СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа по русскому родному языку 5 - 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа для ученика   с диагнозом ЗПР составлена на основе программы для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители  Александрова О.М., Загоровская О.В., Богданов С.И. и другие). 

Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся СКК VII вида отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе.

 

Программа по русскому родному языку   в 5 – 9  классах составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Программа по учебному предмету «Русский родной язык» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности  и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.

Рабочая программа  построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников.  УУД, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа по русскому родному языку 5 - 9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа

имени 25 героев 12 пограничной заставы»


«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы


Протокол №1 от «26» августа 2020г.


«Утверждаю»

Директор школы

_________________Е.А.Зубарева

Приказ № 111 от 26.08.2020г.






Адаптированная рабочая программа учебного предмета

«РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»


для 5 – 9 классов

(срок реализации 5 лет)




Составитель:

Крохалева Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ «Новосидоровская средняя

общеобразовательная школа имени

25 героев 12 пограничной заставы»







село Новая Сидоровка

2020 год


Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

− Конституция РФ;

− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации»;

− Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта (с изменениями от 18 июля, 10 ноября 2009 г., 8 ноября 2010 г.);

− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

− Пункт 20 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

− Пункт 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

− Методические рекомендации по разработке рабочих программ по русскому языку для специальных (коррекционных) классов VII вида под редакцией Н.Е. Галеевой.

− Материалы по адаптации содержания обучения для детей с ЗПР 5-9 классов (разработанные НИИ дефектологии, опубликованные в журнале «Дефектология» №1,2,3 в 1993 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа по русскому родному языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому родному языку, Примерной программы основного общего образования по русскому родному языку для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией Александровой О.М., Загоровской О.В., Богданова С.И., Вербицкой Л.А., Гостевой Ю.Н., Добротиной И.Н., Нарушевича А.Г., Казаковой А.Г., Васильевых И.П. с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ – задержка психического развития.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского родного языка, которые определены стандартом.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Актуальность программы определяется прежде всего тем, что учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не могут освоить Программу по русскому родному языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графомоторные навыки. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако общеобразовательная школа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности учащихся с ЗПР.

В связи с этим определена цель обучения – изучение основного перечня тем, которые раскрывают стержневые разделы языкознания, подготовка учащихся к сдаче экзамена по русскому языку.

Данная цель обусловливает следующие задачи:

Познавательные задачи:

изучать базовые основы таких разделов языка, как фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, фразеология, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, стилистика, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков мира;

формировать у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения;

формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умения работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; уметь пользоваться различными лингвистическими словарями, в том числе и электронными.

совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное овладение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся; формировать потребность к речевому самосовершенствованию и взаимодействию; совершенствовать умения и навыки устной и письменной речи;

развивать творческое и логическое мышление;

воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Ввиду вышеуказанных психофизических особенностей обучающихся проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

− совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;

− развитие восприятия, памяти, внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), пространственных представлений и ориентаций, представлений о времени;

− развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического;

− развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по словесной и письменной инструкциями, алгоритму, планировать деятельность;

− развитие эмоционально-личностной сферы: инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств, устойчивой и адекватной самооценки, умений анализировать свою деятельность, преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения, правильного отношения к критике;

− развитие речи: фонематического восприятия, связной устной и письменной речи, лексико-грамматических средств языка;

− расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

− формирование и развитие учебно-практических действий по устранению индивидуальных пробелов в знаниях.


Планируемые результаты


Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно обеспечить:

воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.


Личностные результаты

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

  • уважение к истории, культурным памятникам;

  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

  • формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

  • устойчивый познавательный интерес и способность к самообразованию на основе мотивации

Выпускник получит возможность для формирования:

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • стремления к речевому самосовершенствованию;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Целеполагание:

• целеполаганию, включая постановку новых целей;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели;

Планирование:

• планировать пути достижения целей;

Самоконтроль и рефлексия:

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

Речевая деятельность:

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

Умение работать с текстом:

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

• откликаться на содержание текста, понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Навыки проектной и исследовательской работы

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

ИКТ - компетентность

• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;

• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;

• осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора.


Предметные результаты

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

  1. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

  3. использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

  4. расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

  5. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

  6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  7. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

  8. формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Выпускник научится:

Осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

понимать и истолковывать значения слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; понимать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

понимать и истолковать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

понимать и истолковывать значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знать источники крылатых слов и выражений;

понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; иметь общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;

определять различия между литературным языком и диалектами;

соблюдать нормы русского речевого этикета;

использовать словари,

осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка и правила речевого этикета;

обогащать активный и потенциальный словарный запас;

соблюдать основные орфоэпические и акцентологические норм современного русского литературного языка;

употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической;

соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать основные грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать основные нормы русского речевого этикета;

соблюдать основные орфографические нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

соблюдать основные пунктуационные нормы современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);

совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации), а именно:

владеть различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владеть различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

уметь дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;

классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;

уметь соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»


5 класс (7 ч)


Раздел 1. Язык и культура (1 ч).

Роль родного языка жизни человека. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека.

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Раздел 2. Культура речи (3 часа).

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Правила речевого этикета: нормы и традиции.

Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (3 часа).

Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи.

Текст как единица языка и речи.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.



6 класс (7 ч)


Раздел 1. Язык и культура (1 ч)

Краткая история русского литературного языка. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов.

Раздел 2. Культура речи (3ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы, антонимы, омонимы и их использование в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи.

Варианты грамматической нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности(3 ч).

Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты разных стилей речи.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение.

Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа).

Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).

Структура устного ответа. Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

Описание состояния человека.



7 класс (7 ч)

Раздел 1. Язык и культура (1 час)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества.

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы.

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Раздел 2. Культура речи (3 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в действительных и страдательных причастиях‚ деепричастиях‚ наречиях.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи в употреблении глаголов, причастий, деепричастий и наречий.

Литературный и разговорный варианты грамматической нормы.

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала.

Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.

Невербальный (несловесный) этикет общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности (3ч).

Текст как единица языка и речи. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

Комплексный анализ текста (3ч)



8 класс (7 ч)

Раздел 1. Язык и культура (1 ч)

Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова

праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова.

Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Раздел 2. Культура речи (3 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных в словах иностранного происхождения.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном, публицистическом, художественном и разговорном стилях речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Нормы построения словосочетаний по типу согласования.

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство

Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ.

Речевая агрессия. Способы противостояния речевой агрессии.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст . Язык и речь. Виды речевой деятельности (3 ч)

Основные методы, способы и средства получения, переработки

информации.

Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.

Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности.

Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу.




9 класс (7 ч)

Раздел 1. Язык и культура (1 ч)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).

Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Раздел 2. Культура речи (3 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и речевая избыточность. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости и речевой избыточностью.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Правильное построение словосочетаний по типу управления.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет-переписки, Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (3 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертексты.

Афоризмы. Прецендентные тексты.












Календарно-тематическое планирование и содержание тем курса по предмету

«Русский родной язык».


5 класс


Дата проведения

Тема и содержание урока

Основной вид учебной деятельности

1


Роль родного языка в жизни человека.

Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека.

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

Выявлять роль языка в жизни человека. Строить рассуждение, аргументировать своё мнение; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться словарями.

2

3

4



Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Определять основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические). Определять основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

Определять основные виды норм русского литературного языка (грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).

Правила речевого этикета: нормы и традиции.

Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку.

Определить отличие общения устного от письменного


5

6

7


Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи.

Текст как единица языка и речи.

Находить различие между языком и речью, выявлять особенность речевого общения. Определять различие форм речи (монолог, диалог, полилог).

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

Определять различие основных особенностей разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового).

Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

Определять текст как продукт речевой деятельности, формально-смысловое единство и его коммуникативную направленность : тему, проблему, идею (основная мысль текста). Создавать устные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Тренироваться в написании сочинений, писем, текстов иных жанров.

6 класс

Дата проведения

Тема и содержание урока

Основной вид учебной деятельности

1


Краткая история русского литературного языка. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов.

Различать диалектизмы. Находить диалектизмы в текстах учебника и толковом словаре. Подбирать соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова.

Различать исконно русские и заимствованные слова, объясняя причины заимствования слов. Составление словосочетаний с заимствованиями.

Осознание основных понятий фразеологии. Различение свободных сочетаний и фразеологизмов.

2

3

4



Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы, антонимы, омонимы и их использование в речи.

Определять основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические). Определять основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи.

Варианты грамматической нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Определять основные виды норм русского литературного языка (грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).

Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.

Определить отличие общения устного от письменного

5

6

7


Текст как единица языка и речи. Текст, тематическое единство текста. Тексты разных стилей речи.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Воспринимать текст как продукт речевой деятельности.

Выявлять формально-смысловое единство текста и его коммуникативную направленность: тему, проблему, идею; главную, второстепенную и избыточную информацию.

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение.

Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа).

Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).

Структура устного ответа. Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Выявление особенностей функциональных стилей речи. Определение стилей речи текстов упражнений.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

Описание состояния человека.

Воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие заданной теме при изложении выбранных материалов исходного текста




















7 класс

Дата проведения

Тема и содержание урока.

Основной вид учебной деятельности

1



Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества.

Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы.

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Развитие мотивации к изучению вопроса об отражение в языке культуры и истории народа. Различать исконно русские и заимствованные слова, объясняя причины заимствования слов. Определение происхождения слов по этимологическому словарю. Замена заимствованных слов исконно русским при выполнении упражнения. Составление словосочетаний с заимствованиями.

2

3

4



Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в действительных и страдательных причастиях‚ деепричастиях‚ наречиях.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов в речи

Определять основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические). Определять основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи в употреблении глаголов, причастий, деепричастий и наречий.

Литературный и разговорный варианты грамматической нормы.

Определять основные виды норм русского литературного языка (грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).


Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.

Невербальный (несловесный) этикет общения.

Определять коммуникативные качества речи;

оценивать правильность речи. Корректно использовать невербальные средства общения.

Выявлять составляющие межкультурной коммуникации.

5

6

7


Текст как единица языка и речи. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре.

Различать формы речи, основные особенности разговорной речи, функциональных стилей.

Оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

  1. Определять основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля. Оценивать чужую письменную речь; высказывать и обосновывать свою точку зрения; создавать письменный текст.

Комплексный анализ текста

Работа с текстами (выделение основной мысли текста, ответы на вопросы по тексту).




8 класс

Дата проведения

Тема и содержание урока

Основной вид учебной деятельности

1



Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова

праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова.

Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Определять особенности функционирования русского языка в современном мире.

Выявлять историческое развитие русского язык.

Строить рассуждение, аргументировать своё мнение; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться словарём.

2

3

4



Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных в словах иностранного происхождения.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в научном, публицистическом, художественном и разговорном стилях речи.

Определять основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические). Определять основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

Нормы построения словосочетаний по типу согласования.

Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство

Определять основные виды норм русского литературного языка (грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).


Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ.

Речевая агрессия. Способы противостояния речевой агрессии.

Определять коммуникативные качества речи;

Оценивать правильность речи.

5

6

7



Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

Текст как единица языка и речи. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации.

Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств

Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила.


Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности.

Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия

Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка.

Различать основные жанры публицистического стиля.

Создавать сочинения различных жанров.

Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу.

Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

















9 класс

Дата проведения

Тема и содержание урока.

Основной вид учебной деятельности

1



Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).

Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Выявлять взаимосвязь языка и культуры. Находить отражение в языке культуры историю народа.

Определять особенности взаимообогащения языков народов России. Строить рассуждение, аргументировать своё мнение; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться словарём.

Находить языковые особенности художественного текста, основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

2

3

4




Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и речевая избыточность. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости и речевой избыточностью.

Определять основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические). Определять основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Правильное построение словосочетаний по типу управления

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Определять основные виды норм русского литературного языка (грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные).


Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет-переписки, Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

Оценивать правильность речи. Корректно использовать невербальные средства общения.

Выявлять составляющие межкультурной коммуникации.

5

6

7



Язык и речь. Виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.

Оценивать правильность, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение.

Правильно излагать свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертексты.

Афоризмы. Прецендентные тексты.


Воспроизводить прочитанный художественный текст в полном виде в письменной форме; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕНИКОМ VII ВИДА

1. Организация работы по формированию прочных орфографических и грамматических знаний и умений учащихся с ЗПР. Данное направление является основным направлением работы по русскому языку.

2. Усиление практической направленности обучения русскому языку по вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков.

3. Усвоение теоретических сведений в процессе практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов лингвистического разбора.

4. Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся с ЗПР (говорения, аудирования, чтения и письма): овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

5. Совершенствование умений и навыков каллиграфического письма.


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основная форма организации учебного процесса – урок. В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются следующие типы и формы проведения уроков в соответствии с ФГОС: уроки «открытия» нового знания, уроки рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля. Однако разделение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов сохраняется деятельностный метод обучения и обеспечивается соответствующая система дидактических принципов.


МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

− элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий;

− элементы развивающего обучения;

− диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, проверочные, контрольные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный, цифровой…), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.


ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Проблема достижения всеми обучающимися обязательного минимума решается использованием технологии уровневой дифференциации обучения. Уровневая дифференциация выражается в том, что обучаясь по одной программе и учебникам, обучающиеся могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Широкое использование современных технологий обучения, таких как традиционная, коррекционная, эвристическая, социокультурно-адаптивная, здоровьесберегающая, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ и проектная методика, игровые технологии, позволяют интенсифицировать процесс обучения и сделать его более увлекательным и эффективным. Программа также предусматривает другие варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, видеофильмы, лингвистические справочники и словари