СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

образования для обучающихся с умственной отсталостью

вариант 8.1.

7 класс

индивидуальное обучение

Чтение и развитие речи

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы для детей с ОВЗ»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Ростова



«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

Руководитель ШМО:

________________________


Протокол №____
«___»_________20__ г.



«СОГЛАСОВАНО»


Зам. директора:

Обморышева И.А. __________


от______________г.



«УТВЕРЖДЕНО»


И.о. директора школы:

Сергеев С.В.___________


Приказ №_______

от ___________г.






АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


образования для обучающихся с умственной отсталостью


вариант 8.1.

7 класс

индивидуальное обучение



Чтение и развитие речи




Составители: Голубева Н.Г.

Иванова С.Г.

Соболева О.В.




2021 – 2022 учебный год


Пояснительная записка


Адаптированная образовательная программа (АОП) разработана для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данная программа, адаптирована для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Адаптированная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АОП.

Рабочая программа обеспечены учебными пособиями, рекомендованными (допущенными) приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в специальных образовательных учреждениях».


АОП разработана на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. «Об образовании в Российской Федерации» .Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ



2. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26

3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

5. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы». Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 297



6. «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» - Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н.



7. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897

8. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» . Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598

9. «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082



10. «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» . Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н

11. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013г. № ИР-535/07

12. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

13. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.

14. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы.


Цель: формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.


Задачи:

  1. Создать условия для овладения учащимися навыков правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений русских, зарубежных классиков и современных писателей.

  2. Обогащать и активизировать словарный запас школьников, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.

  3. Научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, мышления)

  5. Способствовать решению проблемы социальной адаптации в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.


Методы и формы обучения:


  • словесные (рассказ, объяснение, беседа)

  • наглядные (ИКТ, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций)

  • практические (работа с учебником, карточками, составление кластеров.)


Основные направления коррекционной работы:


  • коррекция зрительной и вербальной памяти; устойчивости внимания; повышение уровня общего развития обучающихся;

  • коррекция звукопроизношения;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • обогащение словарного запаса;

  • развитие образного мышления;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.



Общая характеристика учебного предмета


На уроках чтения изучаются рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о героическом прошлом и настоящем нашей Родины; о борьбе за мир во всем мире; о труде людей; о родной природе и бережном отношении ней; о замечательных событиях в жизни страны, что способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий

жизненным ситуациям. Ознакомление детей с художественными произведениями носит воспитывающий характер.

На уроках продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при чтении и понимании содержания. Рекомендуемые произведения – разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.

Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы полно и правильно; последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.



Описание места учебного предмета в учебном плане


Количество часов по учебному плану

Индивидуальное обучение

С учителем

С родителями

Итого

Всего в неделю

1 ч

2 ч


Всего за учебный год


34 ч

98 ч


102 ч



Личностные, коммуникативные, регулятивные и предметные результаты


Изучение предметного курса дает возможность достичь следующих результатов:


Личностные результаты

  • Уметь ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл прочитанного, высказывать свое мнение.

  • Уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками, вести диалог.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания другим.


Коммуникативные результаты

  • Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

  • Уметь высказать свою позицию, понимать других.

  • Уметь работать индивидуально и в группе.


Регулятивные результаты

  • Уметь организовывать свою учебную деятельность, оценивать свой результат

  • Уметь действовать по плану, алгоритму.

  • Уметь ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.



Предметные результаты


Учащиеся должны уметь:

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»; Выделять главную мысль произведения;

Определять основные черты характера действующих лиц; Пересказывать текст по плану полно и выборочно.


Учащиеся должны знать:

наизусть 10 стихотворений.



Содержание учебного материала

п/п

Тема раздела





1

Устное народное творчество

2

Из произведений русской литературы XIX века

3

Из произведений русской литературы XX века

4

Внеклассное чтение



Способы и формы оценки образовательных результатов по чтению


Знания и умения учащегося оцениваются по результатам техники чтения, их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ.

При оценке устных ответов принимаются во внимание:

  • правильность ответа по содержанию,

  • качество техники чтения,

  • полнота ответа,

  • умения практически применять свои знания,

  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.


Оценка устных ответов


Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в последовательном изложении материала при пересказе текста и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи при чтении

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, читает ниже положенной нормы, затрудняется в самостоятельном пересказе или делает это с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала: допускает ошибки в формулировке правил, искажающих их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.



Итоговая оценка знаний и умений учащегося

  1. За учебную четверть и за год знания и умения учащегося оцениваются одним баллом.

  2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.

  3. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса.



Учебно-методическое обеспечение


Учебники


Методические материалы

Дидактичес кие материалы

Материалы для контроля

Интернет- ресурсы

И.М. Бгажнокова, Е.С. Погожкина

«Чтение

«Просвещение»,



Т.Г.Галактионова

«Учимся успешному чтению» (пособие для учащихся).

М.: Просвещение

Портреты русских и советских писателей

Подобранные учителем тексты для проверки техники чтения, с учетом индивидуальных особенностей учащихся

http//images. yandex.ru

http//pedsovt. su


http//festival/ september.ru



Материально-техническое обеспечение начального общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отвечает особым образовательным потребностям.


  1. Требования к организации пространства

Для обучающихся создано доступное пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через аудио - визуализированные источники.

При реализации АОП обеспечивается обучающемуся возможность постоянно находиться в зоне внимания педагога.


  1. Требования к организации временного режима обучения

Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность учебной недели –5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в первую смену. Продолжительность учебного дня устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных потребностей обучающегося, его готовности к нахождению без родителей. Распорядок учебного дня обучающихся устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровье сбережению. Обучение с организацией прогулки, питания, необходимых оздоровительных мероприятий.

Учебный день включает в себя специально организованные занятия / уроки, а также паузу, время прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит, как в ходе занятий / уроков, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня.


  1. Требования к техническим средствам обучения

Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.

К техническим средствам обучения обучающихся, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся: компьютеры c колонками и выходом в Internet, принтер, сканер, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски, коммуникационные каналы, программные продукты, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), музыкальные центры с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокнигами и др.


  1. Учебный и дидактический материал

При освоении АОП обучающиеся обучаются по базовым учебникам специальным, учитывающим особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности), рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы.

Особые образовательные потребности обучающихся обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.

Специфика данной группы требований обусловлена большей необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся, и состоит в том, что все вовлечённые в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательной организации, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для реализации АОП. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося.

Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося.


5. Информационное обеспечение

включает необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Информационно-методическое обеспечение реализации АОП обучающихся направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.









Календарно-тематическое планирование



1 четверть (27 часов)

п/п

Кол-во часов

Тема

С учителем/родителями

Дата проведения

план

Факт

Устное народное творчество

1

1

Устное народное творчество.

с учителем



2

1

Русская народная сказка «Сивка-бурка».




3

1

Русская народная сказка «Журавль и Цапля».




4

1

Русская народная сказка «Умный мужик».

с учителем



5

1

Внеклассное чтение. Русская народная сказка «Волшебное кольцо».




6

1

Былина «Три поездки Ильи Муромца».




7

1

Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой».




8

1

Входной контроль (В.М.) Пословицы, загадки.

с учителем




9

1

A.C. Пушкин. Статья.




10

1

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …» Характеристика царя.

с учителем



11

1

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Чудеса на острове Буяне.




12

1

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Поведение сестер и бабы Бабарихи.




13

1

A.C. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном …». Характеристика Гвидона.




14

1

А.С.Пушкин. «Зимний вечер».

с учителем



15

1

А.С. Пушкин «У Лукоморья».




16

1

М.Ю. Лермонтов. Статья.




17

1

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

с учителем



18

1

И.А. Крылов. Статья.




19

1

И.А. Крылов «Кукушка и Петух».




20

1

И.А. Крылов «Волк и Журавль».




21

1

И.А. Крылов «Слон и Моська».

с учителем



22

1

Внеклассное чтение.

ХКК Н.П. Голубева «Там, где была тайга».




23

1

Н.А. Некрасов. Статья.




24

1

НА. Некрасов «Несжатая полоса».




25

1

Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин».




26

1

Л.Н. Толстой. Статья.

с учителем



27

1

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 1 часть. Жилин попал в плен.









2 четверть (21 час)


Дата

Кол-во часов

Тема

С учителем/с родителями

Дата проведения

план

Дата проведения

факт







Из произведений русской литературы XIX века




план

Факт

28

1

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 2 часть. Поведение Жилина и Костылина в плену.

с учителем









29

1

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 3 часть. Доверие татар к Жилину.

с учителем









30-31

2

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 4, 5 части. Подготовка Жилина к побегу. Неудачный побег.










32-33

2

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». 6 часть. Помощь Дины Жилину.










34

1

Внеклассное чтение. ХКК

Н.П. Голубева «Евгений Дикопольцев».

с учителем









35

1

А.П. Чехов. Статья.

с учителем









36

1

А.П. Чехов «Хамелеон».










37

1

В.Г. Короленко. Статья.










38

1

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 1 часть. «Я и мой отец».

с учителем









39

1

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 2 часть. «Я приобретаю новое знакомство».










40

1

Полугодовой контроль (В.М.) В.Г. Короленко «Дети подземелья». 3 часть. «Знакомство продолжается».

с учителем









41

1

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 4 часть. «Осенью».










42

1

В.Г. Короленко «Дети подземелья». 5 часть. «Кукла».

с учителем








43

1

В.Г. Короленко «Дети подземелья». Обобщающий урок.










44

1

Внеклассное чтение. ХКК.

А.Е. Тихонова «Кустарник, живущий под чужим именем».

с учителем

















3 четверть (30 часов)


Дата

Кол-во часов

Тема

С учителем/с родителями

Дата проведения

план

Дата проведения

факт

Из произведений русской литературы XX века


45

1

М. Горький. Статья.

с учителем



46

1

М. Горький «Детство». Обстановка в доме деда.




47

1

М. Горький «Детство». История с напёрстком.

с учителем



48

1

М. Горький «Детство». Наказание.




49

1

М. Горький «Детство». Отношение к наказанию.

с учителем



50

1

М. Горький «Детство». Характеристика Алексея.




51

1

М. Горький «Детство». Обобщающий урок.




52

1

М. Горький «В людях». Жизнь Алеши в доме чертежника.

с учителем


53

1

М. Горький «В людях». Попытка учиться.

с учителем

08.02


54

1

М. Горький «В людях». История с самоваром.




55

1

М. Горький «В людях». Приём у врача.

с учителем



56

1

М. Горький «В людях». Характеристика Алексея.




57

1

Внеклассное чтение. ХКК.

В. Арсеньев «Лесное предание».

с учителем



58

1

М.В. Исаковский «Детство».




59

1

М.В. Исаковский «Ветер».




60

1

Промежуточный контроль (В.М.) М.В. Исаковский «Весна».

с учителем



61-64

3

К.Г. Паустовский «Последний черт».




65

1

Внеклассное чтение.

Н.Г. Паустовский «Жильцы

старого дома».

с учителем



66-69

3

М.М. Зощенко «Великие путешественники».




70-71

2

К.М. Симонов «Сын артиллериста». Встреча майора Деева и лейтенанта Петрова.




72-74

2

К.М. Симонов «Сын артиллериста». Опасное задание.



75-76

2

В.П. Катаев «Флаг».




77

1

Внеклассное чтение по рассказам М.М. Зощенко.

с учителем




4 четверть (24 часа)

Дата

Кол-во часов

Тема

С учителем/ с родителями




Из произведений русской литературы XX века -

78-81

3

Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи кукушки».




82

1

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Имя клеста.

с учителем


.

83

1

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Гордый характер.




84

1

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Гитарные вечера.

с учителем



85

1

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Хандра капитана Клюквина.




86

1

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин». Характеристика капитана Клюквина.

с учителем


87

1

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Комизм в поведении собаки.




88

1

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – воришка, гуляка, притвора.

с учителем


.

89

1

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Хозяин курицы.




90

1

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». Тузик – «великий артист».




91

1

Итоговый контроль (В.М.) Ю.И. Коваль «Картофельная собака».

с учителем



92

1

Внеклассное чтение. ХКК.

Ю. Таранов «Неслух».

с учителем



93-94

2

Ю.Я. Яковлев «Багульник».






95-96

2

Г, П. Погодин «Время говорит - пора».




97-98

2

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля».




99

1

К.Я. Ваншенкин «Мальчишки».

с учителем



100

1

К.Я. Ваншенкин «Снежки».

с учителем



101-102

2

Внеклассное чтение.

В. Сысоев «В новой семье».





18