СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная программа учебного предмета «Литературное чтение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение"

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная программа учебного предмета «Литературное чтение»»



Аннотация

к рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение»



Адаптированная рабочая программа адресована учащейся 4 класса МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2» ---------------------------------.

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю.Ильиной «Чтение. 4 класс». Учебник в 2 частях, , 2 –е издание. 2019 г

Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

3. Учить самостоятельно работать с книгой.

На изучение литературного чтения в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели)

МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»











Адаптированная программа учебного предмета

«Литературное чтение»
(наименование учебного предмета)

(В 6. 3) НОДА

_ начальное общее образование, 4 класс

(уровень образования)

34 часа

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________ Денисова А.В.

«___» ______________ 2020 г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________Хохлова В.Н.

«___» ___________2020г.

(количество часов, отводимых на реализацию программы)


Учитель начальных классов Оленникова Наталья Викторовна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)


















Мухоршибирь, 2020 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа адресована учащейся 4 класса МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2»------------------------------.

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Предлагаемая программа ориентирована на учебник С.Ю.Ильиной «Чтение. 4 класс». Учебник в 2 частях, , 2 –е издание. 2019 г

Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.

3. Учить самостоятельно работать с книгой.

Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.    

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

·         развитие артикуляционной моторики;

·         формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

·         развитие высших психических функций;

·         коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

·         развитие речи, владение техникой речи;

·         расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

·         коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 

Учащиеся должны уметь: осознанно, правильно, выразительно читать текст вслух целыми словами с соблюдением пауз и соответствующей интонацией; читать про себя; отвечать на вопросы по прочитанному; выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение; определять главную мысль произведения; читать отрывки по ролям; пересказывать содержание прочитанного; отличать сказку от рассказа; читать доступные детские книги из школьной библиотеки и детские газеты, журналы.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Содержание программы

Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников.

Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о

природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

Техника чтения

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что  [што],  чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки  к более быстрому темпу чтения.

Выразительное чтение

Соблюдение знаков препинания:  короткая пауза на запятой, длинная – на точке. Интонация законченности повествовательного предложения, вопросительная и восклицательная интонация. Передача тоном голоса эмоционального содержания читаемого (грустно, весело, восхищенно) и характера персонажа (ласковый, вежливый, злой, хитрый, трусливый). Выделение ремарок автора, чтение текста в соответствии с ними по образцу учителя или самостоятельно (сказал грубо, произнес медленно и др.). Выразительное чтение по ролям коротких отрывков с прямой речью после работы над текстом. Выразительное чтение наизусть коротких стихотворений с опорой на чтение учителя.

Сознательное чтение

Прослушивание текста с установкой на осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Ответы  на вопросы по содержанию.  Выборочное чтение для ответа на вопрос, для соотнесения предложения текста с иллюстрацией. Установление последовательности действий героев произведения и взаимосвязей событий. Объяснение поступков действующих лиц, оценка их поведения с помощью наводящих вопросов учителя, с опорой на собственный опыт. Создание условий для общения детей, для обмена мнениями в связи с оценкой действий персонажей. Развитие умения прогнозировать содержание произведения до его чтения по заглавию («Как вы думаете, о чем или о ком будет идти речь в рассказе?»);  оценка правильности или ошибочности прогноза. Объяснение семантики слова с опорой на наглядный материал после разбора его учителем. Выделение учащимися непонятных для них слов. Обращение за разъяснением к товарищу или учителю. Коллективная работа по выделению главной мысли произведения с помощью наводящих вопросов учителя. Деление текста на части с опорой на серию картинок.

Развитие речи

Пересказ текста по частям словами, близкими к тексту, с опорой на картинный план или без него. Выделение в тексте слов, характеризующих персонажей; использование этих слов в пересказе. Словесное рисование картин к каждой части. Запоминание диалогов после их чтения по ролям, работа над драматизацией.

Межпредметные связи

Математика.Название чисел в пределах 200. Поиск нужной страницы в учебнике.

Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных.



Данная рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»» предусматривает изучение предмета литературное чтение количестве 34 часа в год ( 1час в неделю).


Основные требования к знаниям и  умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

Базовый

Минимальный

1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;

2. Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);

3. Активно участвовать в анализе произведения;

4. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;

5. Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;

6. Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений;

1.Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы и нформационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?»,

«Что делал?»);

2. Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом

на чтение  целым словом часто встречающихся двусложных слов;

3. Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;

4.  Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или

по картинно-символическому плану к каждому предложению;

5. Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения.

 Развитие устной речи

Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение

Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.


Критерии и нормы оценки учащихся по чтению и развитию речи

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 35-40 слов.

Техника чтения

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход на чтение целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя (речевая зарядка). Упражнения в чтении специально подобранных текстов, составленных из слов, простых по значению и слоговой структуре.

Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двусложных слов типа: что  [што],  чтобы [штóбы], кого [кавó], чего [ч’евó], вода [вадá], олень [ал’éн’] и тд. Чтение про себя после анализа текста для подготовки  к более быстрому темпу чтения.


При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.


Оценка «5»ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.


Оценка «4»  ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно  исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.











Календарно – тематическое планирование уроков чтения

урока

Тема урока

Тип урока

Коррекционная работа

Дата

проведения


1

Снова в школу! По Н.Носову. Жил-был Учитель. Э.Мошковская. Чему учат в школе. М.Пляцковский

Изуч нов

Развитие речи и памяти


2


Поздравление. По Ю.Ермолаеву. Как Маруся дежурила. По Е.Шварцу.

Шум и Шумок. По Е.Ильиной

Комбин

Развитие мышления


3

. Почему сороконожки опоздали на урок. В Орлов Три желания Вити. По Л.Каминскому. Читалочка. В.Берестов

Комбин

Развитие внимания


4

Зарубите на носу. По М.Бартеневу. Загадки. Проверь себя!

контроль

Коррекция мышления, речи



Время листьям опадать




5

Жёлтой краской кто-то… Н.Антонова. Осенняя сказка. По Н.Абрамцевой. Подарки осени. Е.Благинина.

Комбин

Развитие внимания, мышления, речи


6


Лесные подарки. По Л.Воронковой

Лес осенью. А.Твардовский (наизусть). В осеннем лесу. По В.Путилиной


Развитие памяти


7


Славная осень! Н.Некрасов (наизусть). Отчего Осень грустна. По Ю.Шиму.

Осень. К.Бальмонт. Три сойки. По Ю.Ковалю

Комбин

Развитие внимания и речи


8

Холодная зимовка. По Н.Сладкову. Скучная картина! А.Плещеев (наизусть)

Сказка про маленького жучка. По О.Иваненко

Комбин

Коррекция слухового восприятия


9

Пчёлы и мухи. По К.Ушинскому. Время листьям опадать…По Г.Граубину. Загадки. Проверь себя!

Обобщен

Развитие воображения



Делу – время, потехе - час




10

Прятки. По Н.Носову. Считалки. Жмурки. По М.Булатову. Проверь себя!

Изуч нов

Развитие мышления



В мире животных




11

. Бодливая корова. По К. Ушинскому. Упрямый котёнок. По В.Бирюкову.

Изуч нов

Развитие внимания, мышления,


12

Охотник и собаки. По Б.Житкову. Чук заболел. По Л.Матвеевой

Хитрый бурундук. Г.Снегирёв.

Изуч нов

Коррекция мышления, речи и памяти


13

. Барсучья кладовая. По А.Баркову. Гостья. По А.Дорохову. Игрушки лисят. Г.Корольков.

Комбин

Развитие слухового восприятия


14

Лиса. По Ю.Дмитриеву. Загадки. Проверь себя!

контроль

Развитие самостоят работы



Жизнь дана на добрые дела




15

Миша-мастер. Г.Ладонщиков. Пичугин мост. По Е.Пермяку.

Михаськин сад. В.Хомченко. Когда люди радуются. По С.Баруздину

Комбин

Развитие правильн чтения


16

Про каникулы и полезные дела. По Ю.Ермолаеву. Котёнок. Е.Благинина.

Птичка. В. Голявкин. Обобщающий урок

Комбин

Коррекция мышления, речи и памяти



Зима наступила




17

Снег идёт. По Л.Воронковой. Снегурочка. А.Слащёв.

Изуч нов

Развитие слухового восприятия


18

Зима. И.Суриков. Декабрь. С.Маршак. Ёлка. По В.Сутееву

Комбин

Развитие мышления и слухового восприятия


19

. Новогодние приметы Е.Благинина. Вечер под Рождество. По Л.Клавдиной. Где лежало «спасибо»? М.Садовский.

Комбин

Развитие памяти


20

Как Солнце с Морозом поссорилось. А Бродский. Зимняя сказка. П.Головкин

Комбин

Развитие внимания, мышления, речи


21

Снежная шапка. В.Бирюков.. В шубах и шапках. По А.Тумбасову. Не ветер бушует над бором…Н.Некрасов

Комбин

Коррекция мышления, речи и памяти


22

Находчивый медведь. По В.Бианки. Зимние приметы. По А.Спирину. Загадки. Проверь себя!

Комбин

Развитие эмоциональности



Весёлые истории




23

. Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н.Носову. Однажды утром. М.Пляцковский.

Изуч нов

Коррекция познавательной деятельности


24

. Почему комары кусаются. В.Бирюков. Вот какой рассеянный. С.Маршак.

Комбин

Развитие внимания, мышления, речи



Полюбуйся, весна наступает…




25

Восьмое марта. По М.Фроловой

Забота. Е.Благинина. Бабушкина вешалка. По А.Соколовскому

Комбин

Развитие внимания, мышления, речи


26

Последняя льдина. По В.Бианки. Весна. А.Плещеев

Комбин

Коррекция мышления, речи и памяти


27

Полюбуйся, весна наступает…И.Никитин (наизусть). Весенний вечер. По Ю.Ковалю. Опасная красавица. По Ю.Дмитриеву. Проверь себя!

Комбин

Развитие мышления и слухового восприятия



В мире волшебной сказки.




28

Крошечка - Хаврошечка. Русская народная сказка.

Комбин

Коррекция мышления, речи и памяти


29

. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Русская народная сказка

Комбин

Развитие мышления, речи и памяти



Родная земля




30

Город на Неве. С.Васильева. Где всего прекрасней на земле. Д.Павлычко. Какое это слово? По Л.Кассилю.

Комбин

Коррекция мышления, речи и памяти


31

Главное Дело. По Б.Никольскому. Никто не знает, но помнят все. По Л.Кассилю. День Победы. Т.Белозёров (наизусть).

Комбин

Развитие мышления и слухового восприятия



Лето пришло




32

Ливень. С.Козлов. Тучка. Г.Граубин. Хитрый одуванчик. Н.Павлова.

Комбин

Коррекция памяти


33

Одуванчик. Е.Благинина. Загадки. Хозяюшка. О.Тарнопольская. Проверка техники чтения.

Комбин

контроль

Коррекция познавательной деятельности


34

После зимы будет лето. В.Голявкин. Летние приметы. По А.Спирину. Проверь себя!


Комбин

Обобщение

Развитие внимания Коррекция мышления, речи и памяти