СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для учащихся с умственной отсталостью по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 5-9 классы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная раб.программа для детей с умственной отсталостью 8 вид 5-9 классы

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для учащихся с умственной отсталостью по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 5-9 классы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г.Щучье


«Принята»

на заседании педагогического совета

Протокол № ___

от _______.2017г

«Согласовано»

Заместитель директора по УР________

от ________2017-г..

«Утверждаю»

Директор МБОУ Школа №3

________ П.В.Корчагин

________2017г.









Адаптированная рабочая программа

для учащихся с умственной отсталостью

по учебному предмету

«Чтение и развитие речи»

5-9 классы










Составитель: Неустроева Е.Н..,

учитель русского языка и литературы,

I категория



















2017год

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи для 5-9 классов для

детей с умственной отсталостью составлена на основе Программы для 5-9 классов

специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. Доктора педагогических наук В.В.Воронковой. – М.: «ВЛАДОС», 2008 г. и частично реализует Федеральный компонент государственного образования по предмету

« Литературное чтение», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004года № 1089.

Учебно-методический комплекс

1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида.5 - 9 классы В. В. Воронковой Сборник 1,- М.: ВЛАДОС, 2000 г.

2. Малышева З.Ф. Чтение. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида, – М.: Просвещение, 2009 г.

3. Бгажнокова И.М.., Погостина Е.С. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, – М.: Просвещение, 2006 г.

4. Аксенова А.К. Чтение. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, – М.: Просвещение, 2007 г.

5. Малышева З.Ф. Чтение. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, – М.: Просвещение, 2013 г.

6. Аксенова А.К., Шишкова М.Н.Чтение. Учебник 9 класса специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида А.К.Аксёнова, Шишкова М.И,- М.: Просвещение, 2007.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

Классы Количество часов в неделю Количество часов в год

5 класс 4 часа 136 часа

6 класс 4 часа 136 часа

7 класс 3 часа 102 часа

8 класс 3часа 102 часа

9 класс 3 часа 102 часа

Цель:

Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие

школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное

самоопределение в будущей жизни.

Задачи:

- образовательная - совершенствование навыков правильного, беглого и выразительного

чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и

зарубежных классиков и современных писателей.

- развивающая - развитие навыков понимания читаемого материала, развитие речи учащихся

и мышления через обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в

устной и письменной форме.

- воспитательная - формирование нравственных качеств, направленных на социальную

адаптацию, на гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся.

Основные направления коррекционной работы

- Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи,

мышления.

- Корригировать познавательную деятельность учащихся и их представления об

окружающем мире.

- Коррекция уровня общего и речевого развития учащихся, развитие коммуникативных

навыков.

- Развитие артикуляционной моторики.

- Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.

Межпредметные связи

На уроках чтения и развития речи осуществляется логические связи с уроками истории,

географии, изобразительного искусства.

















































Требования к уровню подготовки выпускников

Учащиеся должны уметь:

- читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и

соответствующей интонацией;

- читать про себя;

- отвечать на вопросы по прочитанному;

- выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;

- определять главную мысль произведения;

- читать отрывки по ролям;

- пересказывать прочитанное полностью и выборочно.

Учащиеся должны знать:

- знать наизусть 7-8 стихотворений.








































Содержание тем учебного предмета

5 класс (136 ч.)

Устное народное творчество (3ч.)

Считалочки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки

Сказки (20ч.) «Никита Кожемяка» (Русская сказка).«Как наказали медведя»

(Тофаларская сказка). «Золотые руки (Башкирская сказка»). «Морозко» (Русская

сказка). «Два Мороза» (Русская сказка). «Три дочери» (Татарская сказка). «Сказка

о мёртвой царевне и о семи богатырях» (Отрывки). А. Пушкин «Серая

Шейка» По Д. Мамину-Сибиряку

Картины родной природы. Лето ( 9 ч. )«Июнь». Г. Скребицкий. «Ярко солнце светит...» И.

Суриков. «Июльская гроза». (Отрывки.) А. Платонов. «Берёзка». А. Прокофьев. «Вот и

клонится лето к закату...» Ю. Гордиенко

Осень ( 7ч.) «Сентябрь». По Г. Скребицкому. « Золотая осень». По И. Соколову-Микитов

«Осень». К. Бальмонт. «Добро пожаловать!» По Г. Скребицкому. «Осенние грусти...» По

В. Астафьеву. « Первый снег». И. Бунин.

О друзьях-товарищах ( 12ч. ) «Колючка». Ю. Яковлев. « Рыцарь Вася». Ю. Яковлев.

«Витя Малеев в школе и дома »(Отрывок). Н. Носов «Фосфорический» мальчик. В.

Медведев. « Дорогой подарок». Л. Воронкова. «Твой друг».Я. Аким.Басни. И. Крылова

«Ворона и Лисица», «Щука и Кот»,« Квартет».

Спешите делать добро ( 14ч.) «Будущий олимпиец». Н. Хмелик. «Слепой домик». О.

Бондарчук. «Бабка». Осеева «Сухой хлеб», А. Платонов. «Люся». (Отрывок из повести

«Последний срок»).В.Распутин. «Труд». В. Брюсов. « Огромное небо». Р. Рождественский.

Картины родной природы (13ч. ) «Зима», «Чародейкою зимою...». Ф. Тютчев.«Декабрь.» .Г.

Скребицкий. « К зиме». К. Бальмонт «Всяк по-своему». Г. Скребицкий. «Поёт зима —

аукает...» С. Есенин « Берёза». С. Есенин. «Зимняя дорога». А. Пушкин.

Весна( 15ч.) «Март» Г. Скребицкий. «Вот уж снег последний в поле тает…». А. Толстой.

От первых проталин до первой грозы». (Отрывки.) Г. Скребицкий. «Весна-красна». «Грачи».

прилетели» . «Заветный кораблик». «В весеннем лесу». «Весенние ручьи.».«Гонимы

вешними лучами...». А. Пушкин «Ворона». А. Блок «Подснежник». Е. Серова «

Весна». И.Соколов-Микитов.«.Крупный дождь в лесу зелёном» И. Бунин. «Черёмуха». С.Есенин. «Весна, весною, о весне» Я. Аким.

О животных( 15ч.) «Тема и Жучка». (Отрывок из повести «Детство Темы»). «Я. Гарин-Михайловский. Желтухин». (Отрывок из повести «Детство Никиты».). А. Толстой. «Кот ворюга». К. Паустовский» « Про обезьянку»Б.Житков. ,« Дачники». Э. Асадов. Из рассказов «Олёны Даниловны». Ф. Абрамов. «Будь человеком». С. Михалков.

Из прошлого нашего народа ( 14ч.) На поле Куликовом. По О. Тихомирову. Рассказы о

войне 1812 года. По С. Алексеевв .«И снится ей жаркое лето...» (Отрывок из

поэмы «Мороз, Красный нос».) Н.Некрасов. Белый пудель. (Отрывки.) А. Куприн

«Снега, поднимитесь метелью!» По Л. Жарикову. «У Могилы неизвестного солдата».

Ю.Коринец

Из произведений зарубежных писателей( 14 ч.) «Гаврош». (Отрывки.). В.

Гюго«Приключения Тома Сойера». (Отрывок.) Твен «Чудесное путешествие Нильса с

дикими гусями». (Отрывки.) С. Лагерлёф.«Русалочка». (Отрывок).





6 класс (136 ч.)

Учитесь видеть красоту ( 27 ч.)

«Отечество». По В. Пескову. «Россия». М. Ножкин. «Моя Родина». (Из воспоминаний

детства.) М. Пришвин. «Сентябрь». В. Бианки « Лес точно терем расписной...». И.

Бунин. «Грабитель. Ю. Качаев. Белый домик. Б. Житков. Звонкие ключи. А.

Белорусец. Заячьи лапы. К. ПаустовскийОсенний день в берёзовой роще. (Отрывок из

рассказа «Свидание».) И. Тургенев. Хитрюга Е. Носов. « Октябрь». В.Бианки. «Будь

человеком». С. Михалков. « Петя мечтает». Б. Заходер. «Слон и муравей» (Сказка.) по

Д. Биссету. Кузнечик Денди. (Сказка.) по Д. Биссету. «Как один мальчик играл с палкой»

Дж. Родари. «Пуговкин домик». Дж. Родари.

Отечество, верность, братство ( 57ч.) Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины.) Москва. (В сокращении.) Ф. Глинка. «Ноябрь». В. Бианки. «Без Нарвы не

видать моря». По С. Алексееву. «На берегу Невы». По С. Алексееву « Рассказы о

русском подвиге». По С. Алексееву « Великодушный русский воин». По Е.

Холмогоровой. Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову. «Тайна цены» (Сказка.)

Е.Пермяк.«Здравствуйте!» (В сокращении). Перевод с польского Д. Гальпериной.

«Декабрь». В. Бианки. «Новогодние загадки». Б. Благинина. «Встреча зимы». (В

сокращении.) А. Никитин. «Тёплый снег». А. Дорохов. «Вот север, тучи

нагоняя...».А. Пушкин. «Пушкин». Д. Хармс. « Январь». В. Бианки. «Ель». (Сказка.)

Х.-К. Андерсен. «Ванька». А.Чехов «Весело сияет месяц над селом...». (Отрывок.) И.

Никитин «Белый снег пушистый в воздухе кружится...». (Отрывок.) И. СуриковЛеля и

Минька. М. Зощенко« Пурга». Ю. Рытхэу. « Таинственный ночной гость». Ю.Дмитриев.

«Февраль». В. Бианки. «Двенадцать месяцев». (Отрывки.) С. Маршак.«Снежная

королева».(Сказка.) по Х,-К. Андерсену.«Первые приметы».С.Смирнов«Март». В. Банки.

«Весна идёт» по В. Пескову.

Весна ( 8 ч.) «Жаркий час». М. Пришвин. «Весенняя песня». (Сказка.) Т. Скребицкий

«Жаворонок» В. Жуковский. «Детство Никиты» (Отрывок.) А. Толстой

«Как после мартовских метелей...». А. Твардовский «И вот шатёр свой голубой опять

раскинула весна...». А. Плещеев. «Апрель» В. Бианки

Делать счастье для других ( 44 ч.) « Стальное колечко». (Сказка.) К,

Паустовский «Злодейка». По В. Астафьеву. «Рассказы про зверей» по Е. Барониной.

«Кот в сапогах». В. Драгунский «Заяц и еж». Д. Хармс. «Зеркало и обезьяна». (Басня.)

И. Крылов. « Рикки-Тикки-Тави» По Р. Киплин «Дождь пролетел и сгорел на лету...».

В. Набоков «Май». В. Бианки. « Наши песни спеты на войне». (В сокращении.) М.

Дудин «Звездолёт «Брунька». (Сказка). В. Медведев. « Корзина с еловыми шишками».

По К. Паустовскому «Маленький принц» по А. де Сент-Экзюпери. «Зорькина песня».

(Глава из повести «Последний поклон») В. Астафьев. «Нынче ветер, как мальчишка,

весел...» Н. Рыленков















7 класс (102 ч.)

Устное народное творчество.Сказки ( 27ч.)

«Сивка-бурка» (Русская народная сказка). «Журавль и Цапля»(Русская народная

сказка). «Умный мужик» (Русская народная сказка).Былина. «Три поездки Ильи

Муромца». Народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы...». « По улице мостовой».

Пословицы. Загадки.

Из произведений русской литературы X1X века( 37ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и

могучем богатыре князе Гвидоне. Салтановиче и о прекрасной царевне». «Лебеди».

«Зимний вечер». « У Лукоморья».Михаил Юрьевич Лермонтов. « Бородино». Иван

Андреевич Крылов.« Кукушка и петух». «Волк и журавль».» Слон и Моська». Николай

Алексеевич Некрасов Несжатая полоса. Генерал Топтыгин. Лев Николаевич Толстой

Кавказский пленник (в сокращении). Антон Павлович Чехов «Хамелеон». Владимир

Галактионович Короленко « Дети подземелья» (в сокращении).

Из произведений русской литературы XX века ( 38ч.)

Максим Горький «Детство» (Отрывки из повести). В людях (Отрывки из повести).

Михаил Васильевич Исаковский «Детство». « Ветер». «Весна».Константин Георгиевич

Паустовский. « Последний чёрт» Михаил Михайлович Зощенко «Великие

путешественники».Константин Михайлович Симонов. «Сын артиллериста» (Отрывки)

Валентин Петрович Катаев «Флаг». Николай Иванович Рыленков «Деревья». «Весна без

вещуньи-кукушки...». «Всё в тающей дымке...» Юрий Иосифович « Коваль». « Капитан

Клюквин». «Картофельная собака» Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник». Радий

Петрович Погодин « Время говорит – пора». Анатолий Георгиевич Алексин

«Двадцать девятое февраля» (Отрывок из повести «Звоните и приезжайте») Константин

Яковлевич Ваншенкин «Мальчишка». « Снежки».




























8 класс (102 ч.)

Устное народное творчество ( 8ч.)

Сказки. «Волшебное кольцо» (Русская народная сказка). Пословицы и

поговорки.Баллады.«Перчатка» (Повесть).В.А.Жуковский. «Нашла коса на

камень». И.З.Суриков.Былины. «Садко» (Отрывок).

Произведения русских писателей XIX века ( 32ч.)

Александр Сергеевич Пушкин «Публичное испытание». М.Я.Басин. «Записки о

Пушкине» (Отрывок).И.И.Пущин «Памятник» (Отрывок). «Во глубине сибирских

руд...».«Зимнее утро».« И. И. Пущину».« Няне».» «Сожжённое письмо»

(Отрывок). «Я вас любил». «Сказка о попе и о работнике его Балде». Михаил Юрьевич

Лермонтов. «Смерть поэта» (Отрывок). «Родина» (Отрывок). « Парус». « Сосна».

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца

Калашникова» (Отрывки). Иван Андреевич Крылов. «Волк на псарне». «Осел и Соловей».

«Муха и Пчела».Николай Алексеевич Некрасов «Размышления у парадного

подъезда» (Отрывок). «В полном разгаре страда деревенская…». « Мороз Красный

нос» (Отрывок). «Русские женщины» (Отрывок). Иван Саввич Никитин

«Русь»(Отрывок).ИванСергеевичТургенев«Муму»сокращении).Лев

Николаевич Толстой « После бала» (В сокращении).

Произведения русских писателей I половины ХХ века ( 24ч.)

Антон Павлович Чехов « Лошадиная фамилия».Владимир Галактионович

Короленко « Слепой музыкант» (Отрывки). Максим Горький «Макар Чудра»

(Отрывок). Сергей Александрович Есенин «Спит ковыль». « Пороша»

«Отговорила роща золотая...». Андрей Платонович Платонов « Разноцветная

бабочка» (Сказка). Алексей Николаевич Толстой «Русский характер». Николай

Алексеевич Заболоцкий « Некрасивая девочка».

Произведения русских писателей II половины ХХ века ( 38ч.) Константин Георгиевич

Паустовский «Телеграмма» (В сокращении). Рувим Исаевич Фраерман. «Дикая

собака Динго, или Повесть о первой любви»

( О т р ы в к и ) . Лев Абрамович Кассиль «Пекины бутсы».Александр Трифонович

Твардовский « Василий Тёркин» (Отрывки из поэмы). Василий Макарович

Шукшин « Гринька Малюгин» (В сокращении) Виктор Петрович Астафьев.

«Далёкая и близкая сказка» (Глава изповести

«Последний поклон»). Радий Петрович Погодин «Алфред». Алексей

Александрович Сурков «Родина». «Утро на берегу озера».



















9 класс (102 ч.)

Устное народное творчество ( 14ч.) Русские народные песни. Колыбельная «За морем

синичка не пышно жила...» Былины. «На заставе богатырской» (В сокращении). Сказки.

«Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении). « Лиса и тетерев».

Из произведений русской литературы XIX века( 31ч.) Василий Андреевич Жуковский

«Три пояса» (В сокращении). Иван Андреевич Крылов « Кот и Повар» (В сокращении).

Александр Сергеевич Пушкин «Руслан и Людмила» (В сокращении). «Барышня-

крестьянка» (В сокращении). Михаил Юрьевич Лермонтов «Тучи». « Баллада». «Морская

царевна» (В сокращении). Николай Васильевич Гоголь «Майская ночь, или

Утопленница» (Отрывки в сокращении). Николай Алексеевич Некрасов « Рыцарь на час»

(Отрывки) «Саша» (Отрывок). Афанасий Афанасьевич Фет «На заре ты ее не буди...»

«Помню я; старушка няня...». «Это утро, радость эта».Антон Павлович Чехов

«Злоумышленник» (В сокращении) «Пересолил».

Из произведений русской литературы XX века( 39ч.) Максим Горький «Песня о

Соколе» (В сокращении). Владимир Владимирович Маяковский «Необычайное

приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (В сокращении).

Марина Ивановна Цветаева «Красной кистью...». «Вчера ещё в глаза глядел...»

Константин Георгиевич Паустовский « Стекольный мастер». Сергей Александрович

Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».«Собаке Качалова». Михаил Александрович

Шолохов «Судьба человека» (Отрывки в сокращении). Евгений Иванович Носов

«Трудный хлеб» Николай Михайлович Рубцов «Тихая моя родина» (В

сокращении).«Русский огонёк» (В сокращении) «Зимняя песня» Юрий Иосифович

Коваль «Приключения Васи Куролесова» (Отрывок).

Из произведений зарубежной литературы( 18ч.)(Для внеклассного чтения)Роберт

Луис Стивенсон. « Вересковый мёд» (В сокращении).Эрнест Сетон-Томпсон. «Снап»

(Отрывок в сокращении). Джеральд Даррелл. «Живописный жираф» (Отрывок в

сокращении).


























Тематическое планирование

5 класс

Разделы

Количество часов

Устное народное творчество

3 часа


Сказки

20 часов

Картины родной природы. Лето

9 часов

Картины родной природы. Осень

7 часов

О друзьях-товарищах

12 часов

Спешите делать добро

14 часов

Картины родной природы. Зима

13 часов

Весна

15 часов

О животных

15 часов

Из прошлого нашего народа

14 часов

Из произведений зарубежных писателей.

14 часов

Итого:

136 ч.


6 класс


Разделы

Количество часов

Учитесь видеть красоту

27 часов

Отечество, верность, братство

57 часов

Весна

8 часов

Делать счастье для других

44 часа

Итого:

136 ч.


7 класс

Разделы

Количество часов

Устное народное творчество

27 часов

Из произведений русской литературы

XIX века


37 часов

Из произведений русской литературы

XX века

38 часов

Итого:

102 ч.











8 класс

Разделы

Количество часов

Устное народное творчество

8 часов

Произведения русских писателей

XIX века


32 часа

Произведения русских писателей I

половины ХХ века


24 часа

Произведения русских писателей II

половины ХХ века


38 часов

Итого:

102 ч.



9 класс

Разделы

Количество часов

Устное народное творчество

14 часов

Из произведений русской литературы

XIX века


31 час

Из произведений русской литературы

XX века

39 часов

Из произведений зарубежной

литературы


18 часов

Итого:

102 ч.


Формы, периодичность промежуточной аттестации учащихся

Промежуточная аттестация проводится в форме поверки техники чтения в начале и

конце учебного года. При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но

доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):

V класс – 45-60 слов; VI класс - 70-80 слов; VII-IX класс - 90-100 слов.















Тексты для проверки навыков техники чтения

5 класс

Начало учебного года

Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной

ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое -

поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть.

пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато

обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, даже ещё

и щёлкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне,

и ножик превратился в бесценное сокровище. (66 слов)

(В. Солоухин.)

Конец учебного года Лучше всего наблюдать скворца рано утром, до восхода солнца,

а для этого надо и вставать пораньше. Впрочем, старинная умная пословица

гласит: "Кто рано встал, тот не потерял". Если вы по утрам, каждый день,

будете сидеть тихо, без резких движений где-нибудь в саду или в огороде,

то скворцы скоро привыкнут к вам и будут подходить совсем близко.

Попробуйте бросить птице червяков или крошки хлеба сначала издалека,

потом всё уменьшая расстояние. Вы добъётесь того, что через некоторое

время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо.

А прилетев на будущий год, он очень скоро возобновит и заключит с вами

прежнюю дружбу. (70 слов)

(А.И. Куприн.)

6 класс

Начало учебного года

Практикант Игорь Марков работал в отряде первое лето. В конце сентября мне

привелось пойти с ним в маршрут. Я простудился. Болело горло, лицо изуродовал флюс.

Есть я мог только то, что не нужно жевать. Из таких продуктов у нас имелась одна манная

крупа. Сидеть вместе со мной на подобном питании здоровому Игорю не особенно

привлекательно. А готовить отдельно для меня и для него мы не могли: кончался

бензин. Когда я сказал об этом Маркову, он неожиданно обрадовался:

- Это же моя любимая каша, мне её всегда не хватало!

И мы стали питаться одной манкой.

Вернулись мы домой, и я как-то пришёл к Маркову в гости. Его мать угостила нас

обедом. Перед тем как принести второе, она сказала:

- А сейчас будет любимое блюдо Игорька!

- Манная каша? – догадался я.

- Что вы? Он с детства ненавидит её больше всего на свете!

(85 слов) (Б. Лузгин.)

Конец учебного года

Разделите так, как делили работу.

Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли,

но не забывали своего бывшего учителя.

Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:

- Наши матери прислали нас помочь вам в хозяйстве.

Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую

кадку. Она стояла в саду. Около неё на скамье были сложены лейки и вёдра,

а на дереве висело игрушечное ведёрко – из него в жаркие дни учитель пил воду.

Один мальчик выбрал прочное железное ведро, другой снял с дерева

игрушечное ведёрко и побежал за товарищем.

Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель

смотрел на них из окна. Один часто останавливался, ставил на землю тяжёлое

ведро и вытирал со лба пот. Другой бегал легко, расплёскивая воду из игрушеч-

ного ведёрка.

Когда кадка была наполнена, учитель позвал мальчиков, поблагодарил их,

потом поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный

мёдом, а рядом с ним гранёный стакан тоже с мёдом.

- Отнесите эти подарки своим матерям, - сказал учитель. Но ни один из

мальчиков не протянул руки.

-Мы не можем разделить это, - смущённо сказали они.

- Разделите так, как делили работу, - спокойно сказал учитель.

( 90 слов) (В. Осеева.)

7 класс

Начало учебного года

Разноцветные кораблики

Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня: желтые, красные,

оранжевые – целая флотилия! Все они прилетели сюда по воздуху. Красиво покачиваясь, они

опустились на воду тихо и плавно. И все еще продолжают прилетать новые. Прилетит

кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет с поднятыми парусами. Много еще прилетит

их сегодня, завтра, послезавтра... Большой еще запас таких корабликов на деревьях,

окружающих наш красивый пруд. Пока летят все больше кленовые. Они раньше других

пускаются в путь. Это самые парусистые кораблики. Остроконечные их лопасти загнуты

кверху. Ветерок на них напирает, как на паруса. А какие между ними есть нарядные, просто

прелесть! Вот плывет целый отряд совсем пунцовых. Так и горят на солнце! Это все с того

пышного клена, который красуется на берегу. (118 слов.)

(По Д. Кайгородову.)

Конец учебного года

У кого домик лучше всех

Наступила пора выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом. Оказывается,

весь лес сверху донизу занят сейчас под жилье. Не так просто решить, какой дом лучше всех.

Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной

толстой сосне.

Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. У него весь дом с кулачок, да и сам-то он

ростом меньше стрекозы.

Самый хитрый дом у крота. У него столько запасных ходов и выходов, что никак его не

накроешь в его норе.

Самый красивый домик у пеночки. Она свила себе гнездо на березовой ветке, убрала его

лишайником и легкой березовой кожурой и вплела для украшения кусочки разноцветной

бумаги, что валялись в саду какой-то дачи.

Самое уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Ее гнездо свито изнутри из пуха перьев и

шерстинок, а снаружи из мха и лишайников. Оно все круглое, как тыквочка, и вход у него

круглый, маленький, в самой середке гнезда. (140 слов.)

(По В. Бианки.)






8 класс

Начало учебного года

Могила героя

В глубине этой безмолвной лесной глуши есть продолговатая,

сверкающая белизной поляна. У западной окраины её, под грядой

заиндевелого леса, стоит в низенькой оградке на возвышении простенький

обелиск, увенчанный звездой; на ней в центре венка из еловых веток портрет

молодого русского паренька с открытым, далёким взглядом. Это Саша Матросов,

гвардии рядовой, великий рядовой, покрывший своё имя бессмертной славой.

Рядом с обелиском – большой сугроб; на восточном скате его сияет тёмная,

зловещая дыра. Это немецкий дзот. Здесь Александр Матросов совершил подвиг.

Вокруг прославленной поляны у деревни Чернушки на десятки километров –

дремучие леса и непроходимые болота, болота и леса. Глушь. Бездорожье. Безлюдье.

Но из лесов с трёх сторон к памятнику Александру Матросову прочно проложены

тропы, а у оградки и дзота – следы, следы…

С необъяснимым чувством стоишь у амбразуры вражеского дзота. Вот здесь,

вот на этом месте Александр Матросов совершил подвиг, дающий право

на бессмертие!

(93 слова)

(М. Бубеннов.)

Конец учебного года

Марсианск

Перенесёмся в будущее. Межпланетный корабль садится на космодроме

Марсианска, и мы ступаем на Марс. Такси – зелёная с чёрными шашечками

по бокам ракета, предназначенная для местных сообщений, – за несколько

минут доставляет нас к городу.

Здесь всё необычно: дома, улицы, транспорт. Жилые дома по форме

напоминают срезанный шар. Они совершенно прозрачны. Общественные

здания расположены буквой "П".

Внутри огромная площадь, способная вместить тысячи человек. Город

утопает в зелени. Деревья напоминают наши кедры.

На другом конце города раскинулось озеро, за которым виднеются корпуса

заводов. Марсианск – крупнейший в Солнечной системе центр по добыче

ценнейших минералов, запасы которых на Земле ничтожно малы.

(100 слов) (По Н. Золотницкому.)

9 класс

Начало учебного года

Лесная быль

Говорит бабушка внукам Пете, Алеше и Маринке:

– Завтра встанете на зорьке, пойдете в лес за грибами да орехами. Кто лучше всех поработает,

тому будет моя награда.

Отправились внуки в лес. Разошлись в разные стороны, весело за дело принялись.

Раньше всех вернулась домой Маринка. Принесла лукошко с верхом.

Орехи – один в один, спелые, золотистые. Грибы отборные, без единой червоточинки.

Вскоре прибежали и мальчики. Принесли орехов и грибов поменьше, чем Маринка.

Все наперебой хвалят Маринку.

Так и обедать сели.

Внесла бабушка пирог с вишнями и подала его внучке в награду.

Все пирогом лакомятся – не нахвалятся, а Маринка к пирогу не притрагивается, глаз не

поднимает.

– Что с тобой, доченька? – встревожилась мама.

– Может, в лесу тебя кто-нибудь обидел? – спросил отец.

– Это я... обидела... – прошептала Маринка и горько расплакалась. – Начала я ореховые кусты

обшаривать, вижу – дупло, а в нем – орехи, грибы. Белкина кладовая! Я выбрала из нее все до

капельки...

(120 слов.)

(По Е. Ерухимович.)

Конец учебного года

Было это приблизительно около полудня знойного и тихого июньского дня.

В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе, под тенью густого серебристого

тополя, и держали в руках удочки, крючки которых были опущены в огромную бадью

с загнившей водой. О назначении жизни в то время мы не имели ещё даже отдалённого

понятия, и, вероятно, по этой причине, вот уже около недели любимым нашим занятием

было – сидеть на заборе, над бадьёй, с опущенными в неё крючками из простых медных

булавок и ждать, что вот-вот, по особой к нам милости судьбы, в этой бадье и на эти

удочки клюет у нас «настоящая», живая рыба.

Правда, уголок двора, где помещалась эта волшебная бадья, и сам по себе,

даже и без живой рыбы, представлял много привлекательного и заманчивого. Среди

садов, огородов, сараев, двориков, домов и флигелей, составлявших совокупность

близко известного нам места, этот уголок вырезался как-то так удобно, что никому

и ни на что не был нужен; поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями,

и никто не нарушал здесь нашего одиночества.

(125 слов)

(«Парадокс». В.Г.Короленко.)




























Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся

по чтению и развитию речи.

V – IX классы

Минимально необходимый (сниженный) уровень:

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

- активно участвует в выделении главной мысли произведения;

- делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;

- оценивает поступки героев;

- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает стихотворение наизусть без ошибок

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре

ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа,

исправляет их с помощью учителя;

- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно

выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при

соблюдении синтаксических пауз;

- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

- называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя;

- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного

смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.

Итоговая аттестация по «Литературному чтению» в 5-9 классах

не предусмотрена.





















Ресурсное обеспечение рабочей программы


Литература для учителя

  1. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М., 2009 г

  2. Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. М.2008г.


Литература для учащихся

1. Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. М.2008г.


Электронно-образовательные ресурсы и Интернет ресурсы:

1 .http://www.edu.ru/

2 .http://www.school.edu.ru/

3 .http://school-collection.edu.ru/

4 .http://kat.h11.ru/?mm=3&lnkpg=2

17


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!