СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа 5 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа 5 кл»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»






«УТВЕРЖДАЮ»

Директор «ГБОУ СКОШИ I-II вида»


_________________Н.В.Норбоева

«__»_____________2020 г.















Адаптированная рабочая программа

по формированию речевого слуха и

произносительной стороны речи

для учащихся 5 класса I вида






Составитель: Антипова Людмила Андреевна

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории















Улан-Удэ, 2020 г.


Планируемые результаты образовательно – коррекционной работы.

Личностными результатами являются:

  • развитие общего представления о роли устной речи как одного из основных способов общения между людьми, установления и поддержания необходимых контактов, обмене информацией;

  • желание вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;

  • умения вступать в устную коммуникацию с ближайшим кругом речевых партеров (в семье, в школе, в совместной деятельности со слышащими сверстниками во внеурочное время, в общественных организациях – поликлинике, библиотеке и др.) с учетом социокультурных потребностей и возможностей обучающихся;

  • умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих;

  • осознание собственных возможностей в устном общении;

  • наличие мотивации к овладению устной речью;

  • развитие желания и умений постоянно пользоваться электроакустической аппаратурой разных

  • типов, включая индивидуальные слуховые аппараты.

Метапредметными результатами являются:

  • развитие коммуникативных способностей, умений выбрать адекватные речевые средства для решения коммуникативных задач;

  • развитие речевого поведения при соблюдении основ речевого этикета, культуры речевого общения, включая умения в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии

  • заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их;

  • развитие умений участвовать в диалоге и полилоге;

  • развитие познавательной и эмоционально – волевой сфер;

  • развитие способности реализовывать учебную задачу, контролировать и оценивать результаты собственной деятельности, вносить соответствующие коррективы в ее выполнение;

  • использование при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевого материала, отработанного на индивидуальных занятиях;

  • развитие умений сообщать в устной форме сведения о себе, своей семье, собственных интересах, пожеланиях, самочувствии, осуществлении различных видов деятельности, ее результатах, затруднениях при выполнении заданий и др., выражать устно просьбу, приглашение, собственное мнение, выяснять мнение собеседника;

  • развитие умений подражать в устных высказываниях непонимание при затруднении в восприятии речевой информации.

Предметными результатами являются:

  • распознавание на слух предложений, включающих как знакомые по звучанию слова (подлежащее, сказуемое, дополнение, опре6деление, обстоятельство, однородные члены – подлежащее и дополнение), так и незнакомые по звучанию слова и словосочетания;

  • различение и опознавание на слух простых и сложных предложений, словосочетаний с союзами союзы«и, а» и частицами «тоже, не, уже»; о

  • распознавание на слух слов и словосочетаний, незнакомых по звучанию;

  • восприятие на слух текстов диалогического и монологического характера (до восьми-десяти простых и сложных предложений); опознавание на слух основного речевого материала (предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленный в разбивку, ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий;

  • грамотной оформление высказываний; соблюдение состава слов; воспроизведение речевого материала внятно, достаточно естественно, эмоционально, голосом нормальной высоты, силы, тембра, соблюдая ритмическую структуру слов и фраз, по – возможности, мелодическую структуру фраз, звуковой состав точно или с регламентированными заменами (с учетом программных требований и индивидуальных особенностей ученика), орфоэпические нормы (самостоятельно, с опорой на нотированную письменную табличку и образец речи учителя); реализация в самостоятельной речи сформированных произносительных возможностей (с опорой на самоконтроль); использование в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств.

Содержание коррекционного курса

«Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи»

Формирование речевого слуха

Задачу работы составляет формирования речевого слуха неслышащих школьников составляет развитие их остаточного слуха, развитие речевого слуха, создание на базе развивающего слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции.

Работа по развитию предусматривает формирование речевого слуха, прежде всего, предусматривает формирование у детей речевого поведения на основе активного использования развивающего слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при постоянном применении различных типов электроакустической аппаратуры (стационарных устройств и индивидуальных слуховых аппаратов).

Основу формирования речевого слуха составляют умения неслышащего школьника воспринимать определенный речевой материал на слух и слухо-зрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому.

Развитие речевого слуха осуществляется в процессе специально организованного обучения восприятию речевого материала на слух, исключая зрение. Упражнения по восприятию речевого материала на слух проводятся на протяжении всех лет обучения в ходе учебно-воспитательного процесса, включая все уроки по общеобразовательным предметам, индивидуальные занятия, музыкально-ритмические занятия, занятия в слуховом кабинете и во внеклассное время.

Развитие речевого слуха включают в себя 3 этапа: первоначальный период (подготовительный- 1 класс); основной период (2-5 класс); период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом (6-11 классы).

В 6-11 классах учащиеся весь речевой материал воспринимают слухо-зрительно с последующим его опознаванием только на слух, а также предусматривается тренировка учащихся в слухо-зрительном восприятии текстов при увеличивающемся их объеме. Большое внимание уделяется умению свободно вести диалог на любую тему, обозначенную в программе, или по поводу воспринятого текста.

На индивидуальных занятиях учащиеся 6-11 классов работают только с индивидуальными слуховыми аппаратами, занимаются небольшими группами: по 2-3 человека.

Тематическое планирование по ФРС

Темы

Количество занятий/часов

1

1.Летний отдых.

2.Речевой материал, связанный с изучением учебных дисциплин


6

2.

Сезонные изменения в природе


12

2

Мой класс.


12

3

Спорт

12

4

Мой дом. Мои друзья.

12

5.

Будем здоровы.

12

6.

Наша школа.

15

7.

Середина весны

14


Итого часов:

95


Формирование произносительной стороны речи

Задачи обучения неслышащих школьников произношению включают формирование и развитие внятной, членораздельной речи, приближающейся к естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими. Для того чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, про-изношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.

Формирование произносительных навыков учащихся в условиях слухоречевой среды осуществляется при использовании информального и специального путей обучения.

Содержание специального речевого дыхания произношению включает ряд разделов работы.

Работа по развитию речевого дыхания направлена на формирование и развитие у учеников навыка пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы.

Работа над голосом предполагает формирование и развитие у учеников навыка пользоваться голосом нормальной высоты силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте.

Работа над звуками и их сочетаниями направлена на формирование и развитие у учеников правильного воспроизведения звукового состава слова.

Совершенствовать ранее усвоенные произносительные навыки (по усмотрению учителя в соответствии с состоянием произношения у учащихся данного класса).

Соблюдать нормальную силу голоса в речи.

Правильно воспроизводить звуки и их сочетания в словах, фразах, связанном тексте.

Дифференцировать родственные по артикуляции звуки: гласные, согласные (свистящие и шипящие, слитные и щелевые, слитные и смычные, носовые и ротовые, глухие и звонкие, твердые и мягкие.


Дыхание слитность

Самостоятельное распределение дыхательных пауз при произношении длинных фраз; произнесение фраз слитно (группы слов 10-12 слогов)

Голос

Закрепление нормального, достаточно естественного звучания голоса

Интонация

Различать на слух и воспроизводить элементы ритмико-интонационной структуры речи; передавать в речи повествовательные, восклицательные, вопросительные эмоциональные оттенки

Темп

Изменение темпа речи с сохранением звукового состава

Словесное ударение

Произнесение слов слитно, с ударением, выделяя синтагматические ударения

Логическое ударение

Самостоятельное выделение логического и синтагматического ударения во фразе

Орфоэпия

Оглушение согласных (звонкие согласные в конце слова оглушаются, звонкие согласные перед глухими оглушаются);

Безударные О произносится в словах как А


Тематическое планирование по ФПСР


Раздел работ

Содержание работы

Количество занятий/часов

Развитие речевого дыхания

Произнесение на одном выдохе слогосочетаний (с постепенным их наращиванием до 10-12 слогов), слов, фраз (до10-12 слогов)

В ходе всех занятий

Работа над голосом


Развитие ритмико-интонационной структуры речи

Произнесение речевого материала голосом нормальной силы, высоты и тембра.

Различение на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: изменение темпа речи (постепенное замедление и убыстрение): ударение в дву- , трех- , четырехсложных словах (под контролем учителя, по графическому знаку и самостоятельно); синтагматическое членение фразы (под контролем учителя и самостоятельно); логического и синтагматического ударения (с помощью учителя и самостоятельно, по возможности базовые мелодические (высотные) модуляции голоса в пределах его естественного диапазона при сохранении нормальной силы и тембра (ровная интонация, повышение и понижение от высокого и среднего уровня), мелодическая структура фразы (с помощью учителя и самостоятельно).

В ходе всех занятий


Работа над звуковым составом речи


Дифференцированно воспроизводить в речи звук родственные по артикуляции: гласные а-э, и-э, а-о, о-у, и-ы; согласные: м-б, м-п, н-д, н-т, с-ш, з-ж, с-щ, ц-ч, б-п, д-т, г-к, в-ф, з-с, ж-ш, ц-с, ч-ш, ц-т, ч-т, ф-фь, в-вь, п-пь, б-бь, (и др. твердые и мягкие согласные), слитно произносить разного типа сочетания согласных (в одном слове и на стыке слов)

95/47,5

Орфоэпия

Произнесение слов слитно, с ударением, реализуя возможности их звукового состава, соблюдая орфоэпические правила – безударная о как а, оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими согласными, опускание непроизносимых согласных, произнесение окончаний –тся и –ться как –ца; -ого, его как –ово, ево (по надстрочному знаку и самостоятельно); правильное произнесение новых слов, руководствуясь надстрочными знаками.

В ходе всех занятий

Работа над фразами, словами,

словосочетаниями, текстами

Произнесение фраз в нормальном темпе, слитно или деля на синтагмы (группы слов до 10-12 слогов), выделение логического и синтагматического ударения, по возможности соблюдения мелодического контура фраз (с помощью учителя и самостоятельно); передача в речи повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации (самостоятельно, по графическому знаку), различных эмоциональных оттенков высказывания – радости, огорчения, растерянности, испуга, а также значения предельной высокой степени признака, действия, состояния. Самостоятельный выбор адекватных неречевых средств коммуникации (выразительной мимики, позы, пластики), сопровождающих речь (в рамках речевого этикета).

В ходе всех занятий

Общее количество часов за учебный год

Обследование слуха и речи

1ч.

Контрольная работа по РСВ

2ч.

Контрольная работа по проверке внятности и разборчивости речи

2ч.

Занятия по РСВ

48,5ч.

Занятия по ФПСР

48,5ч.

Итого

102ч.






















Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по формированию речевого слуха



Тема

Речевой материал

Ориентиро-вочные

сроки

Характеристика

деятельности обучающегося




1.




















2.






































3.
















































































4.





































1 четверть

Обследования слуха и произношения (звуков, речевого дыхания, слитности, словесного ударения, правил орфоэпии).

Определение рабочего и резервного расстояния (для уч-ся с КИ)


1.Речевой материал, связанный с организацией деятельности детей.

1.Чем вы занимались на уроке чтения (математики)?

2.Какую тему мы изучаем?


2.Речевой материал, связанный с уроками чтения.

1.Что мы изучаем?

2.Ты поняла содержание текста?


Речевой материал, связанный с уроками природоведения.

1.Назови признаки осени.

2.Какая погода летом (осенью)?


Тема Летние каникулы»

1.Сколько месяцев продолжаются летние каникулы?

2.Какой месяц был самым жарким?

3.Где ты провел лето?

4.Как ты помогал взрослым? (полол. – пропалывал грядки- убирал сорняки, поливал, копал, собирал…)

5. Как ты провел лето? (хорошо, весело, отлично, замечательно, скучно, плохо, неважно)


2.Текст №1

Прошло жаркое лето. Саша и Наташа отдыхали в лагере. Лагерь находился на берегу реки. Около лагеря был густой лес. Каждый день ребята купались, загорали, ходили в лес.

Сережа отдыхал на Байкале, а Вова в деревне. Все отдыхали замечательно!

Словарь: прошло – кончилось, жаркое – знойное; находился – был; около – рядом – возле; густой – частый (много деревьев); замечательно – прекрасно.

Вопросы к тексту:

Где отдыхал Саша летом?

Где ты провел (а) лето?

Где находился лагерь?

Чем занимались ребята в лагере?

Ты ходил (а) летом в лес?

Ты доволен отдыхом?

Задания к тексту:

1.Составь рассказ «Как я провел (а) лето» с опорой на вопросы.

2. Организация диалога:

Спроси у…


«Сезонные изменения в природе. Осень»

1.Речевой материал, связанный с уроками природоведения.

1.Как изменяется температура воздуха осенью?

2.Назови изменения в природе осенью.


Речевой материал, связанный с уроками математики.

1.Сначала мы будем считать устно.

2.Множитель, произведение, делимое, делитель, частное.


Речевой материал, связанный с организацией деятельности детей.

1.Как ты думаешь, чем мы будем заниматься на уроке?

2.Что мы успели сделать на уроке?


Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы.

Когда бывает ранняя (поздняя осень)?

Осенью дни становятся короче, а ночи - длиннее.

Осенью часто идет дождь.

Осенью дует холодный ветер.

Какие осадки выпадают осенью (летом, зимой)?

Назови приметы осени (лета).

Словарь к теме

Сентябрь, октябрь, ноябрь, греет слабо, идут дожди, улетают на юг.


Текст№1

После жаркого лета наступает осень. Все меньше теплых и солнечных дней, больше пасмурных и холодных. На небе тяжелые, серые тучи. Моросит мелкий дождик. Иногда идут сильные ливни. Улетают на юг перелетные птицы. В садах и огородах идет уборка урожая. На клумбах много цветов: астры, георгины, гладиолусы.


Словарь к тексту.

Знойное (жаркое лето), меньше теплых и солнечных дней, больше пасмурных и холодных, тяжелые, серые тучи, улетают


Вопросы и задания к тексту.

1.Опиши погоду ранней осени.

2.Что делают перелетные птицы?

3.Назови осенние цветы.

4.Что делают взрослые и дети?



Текст №2.

Наступила золотая осень. Лес меняет свой наряд.. перелетные птицы. Лес меняет наряд. Березка пожелтела, клен начал рыжеть и краснеть. Кружатся и падают на землю разноцветные листья. Это начался листопад. Днем еще тепло, а ночи уже холодные. Желтеет и сохнет трава. Люди оделись в куртки и плащи.



Словарь к тексту

Золотая осень, меняет наряд, разноцветные листья, листопад, греет меньше, ночи холодные, желтеет и сохнет, оделись в плащи и в куртки.


Вопросы и задания к тексту.

1.Какие листья у березы, клена, трава?

2.Что такое листопад?

3. Как оделись люди осенью?

4. Какая погода золотой осенью?



Тема «Мой класс».

.Речевой материал, связанный с учебной деятельностью детей.


1.В каком классе ты учишься?

2.Сколько ребят в классе?

3.Сколько в классе мальчиков и девочек?

4.Мой класс большой и светлый.

Словарь к теме:

учишься – учусь, в классе, учитель, воспитатель, парты, комнатные растения, на подоконниках, в шкафах, на стенах.


Текст «Мой класс».

Мой класс большой, светлый и уютный. Справа на стене висит доска. Слева у стены стоят шкафы. В шкафах лежат книги, тетради и одежда. На подоконниках стоят комнатные растения. На стенах висят учебные стенды и картины. Около шкафов стоят три парты. Рядом с доской стоит учительский стол. Мне нравится мой класс.

Словарь к тексту:

теплый, светлый, уютный, слева у стены, в шкафах лежат, на подоконниках, на стенах, около шкафов стоят

мне нравится.

Вопросы и к тексту.

1.Какой класс?

2.Где висит доска?

3.Где стоят доска?

4.Что лежит в шкафах?

5.Что висит на стена?

6.Что стоит рядом с доской



1 неделя

2.09-4.09


















2 - 3 н.


7.09. –18.09.




































4 -5 н.

21.09 – 2.10































6 -7 н.

5 -16.10.















































8-9 н.

19. -30.10.














































Восприятие текста

Словарная работа



Восприятие предложений



Ответы на вопросы



Различение текста и составление его из деформированного текста


Различение текста и ответы на вопросы по тексту


Различение и повторение части текста по предложениям



Различение и повторение текста по предложениям



Опознавание речевого материала


Пересказ части текста


Ведение (составление) диалога



Работа со словарем



Распознавание речевого материала









Восприятие текста

Словарная работа



Восприятие предложений



Ответы на вопросы




Различение текста и составление его из деформированного текста



Различение текста и ответы на вопросы по тексту



Различение и повторение части текста по предложениям




Различение и повторение текста по предложениям



Опознавание речевого материала




Пересказ части текста


Ведение (составление) диалога



Работа со словарем



Распознавание речевого материала