МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________ Денисова А.В. «___» ______________ 2024 г. | «Утверждаю» Директор школы ____________Осипова Л.Г. «___» ___________2024 г. |
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение»
(наименование учебного предмета)
для учащегося с задержкой психического развития (Вариант 7.2)
------------------------
3 класс
36 часов
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
составлена на основе авторской программы
Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой
к учебнику «Литературное чтение» 2 класс
М: «Просвещение» 2021 г.
учитель начальных классов Оленникова Наталья Викторовна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа адресована учащемуся 3 класса МБОУ «Мухоршибирская СОШ №2»------------------. К индивидуальному обучению ------------------допускается по медицинским показаниям, заявлению родителей во 2 полугодии 2023 – 2024 учебного года.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Литературное чтение» 3 класс Горецкого В.Г. М.: «Просвещение», 2021г.
Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является
формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Программа направлена на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
-развитие интереса к чтению и книге;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; воспитание эстетического отношения к искусству слова,
- формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Программа нацелена на решение следующих задач:
- развивать у учащегося способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое воображение учащихся;
- накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор ребёнка через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьника и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Коррекционно-развивающие задачи данного курса:
- обогащение и активизация словаря;
- развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;
- развитие слухового внимания;
- совершенствование фонетической стороны речи – закрепление произносительных навыков;
Место учебного предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану на изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе выделяется 2 часа в неделю, 36 часов во втором полугодии. В первом полугодии изучение литературного чтения составляет в рамках инклюзивного обучения 64 часа. Программа будет реализована в условиях индивидуальной системы обучения.
Планируемые результаты освоения программы
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
- умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-
- познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста
- усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
Реализация рабочей программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
3 класс | Личностные результаты | Метапредметные результаты |
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. (оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие); 5. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 6. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. 4. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 5. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях. 6. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы | 1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. |
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащийся научится:
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги) на художественное произведение по образцу;
самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
Творческая деятельность
Учащийся научится:
сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
Литературоведческая пропедевтика
Учащийся научится:
понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
Содержание программы
Были- небылицы. 6ч.
М.Горький «Случай с Евсейкой»
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей».
А.Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь. 4 ч.
С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка...», «Воробей», «Слон».
А.Блок «Сны», «Ворона».
М. Пришвин «Моя Родина»
С.Есенин «Черёмуха».
Люби живое. 8ч
И.Соколов – Микитов «Листопадничек». В.И.Белов «Малька провинилась». В.И.Белов «Ещё раз про Мальку». В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». В.П.Астафьев «Капалуха». Б.Житков «Про обезьянку».
Поэтическая тетрадь 5 ч.
С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». А.Барто «Разлука», «В театре».
С.В.Михалков «Если». Н. Дружинина. «Мамочка-мамуля». Т. Бокова «Родина слово большое, большое…». Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок».
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. 10 ч.
Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». М.Зощенко «Золотые слова». М.Зощенко «Великие путешественники». Н.Носов «Федина задача». А.П.Платонов «Цветок на земле». Носов «Телефон».
Зарубежная литература. 2 ч.
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».
Обобщающий урок 1 ч.
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| Были- небылицы. | 6 | |
1-2 | М.Горький «Случай с Евсейкой» | 2 | |
3-4 | К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». | 2 | |
5-6 | А.Куприн «Слон». | 2 | |
| Поэтическая тетрадь. | 4 | |
7 | С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка...», «Воробей», «Слон». | 1 | |
8 | А.Блок «Сны», «Ворона». | 1 | |
9 | М. Пришвин «Моя Родина» | 1 | |
10 | С.Есенин «Черёмуха». | 1 | |
| Люби живое. | 8 | |
11-12 | И.Соколов – Микитов «Листопадничек». | 2 | |
13 | В.И.Белов «Малька провинилась». | 1 | |
14 | В.И.Белов «Ещё раз про Мальку». | 1 | |
15 | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится» | 1 | |
16 | В.П.Астафьев «Капалуха» | 1 | |
17-18 | Б.Житков «Про обезьянку». | 2 | |
| Поэтическая тетрадь | 5 | |
19 | С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». | 1 | |
20 | А.Барто «Разлука», «В театре». | 1 | |
21 | С.В.Михалков «Если». | 1 | |
22 | Н. Дружинина. «Мамочка-мамуля». Т. Бокова «Родина слово большое, большое…» | 1 | |
23 | Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1 | |
| Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. | 10 | |
24 | Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 | |
25-26 | М.Зощенко «Золотые слова». | 2 | |
27-28 | М.Зощенко «Великие путешественники». | 2 | |
29-30 | Н.Носов «Федина задача». | 2 | |
31-32 | А.П.Платонов «Цветок на земле» | 2 | |
33 | Носов «Телефон». | 1 | |
| Зарубежная литература. | 2 | |
34-35 | Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». | 2 | |
36 | Обобщающий урок. | 1 | |
| | 36 ч | |