Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Чурсина М.В. / Протокол № от «____»______________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 _____________/Макарова Л.Ю/ Протокол №______от_________2018г. | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 _____________/Загайнов С.В./ Приказ № ______ от «____»____________ 2018г. |
Адаптированная рабочая программа
для детей с умственной отсталостью
по учебному предмету «Ручной труд» для 3 класса
на 2018-2019учебный год
Разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой,
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
Срок реализации:1год
Составитель: Кочукова Валентина Александровна,
учитель начальных классов
с. Топчиха 2018год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету занимательный труд для 3 класса составлена на основе:
Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2013 году;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Учебного плана МКОУ Топчихинская СОШ №2 на 2018-2019 учебный год
Основная характеристика курса
Цель программы обучения - развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.
Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:
воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
уважение к людям труда;
сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с древесиной.
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.
Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:
· значение производства товаров для жизни людей;
· сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;
· демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
· соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;
· знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.
Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.
Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
Виды и методы организации учебного процесса
Виды организации учебного процесса по трудовому обучению являются: урок, экскурсии, практические занятия, самостоятельная работа.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Основные технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
работа с пластилином;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильным материалом;
работа с разным материалом.
При изучении тем используются:
инструменты и материалы;
наглядные пособия (операционные планы, таблицы, схемы-опоры, образцы изделий и др.);
дидактический материал;
коррекционные задания и упражнения.
Содержание программы
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ) – 2 часа
Практические работы
Работа с природными материалами. Изготовление аппликации из засушенных листьев «Птица».
Работа с природными материалами. Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).
Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ – 2 часа
Практические работы
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото).
Изготовление елочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.
Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ – 2 часа
Практические работы
Сгибание проволоки под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ – 2 часа
Практические работы
Выполнение упражнений: сломать лучину, расколоть ножом небольшую заготовку вдоль волокон, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой. Изготовление подставок квадратной и прямоугольной формы из фанеры.
Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек, обработанных напильником и наждачной бумагой.
Изготовление по образцу колышков из палочек квадратного сечения для комнатных цветов. Выполнение изделий по показу учителя.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ – 1 час
Практические работы
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.
Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.
Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком.
Требования к умениям:
Самостоятельная ориентировка в задании.
Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.
Составление плана работы самостоятельно и по вопросам учителя.
Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно.
Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно.
Умение придерживаться плана при выполнении изделия.
Осуществлять необходимые контрольные действия.
Отчет о последовательности изготовления изделия.
Отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов.
Анализ своего изделия и изделия товарища.
Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций.
Употребление в речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.
Рабочая программа по учебному предмету составлена с учетом индивидуальных особенностей ребенка и согласно рекомендациям специалистов ПМПК.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п. | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ – 2 ч. |
1 | Работа с природными материалами. Изготовление аппликации из засушенных листьев «Птица». | 1 | 28.09 | |
2 | Работа с природными материалами. Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина. | 1 | 26.10 | |
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ – 2 ч. |
3 | Изготовление коробки. | 1 | 23.11 | |
4 | Изготовление елочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок | 1 | 21.12 | |
РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ – 2 ч. |
5 | Сгибание проволоки под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. | 1 | 18.01 | |
6 | Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. | 1 | 15.02 | |
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ – 2 ч. |
7 | Ознакомление с косым обметочным стежком. Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. | 1 | 15.03 | |
8 | Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. | 1 | 12.04 | |
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ - 1ч. |
9 | Изготовление по образцу флажков и цветов к празднику из бумаги и палочек | 1 | 10.05 | |
Материально-техническое обеспечение:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: М.: «Просвещение», 2013.
Учебник Кузнецовой Л.А. «Технология. Ручной труд», 3 класс, М.: «Просвещение», 2013.
Лист внесения изменений
№ пп | № урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина (приказ № … от ...) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Критерии оценивания:
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
Знания и умения, учащихся по трудовому обучению оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядкана рабочем месте в течение всего урока).
«Оценка 4» - выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
«Оценка 3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.