СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя школа»



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: История

Уровень общего образования:

основное общее образование: 7-9 классы

количество часов - 204

Составитель: Пилипчук Светлана Ивановна





2024 год

С. Преображенка Ачинского района Красноярского края


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истории Отечества для 7-9 классов разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7), утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.

  • Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

  • Образовательной программы по истории для 7-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. О.И. Бородина В.М., Мозговая/под редакцией В.В. Воронковой, Владос, 2011.

Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся.

Цель обучения истории – формирование у обучающихся способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности.

Основными задачами курса являются:

  • освоение обучающимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;

  • помощь обучающимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;

  • развитие у обучающихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;

  • овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала, для обучения специального (коррекционного) класса VIII вида.

Одной из основных функций основного общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе





«Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

Основная цель коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – социальная реабилитация, трудовая адаптация и интеграция в обществе.

У детей данной категории нарушена психика, эмоционально-волевая сфера, слабо развита мелкая моторика рук, общее интеллектуальное недоразвитие снижает процесс усвоения знаний и им необходима педагогическая поддержка.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Ведущей формой работы учителя с учениками на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. В процессе обучения литературе используется игровой и занимательный материал, наглядные и иллюстративные пособия технические и другие дидактические средства.

Для обучения детей с умеренной умственной отсталостью от учителя требуется и специальная работа, направленная на уточнение и расширение имеющихся представлений, умение сформировать их в речи, в различных практических действиях на уроке.

На уроках при чтении произведений, устных высказываниях формируются общие речевые навыки детей с ограниченными возможностями здоровья, направленные на коррекцию недостатков звукопроизношения, развития слухового внимания и фонематического слуха. С этой целью на каждом занятии проводится артикуляционная физминутка и даются специальные задания.

Обучение должно реализовываться на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

История Отечества изучается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала наличность ученика, фор­мирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с ОВЗ к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Необходимость разработки и значимость рабочей программы по истории обусловлена, с одной стороны, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ГОС, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.

В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, представленных в программах для начального общего образования, обусловленных предметным содержанием и психологическими и возрастными особенностями пятиклассников.

Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.

Новизна рабочей программы заключается в использовании тестирования в специальных (коррекционных) классах в качестве контрольных работ, поскольку оно ориентировано на выявление степени усвоения обучающимися основных понятий, ведущих идей и элементов учебной программы, а не на констатацию наличия у учеников конкретной совокупности формально усвоенных знаний. Тесты используются и для проверки домашнего задания.




Отличительными особенностями данной программы являются:

  • минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся в специально-коррекционных классах от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;

  • соответствие основным направлениям модернизации образования, поскольку делается акцент на роль человеческого фактора, цивилизационную составляющую исторического процесса.

Объектом изучения истории являются круп­ные исторические события отечественной истории, жизнь и быт людей с древности до наших дней. Даётся отчетливый образ наиболее яркого собы­тия и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период исто­рии: «История нашей страны древнейшего периода», «Киевская Русь», «Распад Киевской Руси», «Борьба Руси с иноземными завоевателями», «Начало объединения русских земель», «Единая Россия (конец XV века —XVII век)», «Великие преобразования России в XVIII веке», «История нашей страны в XІX веке», «Россия в начале XX века», «Россия в 1917-1920 годах», «Советская Россия – СССР в 20-30-е годы», «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «Советский Союз в 1945-1991 годах», «Новая Россия в 1991-2013 годах».

Весь исторический материал представлен отечественной исто­рией, историей региональной и краеведческой с древности до настоящего времени.

Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Цель изучения курса «История Отечества»:

  • усвоение основных событий отечественной истории, свершений выдающихся личностей, олицетворяющих основные периоды истории России;

  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий, давать им элементарную оценку;

  • развитие познавательных интересов;

  • фор­мирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в обществе.

Общие задачи изучения предмета «История Отечества»:

Образовательные задачи:

  • усвоить важнейшие факты истории;

  • создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;

  • усвоить доступные для обучающихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;

  • овладеть умением применять знания по истории в жизни;

  • выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.




Воспитательные задачи:

  • гражданское и патриотическое воспитание обучающихся;

  • воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;

  • нравственное воспитание;

  • эстетическое воспитание;

  • трудовое воспитание;

  • экологическое воспитание;

  • правовое воспитание;

  • формирование мировоззрения учащихся.

Коррекционно – развивающие задачи:

  • развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы;

  • учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости;

  • содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;

  • расширять лексический запас, развивать связную речь.

Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с новым предметом, источниками, по которым ученые – историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени».

Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV века и представлен 6 темами:

  1. Введение в историю.

  2. История нашей страны древнейшего периода.

  3. Киевская Русь.

  4. Распад Киевской Руси.

  5. Борьба Руси с иноземными завоевателями.

  6. Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества.

Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.

В 8 классе обучающиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в. Этот материал представлен следующими 3 темами:

  1. Единая Россия (конец XV – начало XVII вв.).

  2. Великие преобразования России в XVIII в.





  1. История страны в период XIX в.

Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско–турецких войн и Отечественной войны 1812 года, знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей.

В 9 классе обучающиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX - XXI вв. Материал представлен 6 темами:

  1. Россия в начале XX в.

  2. Россия в 1917 – 1920 гг.

  3. Советская Россия – СССР в 20 – 30-е годы.

  4. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

  5. Советский Союз в 1945 – 1991 гг.

  6. Новая Россия в 1991 – 2013 гг.

Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX века, особенно подробно – Великая Отечественная война СССР. Изучение послевоенного периода с 1945 г. по настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общества

3.МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом школы-интерната предмет «История Отечества» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

Согласно учебному плану МБОУ «Нижнеенснгская СШ» на изучение предмета в 7, 8, 9 классах предусмотрено 2 часа в неделю, что составляет 68 часов.

Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу истории Отечества: 1. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

8 кл., М., Просвещение, 2010.

3. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: учеб. для 9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М., Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

Учебник содержит теоретический материал курса.

4. Требования к результатам освоения курса

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.



Личностные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за историческое прошлое многонационального народа России;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Предметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:

  • формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России;

  • формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего; способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

Метапредметные результаты изучения курса «История Отечества» включают в себя:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;

  • овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации;

  • использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы;

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллектив­ной работе;

  • владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, отстаивать свою позицию.

Межпредметные связи: обществознание, география, ИЗО, музыка, МХК.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Принципы:

  • принцип коррекционной направленности в обучении;

  • принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;

  • принцип научности и доступности обучения;

  • принцип систематичности и последовательности в обучении;

  • принцип наглядности в обучении;

  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация;



  • практические – упражнения, работа с исторической картой.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

  • Комбинированный урок.

Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.Применение многообразных наглядных средств формирует уме­ние представлять себе, как жили люди в определенную историчес­кую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов - важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории ведется специальная работа по ис­пользованию хронологии. Этому помогают игры, викторины с использованием исторических дат.

Основные формы и средства контроля:

  • Устный опрос

  • Тестирование

  • Исторические диктанты

  • Контрольная работа

  • Составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ

  • Тематический кроссворд

  • Работа с контурными картами

Тексты контрольно-измерительные материалы создаются учителем в соответствии с психофизическим особенностями каждого обучающегося.


5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7 КЛАСС (68 часов)

Тема 1. Введение в историю – 5часов.

История – наука о прошлом. Исторические памятники. Наша Родина – Россия. Моя родословная. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Тема 2. История нашей страны древнейшего периода - 10 часов.

Кто такие восточные славяне.

Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Обычаи восточных славян.

Верования восточных славян. Славянские воины и богатыри. Соседи восточных славян, тор­говые отношения с ними. Роды и племена восточных славян и их старейшины.

Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.



Тема 3.Киевская Русь – 14 часов.

Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти кня­зя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Крещение Руси. Кня­жеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Жизнь простых лю­дей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строи­тельство храмов, летописание, образование и грамотность. «Повесть временных лет». Правление Ярослава Мудрого.

Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Последние годы великой державы.

Тема 4. Распад Киевской Руси - 10 часов.

Причины распада Киевской Руси. Появление от­дельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств.

Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси.

Господин Великий Новгород. Географическое положение Нов­города. Торговля, Ремесло. Управление в Новго­роде. Внешнеторговые связи.

Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учительной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты.

Тема 5. Борьба Руси с иноземными завоевателями - 9 часов.

Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских ко­чевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом.

Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Зна­чение этой победы для укрепления православия на русской земле.

Тема 6.Начало объединения русских земель – 10 часов.

Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение рус­ского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции.

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Проти­востояние Орде.

Отражение ордынских набегов. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значе­ние Куликовской битвы для русского народа. Сергей Радонежский. Нацио­нальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.

Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.

Резервное время - 10 часов.

8 КЛАСС (68 часов)

Тема 1. Единая Россия (конец XV века - XVII век) – 18 ч.

Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель:





Псков, Смоленск, Рязань. Значение создания едино­го Российского государства.

Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на цар­ство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспече­ния свободного выхода России к Балтийскому морю.

Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ре­месленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и тра­диции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Великий иконописец Андрей Рублев. Пер­вопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Смутное время. Самозван­цы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народ­ные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви.

Тема 2. Великие преобразования России в XVIII веке – 19 часов.

Воцарение Петра I. Борьба с сестрой — царевной Софьей, пре­тендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: раз­гром шведов. Петр I — первый российс­кий император. Личность Петра I Великого. Борь­ба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в об­ласти культуры.

Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I). Дворцовые перевороты.

Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве перво­го Российского университета, Академии художеств, первого русско­го театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.

Царствование Екатерины И. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молда­вии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екате­рины II в области культуры и просвещения. Установление гу­бернского управления в стране.

Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и кре­стьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобре­татели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства.

Тема 3. История нашей страны в период XIX века - 23 часа.

Павел I. Приход к власти Александ­ра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на ми­ровое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий рус­ской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, ге­нерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Мос­ковский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель ар­мии Наполеона.

Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота ад­миралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.





Правление Александра II. Отмена крепостного права. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте.

XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — ве­ликий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Величайший рус­ский певец Ф. Ю. Шаляпин. Развитие образования и науки, живо­писи и архитектуры.

Резервное время - 8 часа.

9 КЛАСС (68 часов)

Тема 1. Россия в начале XX века – 10 часов.

Правление Николая II . Антиправительственные движения начала XX века. Русско-японская война. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг». Революционные события 1905—1907 годов. Понятие революция. «Кровавое воскресенье». Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: пра­вые, центристы, левые. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.

«Серебряный век» русской культуры.

Первая мировая война и участие в ней России. Экономическое положение в стране во время Первой мировой войны. Отношение народа к войне.

Тема 2. Россия в 1917 – 1920 годах – 8 часов.

Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов. Экономический и политический кризис в России осе­нью 1917 г. Захват власти большевиками в Петрограде. Зах­ват Зимнего дворца и низложение Временного правительства. Провозглашение Советской власти. Первый руководитель Советского государства — В. И. Ленин. Первые декре­ты Советской власти. Отношение Советской власти к православ­ной церкви. Уничтожение всей царской семьи. Отношение разных сло­ев населения к захвату власти большевиками.

Создание нового государства — Российской Федерации (РСФСР).

«Белое» движение и его лидеры: А. И. Деникин, П. Н. Врангель, А. В. Колчак, Л. Г. Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М. Н. Тухачевский, М. В. Фрунзе, С. М. Буденный, В. И. Чапаев. Противостояние «красных» и «бе­лых». Отношение к ним различных слоев населения. «Зеленые» и повстанческая крестьянская армий батьки Махно. Иностранная ин­тервенция и ее последствия. Недовольство армии политикой совет­ского правительства. Кронштадтское восстание.

Экономическая политика Советской власти. Упадок промыш­ленного производства, продразверстка. Недовольство населения, голод, разруха, страдания людей.

Тема 3. Советская Россия – СССР в 20 - 30-е годы XX века – 9 часов.

Новая экономическая политика (НЭП) в стране, ее сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти. Положительные и отрицательные результаты НЭП. План ГОЭЛРО и его реализация.

Образование СССР. Первая Конституция СССР. Положение народов Советской страны.





Смерть первого главы Советского государства В. И. Ленина. Со­здание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей пол­ноты партийной и государственной власти в руках И. В. Сталина.

Начало индустриализации. Первые пятилетние планы. Строй­ки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсо­мольск на Амуре и др.). Рабочий класс, его роль в индустриализа­ции. Стахановское движение. Ударничество.

Коллективизация сельского хозяйства. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.

Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Гулаг.

Новая Конституция страны 1936 г. Ее значение.

Наука и культура. Ликвидация массовой неграмотности. Вели­кие научные открытия (И. П. Павлов, Сеченов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский, К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов).

Тема 4. СССР во Второй Миро­вой и Великой Оте­чественной войне 1941- 1945 годов – 14 часов.

Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дис­циплины. Ослабление армии. Советско-финская военная кампа­ния, ее цели и задачи. Столкновение с Японей (о. Хасан, р. Халхин-Гол).

Приход фашистов к власти в Германии. Начало Второй Миро­вой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на За­пад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР.

Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Оте­чественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Со­здание государственного комитета обороны. Первые неудачи совет­ской армии, героическая защита городов на пути отступления со­ветских войск. Роль Г. К. Жукова в войне.

Битва под Москвой и ее историческое значение. Панфиловцы. Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Партизанское дви­жение. Героизм тружеников тыла.

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Ста­линградская битва. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм со­ветских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.

Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фрон­та в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории Европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии.

Военные действия США против Японии в 1945 г. Атомная бом­бардировка Хиросимы и Нагасаки. Вступление СССР в войну с Японией. Капитуляция Японии. Конец второй Мировой войны. Ге­роические и трагические уроки войны.


Тема 5. Советский Союз в 1945 – 1991 годах – 13 часов.

Возрождение Советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности.

Смерть И. В. Сталина. Приход к власти Н. С. Хрущева. Осуждение, культа личности и первые реабилитации репрессиро­ванных. Хрущёвская «оттепель». Всемирный Фестиваль молодёжи и студентов в Москве. Освоение космоса и полет первого человека. Юрий Гагарин. Освое­ние




целины.

Экономическая и социальная политика Л. И. Брежнева. Война в Афганистане. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение ма­териального положения населения и морального климата в стране. Правозащитники (А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын).

Борьба за власть после смерти Л. И. Брежнева. Приход к влас­ти М. С. Горбачева. Реформы Горбачева в политической, социаль­ной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Гер­мании. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.


Тема 6. Новая Россия в 1991—2003 годах – 8 часов.

Распад СССР. Суверенная Россия. Первый президент России — Б. Н. Ельцин. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы. Экономические реформы. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.

Президентские выборы 2000 г. Второй президент России — В. В. Путин. Его экономическая и политическая деятельность.

Литература и искусство во второй половине XX века. Современ­ное состояние науки, культуры и образования в стране. Сегодняшний день России.

Резерв – 6часов.


















Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Преображенская средняя школа»




Календарно-тематическое планирование




Предмет: История

Уровень общего образования:

основное общее образование: 7-9 классы

количество часов - 204

Составитель: Пилипчук Светлана Ивановна





2024 год

С. Преображенка Ачинского района Красноярского края


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс


Тема урока.

Кол-во часов

Дата

Примечания


Раздел 1. Древняя Русь

11



Вводный урок. Мир истории.

1

02.09.2024


Происхождение славян

1

06.09


Места расселения славян.

1

09.09


Славяне и соседние народы.

1

13.09


Хазары. Византия.

1

16.09


Облик славян и черты их характера.

1

20.09


Хозяйство и образ жизни восточных славян

1

23.09


Хозяйство и образ жизни восточных славян

1

27.09


Жилища, одежда восточных славян

1

30.09


Языческие традиции восточных славян

1

04.10


Повторение по теме «Древняя Русь»

1

07.10



Раздел 2. Древнерусское государство

7



Как возникло Древнерусское государство.

1

11.10


Об Аскольде, Дирек и их походах на Византию.

1

14.10


Походы князя Олега

1

18.10


Князь Игорь из рода Рюриковичей.

1

21.10


Как княгиня Ольга отомстила древлянам.

1

25.10


Сын князя Игоря и Ольги - Святослав

1

08.11


Обобщающий урок по теме: «Древнерусское государство»

1

11.11



Раздел 3. Крещение Древней Руси. Расцвет Русского государства.

17



Сыновья князя Святослава.

1

15.11


Князь Владимир Красное солнышко.

1

18.11


Крещение Руси

1

22.11


Походы князя Владимира

1

25.11


Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром

1

29.11


Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром

1

02.12


Князь – воин, строитель, книжник.

1

06.12


«Русская правда»

1

09.12


Русь после смерти Ярослава Мудрого

1

13.12


Русь после смерти Ярослава Мудрого

1

16.12


Князь Владимир Мономах.

1

20.12


Распад Руси на отдельные княжества.

1

23.12


Новгородская Республика.

1

27.12


Ростово-Суздальское княжество в XII веке.

1

28.12


Юрий Долгорукий. История возникновения Москвы.

1

10.01.2025


Культура Руси Древней Руси

1

13.01


Культура Руси Древней Руси

1

17.01



Раздел 4. Русь в борьбе с завоевателями

17



Образование монгольского государства.

1

20.01


Нашествие монголов на Русь.

1

24.01


Нашествие монголов на Русь.

1

27.01


Александр Невский.

1

31.01


Ледовое побоище.

1

03.02


Власть Орды над русскими князьями.

1

07.02


Объединение русских земель против Золотой Орды

1

10.02


Иван Калита

1

14.02


Московское княжество при Иване Калите

1

17.02


Московский князь Дмитрий Иванович.

1

21.02


Куликовская битва.

1

24.02


Наследники Дмитрия Донского. Василий Тёмный

1

28.02


Собирание Руси Иваном III.

1

03.03


Освобождение Руси от Золотой Орды.

1

07.03


Управление государством Иваном III.

1

10.03


Обобщающий урок по теме «Русь в борьбе с завоевателями»

1

14.03



  1. Единое Московское государство

17



Русь в XVI в.

1

17.03


Начало правления Ивана IV.

1

21.03


Реформы Избранной рады.

1

31.03


Войны Ивана Грозного.

1

04.04


Ливонская война

1

07.04


Опричнина.

1

11.04


Покорение Сибири.

1

14.04


Россия после Ивана Грозного.

1

18.04


Лжедмитрий II. Семибоярщина.

1

21.04


Минин и Пожарский: за веру и Отечество.

1

25.04


Воцарение династии Романовых. Алексей Михайлович Романов.

1

28.04


Укрепление южных границ России. Казаки.

1

05.05


Развитие России в XVII.

1

12.05


Развитие России в XVII.

1

16.05


Культура в Российском государстве VI-XVII веков

1

19.05


Культура в Российском государстве VI-XVII веков

1

23.05


Повторение по курсу «История России 7 класс»

1

27.05


























Календарно-тематическое планирование. 8 класс.


Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Примечания


Тема 1. Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)

22



1.

Вводный урок.

1

02.09.2024


2.

Иван III Великий – глава единого государства Российского.

1

06.09


3.

Расширение государства Российского при Василии III.

1

09.09


4.

Русская православная церковь в Российском государстве.

1

13.09


5.

Первый русский царь Иван IV Грозный.

1

16.09


6.

Опричнина Ивана Грозного.

1

20.09


7.

Присоединение к Российскому государству Поволжья.

1

23.09


8.

Покорение Сибири.

1

27.09


9.

Быт простых и знатных людей.

1

30.09


10.

Москва – столица Российского государства.

1

04.10


11.

Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря».

1

07.10


12.

Великий иконописец Андрей Рублев.

1

11.10


13.

Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

1

14.10


14.

Правление Бориса Годунова.

1

18.10


15.

Смутное время.

1

21.10


16.

Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.

1

25.10


17.

Начало правления династии Романовых.

1

08.11


18

Раскол в Русской православной церкви.

1

11.11


19-20.

Крепостные крестьяне.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

2

15.11

18.11


21.

Освоение Сибири и Дальнего Востока.

1

22.11


22.

Контрольная работа по теме: «Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)»

1

25.11



Тема 2. Великие преобразования России в XVIII веке.

19



23.

Начало правления Петра I.

1

29.11


24.

Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга.

1

02.12


25.

Полтавская битва.

1

06.12


26.

Победа Русского флота. Окончание Северной войны.

1

09.12


27.

Петр I – первый российский император.

1

13.12


28.

Преобразования Петра I.

1

16.12


29.

Эпоха дворцовых переворотов.

1

20.12


30.

Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова.

1

23.12


31.

Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.

1

27.12


32.

Правление Екатерины II.

1

28.12


33.

Золотой век дворянства.

1

10.01.2025


34.

Положение крепостных крестьян.

1

13.01


35.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

1

17.01


36.

Русско – турецкие войны второй половины XVIII века.

1

20.01


37.

Знаменитый полководец Александр Суворов.

1

24.01


38.

Русские изобретатели и умельцы.

1

27.01


39.

Развитие литературы и искусства в XVIII веке.

1

31.01


40.

Быт и нравы русских людей в XVIII веке.

1

03.02


41.

Контрольная работа по теме «Великие преобразования России в XVIII веке»

1

07.02



Тема 3. История нашей страны в XIX веке.

23



42.

Россия в начале XIX века.

1

10.02


43.

Начало Отечественной войны 1812 года.

1

14.02


44.

Бородинская битва.

1

17.02


45.

Оставление Москвы.

1

21.02


46.

Народная война против армии Наполеона.

1

24.02


47.

Отступление и гибель французской армии.

1

28.02


48.

Правление Александра I.

1

03.03


49.

Создание тайных обществ в России.

1

07.03


50.

Восстание декабристов.

1

10.03


51.

Император Николай I.

1

14.03


52.

Золотой век русской культуры.

1

17.03


53.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

1

21.03


54

Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в.

1

31.03


55.

Крымская война 1853 – 1856 гг.

1

04.04


56.

Отмена крепостного права.

1

07.04


57.

Реформы Александра II.

1

11.04


58.

Правление Александра III.

1

14.04


59.

Развитие российской промышленности.

1

18.04


60.

Появление революционных кружков в России.

1

21.04


61.

Наука и культура во второй половине XIX в.

1

25.04


62.

Жизнь и быт русских купцов.

1

28.04


63.

Быт простых россиян в XIX веке.

1

05.05


64.

Контрольная работа по теме «История нашей страны в XIX веке»

1

12.05


65.

Работа с хронологией

1

16.05


66.

Работа с историческими терминами

1

19.05


67.

Работа с исторической картой

1

23.05


68

Итоговое обобщение и повторение

1

27.05



ВСЕГО

68ч




























Календарно-тематическое планирование. 9 класс.

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата

Примечания


Тема 1. Россия в начале XX века.

10



1.

Вводный урок.

1

05.09.2024


2.

Начало правления Николая II.

1

06.09


3.

Русско – японская война 1904 – 1905 гг.

1

12.09


4.

Первая русская революция.

1

13.09


5.

Появление первых политических партий в России.

1

19.09


6.

Реформы государственного управления.

1

20.09


7.

Реформы П.А.Столыпина.

1

26.09


8.

Серебряный век русской культуры.

1

27.09


9.

Россия в Первой мировой войне.

1

03.10


10.

Контрольная работа по теме: «Россия в начале XX века».

1

04.10



Тема 2. Россия в 1917 – 1920 годах.

8



11.

Февральская революция и отречение царя от престола.

1

10.10


12.

Захват власти большевиками в Петрограде.

1

11.10


13.

Установление советской власти.

1

17.10


14.

Начало Гражданской войны и интервенции. Создание Белой и Красной армий.

1

18.10


15.

Борьба между красными и белыми.

1

24.10


16.

Крестьянская война против «белых» и «красных».

1

25.10


17.

Экономическая политика Советской власти.

1

27.10


18.

Контрольная работа по теме «Россия в 1917 – 1920 годах».

1

07.11



Тема 3. СССР в 20 – 30-е годы XX века.

9



19.

Новая экономическая политика.

1

08.11


20.

Образование СССР.

1

14.11


21.

Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В.Сталина.

1

15.11


22.

Индустриализация в СССР.

1

21.11


23.

Коллективизации крестьянских хозяйств.

1

22.11


24.

Новая Конституция страны 1936 г.

1

28.11


25.

Развитие науки и культуры в СССР в 20 – 30-е годы XX века.

1

29.11


26.

Жизнь и быт советских людей в 20 – 30-е гг. XX века.

1

05.12


27.

Контрольная работа по теме: «СССР в 20 – 30-е гг. XX века».

1

06.12



Тема 4. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

14



28.

СССР накануне Второй мировой войны.

1

12.12


29.

Советский союз в начале Второй мировой войны.

1

13.12


30.

Начало Великой Отечественной войны.

1

19.12


31.

Битва за Москву.

1

20.12


32.

«Все для фронта! Все для победы!»

1

26.12


33.

Блокада Ленинграда.

1

27.12


34.

Сталинградская битва.

1

09.01.2025


35.

Борьба советских людей на оккупированной территории.

1

10.01


36.

Битва на Курской дуге.

1

16.01


37.

Героизм тружеников тыла.

1

17.01


38.

Окончание Великой Отечественной войны.

1

23.01


39.

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны.

1

24.01


40.

Красноярский край в годы Великой Отечественной войны.

1

30.01


41.

Контрольная работа по теме: «СССР в годы Второй мировой и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»

1

31.01



Тема 5. Советский Союз в 1945 – 1991 годах.

13



42.

Возрождение страны после войны.

1

06.02


43.

Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина.

1

07.02


44.

Реформы Н.С. Хрущева.

1

13.02


45.

Достижения в науке и технике в 50 – 60-е годы.

1

14.02


46.

Освоение космоса.

1

20.02


47.

Хрущевская «оттепель».

1

21.02


48.

Экономика и политика в эпоху «застоя».

1

27.02


49.

Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война.

1

28.02


50.

Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».

1

06.03


51.

Жизнь и быт советских людей в 70 – 80-е гг. XX века.

1

07.03


52.

Реформы М.С. Горбачева.

1

13.03


53.

Распад СССР.

1

14.03


54.

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Советский Союз в 1945 – 1991 годах».

1

20.03



Тема 6. Новая Россия в 1991 – 2013 годах.

8



55.

Экономические реформы Б.Н.Ельцина.

1

21.03


56.

Реформы государственного управления.

1

03.04


57.

Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века.

1

04.04


58.

Продолжение реформ в России.

1

10.04


59-60.

Россия в современном мире.

2

11.04

17.04


61.

Красноярский край сегодня.

1

18.04


62.

Контрольная работа по теме: «Новая Россия в 1991 – 2013 годах».

1

24.04


63.

Работа с хронологией.

1

25.04


64.

Работа с историческими терминами.

1

08.05


65.

Работа с исторической картой.

1

15.05



66-68.

Итоговое обобщение и повторение.

3

16.05

21.05

23.05



ВСЕГО

68ч






1