Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение»
Адаптированная рабочая программа адресована учащейся 4 класса МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2» ---------------------------------.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю.Ильиной «Чтение. 4 класс». Учебник в 2 частях, , 2 –е издание. 2019 г
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
3. Учить самостоятельно работать с книгой.
На изучение литературного чтения в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)
МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
Адаптированная программа учебного предмета
«Литературное чтение»
(наименование учебного предмета)
(В 6. 3) НОДА
_ начальное общее образование, 4 класс
(уровень образования)
34 часа
«Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ Денисова А.В. «___» ______________ 2020 г. | «Утверждаю» Директор школы __________Хохлова В.Н. «___» ___________2020г. |
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Учитель начальных классов Оленникова Наталья Викторовна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа адресована учащейся 4 класса МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2»------------------------------.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю.Ильиной «Чтение. 4 класс». Учебник в 2 частях, , 2 –е издание. 2019 г
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
3. Учить самостоятельно работать с книгой.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие артикуляционной моторики;
· формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
· развитие высших психических функций;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· развитие речи, владение техникой речи;
· расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Учащиеся должны уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст вслух целыми словами с соблюдением пауз и соответствующей интонацией; читать про себя; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение; определять главную мысль произведения; читать отрывки по ролям; пересказывать содержание прочитанного; отличать сказку от рассказа; читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Содержание программы
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.
Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников.
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о
природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.
Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.
Выразительное чтение
Соблюдение знаков препинания: короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.
Сознательное чтение
Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»); оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.
Развитие речи
Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.
Межпредметные связи
Математика.Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.
Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»» предусматривает изучение предмета литературное чтение количестве 34 часа в год ( 1час в неделю).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
Базовый | Минимальный |
1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию; 2. Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова); 3. Активно участвовать в анализе произведения; 4. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план; 5. Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения; 6. Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений; | 1.Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы и нформационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»); 2. Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов; 3. Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста; 4. Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению; 5. Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения. |
Развитие устной речи
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Критерии и нормы оценки учащихся по чтению и развитию речи
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 35-40 слов.
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.
Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что [што], чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки к более быстрому темпу чтения.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
Оценка «5»ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Календарно – тематическое планирование уроков чтения
№ урока | Тема урока | Тип урока | Коррекционная работа | Дата проведения |
1 | Снова в школу! По Н.Носову. Жил-был Учитель. Э.Мошковская. Чему учат в школе. М.Пляцковский | Изуч нов | Развитие речи и памяти | |
2 | Поздравление. По Ю.Ермолаеву. Как Маруся дежурила. По Е.Шварцу. Шум и Шумок. По Е.Ильиной | Комбин | Развитие мышления | |
3 | . Почему сороконожки опоздали на урок. В Орлов Три желания Вити. По Л.Каминскому. Читалочка. В.Берестов | Комбин | Развитие внимания | |
4 | Зарубите на носу. По М.Бартеневу. Загадки. Проверь себя! | контроль | Коррекция мышления, речи | |
| Время листьям опадать | | | |
5 | Жёлтой краской кто-то… Н.Антонова. Осенняя сказка. По Н.Абрамцевой. Подарки осени. Е.Благинина. | Комбин | Развитие внимания, мышления, речи | |
6 | Лесные подарки. По Л.Воронковой Лес осенью. А.Твардовский (наизусть). В осеннем лесу. По В.Путилиной | | Развитие памяти | |
7 | Славная осень! Н.Некрасов (наизусть). Отчего Осень грустна. По Ю.Шиму. Осень. К.Бальмонт. Три сойки. По Ю.Ковалю | Комбин | Развитие внимания и речи | |
8 | Холодная зимовка. По Н.Сладкову. Скучная картина! А.Плещеев (наизусть) Сказка про маленького жучка. По О.Иваненко | Комбин | Коррекция слухового восприятия | |
9 | Пчёлы и мухи. По К.Ушинскому. Время листьям опадать…По Г.Граубину. Загадки. Проверь себя! | Обобщен | Развитие воображения | |
| Делу – время, потехе - час | | | |
10 | Прятки. По Н.Носову. Считалки. Жмурки. По М.Булатову. Проверь себя! | Изуч нов | Развитие мышления | |
| В мире животных | | | |
11 | . Бодливая корова. По К. Ушинскому. Упрямый котёнок. По В.Бирюкову. | Изуч нов | Развитие внимания, мышления, | |
12 | Охотник и собаки. По Б.Житкову. Чук заболел. По Л.Матвеевой Хитрый бурундук. Г.Снегирёв. | Изуч нов | Коррекция мышления, речи и памяти | |
13 | . Барсучья кладовая. По А.Баркову. Гостья. По А.Дорохову. Игрушки лисят. Г.Корольков. | Комбин | Развитие слухового восприятия | |
14 | Лиса. По Ю.Дмитриеву. Загадки. Проверь себя! | контроль | Развитие самостоят работы | |
| Жизнь дана на добрые дела | | | |
15 | Миша-мастер. Г.Ладонщиков. Пичугин мост. По Е.Пермяку. Михаськин сад. В.Хомченко. Когда люди радуются. По С.Баруздину | Комбин | Развитие правильн чтения | |
16 | Про каникулы и полезные дела. По Ю.Ермолаеву. Котёнок. Е.Благинина. Птичка. В. Голявкин. Обобщающий урок | Комбин | Коррекция мышления, речи и памяти | |
| Зима наступила | | | |
17 | Снег идёт. По Л.Воронковой. Снегурочка. А.Слащёв. | Изуч нов | Развитие слухового восприятия | |
18 | Зима. И.Суриков. Декабрь. С.Маршак. Ёлка. По В.Сутееву | Комбин | Развитие мышления и слухового восприятия | |
19 | . Новогодние приметы Е.Благинина. Вечер под Рождество. По Л.Клавдиной. Где лежало «спасибо»? М.Садовский. | Комбин | Развитие памяти | |
20 | Как Солнце с Морозом поссорилось. А Бродский. Зимняя сказка. П.Головкин | Комбин | Развитие внимания, мышления, речи | |
21 | Снежная шапка. В.Бирюков.. В шубах и шапках. По А.Тумбасову. Не ветер бушует над бором…Н.Некрасов | Комбин | Коррекция мышления, речи и памяти | |
22 | Находчивый медведь. По В.Бианки. Зимние приметы. По А.Спирину. Загадки. Проверь себя! | Комбин | Развитие эмоциональности | |
| Весёлые истории | | | |
23 | . Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н.Носову. Однажды утром. М.Пляцковский. | Изуч нов | Коррекция познавательной деятельности | |
24 | . Почему комары кусаются. В.Бирюков. Вот какой рассеянный. С.Маршак. | Комбин | Развитие внимания, мышления, речи | |
| Полюбуйся, весна наступает… | | | |
25 | Восьмое марта. По М.Фроловой Забота. Е.Благинина. Бабушкина вешалка. По А.Соколовскому | Комбин | Развитие внимания, мышления, речи | |
26 | Последняя льдина. По В.Бианки. Весна. А.Плещеев | Комбин | Коррекция мышления, речи и памяти | |
27 | Полюбуйся, весна наступает…И.Никитин (наизусть). Весенний вечер. По Ю.Ковалю. Опасная красавица. По Ю.Дмитриеву. Проверь себя! | Комбин | Развитие мышления и слухового восприятия | |
| В мире волшебной сказки. | | | |
28 | Крошечка - Хаврошечка. Русская народная сказка. | Комбин | Коррекция мышления, речи и памяти | |
29 | . Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская народная сказка | Комбин | Развитие мышления, речи и памяти | |
| Родная земля | | | |
30 | Город на Неве. С.Васильева. Где всего прекрасней на земле. Д.Павлычко. Какое это слово? По Л.Кассилю. | Комбин | Коррекция мышления, речи и памяти | |
31 | Главное Дело. По Б.Никольскому. Никто не знает, но помнят все. По Л.Кассилю. День Победы. Т.Белозёров (наизусть). | Комбин | Развитие мышления и слухового восприятия | |
| Лето пришло | | | |
32 | Ливень. С.Козлов. Тучка. Г.Граубин. Хитрый одуванчик. Н.Павлова. | Комбин | Коррекция памяти | |
33 | Одуванчик. Е.Благинина. Загадки. Хозяюшка. О.Тарнопольская. Проверка техники чтения. | Комбин контроль | Коррекция познавательной деятельности | |
34 | После зимы будет лето. В.Голявкин. Летние приметы. По А.Спирину. Проверь себя! | Комбин Обобщение | Развитие внимания Коррекция мышления, речи и памяти | |