«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» МО «Ленский район» РС (Я)
Протокол метод. объединения Зам. директора по УР И.о. директора МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
№____от_____________20__ г. _________Церковникова А.А. _____________ Васильева Л.К.
______________Бочкова С.Н.
Казакова М. В.
2020 г.
Главная задача коррекционной школы - подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду на производстве, сфере обслуживания, малых предприятиях и на дому. Обучение кулинарии способствует коррекции детей с УО и формированию у них общественных и трудовых качеств личности.
Обучение и формирование прочных практических навыков самостоятельного приготовления пищи.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала, постепенности ввода нового. Концентрическое расположение материала в программе позволяет усложнять обучение по годам. Преподавание базируется на знаниях, получаемых обучающими на уроках общеобразовательных дисциплин. Программа включает в себя теоретические и практические занятия, предусмотрены экскурсии в цеха школьной cтоловой. Занятия по кулинарии проводятся в специальном кабинете. В нем имеются две зоны: учебные места, где школьники приобретают теоретические знания, и рабочая зона с необходимым оборудованием для проведения практических работ. Для закрепления полученных трудовых навыков, начиная с 6 класса, предусмотрено практическое повторение по пройденным темам. В процессе трудового обучения дети приобретают профессиональные знания, овладевают умениями и навыками по одному или нескольким профилям трудового обучения. Уроки обучения кулинарии создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с УО, происходит формирование и коррекция нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания обучающихся.
быть честным, ответственным, уметь работать в команде и самостоятельно;
иметь склонность к выполнению работ по обслуживанию посетителей;
обладать способностью к концентрации внимания;
иметь склонность к выполнению ручной работы, обладать подвижностью пальцев рук;
иметь оперативную и образную память, объемный и линейный глазомер,
чувствовать время, цветоразличение;
иметь воспроизводящее воображение, склонность к творческой работе;
иметь способности самостоятельно критически оценивать результаты своей деятельности, корректировать действия, нести ответственность за результаты работы;
уметь организовывать собственную деятельность, планировать последовательность выполнения работ адекватно заданию;
осуществлять поиск требуемой информации различными способами, в том числе и с помощью сети Интернет.
Учебник | «Технология 5 класс» Обслуживающий труд, О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.:-М, «ДРОФА» 2017. «Технология 5 класс», В.Д. Симоненко Ю.В. Крупская, Н. И. Кизеева, Л. В. Сазонова.:-М, «Вентана-Граф» 2000. «Технология ведения дома 5 класс», Н.В.Синицина, В.Д. Симоненко.:-М, «Вентана-Граф» 2017. «Технология 6 класс», В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О.А. Кожина:-М, «Вентана-Граф» 2000. «Технология 6 класс» Обслуживающий труд, В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О.А. Кожина:-М, «Вентана-Граф» 2011. «Технология ведения дома 5 класс», И.А. Сасова.:-М, «Вентана-Граф» 2017. «Технология 5 класс» Обслуживающий труд. Рабочая тетрадь. О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова,.:-М, «ДРОФА» 2019. «Технология 6 класс» Обслуживающий труд. Рабочая тетрадь. О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова,.:-М, «ДРОФА» 2019. «Технология 7 класс» Обслуживающий труд, О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.:-М, «ДРОФА» 2018. «Технология 7 класс» Обслуживающий труд. Рабочая тетрадь. О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова,.:-М, «ДРОФА» 2019. |
Методическая (дополнительная) литература | Методическое пособие «Технология 6 класс» Обслуживающий труд, О. А. Кожина, С. Э. Маркуцкая.:-М, «ДРОФА» 2008. « Необычные блюда из овощей», Г.И. Поскребышева: - М., ООО «Издательство «Эксмо» 2008. «Вегетарианский стол», Ю.Крылов: - М., «Издательство«Аркаим», «Урал Л.Т.Д.» 2003. «Как грамотно приготовить завтрак», Е.Левашева.: - М., ООО «Издательство «Э» 2015. «Учимся готовить за 30 минут» Кулинария для начинающих, А, Байжанова.: - М., ООО «Издательство «Эксмо» 2014. |
№ | Кол-во часов | Тема | УД | План. дата | Факт. дата |
1 | | Вводное занятие- 2ч. | | | 1чет.(18ч) |
| 1 | Вводное занятие | Содержание и задачи предмета «Кулинарное дело» на учебный год. Беседа о профессии пекаря. | 01.09 | |
| 1 | Инструктаж по ТБ. | Безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. | 01.09 | |
2 | | Санитария и гигиена-6ч. | | | |
| 1 | Организация рабочего места. | Санитарно-гигиенические требования к содержанию помещения кухни. Организация рабочего места. | 08.09 | |
| 1 | Спецодежда. | Санитарно-гигиенические требования к одежде. Правила ухода за спецодеждой. | 08.09 | |
| 1 | Личная гигиена. | Соблюдение правил личной гигиены. Повторение правил работы в кулинарной мастерской. | 15.09 | |
| 1 | Основные правила ухода за посудой. | Повторение правил мытья кухонной, столовой посуды и приборов. Правила ухода за кухонной мойкой. Определение безопасных для здоровья моющих и чистящих средств. | 15.09 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Организовать рабочее место. Повторить безопасные приемы работы при мытье колющих и режущих инструментов. Оказание первой помощи при порезах и ожогах | 22.09 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Определить безопасные для здоровья дезинфицирующие средства для кухонной и столовой посуды. | 22.09 | |
3 | | Физиология питания-4ч. | | | |
| 1 | Принципы рационального питания. | Дать понятие о принципах рационального питания (разнообразие, сбалансированность, чувство меры, режим). | 29.09 | |
| | Режим питания. | Дать понятие о режиме питания (завтрак, обед, полдник, ужин). | 29.09 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Составить меню на день с учетом возраста и характера труда. | 06.10 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Составить меню на день с учетом возраста и характера труда. | 06.10 | |
4 | | Заготовка продуктов- 6ч. | | | |
| 1 | Заготовка продуктов. Засолка и квашение. | Знакомство с основными правилами засолки и кващения продуктов обеспечивающих минимальные потери вкусовых качеств и пищевой ценности. Условия и сроки хранения. | 13.10 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Органолептическая оценка овощей и зелени. Первичная обработка. Повторить правила ТБ в овощном цехе. | 13.10 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Засолить огурцы. Соблюдать правила ТБ при работе с острыми предметами. | 20.10 | |
| 1 | Самостоятельная работа. | Письменная работа: Составить технологическую последовательность засолки огурцов. | 20.10 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Подготовить продукты, посуду и инструменты для квашения капусты с морковью. | 27.10 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить квашеную капусту с морковью. ТБ при работе с ножом и теркой. | 27.10 | |
5 | | Вводное занятие-2ч. | | | |
| 1 | Вводное занятие. | План работы на четверть. Беседа о работе помощника пекаря. | 10.11 | 2чет.(16ч) |
| 1 | Инструктаж по ТБ. | Безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, инструментами , горячими жидкостями. | 10.11 | |
6 | | | Технология приготовления пищи (повторение) 8ч. | | |
| 1 | Салат из свежих овощей. | Практическое задание: Повторить технологию приготовления блюд из сырых овощей. ТБ при работе с острыми инструментами. | 17.11 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить салат из сырых овощей используя приспособления и инструменты для нарезки овощей. | 17.11 | |
| 1 | Салат из вареных овощей. | Практическое задание: Повторить технологию приготовления блюд из вареных овощей. ТБ при работе с горячими жидкостями. | 24.11 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить салат из вареных овощей. Использовать разделочные доски с соответствующей маркировкой. | 24.11 | |
| 1 | Блюда из яиц. | Практическое задание: Определить свежесть яиц. Составить технологическую последовательность приготовления омлета. | 01.12 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить омлет. ТБ при пользовании электроплитой. | 01.12 | |
| 1 | Открытый бутерброд. | Практическое задание: Повторить технологию приготовления простых бутербродов. | 08.12 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить открытый бутерброд с сыром и колбасой. ТБ при работе с острыми инструментами. | 08.12 | |
7 | | Сервировка стола-6ч. | | | |
| 1 | Сервировка стола к ужину. | Знакомство с сервировкой стола к ужину, Повторение правил поведения за столом. | 15.12 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Сервировать стол к ужину. Повторить правила личной гигиены. | 15.12 | |
| 1 | Складывания салфеток. | Показ правил складывания салфеток различными способами. Виды салфеток (бумажные, тканевые). | 22.12 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Сложить салфетки различными способами. Повторить правила пользования столовыми приборами. | 22.12 | |
| 1 | Самостоятельная работа | Письменная работа: Составить меню на ужин. Накрыть стол к ужину с учетом выбранного меню. | 29.12 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Провести генеральную уборку помещения кухни, используя дезинфицирующие, моющие и чистящие средства. Санитарно-гигиенические требования к содержанию помещения кухни. | 29.12 | |
8 | | Вводное занятие-2ч. | Технология приготовления пищи | | 3чет. (18ч) |
| 1 | Вводное занятие. | План работы на четверть. Беседа о бережном отношении к оборудованию, посуде, инвентарю. | 19.01 | |
| 1 | Инструктаж по ТБ. | Безопасные приёмы работы с электроприборами, кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. | 19.01 | |
9 | | Макаронные изделия -4ч. | | | |
| 1 | Виды макаронных изделий. | Знакомство с макаронными изделиями разной формы (трубчатые, нитеобразные, лентообразные, фигурные). Питательные свойства. | 26.01 | |
| 1 | Технология приготовления блюд из макаронных изделий. | Ознакомление с технологией приготовления блюд из макаронных изделий. Посуда и инвентарь. | 26.01 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить блюдо из макаронных изделий с маслом. ТБ с горячими жидкостями. | 02.02 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить блюдо из макаронных изделий с сыром. ТБ с горячими жидкостями. | 02.02 | |
10 | | Молоко. Блюда из молока - 6ч. | | | |
| 1 | Молоко. | Рассказ о питательной ценности молока и способах термической обработки. Посуда для кипячения молока. | 09.02 | |
| 1 | Блюда из молока. | Знакомство с блюдами из молока (кондитерские изделия, супы, каши, кисели). Условия и сроки хранения свежего молока. | 09.02 | |
| 1 | Каша рисовая молочная. | Объяснение технологии приготовления рисовой каши. Правила подачи блюд из молока. | 16.02 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить молочную рисовую кашу. ТБ при работе с горячими жидкостями. | 16.02 | |
| 1 | Каша манная. | Объяснение технологии приготовления манной каши. Соблюдение санитарно–гигиенических требований при приготовлении пищи. | 02.03 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить манную кашу. ТБ при работе с электроплитой. | 02.03 | |
11 | | Напитки-6ч. | | | |
| 1 | Напитки. | Рассказ о разновидностях горячих и холодных напитков. Выбор посуды. Правила подачи горячих и холодных напитков. | 09.03 | |
| 1 | Технология приготовления киселя. | Объяснение технологии приготовления киселя из ягод. Объяснение технологии приготовления киселя в готовых брикетах. | 09.03 | |
| 1 | Самостоятельная работа. | Письменная работа: Составить технологическую карту приготовления киселя из ягод. | 16.03 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить кисель из ягод. Правила подачи горячих и холодных напитков. | 16.03 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить кисель из готовых брикетов. ТБ при работе с горячими жидкостями. | 23.03 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить морс из ягод. ТБ при работе с горячими жидкостями. | 23.03 | |
12 | | Вводное занятие -2ч. | | | 4 чет.(16ч) |
| 1 | Вводное занятие. | План работы на четверть. Беседа о бережном отношении к оборудованию, посуде, инвентарю. | 06.04 | |
| 1 | Инструктаж по ТБ. | Правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. | 06.04 | |
13 | | Блюда из творога-4ч. | | | |
| 1 | Технология приготовления сырников. | Объяснение технологии приготовления сырников. Виды кисломолочной продукции (сливки, сметана, сыры, творог, йогурт). | 13.04 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить твороженные сырники. | 13.04 | |
| 1 | Технология приготовления рогаликов. | Объяснение технологии приготовления печенья «Твороженные рогалики». Продукты, инструменты, приспособления. | 20.04 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить твороженные рогалики. Правила гигиены и санитарии. | 20.04 | |
14 | | Изделия из пресного теста-10ч. | | | |
| 1 | Блюда из пресного теста. | Объяснение технологии приготовления пресного теста. Виды блюд из пресного теста (пельмени, вареники, лапша). | 27.04 | |
| 1 | Технология приготовления лапши. | Практическое задание: Приготовить пресное тесто, нарезать домашнюю лапшу. | 27.04 | |
| 1 | Технология приготовления пельменей. | Объяснение и показ технологии приготовления пельменей. История пельменей. | 04.05 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить пресное тесто и налепить пельмени. Правила личной гигиены. | 04.05 | |
| 1 | Технология приготовления вареников. | Объяснение и показ технологии приготовления вареников. Продукты, инструменты, приспособления. | 11.05 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Отварить картофель и приготовить картофельное пюре. ТБ при работе с эл. печью. | 11.05 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Приготовить пресное тесто и налепить вареников. Правила ухода за кухонной мойкой. | 18.05 | |
| 1 | Самостоятельная работа. | Практическая работа: Приготовить пресное тесто. | 18.05 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Провести дезинфекцию кухонной утвари. Повторение правил мытья кухонной, столовой посуды и приборов. | 25.05 | |
| 1 | Практическая работа. | Практическое задание: Провести генеральную уборку помещения кухни, используя дезинфицирующие, моющие и чистящие средства. | 25.05 | Итого:68ч. |
К концу первого года обучения, обучающие должны освоить следующие учебные действия:
Обучающиеся должны готовить с помощью учителя блюда к завтраку и правильно сервировать стол.