Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Татарско-Шмалакская средняя школа
с. Татарский Шмалак Павловского района Ульяновской области
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Татарско-Шмалакской
гуманитарного цикла МБОУ Татарско-Шмалакской средней школы
Протокол № 1 от 24.08.2022г. средней школы ______________ /Акчурина Г.Р./
Руководитель МО _____________ /Абузярова Р.Р./ Приказ № 74 от 29.08. 2022г.
___________ /Тимербулатова В.А./ от 26.08.2022г.
.
Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Наименование учебного предмета «Профильный труд»
Класс – 9
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель: Насырова Кямиля Денислямовна
Квалификационная категория: высшая
Срок реализации: 2021-2022 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 272 часа в год; в неделю 8 часов
2022-2023 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы и рабочей программы Е.А.Ковалева. Технология. Сельскохозяйственный труд. 5-9 кл. - в сб. Программы УО 5-9 класс : в 2 сб/ под редакцией В.В. Воронковой: - М.: ВЛАДОС, 2014 1. 1.1. Рабочая программа составлена на основании: – Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС УО), Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1599; - Программы специальной (коррекционной) образовательной школы: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Профессионально-трудовое обучение (Сельскохозяйственный труд)» автор В.В. Воронкова) - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г. Сб. 2; - Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; 1.2. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы для обучающихся с ОВЗ: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Профессионально-трудовое обучение (Сельскохозяйственный труд)» автор В.В. Воронкова) - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 г. Сб. 1.3. Предмет «Профессионально-трудовое обучение» (Сельскохозяйственный труд) входит в образовательную область «Трудовая подготовка» 1.4
. Рабочая программа 9 класса рассчитана на 34 учебные недели: всего 272 часа, 8 часов в неделю
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Регулятивные: Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать правильно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные учебные действия: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Коммуникативные учебные действия: Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках и следовать им. Учиться согласованно работать в группе. Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметные результаты: Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий. Приобретение навыков самообслуживания, освоение правил техники безопасности. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 2.1. Требования к уровню подготовки К числу планируемых результатов освоения рабочей программы по профессионально-трудовому обучению отнесены личностные результаты и предметные результаты.
Личностными результатами изучения курса являются: - принятие и освоение социальной роли обучающегося; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представления о нравственных нормах; - развитие мотивации к изучению предмета; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Предметными результатами изучения курса являются: - действие моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу; - умение осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей); - освоение правил здорового и безопасного образа жизни, умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия; - усвоение главных понятий курса профессионально-трудового обучения; - формирование позитивного отношения к труду; - овладение учебными действиями и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета.
«Профильный труд». 9 класс. 272 часа( 8 часов в неделю)
Программа по профильному труду представлена следующими разделами:
«Профессии профильного труда: дворник». «Полиграфия».
«Сезонные работы на пришкольной территории».«Шитьё и мелкий ремонт одежды».«Уход за различными видами посуды».«Уборка производственных и служебных помещений».
«Трудоустройство».
«Профессии профильного труда: дворник » (42часов).
Профессии профильного труда: дворник. Спецодежда: рукавицы, перчатки (в зависимости от сезонного вида работ), халат. Уход за спецодеждой: стирка, хранение. Садовый инвентарь, используемый в разное время года. Уход за садовым инвентарём: чистка, мелкий ремонт, хранение. Правила безопасной работы с инвентарем. Правила безопасной работы на пришкольном участке. Осенние работы: упражнения по подметанию дорожек с твердым покрытием. Осенние работы: сбор мусора в валки и кучи, перенос листвы . Осенние работы: перекопка земли вокруг кустов. Зимние работы: упражнения по расчистке дорожек от снега. Зимние работы: посыпание льда на дорожках песком (солью).
«Полиграфия» (52 час).
Фотоаппарат. Составные части цифрового фотоаппарата. Пользование кнопками фотоаппарата. Фотографирование. Выбор объекта, включение фотоаппарата. Съёмка. Удаление некачественных снимков. Копировальный аппарат. Составные части копировального аппарата. Последовательность действий при работе на копировальном аппарате. Копировальный аппарат. Работа на копировальном аппарате. Выключение копировального аппарата. Компьютер и его составные части. Правила работы на компьютере. Последовательность действий при работе на компьютере. Клавиатура. Набор текста с печатного образца. Выделение текста. Использование панели инструментов. Создание текстового файла (папки). Сохранение. Работе в программе: выбор программы, выполнение заданий, выход из программы. Составные части принтера. Последовательность действий при работе на принтере. Запуск программы, печать, вынимание распечатанных листов, выключение принтера.
«Сезонные работы на пришкольной территории» (70 часов).
Комнатные растения. Полив комнатных растений. Рыхление почвы. Мытье растения. Опрыскивание растения. Пересадка растения. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов. Виды декоративных и садовых растений, деревьев, кустарников, их строение. Виды цветковых растений. Весенние работы: посев семян однолетних цветковых растений на рассаду. Правила подготовки почвы к посадке растений. Правила посадки готовой рассады в открытый грунт. Весенние работы в саду: подготовка почвы для посадок, сгребание мусора с клумб, поверхностное рыхление почвы граблями на месте многолетних зимующих растений. Весенние работы в саду: высадка рассады на клумбы. Весенние работы в саду: прополка, рыхление, полив клумбы из лейки. Правила использования однолетних цветковых растений для оформления школьного двора. Пересадка растений. Весенние работы: правила расчистки дорожек, подметание дорожек. Весенние работы: обрезка сухих и поломанных веток и поросли. Секатор. Правила работы с секатором. Весенние работы: виды декоративных кустарников (высокорослые, низкорослые), уход за ними. Ролевые игры: «вызов экстренных служб», «мой участок работы». Первая помощь: обработка царапин, ран, ожогов.
«Шитье, мелкий ремонт одежды» (30 часов).
Инструменты и материалы для ручного шитья. Отрезание нити. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями, на ножке, крючков.). Выполнение шва «вперед иголкой». Закрепление нити на ткани. Выполнение шва «вперед иголкой» и шва «через край». Закрепление нити на ткани. Пришивание петли на куртку. Закрепление нити.
«Уход за различными видами посуды» (30 часов)
Название и назначение предметов посуды и кухонной утвари. Санитарно-гигиенические требования при работе на кухне. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы на кухне. Предметы посуды, их название, назначение, отличительные признаки по внешнему виду, материалу изготовления, покрытию. Особенности ухода за различными видами посуды (алюминиевой, эмалированной, с тефлоновым покрытием, стеклянной, фарфоровой). Уход за салфетками, щетками для мытья и чистки посуды. Уход за руками после мытья посуды.
«Уборка производственных и служебных помещений» (28 часов)
Виды служебных помещений.
Функциональные обязанности уборщика служебных помещений. Инвентарь, приспособления и спецодежда для уборки.
Моющие средства для уборки служебного помещения. Виды половых покрытий.
Уход за полами, покрытыми линолеумом и метлахской плиткой, паркетом (сухая и влажная обработка полов). Назначение и устройство санузла.
Виды санитарно- технического оборудования санузла. Порядок мытья и чистки кафеля, раковины, унитаза и его сиденья, зеркала, полочки, мыльницы. Уход за водоразборным и сантехническим оборудованием.
Технология ухода за кафелем. Конструкция лестниц (марши, пролеты, ступени, перила).
Технология обработки поверхностей стен, перил, ступеней. Строительные элементы помещения и их назначение (подоконник, двери, стены, пол).
Материалы для изготовления элементов; покрытия (дерево, пластик, краска). Правила уборки пыли (удаление пыли с жесткой мебели, радиаторов, подоконников).
Правила мытья стенной панели, двери. Пользование спецодеждой и резиновыми перчатками во время работы.
Оказание себе первой помощи при попадании моющих средств на кожу и в глаза (обращение за помощью к близким, в медучреждение).
«Трудоустройство»(30 часов)
Краткая характеристика профессий обслуживающего труда: «мойщик посуды», «дворник», «уборщик производственных помещений. Трудоустройство: документы, необходимые для устройства на работу. Имидж молодого человека: молодежный и деловой стиль одежды. Ознакомление с трудовым кодексом Российской Федерации. Трудовой договор: наличие трудового договора как официального документа. Перечень документов для трудоустройства. Правила соблюдения трудовой дисциплины. Права и обязанности работника в соответствии с ТК РФ. Ролевые игры: «я собираю документы для поступления в ПУ»; «разговор по телефону с работодателем», «поиск работы», «заключение трудового договора».
Тематическое планирование.
«Профильный труд». 9 класс. 272 часа.
Тема | Кол-во часов |
Профессии профильного труда:дворник» | 42 |
Вводный урок. Профессии профильного труда: дворник. | 1 |
Планировка участка пришкольной территории. Знакомство с территорией. | 8 |
Спецодежда: рукавицы, перчатки (в зависимости от сезонного вида работ), халат. Уход за спецодеждой: стирка, хранение. | 7 |
Садовый инвентарь, используемый в разное время года. Уход за садовым инвентарём: чистка, мелкий ремонт, хранение. | 5 |
Правила безопасной работы с инвентарем. Правила безопасной работы на пришкольном участке. | 2 |
Осенние работы: упражнения по подметанию дорожек с твердым покрытием. | 28 |
«Полиграфия» (52 часа) | |
Осенние работы: сбор мусора в валки и кучи, перенос листвы. | 5 |
Осенние работы: перекопка земли вокруг кустов. | 5 |
Зимние работы: упражнения по расчистке дорожек от снега. | 5 |
Зимние работы: посыпание льда на дорожках песком (солью). | 5 |
| |
Вводный урок. Фотоаппарат. Составные части цифрового фотоаппарата. Пользование кнопками фотоаппарата. | 5 |
Фотографирование. Выбор объекта, включение фотоаппарата. Съёмка. Удаление некачественных снимков. | 2 |
Копировальный аппарат. Составные части копировального аппарата. Последовательность действий при работе на копировальном аппарате. | 2 |
Копировальный аппарат. Работа на копировальном аппарате. Выключение копировального аппарата. | 2 |
Компьютер и его составные части. Правила работы на компьютере. | 1 |
Компьютер. Последовательность действий при работе на компьютере. | 1 |
Компьютер. Клавиатура. Набор текста с печатного образца. Выделение текста. | 2 |
Компьютер. Использование панели инструментов. Создание текстового файла (папки). Сохранение. | 3 |
Компьютер. Работе в программе: выбор программы, выполнение заданий, выход из программы. | 3 |
Принтер. Составные части принтера. Последовательность действий при работе на принтере. | 2 |
Принтер. Запуск программы, печать, вынимание распечатанных листов, выключение принтера. | 2 |
Комнатные растения. Полив комнатных растений. Рыхление почвы. Мытье растения. Опрыскивание растения. | 3 |
«Сезонные работы на пришкольной территории, растениеводство» | 70 |
Комнатные растения. Пересадка растения. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов. | 10 |
Виды декоративных и садовых растений, деревьев, кустарников, их строение. Виды цветковых растений. | 2 |
Весенние работы: посев семян однолетних цветковых растений на рассаду. | 2 |
Правила подготовки почвы к посадке растений. Правила посадки готовой рассады в открытый грунт. | 2 |
Весенние работы в саду: подготовка почвы для посадок, сгребание мусора с клумб, поверхностное рыхление почвы граблями на месте многолетних зимующих растений. | 2 |
Весенние работы в саду: высадка рассады на клумбы. | 2 |
Весенние работы в саду: прополка, рыхление, полив клумбы из лейки. | 2 |
Правила использования однолетних цветковых растений для оформления школьного двора. Пересадка растений. | 2 |
Весенние работы: правила расчистки дорожек, подметание дорожек. | 2 |
Весенние работы: обрезка сухих и поломанных веток и поросли. Секатор. Правила работы с секатором. | 2 |
Весенние работы: виды декоративных кустарников (высокорослые, низкорослые), уход за ними. | 2 |
Ролевые игры: «вызов экстренных служб», «мой участок работы». | 2 |
Первая помощь: обработка царапин, ран, ожогов. | 2 |
Вводный урок. Инструменты и материалы для ручного шитья. Отрезание нити. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. | 1 |
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями, на ножке). | 2 |
Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями, на ножке), крючков. | 2 |
Выполнение шва «вперед иголкой».Закрепление нити на ткани. | 2 |
Выполнение шва «вперед иголкой» и шва «через край». Закрепление нити на ткани. | 2 |
Пришивание петли на куртку. Закрепление нити. | 1 |
«Уход за различными видами посуды» | 30 |
Название и назначение предметов посуды и кухонной утвари. Санитарно-гигиенические требования при работе на кухне. | 1 |
Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы на кухне. | 1 |
Предметы посуды, их название, назначение, отличительные признаки по внешнему виду, материалу изготовления, покрытию. | 1 |
Особенности ухода за различными видами посуды (алюминиевой, эмалированной, с тефлоновым покрытием, стеклянной, фарфоровой). | 1 |
Уход за салфетками, щетками для мытья и чистки посуды. Уход за руками после мытья посуды. | 1 |
«Уборка производственных и служебных помещений» | 30 |
Виды служебных помещений. Функциональные обязанности уборщика служебных помещений. | 3 |
Инвентарь, приспособления и спецодежда для уборки. Моющие средства для уборки служебного помещения. | 3 |
Виды половых покрытий. Уход за полами, покрытыми линолеумом и метлахской плиткой, паркетом (сухая и влажная обработка полов). | 2 |
Назначение и устройство санузла. Виды санитарно- технического оборудования санузла. | 5 |
Порядок мытья и чистки кафеля, раковины, унитаза и его сиденья, зеркала, полочки, мыльницы. | 3 |
Уход за водоразборным и сантехническим оборудованием. Технология ухода за кафелем. | 3 |
Конструкция лестниц (марши, пролеты, ступени, перила). Технология обработки поверхностей стен, перил, ступеней. | 3 |
Строительные элементы помещения и их назначение (подоконник, двери, стены, пол). Материалы для изготовления элементов; покрытия (дерево, пластик, краска). | 3 |
Правила уборки пыли (удаление пыли с жесткой мебели, радиаторов, подоконников). Правила мытья стенной панели, двери. | 1 |
Пользование спецодеждой и резиновыми перчатками во время работы. Оказание себе первой помощи при попадании моющих средств на кожу и в глаза. | 2 |
«Уборка производственных и служебных помещений» | 28 |
Краткая характеристика профессий обслуживающего труда: «мойщик посуды», «дворник», «уборщик производственных помещений. | 1 |
Трудоустройство: документы, необходимые для устройства на работу. | 1 |
Имидж молодого человека: молодежный и деловой стиль одежды. | 1 |
Ознакомление с трудовым кодексом Российской Федерации. | 2 |
Трудовой договор: наличие трудового договора как официального документа. | 1 |
Перечень документов для трудоустройства. | 1 |
Правила соблюдения трудовой дисциплины. | 1 |
Права и обязанности работника в соответствии с ТК РФ. | 1 |
Ролевые игры: «Я собираю документы для поступления в ПУ»; «разговор по телефону с работодателем», «поиск работы», «заключение трудового договора». | 1 |
Всего: 272 часа
Итоговая аттестация выпускников
Итоговая аттестация выпускников 9 класса проводится в форме экзамена по профессионально-трудовому обучению согласно Письма Минобразования РФ от 14 марта 2001 годы № 1448-6 «О рекомендациях по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». 2. Содержательный раздел 2.1. Программа формирования базовых учебных действий Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее — программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения