение1
Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг русских классиков и современных отечественных и зарубежных писателей; народных и литературных сказок Коллективное ведение дневников внеклассного чтения
Основной формой организации учебной деятельности детей являются уроки классного и внеклассного чтения
Система оценки предметных результатов.
Достаточный уровень:
«отлично» — плавное чтение целым словом с послоговым чтением трудных по структуре слов; наличие 1—2 ошибок, которые учащиеся могут исправить самостоятельно; соблюдение пауз в конце предложения, а также пауз, обозначенных запятыми, тире и другими знаками препинания; использование интонации, соответствующей знаку препинания в конце предложения; правильные ответы на все предложенные вопросы и задания (допускается незначительная помощь учителя в форме наводящих вопросов) Самостоятельное определение собственного отношения к поступкам героев и причин поступков (с помощью учителя);
«хорошо» — плавное чтение целым словом с послоговым чтением трудных по структуре слов; наличие 3—5 ошибок, которые учащиеся могут исправить самостоятельно или с незначительной помощью учителя; соблюдение знаков препинания в конце предложения; использование интонации, соответствующей знаку препинания в конце предложения; правильные ответы на 2/3 предложенных вопросов и заданий к тексту (допускается незначительная помощь учителя в виде наводящих вопросов) Определение с помощью учителя собственного отношения к поступкам героев и причин поступков;
«удовлетворительно» — плавное чтение целым словом с послоговым чтением трудных по структуре слов; наличие 7—9 ошибок, которые учащиеся могут исправить с помощью учителя; соблюдение знаков препинания в конце предложения; правильные ответы на половину предложенных вопросов и заданий к тексту (самостоятельно и с помощью учителя) Определение с помощью учителя собственного отношения к поступкам героев;
«неудовлетворительно» — послоговое чтение разных по структуре слов; наличие более 10 ошибок, около половины, из которых учащиеся не исправляют даже с помощью учителя; соблюдение знаков препинания в конце предложения; правильные ответы менее чем на половину предложенных вопросов и заданий к тексту (самостоятельно и с помощью учителя)
Минимальный уровень:
«отлично» — послоговое чтение с возможным переходом к чтению целым словом несложных по структуре слов; наличие 2—3 ошибок, которые учащиеся могут исправить с помощью учителя; соблюдение знаков препинания в конце предложения; правильные ответы на все или большинство вопросов, предложенных к тексту (с помощью учителя) Элементарная оценка поступков героев;
«хорошо» — послоговое чтение с возможным переходом к чтению целым словом знакомых и несложных по структуре слов; наличие 4—6 ошибок, которые учащиеся могут исправить с помощью учителя; соблюдение знаков препинания в конце предложения; правильные ответы на 2/3 вопросов, предложенных к тексту (с помощью учителя). Элементарная оценка поступков героев;
«удовлетворительно» — послоговое чтение с возможным побуквенным прочтением отдельных слов; наличие 7—9 ошибок, которые учащиеся могут исправить с помощью учителя; соблюдение знаков препинания в конце предложения; правильные ответы с помощью учителя менее чем на 2/3 вопросов, предложенных к тексту. Элементарная оценка поступков героев;
«неудовлетворительно» — преимущественно побуквенное чтение слов; наличие более 10 ошибок, около половины, из которых учащиеся не исправляют даже с помощью учителя; правильные ответы с помощью учителя менее чем на 2/3 вопросов, предложенных к тексту.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Чтение 34 часа, всего 136 ч)
№ п/п Колич. Дата проведения
Наименование разделов/тем часов По плану По факту
Раздел 1. Давайте читать (7 ч)
Вводный урок . Знакомство с учебником 1 02.09
Читай самостоятельно .
С . Михалков . Обращение писателя к
читателям
Задание по внеклассному чтению 1 03.09
Ю. Энтин . Слово про слова
Это интересно! 1 05.09
Л . Крутько . Замечательные книжки 1 06.09
С .Вербова . Зачем книги нужны? 1 09.09
С . Ильин . Две книжки 1 10.09
Проверь себя! 1 12.09
Раздел 2. Школьная страна (8 ч)
Введение 1 13.09
Читай самостоятельно! М. Бородицкая.
(Первое сентября в сокращении)
Я . Аким . Где ты ходишь, осень? 1 16.09
Л . Гераскина . В Стране невыученных уро- ков 2 17.09
(отрывок) 19.09
Е . Серова . Отличница 1 20.09
Л . Каминский . Сочинение 2 23.09
24.09
Проверь себя! 1 26.09
Раздел 3. Осень (10 ч)
Введение . Приметы. Задание по внеклассному 1 27.09
чтению
Заклички 1 30.09
С . Козлов . Лисичка 01.10
Е . Трутнева . Осень 1 03.10
Читай самостоятельно!
Н . Сладков . Сердитые голоса
Г . Скребицкий . Четыре художника (отрывок) 1 04.10
А . Фет . «Ласточки пропали » 1 07.10
Н . Сладков . Швейня (в сокращении) 1 08.10
А . Пушкин . «Уж небо осенью дышало » 1 10.10
Проверь себя! 1 11.10
Раздел 4. Истоки мудрости (9 ч)
Введение . Это интересно! 1 14.10
Берёза и три сокола (русская народная сказка) 1 15.10
Каша из топора (русская народная сказка) 1 17.10
Лисица и тетерев (в пересказе 1 18.10
Л . Н . Толстого) Задание по внеклассному
чтению
Внеклассное чтение 1 21.10
И . Крылов . Лебедь, Щука и Рак 1 22.10
К . Ушинский . Два плуга 1 24.10
Читай самостоятельно! К . Ушинский . Ворон и 1 25.10
сорока
Проверь себя! 1 07.11
Раздел 5. Наша Родина (8 ч)
Введение 1 08.11
Читай самостоятельно!
Г . Ладонщиков . Родная земля
Ф . Савинов . Родина (отрывок) 1 11.11
С . Романовский . Русь 1 12.11
М . Пришвин . Моя родина 1 14.11
Никита Кожемяка (русская народная сказка в 2 15.11
обработке К . Ушинского) 18.11
Проверь себя! 1 19.11
Внеклассное чтение 1 21.11
Раздел 6. Люби всё живое (9 ч)
Введение . 1 22.11
Р . Сеф . Кто любит собак . . .
Д . Мразкова . Охота на уток (отрывок из книги 2 25.11
«Не плачь, мухоморчик!»)
Читай самостоятельно!
Н . Сладков
Э . Мошковская . Дедушка Дерево 1 26.11
В . Боков . Обидчивый ёж 1 28.11
А . Барто . Уехали 1 29.11
К . Паустовский . Кот Ворюга (в сокращении) 2 02.12
03.12
Проверь себя! 1 05.12
Раздел 7. Круглый год. Зима (12 ч)
Введение . Народная песня 1 06.12
Я . Аким . Как я написал первое стихотворение 09.12
Внеклассное чтение
Я . Аким .Первый снег 1 10.12
Э . Шим . Всем вам крышка 2 12.12
13.12
А . Пушкин . «Вот се- вер, тучи нагоняя » 1 16.12
Задание по внеклассному чтению
Читай самостоятельно!
С . Михалков Белые
стихи (отрывок)
Внеклассное чтение 1 17.12
В . Бианки . Терентий-Тетерев 2 19.12
Читай самостоятельно! 20.12
В . Берестов . Гололедица
А . Гайдар . Чук и Гек (отрывок) 2 23.12
24.12
Проверь себя! 1 26.12
Раздел 8. В кругу семьи (13 ч)
Введение . В . Сухомлинский о семье 1 27.12
Е . Серова . Три мамы 1 09.01
В . Сухомлинский . Все добрые люди — одна 1 10.01
семья
Я . Аким . Моя родня 1 13.01
Три дочери (татарская сказка) 1 14.01
А . Барто . Разлука 1 16.01
В . Осеева . Волшебное слово 2 17.01
Читай самостоятельно! 20.01
В . Берестов . Любили тебя без особых при- чин .
. .
В . Драгунский . Сестра моя Ксения (от- рывки) 2 21.01
23.01
Читай самостоятельно!
Э . Мошковская . Капризы
А . Майков . Колыбельная песня 1 24.01
Проверь себя! 1 27.01
Внеклассное чтение 1 28.01
Раздел 9. Защитники Отечества (10 ч)
Введение 1 30.01
Читай самостоятельно!
И . Гамазкова . Бей, барабан!
Задание по внеклассному чтению
С . Алексеев . Измаил 2 31.01
03.02
Б . Никольский . Как я Новый год встречал 2 04.02
06.02
Л . Некрасова . Наша армия родная 1 07.02
Л . Кассиль . Таран 1 10.02
С . Васильев . Белая берёза 1 11.02
Проверь себя! 1 13.02
Внеклассное чтение 14.02
93 Введение . А . Сурков . Красоту, что дарит нам приро- да… | 1 | 10.04 |
94 С . Алексеев . Брест- ская крепость | 2 | 11.04 14.04 |
95 К . Симонов . Майор привёз мальчишку на лафете . . . | 1 | 15.04 |
96 В . Богомолов . Баталь- он Федосеева | 1 | 17.04 |
97 Л . Кассиль . Сестра | 1 | 18.04 |
98 А . Твардовский . Рас- сказ танкиста | 1 | 21.04 |
99 Проверь себя! | 1 | 22.04 |
Раздел 13. Когда люди в опасности (8 ч) |
100 Введение 1 | 24.04 |
Раздел 10. О мастерах и мастерицах, о труде и трудолюбии (12 ч)
74 Введение . Это интересно! Е . Пермяк . Про нос и язык Задание по внеклассному чтению | 1 | 17.02 |
75 А . Блинов . Рабочие руки | 1 | 18.02 |
76 Г . Сапгир . Рабочие руки | 1 | 20.02 |
77 Е . Пермяк . Волшебные краски | 2 | 21.02 24.02 |
78 М . Зощенко . Люби- мое занятие Читай самостоятельно! Знают мамы, знают дети (немецкая на- родная песенка) | 1 | 25.02 |
79 Бр . Гримм . Маленькие человечки | 2 | 27.02 28.02 |
80 Е . Пермяк . Чужая калитка (отрывок) Читай самостоятельно! Н . Старшинов . Почему шипел утюг | 2 | 03.03 04.03 |
81 Э . Рауд . Как кабан картошку сажал (пе- ревод с эстонского Г . Петрова) | 1 | 06.03 |
82 Проверь себя! | 1 | 07.03 |
Раздел 11. Круглый год. Весна (12 ч) |
83 Введение . Народные приметы 1 | 10.03 |
84 Заклички 1 | 11.03 |
85 Как Весна Зиму по- борола (русская на- родная 2 сказка) | 13.03 14.03 |
86 М . Пляцковский . Весна 1 Читай самостоятельно! Р . Сеф . Весна | 17.03 |
87 В . Железников . Три ветки мимозы 2 | 18.03 20.03 |
88 В . Жуковский . Жаворонок 1 | 21.03 |
89 Г . Скребицкий . Сказка о Весне 1 | 03.04 |
90 А . Пушкин . Гонимы вешними лучами . . . (из 1 романа в стихах «Евгений Онегин») | 04.04 |
91 Проверь себя! 1 | 07.04 |
92 Внеклассное чтение 1 | 08.04 |
Раздел 12. «Никто не забыт, ничто не забыто...» (8 ч)
Читай самостоятельно! Е . Груданов . Половодье | |
101 Н . Артюхова . Большая берёза 2 | 25.04 28.04 |
102 Л . Толстой . Прыжок 1 Читай самостоятельно! С . Маршак . Пожар (отрывок) | 29.04 |
103 Б . Житков . Наводнение 1 | 02.05 |
104 С . Маршак . Рассказ о неизвестном героем 1 | 05.05 |
105 Проверь себя! 1 | 06.05 |
106 Внеклассное чтение 1 Раздел 14. Круглый год. Лето (10 ч) | 08.05 |
107 Введение . Солнышко, вёдрышко . . .; Берёзонька моя, берёзонька . . . Читай самостоятельно! И . Заграевская . Лето | 1 | 09.05 |
108 Г . Скребицкий . Четыре художника (от- рывок) | 1 | 12.05 |
109 С . Есенин . С добрым утром | 1 | 13.05 |
110 И . Ревю . Сказка про лето | 1 | 15.05 |
111 В . Берестов . Весёлое лето | 1 | 16.05 |
112 В . Бианки . Кто чем поёт | 1 | 19.05 |
113 Читай самостоятельно! В . Берестов . Тучка | 1 | 20.05 |
114 Ю . Коваль . Берёзовый пирожок | 1 | 22.05 |
115 В . Тансканен . Летние каникулы! | 1 | 23.05 |
116 Проверь себя! | 1 | 26.05 |
117 Прощание с учебником чтения | 1 | 27.05 |
Материально-техническое обеспечение
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы \ под ред. В.В.Воронковой \ Сборник 1. - М.: ВЛАДОС, 2013.
Примерных рабочих программ по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью (Вариант 1, Вариант 2), ФГОС ОВЗ, Москва «Просвещение» 2018 г.
Чтение. 5 класс. учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адаптированные. основные общеобразоват. программы /авт. – сост. З.Ф. Малышева. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе./А.К.Аксёнова. - М.:
Владос, 2004.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Чтение» включает: комплекты учебников; печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; словари по русскому языку; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды,
соответствующие содержанию обучения; игры и игрушки, настольное литературное лото, настольные литературные игры.
Образовательные электронные ресурсы:
http://www.gramota.ru /- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.school.edu.ru / -Российский образовательный портал http://www.1september.ru/ru / - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru / - Все образование Интернета
Электронные средства (презентации) по следующим темам: История загадки, Русские народные сказки, Басни И. Крылова, Лето в картинах русских художников, Осень в картинах русских художников, Зима в картинах русских художников, Весна в картинах русских художников, Взаимоотношения людей и животных в произведениях русских писателей.