Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) для индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся по специальным (коррекционным) программам VII вида, разработана на основе нормативных документов.
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Индивидуальный учебный план на для обучающегося 7 класса
3.Примерная основная образовательная программа основного общего образования
4.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами»
5. Рабочая программа «Русский язык» к УМК Т. А. Ладыженской и др. 7 класс. Москва, «ВАКО», 2013 г.
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития разработана для данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Программа направлена на сохранение коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы. Построение процесса обучения с данной категорией обучающихся осуществляется на основе следующих (основных) показателей:
состояние здоровья;
учебные возможности (познавательные процессы, общеучебные умения и навыки, интеллектуальные способности, умственная работоспособность, учебная мотивация);
социально-психическая адаптация.
Направления организации учебного процесса.
1.Коррекционное (преодоление отставания, неуспеваемости, отклонений.)
2.Реабилитационное («восстановление» уверенности в своих возможностях – ситуация успеха)
3.Стимулирующее (положительная внутренняя мотивация)
Образовательный процесс по коррекционной программе VII вида осуществляется в соответствии с образовательной программой по русскому языку. При изучении русского языка дети с задержкой психического развития испытывают определённые трудности: замедленное усвоение лексического материала, трудности в его использовании в устной речи, затруднения в восприятии грамматических явлений и в их применении на практике. При изучении тем, не предусмотренных программой, учащимся предлагаются задания для закрепления материала, а данные темы не оцениваются. Задания на уроке строятся по принципу от простого к сложному. По необходимости оказывается устная помощь - стимулирующая и обучающая, и письменная помощь - таблицы, схемы, памятки, карточки. Учебная деятельность оценивается по итогам работы на уроке, а не конкретно за какой-то отдельный ответ, что позволяет стимулировать активность и сохранять интерес.
С целью выработки положительного отношения к предмету является необходимым: сокращение объёма материала по темам уроков, максимально сократить объём текстов, разделив подобранные тексты на смысловые части, монологическая речь значительно сокращена.
Цель преподавания русского языка – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.
Главными задачами реализации программы являются:
формирование у обучающихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
Отбор учебного материала для содержания программы по русскому языку в 7 классе для обучающихся с ОВЗ осуществлён с учётом целей и задач предмета, возрастных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся данной категории детей. Цели процесса обучения достигаются при помощи различных моделей построения учебного процесса. В процессе обучения используются различные приёмы и формы работы на уроке: задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного материала, поэтапная помощь учителя, работа со сменой видов деятельности, игра, использование информационно - коммуникативных технологий. Разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ способствует обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Важнейшая составляющая организации индивидуального обучения – самостоятельная работа обучающихся. В индивидуальном учебном плане по русскому языку в 7 классе на часы самостоятельной работы отведены 2 часа, которые входят в максимальную нагрузку обучающегося. Всего за год - 68 часов. Содержание самостоятельной работы по предмету «Русский язык» направлено на расширение и углубление практических знаний и умений обучаемого. Ряд тем изучается самостоятельно с использованием практических материалов, демонстрационных пособий, в том числе и презентаций.
Текстообразующая роль причастий - 2ч
Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (практика) - 4ч
Употребление предложений с причастным оборотом – 4ч
Постановка ударения в полных и кратких страдательных причастиях
Описание внешности человека – 4ч
Текстообразующая роль деепричастий -2ч
Рассказ по картине – 2ч
Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом -4ч
Текстообразующая роль наречий – 2ч
Использование в речи наречий-синонимов и антонимов -4ч
Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий – 8 ч
Синтаксическая роль слов категории состояния – 4ч
Текстообразующая роль предлогов – 2ч
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине – 8ч
Текстообразующая роль союзов – 2ч
Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности – 8ч
Текстообразующая роль частиц – 2ч
Рассказ по данному сюжету – 4ч
Интонационное выделение междометий -2ч
Итого: 68 часов.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 7 классе. В индивидуальном плане обучения в 2020 – 2021 году на изучение русского языка отведено 2 часа в неделю (63 часа в год).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Повторение изученного в 5-6 классах.
Обучающийся научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности;
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования;
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты
Обучающийся получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
- опознавать омонимы разных видов;
Морфология
Обучающийся научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства морфологии;
- различать грамматические омонимы;
- опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных;
- использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства синтаксиса;
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их;
- объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников;
- использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию;
- использовать эту информацию в процессе письма.
Календарно-тематическое планирование
П/п | Раздел.Тема урока | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | | |
| Повторение изученного в 5-6 классах. | 6 | | |
2 | Синтаксис. Словосочетание и предложение. | 1 | | |
3 | Лексика и фразеология.. | 1 | | |
4 | Фонетика и орфография. | 1 | | |
5 | Словообразование и орфография. | 1 | | |
6 | Морфология и орфография. | 1 | | |
7 | Контрольное списывание по теме « Повторение изученного». | 1 | | |
| Причастие. | 21 | | |
8 | Повторение пройденного о глаголе в 5-6 кл. | 1 | | |
9 | Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастий. | 1 | | |
10 | Синтаксическая роль причастий в предложении. | 1 | | |
11 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | | |
12 | Понятие о причастном обороте. | 1 | | |
13 | Действительные и страдательные причастия. | 1 | | |
14 | Полные и краткие страдательные причастия. | 1 | | |
15 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий времени. | 1 | | |
16 | Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | | |
17 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени. | 1 | | |
18 | Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | | |
19 | Гласные перед н и нн в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | | |
20 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов. | 1 | | |
21 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | | |
22 | Развитие речи. Выборочное изложение. | 1 | | |
23 | Морфологический разбор причастия. | 1 | | |
24 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | | |
25 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | 1 | | |
26 | Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | | |
27 | Обобщение по теме «Причастие». | 1 | | |
28 | Контрольное списывание по теме. | 1 | | |
| Деепричастие. | 8 | | |
29 | Деепричастие как часть речи. | 1 | | |
30 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 1 | | |
31 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 1 | | |
32 | Деепричастия несовершенного вида. | 1 | | |
33 | Деепричастия совершенного вида. | 1 | | |
34 | Морфологический разбор деепричастия. | 1 | | |
35 | Итоговый урок по теме «Деепричастие». | 1 | | |
36 | Контрольное списывание по теме «Деепричастие». | 1 | | |
| Наречие. | 10 | | |
37 | Наречие как часть речи. | 1 | | |
38 | Степени сравнения наречий. | 1 | | |
39 | Морфологический разбор наречия. | 1 | | |
40 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е. | 1 | | |
41 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | 1 | | |
42 | Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е. | 1 | | |
43 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | 1 | | |
44 | Дефис между частями слова в наречиях . | 1 | | |
45 | Ь после шипящих на конце наречий. | 1 | | |
46 | Обобщение по теме «Наречие». | 1 | | |
47 | Категория состояния. | 1 | | |
48 | Категория состояния как часть речи. | 1 | | |
| Служебные части речи. Предлог. | 5 | | |
49 | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | | |
50 | Предлог как часть речи. | 1 | | |
51 | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | | |
52 | Простые и составные предлоги. | 1 | | |
53 | Слитные и раздельные написания производных предлогов. | 1 | | |
| Союз. | 8 | | |
54 | Союз как часть речи. | 1 | | |
55 | Простые и составные союзы. | 1 | | |
56 | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | | |
57 | Сочинительные союзы. | 1 | | |
58 | Подчинительные союзы. | 1 | | |
59 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. | 1 | | |
60 | Обобщение по теме «Союз». | 1 | | |
61 | Контрольное списывание по теме «Союз. Предлог». | 1 | | |
| Частица. | 1 | | |
62 | Частица как часть речи. | 1 | | |
| Междометие. | 2 | | |
63 | Междометие как часть речи. | 1 | | |
64 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | |