СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа "Кулинарное дело"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для работы учителям технологии в коррекционной школе в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа "Кулинарное дело"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» МО «Ленский район» РС(Я)



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Протокол метод. объединения Зам. директора по УР И.о. директора МКОУ С(К)ОШИ VIII вида

№____от_____________20__ г. _________Церковникова А.А. _____________ Васильева Л.К.

______________Бочкова С.Н.





Адаптированная рабочая программа

по предмету профильный труд

«Кулинарное дело»

для 5 класса

на 2020-2021 учебный год






Разработчик программы

Учитель домоводства:

Казакова М. В.


2020 г.

Пояснительная записка

Главная задача коррекционной школы - подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду на производстве, сфере обслуживания, малых предприятиях и на дому. Обучение кулинарии способствует коррекции детей с УО и формированию у них общественных и трудовых качеств личности.

Цель программы:

Обучение и формирование прочных практических навыков самостоятельного приготовления пищи.

Задачи программы:

  1. Развивать у обучающихся общетрудовые умения и навыки: ориентироваться в задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы, анализировать результаты труда.

  2. Обучать пользоваться инструкционными и технологическими картами.

  3. Обучать школьников профессиональным приемам труда и прививать им соответствующие трудовые навыки.

  4. Работать над развитием речи обучающихся с использованием профессиональной терминологии на основе их практической деятельности.

  5. Воспитывать у детей трудолюбие, нравственные качества личности, эстетический вкус.

  6. Формировать элементарные технологические УД по предмету.

Специфика рабочей программы:

Программа составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала, постепенности ввода нового. Концентрическое расположение материала в программе позволяет усложнять обучение по годам. Преподавание базируется на знаниях, получаемых обучающими на уроках общеобразовательных дисциплин. Программа включает в себя теоретические и практические занятия, предусмотрены экскурсии в цеха школьной cтоловой. Занятия по кулинарии проводятся в специальном кабинете. В нем имеются две зоны: учебные места, где школьники приобретают теоретические знания, и рабочая зона с необходимым оборудованием для проведения практических работ. Для закрепления полученных трудовых навыков, начиная с 6 класса, предусмотрено практическое повторение по пройденным темам. В процессе трудового обучения дети приобретают профессиональные знания, овладевают умениями и навыками по одному или нескольким профилям трудового обучения. Уроки обучения кулинарии создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков, присущих детям с УО, происходит формирование и коррекция нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания обучающихся.

Место предмета в учебном плане: Рабочая программа рассчитана в 5 классе на 70ч. в год, в неделю 2ч.

Результаты изучения предмета:

Личностные:

  • быть честным, ответственным, уметь работать в команде и самостоятельно;

  • иметь склонность к выполнению работ по обслуживанию посетителей;

  • обладать способностью к концентрации внимания;

  • иметь склонность к выполнению ручной работы, обладать подвижностью пальцев рук;

  • иметь оперативную и образную память, объемный и линейный глазомер,

  • чувствовать время, цветоразличение;

  • иметь воспроизводящее воображение, склонность к творческой работе;

  • иметь способности самостоятельно критически оценивать результаты своей деятельности, корректировать действия, нести ответственность за результаты работы;

  • уметь организовывать собственную деятельность, планировать последовательность выполнения работ адекватно заданию;

  • осуществлять поиск требуемой информации различными способами, в том числе и с помощью сети Интернет.



Предметные:

  • формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах.

  • формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.

  • приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.



Учебно-методический комплекс

Учебник

«Технология 5 класс» Обслуживающий труд, О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая.:-М, «ДРОФА» 2017.

«Технология 5 класс», В.Д. Симоненко Ю.В. Крупская, Н. И. Кизеева, Л. В. Сазонова.:-М, «Вентана-Граф» 2000.

«Технология ведения дома 5 класс», Н.В.Синицина, В.Д. Симоненко.:-М, «Вентана-Граф» 2017.

«Технология 6 класс», В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О.А. Кожина:-М, «Вентана-Граф» 2000.

«Технология 6 класс» Обслуживающий труд, В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О.А. Кожина:-М, «Вентана-Граф» 2011.

Методическая

(дополнительная) литература

Методическое пособие «Технология 6 класс» Обслуживающий труд, О. А. Кожина, С. Э. Маркуцкая.:-М, «ДРОФА» 2008.

« Необычные блюда из овощей», Г.И. Поскребышева: - М., ООО «Издательство «Эксмо» 2008.

«Вегетарианский стол», Ю.Крылов: - М., «Издательство «Аркаим», «Урал Л.Т.Д.» 2003.

«Как грамотно приготовить завтрак», Е.Левашева.: - М., ООО «Издательство «Э» 2015.

«Учимся готовить за 30 минут» Кулинария для начинающих, А, Байжанова.: - М., ООО «Издательство «Эксмо» 2014.





Календарно-тематическое планирование профильный труд «Кулинарное дело» 5 класс

Кол-во

часов

Тема

УД

План.

дата

Факт.

дата

1



Вводное занятие - 2ч.




I чет.(18ч)



1


Вводное занятие.


Беседа о профессии повар-кондитер.

Ознакомление с планами работы на учебный год.


03.09



1

Правила поведения в кулинарной мастерской.

Ознакомление с правилами поведения в кулинарной мастерской. Инструктаж по ТБ.

03.09


2


Кухня и её оборудование - 6ч.





1

Кухня и её оборудование.

Значение кухни в быту человека.

Оборудование кухни, его назначение, уход за ним.

10.09



1

Виды посуды. Чайная посуда.


Беседа о видах посуды, её назначении. Знакомство с чайной посудой. Уход за посудой.

10.09



1


Столовая посуда.

Знакомство со столовой посудой. Назначение посуды и уход за ней.

17.09



1


Кухонная посуда.


Знакомство с кухонной посудой.

Назначение посуды и уход за ней.


17.09



1


Кухонный инвентарь.

Знакомство с кухонным инвентарем.

Назначение кухонного инвентаря и уход за ним.

24.09



1

Практическая работа.

Практическое задание: Применить моющие и дезинфицирующие средства для мытья посуды.

24.09


3


Физиология питание - 2ч.





1


Пища человека. Режим питания.


Основные продукты питания.

Знакомство с правилами рационального питания.

01.10



1

Продукты растительного и животного происхождения.

Знакомство с продуктами растительного и животного происхождения.

01.10


4


Санитария и гигиена -2ч.





1


Правила личной гигиены.

Знакомство с правилами личной гигиены при работе в кулинарной мастерской.

08.10



1


Приготовление пищи и её хранение.

Знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями при приготовлении пищи и её хранении.

08.10


5



Овощной цех -4ч.






1

Цеха кухни. Овощной цех.


Знакомство с овощным цехом, оборудованием, посудой, инвентарем.

15.10



1


Экскурсия в овощной цех.

Экскурсия в овощной цех.

Правила ТБ при работе в овощном цехе с ножом.

15.10



1

Самостоятельная работа.

Письменная работа и практическое задание по теме: «Применение моющих средств для мытья посуды».

22.10



1

Практическая работа.

Практическое задание: Применить моющие средства для мытья посуды.

22.10



1

Практическая работа.

Практическое задание:

29.10



1

Практическая работа.

Практическое задание:

29.10


6


Вводное занятие -2ч.



II чет.(14ч)


1

Вводное занятие.


План работы на четверть. Беседа о культуре поведения в школьной столовой.

12.11



1

Инструктаж по ТБ.

Правила безопасной работы при работе с острыми и колющими инструментами и приспособлениями.

12.11


7



Первичная обработка овощей-2ч.






1


Овощи.

Рассказ о значении овощей в питании человека. Классификация овощей, питательная ценность овощей.

19.11



1


Первичная обработка овощей.

Знакомство с последовательностью первичной обработки овощей. Правила техники безопасности при обработке овощей.

19.11


8




Формы нарезки овощей - 10ч.






1

Формы нарезки картофеля.

Знакомство с формами нарезки картофеля.

26.11




1

Формы нарезки моркови.

Знакомство с формами нарезки моркови.

26.11



1

Формы нарезки томатов.

Знакомство с формами нарезки томатов.

03.12



1

Формы нарезки перца.

Знакомство с формами нарезки болгарского перца.

03.12



1

Формы нарезки огурцов.

Знакомство с формами нарезки огурцов.

10.12



1

Формы нарезки лука.

Знакомство с формами нарезки репчатого лука.

10.12



1

Практическая работа.

Практическое задание: Обработать овощи. ТБ при работе с острыми колющими инструментами и приспособлениями.


17.12



1

Практическая работа.

Практическое задание: Нарезать овощи кубиками, соломкой, кольцами. Правила личной гигиены.


17.12



1

Самостоятельная работа.

Письменная работа по теме: «Технологическая последовательность первичной обработки овощей».

24.12



1

Практическая работа.

Практическое задание: Обработать овощи. Правила безопасной работы при работе с острыми и колющими инструментами и приспособлениями. Оказать первую помощь при порезах и ожогах.


24.12


9


Вводное занятие - 2ч.



IIIчет. (22ч)




1


Вводное занятие.

План работы на четверть. Беседа о бережном отношении к оборудованию, посуде, инвентарю.


14.01



1

Инструктаж по ТБ.


Правила безопасной работы в овощном цехе. ТБ при работе с ножом.


14.01


10


Кулинарное использование форм нарезки овощей - 6 ч.





1


Кулинарное использованием форм нарезки картофеля.

Знакомство с кулинарным использованием форм нарезки картофеля.


21.01



1


Кулинарное использованием форм нарезки моркови.

Знакомство с кулинарным использованием форм нарезки моркови.


21.01



1


Кулинарное использованием форм нарезки томатов.

Знакомство с кулинарным использованием форм нарезки томатов.


28.01



1


Кулинарное использованием форм нарезки перца.

Знакомство с кулинарным использованием форм нарезки болгарского перца.


28.01



1


Кулинарное использованием форм нарезки огурцов.

Знакомство с кулинарным использованием форм нарезки огурцов.


04.02



1

Кулинарное использованием форм нарезки лука.

Знакомство с кулинарным использованием форм нарезки репчатого лука.


04.02


11

1

Сервировка стола – 2ч.






1

Сервировка стола к чаю.

Знакомство с сервировкой стола к чаю. Правила поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами.


11.02



1

Практическая работа.

Практическое задание: Накрыть стол к чаю (салфетки, скатерть, чайная посуда, столовые приборы).

11.02


12



Технология приготовления салатов из сырых овощей – 10ч.

Технология приготовления пищи





1

Салаты из сырых овощей

Овощи, из которых готовят салаты.


18.02



1

Салаты из сырых овощей.


Санитарно-гигиенические правила при приготовлении салатов.

18.02



1

Приготовление салата из свежей капусты с морковью.

Технология приготовления салата.

Заправки для овощных салатов.


25.02



1

Приготовление салата из свежей капусты с морковью.

Технология приготовления салата.

Заправки для овощных салатов.

25.02



1

Приготовление салата из моркови с чесноком.

Технология приготовления салата.

Заправки для овощных салатов.

04.03



1

Приготовление салата из моркови с чесноком.


Технология приготовления салата.

Заправки для овощных салатов.

04.03



1

Приготовление салата из свежих огурцов и помидоров.

Технология приготовления салата.

Заправки для овощных салатов.


11.03



1

Приготовление салата из свежих огурцов и помидоров.

Технология приготовления салата.

Заправки для овощных салатов.


11.03



1

Самостоятельная работа.

Письменная работа по теме: «Приготовление салатов из сырых овощей»


18.03



1

Практическая работа.

Практическое задание: Приготовить салат из сырых овощей. Правила пользования ножом.


18.03



1

Практическая работа.

Практическое задание: Приготовить салат из сырых овощей. Правила безопасной работы при работе с острыми и колющими инструментами и приспособлениями.


25.03



1

Практическая работа.

Практическое задание: Приготовить салат из сырых овощей Правила безопасной работы с ножом.

25.03


13


Вводное занятие - 2ч.




IV чет.(16ч)


1


Вводное занятие.

План работы на четверть. Беседа о культуре поведения за столом.

08.04



1

Инструктаж по ТБ.


Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены.


08.04


14




Тепловая обработка - 4ч.






1

Тепловое оборудование горячего цеха.

Экскурсия в горячий цех. Назначение оборудования.

Знакомство с эл. плитой, эл. котлом, эл. сковородой.


15.04



1


Бытовая электрическая печь.

Знакомство с электрической печью. Правила пользования эл. печью. ТБ при работе с эл. печью.


15.04



1


Основные приемы тепловой обработки.

Знакомство с основными приемами тепловой обработки.

Посуда и инвентарь для варки и жарки.


22.04



1

Практическая работа.

Практическое задание: Освоить правила пользования эл. плитой. ТБ при работе с электрооборудованием.


22.04


15


Технология приготовления салатов из отварных овощей-10ч







1

Отваривание овощей в кожуре для салата.


Знакомство с основным способом варки. Посуда для отваривания овощей.


29.04



1

Отваривание овощей в кожуре для салата.


Знакомство с основным способом варки. Посуда для отваривания овощей.


29.04



1

Правила безопасной работы при варке овощей.


Техника безопасности при работе с горячими жидкостями. Правила работы и техника безопасности при работе с электроплитой.


06.05



1

Приготовление салатов.



Санитарно-гигиенические требования при приготовлении салатов из отварных овощей. Технология приготовления из салатов отварных овощей.


06.05



1

Приготовление салата «Оливье».

Продукты для приготовления салата.

Технология приготовления салата.



13.05



1


Приготовление салата «Оливье».

Продукты для приготовления салата.

Технология приготовления салата.


13.05



1


Самостоятельная работа.

Письменная работа по теме: «Технология приготовление салата из отварных овощей».


20.05



1

Практическая работа.

Практическое задание: Приготовить салат из отварных овощей. ТБ при работе с горячими жидкостями.


20.05



1

Приготовление винегрета.

Продукты для приготовления винегрета.

Технология приготовления винегрета.


27.05



1

Приготовление винегрета.


Продукты для приготовления винегрета.

Технология приготовления винегрета.


27.05









Итого:70 ч




В программе в процессе обучения возможны изменения и дополнения





Основные требования к УД:

К концу первого года обучения, обучающие должны освоить следующие учебные действия:

Обучающие должны знать:
  • правила безопасной работы с горячими жидкостями;
  • правила безопасной работы при использовании ножа;
  • правила безопасной работы с электроприборами;
  • правила пользования электропечью;
  • теоретические основы обработки овощей;
  • санитарно-гигиенические требования при приготовлении салатов;
  • технологии приготовления салатов.
Обучающие должны уметь:
  • мыть и чистить чайную, столовую и кухонную посуду.

  • очищать с помощью ножа и овощечистки овощи.

  • уметь нарезать картофель соломкой, брусочками, кубиками.

  • морковь шинковать на терке. Капусту нарезать соломкой. Репчатый лук - полукольцами, кубиками.

  • уметь отваривать овощи в кожуре для салатов.

Обучающиеся должны с помощью учителя готовить салаты из сырых и отварных овощей, оформлять их.