СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная программа учебного предмета "Литературное чтение"

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»»



МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________ Денисова А.В.

«___» ______________ 2024 г.

«Утверждаю»

Директор школы

____________Осипова Л.Г.

«___» ___________2024 г.













Адаптированная рабочая программа учебного предмета

«Литературное чтение»
(наименование учебного предмета)

для учащегося с задержкой психического развития (Вариант 7.2)

------------------------
3 класс

36 часов

(количество часов, отводимых на реализацию программы)


составлена на основе авторской программы
Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой
к учебнику «Литературное чтение» 2 класс

М: «Просвещение» 2021 г.

учитель начальных классов Оленникова Наталья Викторовна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)











Мухоршибирь, 2024 г.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная рабочая программа адресована учащемуся 3 класса МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2»------------------. К индивидуальному обучению ------------------допускается по медицинским показаниям, заявлению родителей во 2 полугодии 2023 – 2024 учебного года.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литературное чтение» 3 класс Горецкого В.Г. М.: «Просвещение», 2021г.

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является

форми­рование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообра­зования.


Программа направлена на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базо­вым умением в системе образования младших школьников;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;

-развитие интереса к чтению и книге;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятель­ности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональ­ной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; воспитание эстетического отношения к искусству слова,

- формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художе­ственной литературы;

- обогащение нравственного опыта, формирование представ­лений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.


Программа нацелена на решение следующих задач:

- развивать у учащегося способность полноценно воспринимать художественное произве­дение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувст­вовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произ­ведения, развивать творческое воображение учащихся;

- накапливать эстетический опыт слушания произ­ведений, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литера­турному творчеству;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различно­го уровня сложности;

- расширять кругозор ребёнка через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ре­бенка;

- обеспечивать развитие речи школьника и активно формировать навык чтения и ре­чевые умения;

работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении ху­дожественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».


Коррекционно-развивающие задачи данного курса:

- обогащение и активизация словаря;

- развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;

- развитие слухового внимания;

- совершенствование фонетической стороны речи – закрепление произносительных навыков;


Место учебного предмета в учебном плане:

Согласно учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе выделяется 2 часа в неделю, 36 часов во втором полугодии. В первом полугодии изучение литературного чтения составляет в рамках инклюзивного обучения 64 часа. Программа будет реализована в условиях индивидуальной системы обучения.

Планируемые результаты освоения программы

Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

- увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;

- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,

- умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

- наглядно-действенный характер содержания образования;

- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-

- познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста

- усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;


Реализация рабочей программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:


3 класс

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

(оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие);

5. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

6. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.


1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.

6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы


1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.




Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащийся научится:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

  • рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги) на художественное произведение по образцу;

  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;



Творческая деятельность

Учащийся научится:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;

  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;


Литературоведческая пропедевтика

Учащийся научится:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

  • находить в произведении средства художественной выразительности.



Учащийся получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;










Содержание программы

Были- небылицы. 6ч.




М.Горький «Случай с Евсейкой»

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».

А.Куприн «Слон».

Поэтическая тетрадь. 4 ч.

С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка...», «Воробей», «Слон».

А.Блок «Сны», «Ворона».
М. Пришвин «Моя Родина»

С.Есенин «Черёмуха».

Люби живое. 8ч

И.Соколов – Микитов «Листопадничек». В.И.Белов «Малька провинилась». В.И.Белов «Ещё раз про Мальку». В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». В.П.Астафьев «Капалуха». Б.Житков «Про обезьянку».

Поэтическая тетрадь 5 ч.

С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». А.Барто «Разлука», «В театре».

С.В.Михалков «Если». Н. Дружинина. «Мамочка-мамуля». Т. Бокова «Родина слово большое, большое…». Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. 10 ч.

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». М.Зощенко «Золотые слова». М.Зощенко «Великие путешественники». Н.Носов «Федина задача». А.П.Платонов «Цветок на земле». Носов «Телефон».

Зарубежная литература. 2 ч.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

Обобщающий урок 1 ч.

Календарно-тематический план



Тема урока

Кол-во часов

Дата


Были- небылицы.

6


1-2

М.Горький «Случай с Евсейкой»

2


3-4

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».

2


5-6

А.Куприн «Слон».

2



Поэтическая тетрадь.

4


7

С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка...»,

«Воробей», «Слон».

1


8

А.Блок «Сны», «Ворона».

1


9

М. Пришвин «Моя Родина»

1


10

С.Есенин «Черёмуха».

1



Люби живое.

8


11-12

И.Соколов – Микитов «Листопадничек».

2


13

В.И.Белов «Малька провинилась».


1


14

В.И.Белов «Ещё раз про Мальку».

1


15

В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»

1


16

В.П.Астафьев «Капалуха»

1


17-18

Б.Житков «Про обезьянку».

2



Поэтическая тетрадь

5


19

С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной».

1


20

А.Барто «Разлука», «В театре».

1


21

С.В.Михалков «Если».

1


22

Н. Дружинина. «Мамочка-мамуля».

Т. Бокова «Родина слово большое, большое…»

1


23

Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1



Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

10


24

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1


25-26

М.Зощенко «Золотые слова».

2


27-28

М.Зощенко «Великие путешественники».

2


29-30

Н.Носов «Федина задача».

2


31-32

А.П.Платонов «Цветок на земле»

2


33

Носов «Телефон».

1



Зарубежная литература.

2


34-35

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».

2


36

Обобщающий урок.

1




36 ч















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!