СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью по учебному предмету «Ручной труд» для 3 класса.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету занимательный труд для 3 класса составлена на основе:

  • Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2013 году;
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью по учебному предмету «Ручной труд» для 3 класса.»

Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/Чурсина М.В. /

Протокол №

от «____»______________2018г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2

_____________/Макарова Л.Ю/

Протокол №______от_________2018г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ ТСШ №2

_____________/Загайнов С.В./

Приказ № ______ от «____»____________ 2018г.



Адаптированная рабочая программа

для детей с умственной отсталостью

по учебному предмету «Ручной труд» для 3 класса

на 2018-2019учебный год


Разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой,

специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида


Срок реализации:1год





Составитель: Кочукова Валентина Александровна,

учитель начальных классов

с. Топчиха 2018год




Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету занимательный труд для 3 класса составлена на основе:

  • Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2013 году;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Учебного плана МКОУ Топчихинская СОШ №2 на 2018-2019 учебный год

Основная характеристика курса

Цель программы обучения - развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

  • уважение к людям труда;

  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

  • формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

  • предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

  • контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

  • работа с глиной и пластилином;

  • работа с природными материалами;

  • работа с бумагой и картоном;

  • работа с текстильными материалами;

  • работа с древесиной.

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

·         значение производства товаров для жизни людей;

·         сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;

·         демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

·         соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;

·         знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

Виды и методы организации учебного процесса

Виды организации учебного процесса по трудовому обучению являются: урок, экскурсии, практические занятия, самостоятельная работа.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Основные технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

работа с пластилином;

работа с бумагой и картоном;

работа с текстильным материалом;

работа с разным материалом.

При изучении тем используются:

инструменты и материалы;

наглядные пособия (операционные планы, таблицы, схемы-опоры, образцы изделий и др.);

дидактический материал;

коррекционные задания и упражнения.

Содержание программы

  1. РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ) – 2 часа

Практические работы

  • Работа с природными материалами. Изготовление аппликации из засушенных листьев «Птица». 

  • Работа с природными материалами. Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.

Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.

  1. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ – 2 часа

Практические работы

  • Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото).

  • Изготовление елочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.

  1. РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ – 2 часа

Практические работы

  • Сгибание проволоки под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.

  • Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.

Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.

  1. РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ – 2 часа

Практические работы

  • Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры.

  • Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.

  • Изготовление по образцу колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.

Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.

  1. РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ – 1 час

Практические работы

  • Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.

  • Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

  • Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком.

Требования к умениям:

  • Самостоятельная ориентировка в задании.

  • Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.

  • Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя.

  • Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно.

  • Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно.

  • Умение придерживаться плана при выполнении изделия.

  • Осуществлять необходимые контрольные действия.

  • Отчет о последовательности изготовления изделия.

  • Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов.

  • Анализ своего изделия и изделия товарища.

  • Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций.

  • Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.


Рабочая программа по учебному предмету составлена с учетом индивидуальных особенностей ребенка и согласно рекомендациям специалистов ПМПК.




Календарно-тематическое планирование


п/п.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт


РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ – 2 ч.

1

Работа с природными материалами. Изготовление аппликации из засушенных листьев «Птица».        

1

28.09


2

Работа с природными материалами. Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.

1

26.10


РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ – 2 ч.

3

Изготовление коробки.

1

23.11


4

Изготовление елочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок

1

21.12


РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ – 2 ч.

5

Сгибание проволоки под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру.

1

18.01


6

Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных.

1

15.02


РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ – 2 ч.

7

Ознакомление с косым обметочным стежком. Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

1

15.03


8

Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц.        

1

12.04


РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ - 1ч.

9

Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек

1

10.05







Материально-техническое обеспечение:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: М.: «Просвещение», 2013.

  2. Учебник Кузнецовой Л.А. «Технология. Ручной труд», 3 класс, М.: «Просвещение», 2013.



Лист внесения изменений

№ пп

№ урока


Дата проведения по плану

Дата фактического проведения

Причина (приказ № … от ...)
















































Критерии оценивания:

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

Знания и умения, учащихся по трудовому обучению оцениваются по результатам выполнения практических заданий.

«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядкана рабочем месте в течение всего урока).

«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

«Оценка 3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!