Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. Ростова
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО Руководитель ШМО: ________________________ Протокол №____ «___»_________20__ г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора: Обморышева И.А. __________ от______________г. | «УТВЕРЖДЕНО» И.о. директора школы: Сергеев С.В.___________ Приказ №_______ от ___________г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образования для обучающихся с умственной отсталостью
вариант 8.1.
7 класс
индивидуальное обучение
Чтение и развитие речи
Составители: Голубева Н.Г.
Иванова С.Г.
Соболева О.В.
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа (АОП) разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа, адаптирована для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП.
Рабочая программа обеспечены учебными пособиями, рекомендованными (допущенными) приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в специальных образовательных учреждениях».
АОП разработана на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. «Об образовании в Российской Федерации» .Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
2. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26
3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы». Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 297
6. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н.
7. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
8. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» . Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
9. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082
10. «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» . Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н
11. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013г. № ИР-535/07
12. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
13. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
14. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы.
Цель: формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.
Задачи:
Создать условия для овладения учащимися навыков правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений русских, зарубежных классиков и современных писателей.
Обогащать и активизировать словарный запас школьников, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
Научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, мышления)
Способствовать решению проблемы социальной адаптации в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Методы и формы обучения:
словесные (рассказ, объяснение, беседа)
наглядные (ИКТ, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций)
практические (работа с учебником, карточками, составление кластеров.)
Основные направления коррекционной работы:
коррекция зрительной и вербальной памяти; устойчивости внимания; повышение уровня общего развития обучающихся;
коррекция звукопроизношения;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словарного запаса;
развитие образного мышления;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета
На уроках чтения изучаются рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении ней; о замечательных событиях в жизни страны, что способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий
жизненным ситуациям. Ознакомление детей с художественными произведениями носит воспитывающий характер.
На уроках продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при чтении и понимании содержания. Рекомендуемые произведения – разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы полно и правильно; последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Количество часов по учебному плану | Индивидуальное обучение |
С учителем | С родителями | Итого |
Всего в неделю | 1 ч | 2 ч | |
Всего за учебный год | 34 ч | 98 ч | 102 ч |
Личностные, коммуникативные, регулятивные и предметные результаты
Изучение предметного курса дает возможность достичь следующих результатов:
Личностные результаты
Уметь ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл прочитанного, высказывать свое мнение.
Уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками, вести диалог.
Развитие этических чувств, доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания другим.
Коммуникативные результаты
Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Уметь высказать свою позицию, понимать других.
Уметь работать индивидуально и в группе.
Регулятивные результаты
Уметь организовывать свою учебную деятельность, оценивать свой результат
Уметь действовать по плану, алгоритму.
Уметь ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
Предметные результаты
Учащиеся должны уметь:
Читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»; Выделять главную мысль произведения;
Определять основные черты характера действующих лиц; Пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений.
Содержание учебного материала
№ п/п | Тема раздела |
| |
1 | Устное народное творчество |
2 | Из произведений русской литературы XIX века |
3 | Из произведений русской литературы XX века |
4 | Внеклассное чтение |
Способы и формы оценки образовательных результатов по чтению
Знания и умения учащегося оцениваются по результатам техники чтения, их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ.
При оценке устных ответов принимаются во внимание:
правильность ответа по содержанию,
качество техники чтения,
полнота ответа,
умения практически применять свои знания,
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в последовательном изложении материала при пересказе текста и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи при чтении
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, читает ниже положенной нормы, затрудняется в самостоятельном пересказе или делает это с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала: допускает ошибки в формулировке правил, искажающих их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Итоговая оценка знаний и умений учащегося
За учебную четверть и за год знания и умения учащегося оцениваются одним баллом.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса.
Учебно-методическое обеспечение
Учебники | Методические материалы | Дидактичес кие материалы | Материалы для контроля | Интернет- ресурсы |
И.М. Бгажнокова, Е.С. Погожкина «Чтение «Просвещение», | Т.Г.Галактионова «Учимся успешному чтению» (пособие для учащихся). М.: Просвещение | Портреты русских и советских писателей | Подобранные учителем тексты для проверки техники чтения, с учетом индивидуальных особенностей учащихся | http//images. yandex.ru http//pedsovt. su http//festival/ september.ru |
Материально-техническое обеспечение начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отвечает особым образовательным потребностям.
Требования к организации пространства
Для обучающихся создано доступное пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио - визуализированные источники.
При реализации АОП обеспечивается обучающемуся возможность постоянно находиться в зоне внимания педагога.
Требования к организации временного режима обучения
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность учебной недели –5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену. Продолжительность учебного дня устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей обучающегося, его готовности к нахождению без родителей. Распорядок учебного дня обучающихся устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровье сбережению. Обучение с организацией прогулки, питания, необходимых оздоровительных мероприятий.
Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня.
Требования к техническим средствам обучения
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
К техническим средствам обучения обучающихся, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся: компьютеры c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), музыкальные центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами и др.
Учебный и дидактический материал
При освоении АОП обучающиеся обучаются по базовым учебникам специальным, учитывающим особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы.
Особые образовательные потребности обучающихся обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.
Специфика данной группы требований обусловлена большей необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся, и состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательной организации, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для реализации АОП. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося.
Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося.
5. Информационное обеспечение
включает необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.
Информационно-методическое обеспечение реализации АОП обучающихся направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть (27 часов)
№ п/п | Кол-во часов | Тема | С учителем/родителями | Дата проведения |
план | Факт |
Устное народное творчество |
1 | 1 | Устное народное творчество. | с учителем | | |
2 | 1 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | | | |
3 | 1 | Русская народная сказка «Журавль и Цапля». | | | |
4 | 1 | Русская народная сказка «Умный мужик». | с учителем | | |
5 | 1 | Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Волшебное кольцо». | | | |
6 | 1 | Былина «Три поездки Ильи Муромца». | | | |
7 | 1 | Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой». | | | |
8 | 1 | Входной контроль (В.М.) Пословицы, загадки. | с учителем | | |
|
9 | 1 | A.C. Пушкин. Статья. | | | |
10 | 1 | A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …» Характеристика царя. | с учителем | | |
11 | 1 | A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Чудеса на острове Буяне. | | | |
12 | 1 | A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Поведение сестер и бабы Бабарихи. | | | |
13 | 1 | A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Характеристика Гвидона. | | | |
14 | 1 | А.С.Пушкин. «Зимний вечер». | с учителем | | |
15 | 1 | А.С. Пушкин «У Лукоморья». | | | |
16 | 1 | М.Ю. Лермонтов. Статья. | | | |
17 | 1 | М.Ю. Лермонтов «Бородино». | с учителем | | |
18 | 1 | И.А. Крылов. Статья. | | | |
19 | 1 | И.А. Крылов «Кукушка и Петух». | | | |
20 | 1 | И.А. Крылов «Волк и Журавль». | | | |
21 | 1 | И.А. Крылов «Слон и Моська». | с учителем | | |
22 | 1 | Внеклассное чтение. ХКК Н.П. Голубева «Там, где была тайга». | | | |
23 | 1 | Н.А. Некрасов. Статья. | | | |
24 | 1 | НА. Некрасов «Несжатая полоса». | | | |
25 | 1 | Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин». | | | |
26 | 1 | Л.Н. Толстой. Статья. | с учителем | | |
27 | 1 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 1 часть. Жилин попал в плен. | | | |
2 четверть (21 час)
Дата | Кол-во часов | Тема | С учителем/с родителями | Дата проведения план | Дата проведения факт | | | | | | |
Из произведений русской литературы XIX века | | | | план | Факт |
28 | 1 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 2 часть. Поведение Жилина и Костылина в плену. | с учителем | | | | | | | | |
29 | 1 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 3 часть. Доверие татар к Жилину. | с учителем | | | | | | | | |
30-31 | 2 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 4, 5 части. Подготовка Жилина к побегу. Неудачный побег. | | | | | | | | | |
32-33 | 2 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 6 часть. Помощь Дины Жилину. | | | | | | | | | |
34 | 1 | Внеклассное чтение. ХКК Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев». | с учителем | | | | | | | | |
35 | 1 | А.П. Чехов. Статья. | с учителем | | | | | | | | |
36 | 1 | А.П. Чехов «Хамелеон». | | | | | | | | | |
37 | 1 | В.Г. Короленко. Статья. | | | | | | | | | |
38 | 1 | В.Г. Короленко «Дети подземелья». 1 часть. «Я и мой отец». | с учителем | | | | | | | | |
39 | 1 | В.Г. Короленко «Дети подземелья». 2 часть. «Я приобретаю новое знакомство». | | | | | | | | | |
40 | 1 | Полугодовой контроль (В.М.) В.Г. Короленко «Дети подземелья». 3 часть. «Знакомство продолжается». | с учителем | | | | | | | | |
41 | 1 | В.Г. Короленко «Дети подземелья». 4 часть. «Осенью». | | | | | | | | | |
42 | 1 | В.Г. Короленко «Дети подземелья». 5 часть. «Кукла». | с учителем | | | | | | | |
43 | 1 | В.Г. Короленко «Дети подземелья». Обобщающий урок. | | | | | | | | | |
44 | 1 | Внеклассное чтение. ХКК. А.Е. Тихонова «Кустарник, живущий под чужим именем». | с учителем | | | | | | | | |
3 четверть (30 часов)
Дата | Кол-во часов | Тема | С учителем/с родителями | Дата проведения план | Дата проведения факт |
Из произведений русской литературы XX века |
45 | 1 | М. Горький. Статья. | с учителем | | |
46 | 1 | М. Горький «Детство». Обстановка в доме деда. | | | |
47 | 1 | М. Горький «Детство». История с напёрстком. | с учителем | | |
48 | 1 | М. Горький «Детство». Наказание. | | | |
49 | 1 | М. Горький «Детство». Отношение к наказанию. | с учителем | | |
50 | 1 | М. Горький «Детство». Характеристика Алексея. | | | |
51 | 1 | М. Горький «Детство». Обобщающий урок. | | | |
52 | 1 | М. Горький «В людях». Жизнь Алеши в доме чертежника. | с учителем | | |
53 | 1 | М. Горький «В людях». Попытка учиться. | с учителем | 08.02 | |
54 | 1 | М. Горький «В людях». История с самоваром. | | | |
55 | 1 | М. Горький «В людях». Приём у врача. | с учителем | | |
56 | 1 | М. Горький «В людях». Характеристика Алексея. | | | |
57 | 1 | Внеклассное чтение. ХКК. В. Арсеньев «Лесное предание». | с учителем | | |
58 | 1 | М.В. Исаковский «Детство». | | | |
59 | 1 | М.В. Исаковский «Ветер». | | | |
60 | 1 | Промежуточный контроль (В.М.) М.В. Исаковский «Весна». | с учителем | | |
61-64 | 3 | К.Г. Паустовский «Последний черт». | | | |
65 | 1 | Внеклассное чтение. Н.Г. Паустовский «Жильцы старого дома». | с учителем | | |
66-69 | 3 | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | | | |
70-71 | 2 | К.М. Симонов «Сын артиллериста». Встреча майора Деева и лейтенанта Петрова. | | | |
72-74 | 2 | К.М. Симонов «Сын артиллериста». Опасное задание. | | |
75-76 | 2 | В.П. Катаев «Флаг». | | | |
77 | 1 | Внеклассное чтение по рассказам М.М. Зощенко. | с учителем | | |
4 четверть (24 часа)
Дата | Кол-во часов | Тема | С учителем/ с родителями | | | |
Из произведений русской литературы XX века - |
78-81 | 3 | Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи кукушки». | | | |
82 | 1 | Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Имя клеста. | с учителем | | . |
83 | 1 | Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Гордый характер. | | | |
84 | 1 | Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Гитарные вечера. | с учителем | | |
85 | 1 | Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Хандра капитана Клюквина. | | | |
86 | 1 | Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Характеристика капитана Клюквина. | с учителем | |
87 | 1 | Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Комизм в поведении собаки. | | | |
88 | 1 | Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – воришка, гуляка, притвора. | с учителем | | . |
89 | 1 | Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Хозяин курицы. | | | |
90 | 1 | Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – «великий артист». | | | |
91 | 1 | Итоговый контроль (В.М.) Ю.И. Коваль «Картофельная собака». | с учителем | | |
92 | 1 | Внеклассное чтение. ХКК. Ю. Таранов «Неслух». | с учителем | | |
93-94 | 2 | Ю.Я. Яковлев «Багульник». | | | |
95-96 | 2 | Г, П. Погодин «Время говорит - пора». | | | |
97-98 | 2 | А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля». | | | |
99 | 1 | К.Я. Ваншенкин «Мальчишки». | с учителем | | |
100 | 1 | К.Я. Ваншенкин «Снежки». | с учителем | | |
101-102 | 2 | Внеклассное чтение. В. Сысоев «В новой семье». | | | |
18