МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОЩИНСКАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР __________ «____» ___________ 20____г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ___________ Приказ № _____ от «___»________ 20___г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по чтению (литературному чтению)
для обучающегося с ОВЗ
Класс: 7-А
Количество часов в неделю: 1+3 ч
Срок реализации программы: 2022 - 2023 учебный год
Учитель начальных классов:
Категория: высшая
с. Рощино, 2022 г.
Адаптированная рабочая программа по чтению (литературному чтению) разработана для учащегося 7-А класса ________________________ обучения на дому и на основании следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2014 г., утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15.
АООП ОУО МБОУ «Рощинская школа-детский сад», приказ от 28.08.2020
№ 234.
Заключения ТПМ ПК от 29 апреля 2020 года № 36.
Программа ориентирована на использование учебника:
Чтение. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт.-сост. А. К. Аксенова. – 15-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2022.
На изучение чтения (литературного чтения) в 7-А классе в условиях обучения на дому отводится 4 часа в неделю, из них: 1 ч в неделю - аудиторные часы, 3 ч в неделю - самостоятельная работа на дому; 136 часов за год обучения, из них: 34 ч - аудиторные часы, 102 ч - самостоятельная работа на дому.
Воспитательный потенциал уроков чтения (литературного чтения) для учащего-ся 7-А класса _______________________________ в условиях обучения на дому реализуется через:
- развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, любящей свой родной край, свою малую Родину – Крым;
- целенаправленное саморазвитие ребенка как уникальной личности, неповторимой индивидуальности, способной проявить свою активность в познании, общении, игре, спорте – то есть в предметно-практической и духовно-нравственной деятельности;
- воспитание школьника как образованного человека, гражданина, патриота, свободную, культурную, гуманную личность, способную к саморазвитию;
- формирование у обучающихся необходимых социальных навыков, которые помогут им лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ.
_________________ в 2022-2023 учебном году обучается на дому в 7-А классе МБОУ «Рощинская школа-детский сад» на основании заключения ТПМПК от 29 апреля 2020 года № 36.
____________не ориентирован на познавательную активность, уровень обучаемости низкий, не соответствует возрасту. При выполнении учебных заданий не может продолжительное время концентрировать внимание на работе, очень быстро и резко переключается с одного вида деятельности на другой. При выполнении какого – либо задания доступны лишь совместные, поэтапные действия с учителем при постоянном одобрении и поощрении. Практические действия по письму, счету выполняет при непосредственной помощи учителя и с опорой на наглядность. Самостоятельной целенаправленной деятельности нет.
Наибольшую сложность представляют собой задания, требующие словесно-логического мышления, такие, как понимание несложных текстов, содержащих те или иные зависимости — временные, причинные и т. п. Мальчик воспринимает материал упрощенно, изменяет последовательность смысловых звеньев, не устанавливает необходимых взаимоотношений между ними.
Внимание пассивное, рассеянное, неустойчивое, легко отвлекаемое, непроизвольное. _______________крайне безынициативен, не умеет самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить ее отдельной цели, не всегда может сосредоточить усилия для преодоления даже незначительных препятствий.
По характеру мальчик доброжелательный, проявляет радость при встрече. При общении со взрослыми и сверстниками активно использует жесты, мимику, пантомимику, взгляд выразительный. Навыки опрятности и навыки самообслуживания сформированы частично.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
7-А класс (34 ч + 102 ч).
1 ч в неделю – аудиторные часы.
3 ч в неделю – самостоятельная работа на дому.
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
присказка, зачин, диалог, произведение.
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
стихотворение, рифма, строка, строфа.
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя).
Примерная тематика чтения.
Устное народное творчество.
Русская народная сказка «Сивка бурка». Русская народная сказка «Журавль и Цапля». Русская народная сказка «Умный мужик». Проверка техники чтения. Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни. Пословицы. Загадки. Урок внеклассного чтения.
Из произведений русской литературы XIX века.
А.С. Пушкин. Биографические сведения. А.С. Пушкин «Сказка о царе Cалтане…».. А.С. Пушкин «Зимний вечер». А.С. Пушкин «У Лукоморья». Урок внеклассного чтения.
М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения. М.Ю. Лермонтов «Бородино». И.А. Крылов. Жанр басня. Особенности басен Крылова. Басня «Кукушка и Петух». Басня «Волк и Журавль». Басня «Слон и Моська». Урок внеклассного чтения. Н.А. Некрасов. Биографические сведения; «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».
Л.Н. Толстой. Биографические сведения. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов. Биография писателя; «Хамелеон». Урок внеклассного чтения. Проверка техники чтения. В.Г. Короленко. Биографические сведения. Повесть «Дети подземелья». Тестирование по пройденному материалу. В.Г. Короленко «Дети подземелья». Урок внеклассного чтения.
Из произведений русской литературы XX века.
А. М. Горький. Биографические сведения. Отрывки из повести «Детство». Отрывки из повести «В людях». Обобщающий урок по творчеству М. Горького. Урок внеклассного чтения. М. Исаковский «Детство», «Ветер», «Весна». К. Паустовский. Биографические сведения. Рассказ «Последний черт». Урок внеклассного чтения. М. Зощенко «Великие путешественники» Урок внеклассного чтения. К. Симонов. Биографические сведения. К. Симонов «Сын артиллериста». Урок внеклассного чтения. В. Катаев. Биографическая справка. «Флаг». Урок внеклассного чтения. Н. Рыленков. Биографическая справка. «Деревья», «Весна без вещуньи-кукушки», «Все в танцующей дымке». Проверка техники чтения. Ю. Коваль. Биографическая справка. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака». Ю. Яковлев «Багульник». Р. Погодин. Биографическая справка. «Время говорит - пора». Проверка техники чтения. А. Алексин. Биографическая справка. «Двадцать девятое февраля». Урок внеклассного чтения. К. Ваншенкин. Библиографическая справка. «Мальчишка». Итоговый обобщающий урок за курс 7 класса. Задания на лето.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов |
Аудиторные часы | Самост. работа на дому |
1. | Устное народное творчество. | 3 | 9 |
2. | Из произведений русской литературы XIX века. | 15 | 45 |
3. | Из произведений русской литературы XX века. | 16 | 48 |
4. | Техника чтения. | В течение года |
5. | Развитие устной речи. | В течение года |
6. | Внеклассное чтение. | В течение года |
| Аудиторные часы. | 34 | |
| Самостоятельная работа на дому. | | 102 |
| ИТОГО | 136 |
Формы организации уроков и виды деятельности.
Фронтальная работа.
Индивидуальная работа.
Творческая работа.
Практическая работа.
Рассказ.
Беседа.
Самостоятельная работа.
Сочинение.
Викторина.
Дидактическая игра.
Экскурсия.
Виртуальная экскурсия.
Творческая мастерская.
Мини-проект.
10